-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32875
        Написано: 47775


        РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 57 - ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ ФИКЕ В ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ ЕКАТЕРИНУ АЛЕКСЕЕВНУ.)

        Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 02:05 + в цитатник
        На необъятных просторах интернета есть немало материалов, и художественных, и документальных о судьбе самой значимой из императриц России – Екатерине Великой. Думаю, не стоит повторяться и помещать в посте ее биографию.
        Но среди множества материалов внимание остановилось на сайте www.ekateryna.ru , сделанном Владиславой Колесниковой и посвященном также Екатерине II. С удовольствием прочел материал «Молодая императрица», посвященный биографии принцессы Софии Фредерики Августы до того момента, как она стала женой Петра III и великой княгиней Екатериной Алексеевной. Материал интересный, советую почитать. Вот я и решил собрать галерею портретов молодой Екатерины и поместить ее вместе с цитатами из статьи «Молодая императрица» с искренней благодарностью автору за интересный сайт и материалы на нем.

        Екатерина II Великая (Екатерина Алексеевна)
        при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская
        Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg


        21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург



        Луи Каравакк (Louis Caravaque) Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны 1745 г. Портретная галерея Гатчинского дворца.

        Императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления считают золотым веком Российской империи.
        Мамаша Софии Фредерики Августы, Иоганна Елизавета, была очень расстроена, что родилась девочка, и редко склонялась над колыбелькой. Через год у Иоганны родился мальчик. На сына обрушивается вся материнская гордость и нежность, которых была лишена дочь. «Меня едва терпели, - напишет впоследствии Екатерина в своих "Мемуарах", - очень часто сердито и даже зло отчитывали, причем не всегда заслуженно. Отца своего я видела редко, и он почитал меня за ангела; мать же мало занималась мною". Кстати, у Софии было два брата - Вильгельм Христиан Фридрих (1730-1742) и Фридрих Август (1734-1793), и сестра Елизавета Августа Христина (1742-1745).

        Иоганна очень рано вводит свою дочь в салоны. Возит ее с собой по балам, банкетам и маскарадам, которые устраивались в знатных домах округи. Несмотря на детский возраст, одевают ее, по обычаю того времени, в платья взрослого покроя, и Фикхен, как звали Софию в семье, скоро начинает удивлять окружающих живым умом и находчивыми ответами. В платье с фижмами и декольте на плоской груди, с угловатыми руками, торчащими из облака кружев, с напудренной головой она предстала однажды на приеме перед королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I; нимало не смутившись, она отказывается приложиться губами к поле одеяния августейшей особы. "У него такой короткий камзол, что я не достаю до края!" восклицает она в оправдание. Король с важностью делает замечание: "Девочка невоспитанна!" А ей от роду было всего четыре года.




        В семь лет она чуть не умерла от воспаления легких. Когда выздоровела и смогла подниматься с постели, обнаружилось сильное искривление позвоночника. "Правое плечо у меня стало выше левого, позвоночник пошел зигзагом, а в левом боку образовался выем". Врачи объявили, что не могут исправить это загадочное искривление. Позвали костоправа. Им оказался не кто иной, как палач города Штеттина. Без колебаний сей ужасный человек приказывает, чтобы каждый день в шесть часов утра к больной приходила девственница и натощак своей слюной растирала бы ей плечо и спину. Затем он изготовил корсет, который Фикхен носит и днем и ночью и снимает лишь во время смены белья. Это мучение длится без малого четыре года. И вот к одиннадцати годам спина ее выпрямляется, здоровье улучшается, и она чувствует себя поздоровевшей и повеселевшей.

        В 1739 году родители повезли ее в Киль, чтобы участвовать в празднике, который устраивал двоюродный брат ее матери, Адольф Фридрих Гольптейн-Готторпский (в будущем король Швеции). Напыщенная Иоганна с бьющимся сердцем наблюдает, как десятилетняя дочь ее обменивается несколькими словами с юным Карлом Петром Ульрихом Гольштейнским, про которого говорят, что он один из возможных претендентов на трон Швеции или России. А мальчик, на год старше Фикхен, болезненный и уродливый замухрышка. Беседовать с ним неприятно. Он ничего не читал и интересуется только военными играми. До Фикхен доносится заговорщический шепот: дамы потихоньку взвешивают шансы соединения двух детей.

        Когда ей пошел тринадцатый год, это была стройная, складненькая девочка, блеск ее темно-голубых глаз заставляет собеседника забывать про длинный нос и заостренный подбородок. "Та ужасная некрасивость, которой я была наделена, постепенно меня покидала", - писала она.

        6 декабря 1741 года на российский престол вступает дочь Петра Великого Елизавета I. Иоганна тотчас пишет письмо царице с поздравлениями и заверениями в преданности. Получает благосклонный ответ. Через месяц новая неожиданность: императрица вызывает из Киля юного Карла Петра Ульриха и провозглашает его своим наследником. В конце 1742 года Фикхен приезжает с матерью в Берлин и там позирует для портрета отличному французскому художнику Антуану Пэну. Задание живописцу такое: придать портрету, кроме сходства, максимум грациозности. Вылизанный и слащавый портрет должен был донести до императрицы Елизаветы физические достоинства девушки. Портрет отправляется в Петербург. Вся эта суета вскружила голову Фикхен. Она все больше понимает, что становится разменной монетой в большой игре дипломатов: "Все это меня очень волновало, и в глубине души я готовила себя к союзу с ним (с Карлом Петром Ульрихом), потому что из всех предлагавшихся мне женихов он был наилучшей партией". Она набирается терпения, понимая, что у нее наверняка множество соперниц и что предприимчивые послы шлют в Санкт-Петербург портреты самых родовитых невест Европы. Ее не волнует, что Карл Петр Ульрих некрасив и глуп. В ее планах на будущее любовь никакой роли не играет. Ее интересует трон, а не постель.



        Анна Розина де Гаск (урожденная Лисевски) Принцесса Софья Августа Фридерика, в будущем Екатерина II 1742 г.

        Впрочем, уже в тринадцать лет она проявляет недюжинную чувственность. Ее часто охватывает внезапный огонь желания, нежность, тяга к чувственному прикосновению, причину которой она не может объяснить. Это крайнее возбуждение охватывает ее особенно по ночам. Тогда она садится верхом на подушку и, как она потом сама признается, "скачет галопом" в кровати "до полного изнеможения". Эти ночные скачки снимают возбуждение и успокаивают нервы. Напряжение проходит, она вновь становится рассудительной девочкой, думающей лишь о карьере, а не о любви.
        Один из ее дядюшек, Георг Людвиг, соблазненный свежестью отроковицы, только что вышедшей из детского возраста, начинает ухаживать за ней. Он на десять лет ее старше, морочит ей голову страстными признаниями и уводит ее подальше от родителей, чтобы сорвать невинные поцелуи. Фикхен это льстит, и она не сопротивляется. Ведь это признак, что она может нравиться не только папочке, но и другим мужчинам. Может, и кузен Карл Петр Ульрих согласится на то, к чему стремится дядюшка Георг Людвиг? Но проходят недели, а русский двор хранит молчание. Доведенный до крайности сдержанностью девицы, Георг Людвиг с ходу предлагает ей выйти за него замуж. Фикхен колеблется между мечтой о России и германской действительностью.

        1 января 1744 года из Берлина прискакал гонец и передал князю Христиану Августу пакет с письмами. Князь разбирает почту и протягивает жене конверт с надписью: "Лично! Весьма срочно! Ее высокоблагородию принцессе Иоганне Элизабет Анхальт-Цербстской, в замке Цербст". Иоганна взламывает печати, начинает читать, и радостное волнение охватывает ее. Письмо написано Брюммером, обер-гофмаршалом двора великого князя Карла Петра Ульриха в Санкт-Петербурге: "По срочному и особому повелению ее императорского величества императрицы Елизаветы Петровны оповещаю вас, мадам, что оная высочайшая повелительница желает, чтобы ваше высочество вместе с принцессой старшей дочерью немедленно приехали в Россию, в город, где императорский двор будет иметь место... Вашему высочеству должно быть понятно в чем истинная причина нетерпения, с каким ее императорское величество желает видеть ее и принцессу старшую дочь, о которой рассказывают так много хорошего..." Императрица не говорит официально о замужестве, она просто приглашает приехать в гости. Фикхен приглашена ко двору России для испытания. Если она его не пройдет, ее вернут в Германию и позор от несостоявшейся помолвки ляжет на всю семью.



        Неизвестный художник Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.

        10 января 1744 года, через девять дней после получения в замке приглашения, Иоганна и Фикхен отправляются в путь. Втиснувшись в экипаж, она еще сама не верит, что на самом деле рассталась с детством, с тетрадками и подружками и катит в прыгающей на ухабах карете навстречу будущему, полному загадок, навстречу славе и власти, о которых так мечтала. Чтобы перехитрить интриганов противоположного лагеря в России, было решено, что обе принцессы поедут под вымышленными именами. На документе Иоганны значится: "Графиня Рейнбек". Четыре тяжелые кареты, в которых едут мать, дочь, их свита и багаж, очень неудобны и плохо подвешены. Закутанные в меха, с лицом, закрытым маской, чтобы уберечь нос и щеки, женщины едут в полузабытьи. Перегоны длинные, монотонные и утомительные. На прусских почтовых станциях еда невкусная, а покой ненадежный. Как напишет Иоганна: "Комнаты для проезжающих не отапливались, и нам приходилось ютиться в комнате самого станционного смотрителя, мало отличавшейся от свинарника: муж, жена, сторожевая собака, куры и дети спали бок о бок в колыбельках, кроватях, за печкой и на матрацах на полу". У Фикхен несварение желудка от большого количества выпитого пива. За Мемелем дорога становится еще хуже. В Елгаве, куда наконец прибыли измученные путешественницы, стоит русский гарнизон. Начальник его, полковник Воейков, весьма учтиво представляется Иоганне, показывает ей город и сообщает, что ему поручено сопровождать ее до Риги. На следующий день, подъезжая к Риге, Фикхен и мамаша испуганно вздрагивают от множества выстрелов. Воейков объясняет, что эта пальба салют местного гарнизона в их честь. Еще не придя в себя от неожиданной перемены обстановки, Иоганна и Фикхен быстро переодеваются и направляются в салоны, где их ожидает довольно пестрое общество. Фикхен жадно вглядывается в этот новый мир. Вокруг все говорят по-французски и по-немецки, а ведь она в России! На родине Петра Великого и, может быть, в будущем ее родине. Наконец она там, куда стремилась. С этого дня каждый ее шаг имеет значение. Главное не споткнуться, не ошибиться.



        Georg Christoph Grooth Portrait of Grand Duchess Catherine Alexeyevna.

        3 февраля прибыли они в Санкт-Петербург, и сани остановились у крыльца Зимнего дворца.
        Иоганна тотчас и с наслаждением погружается в атмосферу придворных интриг.
        Посол Франции маркиз де Ла Шетарди, бывший любовник императрицы, сообщает, что 10 февраля день рождения великого князя. Если быстро гнать лошадей, можно к этому дню добраться до Москвы. Императрице будет приятно такое усердие. Иоганна, возбужденная интригой, просит Нарышкина поспешить с отъездом. В семидесяти верстах от Москвы в сани двух принцесс запрягают шестнадцать лошадей. Проезжая на бешеной скорости какое-то селение, сани задевают угол здания. С крыши экипажа падает железная перекладина и ударяет по голове и по плечу Иоганну. Она громко вскрикивает, и первая мысль ее: задание срывается. София ее успокаивает: ничего не видно, нет даже синяка. Зато два гренадера-преображенца остались на снегу с окровавленными головами. Они сидели на передке саней и приняли главный удар на себя. Вокруг остановившегося поезда собираются крестьяне, перешептываются: "Великому князю суженую везут".

        9 февраля, около восьми часов вечера, кортеж из тридцати саней добирается до Москвы и останавливается в Кремле, перед деревянным крыльцом царских палат. С момента, когда Иоганна получила в Цербсте приглашение от Елизаветы Российской, прошло пятьдесят дней. И вот она сейчас встретит женщину, перед которой трепещет вся империя. Едва они успели привести себя в порядок, как прибежал великий князь Карл Петр Ульрих. При виде его у Фикхен больно сжалось сердце. Длинное лицо, глаза навыкате, безвольный рот все признаки вырождения. В ее воспоминаниях он не выглядел столь уродливым и болезненным. Неужели так изменился с той встречи? Или, сама того не понимая, она идеализировала его черты? Во всяком случае, он проявляет большую радость при виде тетушки и кузины. Поприветствовав с прибытием по-немецки, он приглашает их проследовать к ее императорскому величеству. Елизавета, обратив свой взор на Софию, приятно удивлена ее свежестью, покорностью и умным выражением лица. Первое впечатление: выбор отменный. Дурачок Петр получит королевский подарок в постель. Сумеет ли он сделать счастливой эту девочку? Неважно!



        George Christopher Groot Portrait of Great Princess Ekaterina Alekseevny.

        На следующий день, 10 (21) февраля, в день рождения великого князя, императрица вручает Фикхен и ее матери орден Святой Екатерины. Императрица осыпает благодеяниями обеих принцесс. Головокружение от успеха первых дней проходит быстро, и София наблюдает, узнает, старается понять всю подноготную каждого. Она понимает: чтобы свободно двигаться в этой блестящей и фальшивой среде, надо обязательно изучить все придворные секреты. Вежливый интерес, проявленный со стороны Софии в беседе с Петром, пробудил в нем доверие, и он признается, что находит ее очень милой, как родственницу, но любит другую, мадемуазель Лопухину, к сожалению, изгнанную со двора после того, как ее матери, заподозренной в заговоре, отрезали язык и сослали в Сибирь. Он наивно признается, что охотно женился бы на мадемуазель Лопухиной, но смирился с тем, что придется жениться на ней, на Софи, раз так хочет тетушка. "Краснея, слушала я его речи о породнении и благодарила за преждевременное доверие, - напишет Екатерина, но в глубине души удивлялась его неосторожности и неразумным высказываниям о многом".



        Георг-Христоф Гроот Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках.

        С точки зрения сердечных чувств ничего хорошего ждать ей не приходится. Она предвидела это, когда еще собиралась в Россию. Это путешествие - не для встречи с большой любовью, а во исполнение политических целей. Ей нет еще и пятнадцати, но, в отличие от матери, она не участвует в светском порхании и интригах, она готовится к будущему основательно, упорно и без шума. Прежде всего, София поняла: чтобы понравиться императрице, привлечь на свою сторону знать, завоевать симпатии чиновного и мелкого люда, она должна стать столь же русской, как если бы родилась на этой земле. Если ее дурак-кузен, великий князь Петр, настраивает против себя все окружение, вечно демонстрируя немецкие замашки, она старательно и успешно изучает русский язык и православие. Религиозным образованием ее занимается Симон Тодорский, умный и культурный священник-богослов, настоятель Ипатьевского монастыря.

        Желание ее "обрусеть" так велико, что учитель русского языка Ададуров не нахвалится старанием ученицы. Ради совершенствования в знании русского языка София встает по ночам и в ночной рубашке, босиком усаживается перед тетрадками, чтобы заучить наизусть целые списки слов. Результат - простуда. София лежит в ознобе, клацая зубами, усиленно потеет, жалуется на боль в боку и слушает ругань матушки с врачами. Они хотят сделать больной кровопускание, но Иоганна возражает. Именно из-за кровопускания, говорит она, умер ее брат, жених императрицы. Решили доложить Елизавете. Она в это время отмаливает грехи в Троице-Сергиевой лавре. Через пять дней она приезжает вместе со своим доверенным лицом Лестоком. Одергивает Иоганну, посмевшую не повиноваться врачам, и приказывает пустить кровь. Как только начали кровопускание, София теряет сознание. Приходит в себя она на руках императрицы. Несмотря на крайнюю слабость, чувствует свое спасение. Теперь у нее есть мать. Это Елизавета Российская. Чтобы поощрить ее мужество, Елизавета дарит ей бриллиантовое колье и серьги. По оценке Иоганны на двадцать тысяч рублей. Однако в своем желании скорее вылечить девушку императрица предписывает одно кровопускание за другим. За двадцать семь дней шестнадцать кровопусканий. Иоганна возражает. Императрица приказывает изолировать гостью в отведенных ей покоях.

        Тем временем все придворные узнают, что принцесса заболела потому, что по ночам учила русский язык. За несколько дней она становится любимицей всех, кого отталкивает манера великого князя Петра превозносить все немецкое. Видя, что состояние больной не улучшается, мать хочет позвать лютеранского пастора. Вся в жару, измученная кровопусканиями и голодом, Софи из последних сил говорит еле слышно, но с неожиданной решимостью: "Ни к чему. Лучше позовите отца Симона Тодорского. Я с ним хочу поговорить". И действительно, Симон Тодорский со своей православной религией сумел утешить лютеранку, такую юную и нежную невесту великого князя. Императрица тронута до слез. Слова Софии разносятся по всей столице. Мало-помалу, несмотря на кровопускания и микстуры, София поправляется. Наконец болезнь побеждена. 21 апреля 1744 года, в день своего рождения, она появляется на людях. "Была я худа, как скелет, напишет она позже. Выросла, лицо вытянулось, бледна как смерть, волосы выпадали. Самой себе я казалась уродиной-страшилищем и не узнавала себя. В тот день императрица прислала мне баночку румян и велела пользоваться ими".



        Georg Christoph Grooth Великая княгиня Екатерина Алексеевна. между 1745 и 1749 гг.

        Повзрослевшая за время болезни, Софи чувствует себя ближе к миру взрослых людей, чем к детским играм кузена, любителя оловянных солдатиков и сплетен. Дурно воспитанный мальчик, никем не любимый, грубиян, относится к ней не как к невесте и даже не как к девушке. Никакого почтения к ней он не испытывает. Но притом ищет встречи с ней. София старается быть нежной с жалким Петром, при всем его косоглазии, бледности и худосочности. Возникнет ли чувство между ними? Нет, великий князь относится к женитьбе с таким же безразличием, как если бы речь шла о новом платье. "Ничего хорошего сердце мне не предвещало, напишет Екатерина в своих "Мемуарах". - Двигало мной только честолюбие. В душе моей что-то говорило без тени сомнения, что я сама добьюсь своего и стану русской императрицей".



        Алексей Антропов Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. 1753 г. ГРМ

        Наконец указом императрицы назначен день крещения Софии в православную веру 28 июня 1744 года. А в день Петра и Павла состоится обручение новообращенной с великим князем Петром. По мере приближения этих событий Софию все сильнее охватывает смешанное чувство восторга и тревоги. Она читает по-русски с сильным немецким акцентом "пятьдесят страниц в четвертую долю листа" и твердым голосом, без запинки произносит наизусть Символ веры. У императрицы от волнения слезы на глазах; придворные, разумеется, стараются не отстать и тоже слезоточат. Среди всеобщего умиления Софии хочется выглядеть счастливой, спокойной и сильной: "Я держалась хорошо, и меня за это хвалили". В тот день она меняет имя. Конечно, она могла бы креститься под именем София, распространенным в этой стране. Но императрица возражала: ей неприятно воспоминание о своей тетке, сводной сестре Петра Великого и грозной регентше Софии, которую за необузданное властолюбие пришлось заточить в монастырь. А вот Екатерина имя матери императрицы. Чем плох выбор? При выходе из церкви она получает от императрицы бриллиантовые колье и брошку. Утомленная церемонией, она просит разрешения не присутствовать на обеде. Ей необходимо сохранить силы перед предстоящими празднествами.



        Неизвестный художник Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.

        Утром следующего дня, дня обручения, одевшись, она направляется к Елизавете, и та принимает ее с короной на голове и в императорской мантии на плечах. Архиепископ Амвросий Новгородский совершает обряд обручения. Он длится четыре часа, и все стоят. Ноги Екатерины затекают. От усталости ее качает. Наконец молодые обмениваются кольцами. "То, что он мне дал, стоило двенадцать тысяч рублей, напишет потом Екатерина, а то, что я ему дала, четырнадцать тысяч". Слышится артиллерийский салют. Колокола всех церквей Москвы трезвонят вовсю. Юная принцесса Анхальт-Цербстская стала великой княжной России, Ее императорским высочеством.



        Неизвестный художник Великая княгиня Екатерина Алексеевна.

        После празднеств благодеяния императрицы продолжаются с удвоенной силой. Подарки: украшения, драгоценные ткани, тридцать тысяч рублей на мелкие расходы новой великой княжны. Такая сумма ошеломляет Екатерину. У нее никогда не было никаких карманных денег. Она тут же посылает часть денег отцу, чтобы он мог подлечить своего младшего брата. Теперь у Екатерины есть свой двор, тщательно подобранный императрицей. Теперь, если принцессе Анхальт-Цербстской хочется увидеть дочь, она должна ждать, когда о ней доложат. Согласно этикету, Иоганна обязана с почтением относиться к той, кому еще вчера спокойно могла отвесить пощечину "за дурное поведение". Чувствуя себя униженной таким поворотом в иерархии, она жалуется на все и на всех.

        В покоях великого князя и великой княжны развлекаются, как могут, играют в жмурки, бегают, прыгают, пляшут и даже разобрали клавесин, чтобы из крышки его сделать горку для катания-скольжения. Предаваясь детским забавам, Екатерина старается завоевать расположение того, кто скоро станет ее мужем. Императрица отлично это понимает и поощряет девушку в ее стремлении покорить жениха. "Меня почитали за ребенка, - напишет она в своих "Мемуарах". - Я очень боялась не угодить и делала все, чтобы расположить к себе тех, с кем мне предстояло жить. Мое уважение и благодарность к императрице были безграничны, я почитала ее как божество, лишенное недостатков; потому она и говорила, что любит меня почти что больше, чем великого князя".

        И действительно, императрица ценит в великой княжне смесь серьезности и веселья, воли и покорности. В ту пору Екатерина, овладевая искусством государственного деятеля, обожает танцы. Каждый день в семь часов утра к ней приходит учитель танцев, француз Ландэ, со своей скрипочкой и обучает ее па, только что вошедшим в моду во Франции. В четыре часа пополудни он вновь приходит. А по вечерам, на балах и маскарадах, Екатерина приводит двор в восторг грациозностью своих движений. Кстати, некоторые маскарады были сомнительного вкуса. Так, императрица повелела, чтобы по вторникам мужчины переодевались в женские одежды, а женщины в мужские. Неуклюжие до смешного, в огромных платьях с фижмами, мужчины проклинали про себя причуды государыни, а женщины были в отчаянии, что очень невыгодно смотрятся в тесных мужских одеяниях.



        Георг-Христоф Гроот Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. 1740-е гг.

        А тут еще великий князь подхватил корь. "После этой болезни, - напишет Екатерина, - он вырос телом, но умом остался ребенком". Когда выздоравливал, забавлялся тем, что заставлял лакеев, карликов и даже Екатерину заниматься строевой подготовкой перед его кроватью.
        "Я пользовалась его доверием и знала о его ребячестве, - пишет Екатерина, - поэтому делать ему замечания я не могла; я не реагировала на его поступки и слова". Ее исключительная мягкость обезоруживает Петра. Он не испытывает к ней никаких чувств, просто ему хорошо в ее обществе. Как много между ними общего! Они ровесники, оба говорят по-немецки, оба попали в эту чужую страну, которую знают плохо и где оба должны обучаться искусству управлять под высочайшей сенью императрицы.

        Как только великий князь выздоравливает, двор переезжает из Москвы в Санкт-Петербург. На станции Хотилово великого князя начало трясти. Жар усиливается. На лице выступают пятна. У больного все признаки оспы. Чтобы уберечь Екатерину от заразы, мать ее решает продолжать поездку с ней, оставив великого князя на попечение его собственного двора. Одновременно посылает курьера к императрице, уже доехавшей до Петербурга. Узнав новость, Елизавета срочно едет обратно в Хотилово и шесть недель проводит рядом с больным.
        В конце января 1745 года императрица вместе с племянником едет в Санкт-Петербург. Как только путники прибыли в Зимний дворец, между четырьмя и пятью часами пополудни, Екатерину ввели в большой зал, где ее ожидал жених. В полутьме она с ужасом видит перед собой что-то вроде пугала. Петр очень вытянулся, а лицо его изрыто оспинами. С глазами, глубоко впавшими в орбиты, он походил на мертвеца. "Черты лица его разрослись, - напишет Екатерина, - а голова вся вспухла; видно было, что он останется таким; волосы ему состригли, и парик был велик, отчего он был еще безобразнее. Подойдя ко мне, он спросил, узнаю ли я его. Я пролепетала поздравление с выздоровлением, но факт тот, что он стал ужасно некрасив". Потрясенная этим коротким свиданием, Екатерина возвращается бегом в свои покои и там, в объятиях матери, лишается чувств.

        10 февраля, в день рождения великого князя (ему исполнилось шестнадцать лет), императрица решает не показывать Петра двору, настолько обезобразила его оспа; она приглашает Екатерину отужинать с ней наедине "на троне". Опасаясь, что девушка отвергнет столь обезображенного жениха и расторгнет обручение из-за невольного отвращения, царица удваивает нежность к ней. Придворные, слегка отдалившиеся за последнее время от Екатерины, замечают потепление отношений между великой княжной и царицей и тотчас начинают петь в унисон.



        Неизвестный художник Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. около 1758 г.

        Тем временем великий князь страдает от того, что из-за болезни упал в глазах невесты. И чем красивее, милее, веселее, непосредственнее она, тем глубже он погружается в осознание своего уродства. Временами он испытывает чувство извращенной радости от того, что внушает ей отвращение. Та дружба, которую она проявляет по отношению к нему, кажется ему просто вежливостью или даже продуманным притворством. Он завидует, что она расцветает и становится все женственнее, тогда как он так слабо чувствует себя мужчиной рядом с ней. Бывший шведский драгун Ромберг поучает его, что в семье жена должна молчать и трепетать, ожидая решения мужа. Петр передает невесте слова драгуна. Заодно дает ей понять, что со временем будет командовать ею. Она не удивляется и не обижается. Пусть говорит. Ее увлечение верховая езда, она обучается этому искусству в манеже Измайловского полка. А для укрепления организма, по совету врачей, пьет по утрам молоко и сельтерскую воду.



        Георг-Христоф Гроот Великая княгиня Екатерина Алексеевна на коне. 1744 г.

        Подозревая, что между обрученными усиливается неприязнь, императрица хочет ускорить женитьбу. Придворные врачи деликатно советуют ей не спешить. По их мнению, великий князь недостаточно возмужал, чтобы вступать в связь с женщиной; в том состоянии, в каком он находится, он не может продлить род; надо дать ему время, чтобы он стал мужчиной в полном смысле этого слова. Императрица не прислушивается к советам.
        Екатерина с ужасом думает о приближающемся событии, к которому так стремилась. Вот уже полтора года, как она приехала в Россию. "Чем ближе был срок свадьбы, - напишет она потом, - тем грустнее становилась я и часто плакала, сама не зная почему".
        Она настолько невинна, что еще накануне свадьбы не знает точно, в чем состоит разница между мужчиной и женщиной и какую таинственную задачу должен решить мужчина, оказавшись в одной постели с женщиной.
        Великий князь со своей стороны тоже пытается просветиться насчет того, что надо делать, когда женишься. Слуги, его обычные советники, описывают в крепких выражениях механизм телесного соединения.
        Вокруг этих двух растерянных людей весь двор лихорадочно готовится к свадьбе.



        Иван Аргунов Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны.

        После неоднократных переносов день свадьбы, наконец, назначается на 21 августа 1745 года.
        В шесть часов утра 21 августа 1745 года к Екатерине во время утренней ванны приходит императрица: она хочет увидеть девушку обнаженной и без прикрас, ибо отныне она будет воплощением надежд русского двора. Осмотр дал положительный результат. Пока ее облачают с торжественной неторопливостью, между императрицей и парикмахером происходит спор: Елизавета считает нужным сделать невесте на макушке плоский пучок, а парикмахер сторонник завитого хохолка. В конце концов соглашаются на завитой хохолок в надежде, что он не нарушит равновесия короны. Платье для церемонии из серебристой парчи с широкой юбкой, с затянутым корсажем и короткими рукавами; по швам, по краям и вдоль шлейфа вышитые серебром розочки; к плечам прикреплена накидка из серебряных кружев; все одеяние такое тяжелое, что Екатерина в нем движется с трудом.
        По приказу царицы она надевает браслеты, сережки, броши, кольца и другие украшения, чтобы произвести ослепительное впечатление на толпу. И, наконец, императрица надевает на темные, слегка волнистые волосы великокняжескую корону. Она очень тяжелая. Стремление не сгибать голову стоит Екатерине постоянных усилий.
        В три часа кортеж из ста двадцати карет трогается в направлении церкви Казанской Божией Матери. После церковной церемонии, длившейся несколько часов, ужин и бал. Екатерина изнемогает от усталости.



        Георг Христоф Гроот Портрет цесаревича Петра Фёдоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1740-е г.

        В девять часов императрица Елизавета в окружении высших сановников двора, фрейлин и придворных дам, а также Иоганны и нескольких приближенных провожает Екатерину и Петра в их свадебные покои. Отдыхая от тяжелых украшений, освобожденная в движениях, но с замирающим сердцем, Екатерина осматривает парадную опочивальню, где должно свершиться жертвоприношение.
        В розовой сорочке, специально заказанной в Париже, ждет она шока, напора, боли, откровения. Глаз не спускает с двери, откуда должно появиться существо грозное и неумолимое: муж. Но время идет, а дверь не открывается. Часа через два беспокойство овладевает ею. В своих "Мемуарах" Екатерина так опишет переживания: "Может быть, надо встать? Или оставаться в постели? Не знаю".
        Около полуночи приходит горничная и объявляет, что великий князь заказал себе ужин. Значит, пока она лежит и считает минуты в ожидании супруга, он пирует с приближенными и слугами. И вот, наконец, наевшись, напившись, является "под мухой" новоявленный супруг с ворчливой ухмылкой и заявляет: "Мой слуга хотел бы посмотреть на нас в постели". После чего ложится и тут же засыпает крепким сном рядом с молодой женой, а та, пялясь глазами в темноту, не знает, радоваться ей или печалиться, что ею не заинтересовались.



        Георг Христоф Гроот (Georg Christoph Grooth) Великий князь Петр Федорович и Великая княгиня Екатерина Алексеевна 1745 г.

        С тех пор как он получил право на сближение, Петр избегает любой возможности остаться с ней один на один. Екатерина пишет в "Мемуарах": «В первые же дни после свадьбы пришла мне в голову жестокая мысль: "Если полюбишь этого человека, будешь несчастнейшим существом на земле; по твоему характеру ты захочешь вернуться вспять; этот мужчина на тебя почти не смотрит, говорит только о солдатской службе, но при этом заглядывается на любую женщину, кроме тебя; ты слишком горда, чтобы поднимать из-за этого шум; так что по части ласки к этому господину воздержитесь, мадам; но думайте лучше о себе. В моем нежном сердце этот отпечаток надолго сохранился, и рассужденье это меня никогда не покидало".

        Недоразумение между Екатериной и Петром быстро разрастается. Ночью он ее огорчает, днем приводит в отчаяние. Физически недоразвитый из-за многочисленных болезней, перенесенных в детстве, великий князь морально страдает от того, что не может удовлетворить свою молодую супругу, и, чтобы самоутвердиться, делает вид, что его привлекают другие женщины. Знала ли она, что при этом он так и оставался девственником?

        Эта чета молодоженов сперва умиляла императрицу, но с некоторых пор стала действовать ей на нервы. Она очень спешила поженить их, чтобы обеспечить будущее династии, а теперь, когда они утвердились в правах наследников трона, она относится к ним с недоверием и почти с враждебностью.
        Придворные, замеченные в благосклонности к Екатерине, под разными предлогами отстраняются. Императрица хочет, чтобы только надежные, преданные ей люди окружали великокняжескую чету. Как напишет Екатерина - "это был чистой воды каприз, желание причинить зло просто так, без малейшей причины".

        После свадьбы прошло девять месяцев, а Екатерина все еще не беременна. Императрица усматривает в этом личное оскорбление. И виновата в этом, по ее мнению, только великая княгиня, не сумевшая вызвать желание у своего супруга. Она вызывает к себе Екатерину и грубо бросает ей в лицо это обвинение. "Она сказала, что это по моей вине брак не дал плодов". Екатерина наивно возражает, что женщина не может нести ответственность за такую неудачу. Императрица затыкает ей рот, утверждая, что может. На ее стороне опыт! Повышает тон и продолжает допрос. "Она сказала, что не ее вина, если я не люблю великого князя, что поженила меня она не против моей воли, что ей хорошо известно, что я любила другого, одним словом, тысячу ужасных вещей, которые я и не упомню". Неожиданное появление великого князя вносит разрядку. Елизавета, стиснув зубы, отворачивается. Полуживая от страха, Екатерина уходит в свои покои, просит сделать ей кровопускание, ложится в постель и плачет весь остаток дня.



        Анна Розина де Гаск (урожденная Лисевски) Великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна. 1756 г.

        По совету Бестужева императрица с этого дня устраивает молодым невыносимую жизнь. Она решает их приструнить, изолировать и политически нейтрализовать. В это время у Екатерины происходит сближение с Андреем Чернышевым. Андрей, любимец Петра, становится любимцем и Екатерины. Еще когда она была невестой, у нее с этим юношей завязалось нечто вроде любовного фехтования, забавлявшего их обоих.
        Петр любит двусмысленности и поощряет свою невесту на эти игривые игры. Разговаривая с Андреем о Екатерине, он в шутку называет ее "ваша суженая".
        После женитьбы великая княгиня называет своего ухажера русским словом "сынок", а он ее величает "матушкой". Эта дружба, слегка окрашенная кокетством, не остается незамеченной другими придворными. Опасаясь скандала, верный слуга Екатерины Тимофей Евреинов умоляет ее быть осторожнее. Она невинно возражает и говорит о доброй и чистой дружбе, на что тот отвечает: "То, что вы называете доброй и чистой дружбой с человеком, вам преданным и услужливым, другие называют любовью!". Пораженная таким суждением, она со страхом и радостью понимает, что помимо ее воли в ней родилось нежное чувство.



        Алексей Антропов Портрет Великой княгини Екатерины Алексеевны. 1760 г.

        b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Екатерина II":
        Часть 1 - РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 43 - РОДИТЕЛИ ЕКАТЕРИНЫ II ИЗ КНЯЖЕСТВА АНГАЛЬТ - ЦЕРБСТ)
        Часть 2 - РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 57 - ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРИНЦЕССЫ ФИКЕ В ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ ЕКАТЕРИНУ АЛЕКСЕЕВНУ.)
        Часть 3 - РОМАНОВЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 70 - ЕЛИЗАВЕТА И ЕКАТЕРИНА ВОРОНЦОВЫ. ДВЕ СЕСТРЫ - ДВЕ СУДЬБЫ)

        Рубрики:  Романовы
        Метки:  

        Процитировано 26 раз
        Понравилось: 8 пользователям

        Вьюгитта   обратиться по имени Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 10:09 (ссылка)
        С праздником, Анатолий! Моя благодарность за прекрасный пост!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Lan_ka_k   обратиться по имени Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 11:23 (ссылка)
        Великолепный пост! Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Lidia_Lyuba_Borochin   обратиться по имени Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 15:39 (ссылка)
        Зачиталась....А дальше?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 15:50 (ссылка)
        Lidia_Lyuba_Borochin, весь материал (и более подробный, чем в посте) можно почитать по ссылке, данной в начале материала.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Валентина_Шуткова   обратиться по имени Понедельник, 18 Апреля 2011 г. 02:13 (ссылка)
        С удовольствием прочитала "Роман императрицы" Казимира Валишевского.Ваш пост приятно дополнил мои познания образа молодой Екатерины 2.Спасибо, это очень интересно.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Софи_Марссо   обратиться по имени Понедельник, 18 Апреля 2011 г. 11:27 (ссылка)
        Мне очень нравится ваша серия о романовых. Читаю с 2007 года и с благодарностью цитирую.
        Ответить С цитатой В цитатник
        lotosmila   обратиться по имени спасибо большое ! Пятница, 02 Сентября 2011 г. 02:59 (ссылка)
        как интересно и необходимо знать Историю своей страны!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Милочка_2   обратиться по имени Воскресенье, 04 Марта 2012 г. 01:06 (ссылка)
        И снова спасибо. С удовольствием продолжаю путешествие по Вашему дневнику и дополняю для себя уже то, что знаю. Отличный пост.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 04 Марта 2012 г. 01:19 (ссылка)
        Валентина_Шуткова, Софи_Марссо, lotosmila, Милочка_2, спасибо за добрые слова! Всегда рад видеть вас всех у себя в гостях!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Dezi-ya   обратиться по имени Пятница, 28 Ноября 2014 г. 00:07 (ссылка)
        Только сегодня закончила смотреть фильм "Екатерина",который мне очень понравился! И вот случайно наткнулась на Ваш пост!Очень интересно! Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 28 Ноября 2014 г. 02:03 (ссылка)
        Dezi-ya, рад, что материал понравился. Отмечу, что в некоторых моментах биография императрицы расходится с тем, что придумали авторы сценария сериала... )))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Dezi-ya   обратиться по имени Пятница, 28 Ноября 2014 г. 08:49 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Это обычная практика в кино!Поэтому после исторических фильмов всегда стараюсь ознакомиться с достоверной информацией!Самое главное,что у меня проснулся интерес к этой теме!Теперь еще читаю "Роман императрицы" К.Валишевского. И у Вас нашла такую серию сообщений о Екатерине!С удовольствием буду читать и цитировать!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 28 Ноября 2014 г. 13:26 (ссылка)
        Dezi-ya, всегда рад видеть Вас у себя в гостях!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку