-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


ПРОФЕССИИ В ЖИВОПИСИ - ДИРИЖЕР.

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 10:35 + в цитатник
Парашутов все записи автора


Дирижёр (от французского слова diriger - управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.
Как самостоятельный вид музыкального исполнительства, дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. В древнегреческом театре корифей руководил хором, отбивая ритм ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой хейрономии (от др.-греч. xeir — рука и др.-греч. nomos — закон, правило), которое перешло затем и в практику церковного исполнительства в средневековой Европе. Этот вид дирижирования предполагал систему условных движений рук и пальцев, с помощью которых дирижёр указывал певчим темп, метр, ритм, воспроизводил контуры мелодии — её движение вверх или вниз и т. д.






Andreas Schimpf The Evening Performance.



Caricature by Grandville A young composer conducting a concert with a score for gunfire from Louis Reybaud's novel Jérome Paturot à la recherche d'une position sociale. Paris, 1846 г.

С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью «баттуты» - палки, изготовлявшейся из различных материалов, в том числе и из золота, служившей для отбивания такта. Самое раннее изображение управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году. Баттута изначально представляла собою достаточно массивную трость. Руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было и шумным, и небезопасным. Известна история, когда придворный композитор Людовика XIV Жан Батист Люлли (1632 – 1687),, разучивая 8 января 1687 года со своим оркестром Te Deum, назначенный к исполнению по случаю нездоровья короля, наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной, и вскоре умер от гангрены.



Vangelis Gokas, The Dead Orchestra Conductor.



Everett Shinn The Orchestra Pit, Old Proctor's Fifth Avenue Theatre.

Однако уже в XVII веке существовали и менее шумные способы дирижирования. Так, в ансамбле исполнением мог руководить один из его участников, чаще всего скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы. С появлением в XVII веке системы генерал-баса, обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал-баса на клавесине или органе. Он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы, жестами, или даже, как например И. С. Бах, напевая мелодию или отстукивая ритм ногой. В XVIII веке генерал-басу всё чаще помогал первый скрипач — концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты.



Stephen Shortridge The Conductor.



Владимир Карначев Дирижёр Валерий Хлебников. 2012 г.

В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально-инструментальных сочинений. Так, в опере певцами управлял клавесинист, оркестром – концертмейстер, а третьим руководителем мог стать первый виолончелист, игравший басовый голос в оперных речитативах, или хормейстер. В отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти. По мере отмирания системы генерал-баса (во второй половине XVIII века) возрастало значение скрипача-концертмейстера. В XIX веке такой способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах, он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки.



Paul Helm The Conductor.



Сергей и Николай Легаты Композитор и дирижер Риккардо Дриго (дружеский шарж).

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века потребовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле. Дирижирующий концертмейстер уступил своё место человеку, стоящему перед оркестром. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот. Например, композитор Феликс Мендельсон использовал обтянутую кожей трость, а его коллега Гектор Берлиоз предпочитал сучковатые ветки. Рассказывают историю, что однажды в парижском театре «Опера комик» в середине оперетты Оффенбаха вдруг погас свет. Дирижер не растерялся, достал сигару, которую приберегал для антракта, зажег ее и продолжал с ее помощью управлять оркестром. Рассказывают, что Вагнер в качестве дирижерской палочки использовал костяную китайскую лопатку для почесывания спины, в виде согнутой ладони. Эта лопатка сейчас хранится в Музее истории Риги. В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижерскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году. В 1817 году с помощью палочки управляли оркестром К. М. Вебер в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте-на-Майне. Последний еще в 1810 году на Франкенгаузенском музыкальном празднике дирижировал палочкой, скатанной из бумаги. Поначалу этот невиданный дотоле способ управления оркестром поверг всех в изумление. Но довольно скоро дирижеры поняли его преимущества. Как правило, палочки делают из бука, клена, яблони, ореха, березы или красного дерева, а также из слоновой кости и черного дерева и эбонита.



Илья Репин Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1881 г.



Мартирос Сарьян Портрет дирижёра Константина Сараджева. 1940 г.

На протяжении веков композиторы по общему правилу сами исполняли свои произведения: сочинение музыки входило в обязанности капельмейстера, кантора, в иных случаях и органиста; постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с исполнением чужих сочинений. Так, в Вене с 1771 года в публичных благотворительных концертах Музыкального общества, которыми сначала руководил Флориан Леопольд Гассман, а затем на протяжении многих лет Антонио Сальери, часто исполнялись сочинения ушедших композиторов или современников, которые по тем или иным причинам лично участвовать в концертах не могли. Практика исполнения чужих сочинений в конце XVIII века распространилась в оперных театрах; чужими операми нередко дирижировали Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка, и Джованни Паизиелло.



Samuel Burston Sir John Barbirolli (1899–1970), Conductor and Cellist.



Valerie Beere Frederick C. Morris, Conductor of the Shrewsbury Orchestral Society. 1952 г.

Если в XVIII веке композиторы-дирижёры выступали в основном со своими оркестрами, исключение составляли лишь оперные композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке на эстраде появились гастролёры, выступавшие как с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, а позже Р. Вагнер.
Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра.
Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром требовало специальных навыков и специальной одарённости. Среди первых профессиональных дирижёров, получивших международное признание, — Ганс фон Бюлов и Герман Леви. Бюлов стал первым в истории дирижёром, гастролировавшим вместе с оркестрами, в том числе с Берлинским филармоническим.



Лев Русов Портрет Евгения Мравинского.



Лев Русов Ленинградская симфония. Дирижирует Е.А. Мравинский. 1980 г.

Со второй половины XIX века в Европе доминировала немецко-австрийская школа дирижирования, что не в последнюю очередь было обусловлено преобладанием немецко-австрийской симфонической музыки в концертном репертуаре. На рубеже веков её представляла, прежде всего, так называемая «послевагнеровская пятёрка»: Ганс Рихтер, Феликс Мотль, Густав Малер, Артур Никиш, Феликс Вейнгартнер, — а в дальнейшем дирижёры следующего поколения: Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Вильгельм Фуртвенглер, Эрих Кляйбер и нидерландский дирижёр немецкой школы Виллем Менгельберг.
Чувствуя себя сотворцом исполняемого сочинения, дирижёр иногда не останавливался перед внесением изменений в партитуру, прежде всего касающихся инструментовки, не видел большого греха в отступлении от обозначенных в партитуре темпов и т. д. Композиторы нередко советовались с дирижерами и вносили в партитуру исправления после неправильного, но впечатляющего исполнения. Но иногда вольности, которые позволяли себе в отношении партитур, например, Вагнер или Ганс фон Бюлов, осуждались нередко их современниками.
В первой половине ХХ века стремились адаптировать сочинения давно ушедших композиторов к восприятию современной аудитории Виллем Менгельберг и Леопольд Стоковский.



Василий Плотников Дирижёр Юрий Темирканов. 1969 г.



Любовь Костенко Портрет Юрия Темирканова. 1976 г.

Во второй половине XX века в дирижировании появился термин «аутентизм». Дирижеры пытались освоить стилистические особенности музыки XVI-XVIII веков . Но большинство современных дирижёров при обращении к музыке XVIII века ищут свою «золотую середину», нередко при этом подражая и способам дирижирования того времени — управляют оркестром, сидя за фортепиано или со скрипкой в руке. В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования палочки — вообще или в медленных частях сочинений. Те же, кто не отказывается, держат её, как правило, в правой руке.



Зуфар Гимаев Профессор, хоровик - дирижёр Казачков С. Л. 2006 г.



June Stratton Conductor Peter Shannon Process.



Графов В. Портрет дирижёра Валерия Георгиева. Концерт в Цхинвали.

Самая сильная (первая) доля такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая (последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются) распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку.
Кроме такого определения темпа и ритма, дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом, так и для его отдельных групп и участников.



Андрей Аранышев Дирижёр.



Андрей Аранышев Дирижёр II.



Гиви Сипрошвили Дирижёр.

Профессия дирижёра и в настоящее время остается преимущественно мужской, однако в XX веке появились и дирижёры-женщины.
На рубеже столетий концертами в Гётеборге дирижировала Эльфрида Андрее, в 1912 году дебютировала как дирижёр Надя Буланже, Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 г.
Известностью пользовались Сара Колдуэлл – первая женщина, дирижировавшая в Метрополитен Опера, и более 50 лет работавшая с крупнейшими оркестрами СССР Вероника Дударова.



Giancarlo Vitali. Andante sostenuto. 1998 г.



Giancarlo Vitali Direttore I.



Giancarlo Vitali Direttore II. 1991 г.

Источники - Википедия и этот сайт

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Рубрики:  Дирижёры
Музыка и живопись
Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 14 пользователям

Alexander_Kaliinin   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 12:57 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 13:46 (ссылка)
Благодарю за такой интересный и познавательный пост. Очень жалко Люлли.
Ответить С цитатой В цитатник
ИМеля   обратиться по имени Здравствуйте, Анатолий! Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 16:47 (ссылка)
Пост шикарный, а какие картины, так и видишь сцену с оркестром и дирижёра, который ничего не видит и не слышит кроме музыки! особенно понравились портреты знакомых - Мравинского, Темирканова, Гергиева, оно и понятно - видела и слушала их концерты в зале! Вот так нужно рассказывать о профессии, чтобы захотелось ей овладеть!
Ответить С цитатой В цитатник
Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 21:35 (ссылка)
Alexander_Kaliinin, Нинель_Ник, ИМеля, рад, что материал вам понравился! В запасниках есть еще 2 галереи о дирижерах. Если у читателей сообщества возникнет интерес - с радостью помещу эти посты и здесь.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 25 Марта 2013 г. 08:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Парашутов

Парашутов, конечно помещайте. Это будет очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Понедельник, 25 Марта 2013 г. 17:11 (ссылка)
Все портреты - прекрасны, на мой взгляд или мне так кажется, потому что профессия дирижёра -таинственная, экзотическая, эмоциональная и непостижимая.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 27 Марта 2013 г. 15:08 (ссылка)
Замечательный пост! Большое спасибо, Анатолий!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку