-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


В.Перевозчиков - Гитары Высоцкого

Суббота, 16 Февраля 2008 г. 22:57 + в цитатник
Denis-K все записи автора
Гитары Высоцкого
 
                                                                                                                               У меня гитара есть,
                                                                                                                              Расступитесь стены.
                                                                                                                                                                                                                                            
Публикуется с разрешения автора
 
      Когда и как Владимир Высоцкий впервые взял в руки гитару? Существует несколько противоречивых версий, Но, разумеется, самое достоверное свидетельство принадлежит матери В.В. – Нине Максимовне Высоцкой: «В десятом классе, а, может быть, и раньше Володя мне говорит: «Мамочка, хочешь доставить мне удовольствие, - купи ко дню рождения гитару…» Купила ему гитару, тогда это было просто. И самоучитель – известного тогда гитариста – Михаила Высоцкого: «Вот, учись», - «Нет, мама, я уже сам умею». Сел и сыграл что-то простое. Кто-то научил его во дворе…»
                      Но вполне вероятно, что эти первые – очень простые – аккорды показал ВВ его школьный друг – Игорь Кохановский: «Мы подружились в восьмом классе, а мне мама подарила гитару в честь окончания семилетки. И я очень быстро научился несложным аккордам, но поскольку знал на память почти весь репертуар Вертинского, то стал это подбирать на гитаре… И когда мы собирались школьной компанией, я исполнял разученное. И Володя как-то попросил, чтобы я показал ему эти аккорды…»
                      Школа-Студия МХАТ. – Все сокурсники помнят Высоцкого с гитарой, но не с первого курса… Г.Епифанцев: «У Володи гитара появилась ещё в Школе-Студии. – Я хорошо помню, как он пел уличные песни». Р.Вильдан: «С гитарой я помню Володю курса с третьего. Вначале он пел не свои песни, про Колыму, про сроки… А где-то в году шестидесятом сказал: «Всё! Чужие не пою. Только свои».
                      Хотя сам Высоцкий вспоминал, что в Школе-Студии он только отстукивал ритм… Это подтверждает А.Макаров: «Хорошо помню, что довольно долгое время Володя совсем не играл на гитаре. Позже появилось ритмическое постукивание по столу или – как рассказывает актриса Жанна Прохоренко – по перилам лестницы. Она училась с Володей в Школе-Студии и хорошо его знала».
                      В общем, можно предположить, что гитара – уже как инструмент – появилась у ВВ на старших курсах Школы-Студии МХАТ. Г.Елович: «Он всё время говорил: «Надо набить подушечки… Надо набить подушечки». А уж после студии постоянно приставал: «Послушай это… А это ещё лучше!» И как он из мальчика-дилетанта превратился в мастера?! – Всё это постоянная работа, постоянное самосовершенствование…»
                      А с середины шестидесятых годов Высоцкй воспринимается только с гитарой:
 
 
«Шёл популярней, чем Пеле,
Носил гитару на плече»
                                         (А.Вознесенский)
 
                Вспоминает Иван Дыховичный: «В Ленинграде на концерте произошёл замечательный случай. <…> Мы с Володей сидели на подоконнтике, а мимо в зал шли ещё люди. И один из них сказал: «Смотри, Высоцкий!» А другой говорит: «Да ладно… Высоцкий – с гитарой!» Они прошли, Володя их догнал: «Почему с гитарой?! Что она у меня из бока растёт?! Что вы такое говорите, - она из меня растёт, что ли, эта гитара?!»
Иногда на концертах Высоцкий использовал этот образ – «гитара растёт сбоку»… И по всей вероятности эта фраза имела хождение среди друзей Высоцкого. Запись в дневнике В.Золотухина (31 мая 1969 года): «Была премьера «Хозяина тайги» (29-го в Доме кино). <…> Мы пошли в ресторан. Сели. Назаров заказывал. Стали петь. Просили Высоцкого все. Без гитары он не поёт, жаль, что она не растёт у него сбоку».
                      А вот как сам Высоцкий ответил на этот вопрос: «Когда появилась гитара?» (Пятигорское интервью, 14 сентября 1979г.): «Вы знаете, гитара появилась совсем случайно и странно. Я давно, как все молодые люди писал стихи. <…> Гитара появилась так: вдруг однажды я услышал магнитофон… Услышал приятный голос, удивительные по тем временам мелодии – и стихи. Которые я уже знал, - это был Булат.
                      Я немножко обучен музыкальной грамоте, хотя, конечно, всё забыл, - но это дало мне возможность хоть как, худо-бедно, овладеть вот этим бесхитростным инструментом – гитарой… Я играю очень примитивно. <…> Я специально делаю упрощённые ритмы и мелодии, чтобы это входило моим слушателям не только в уши, но и в души, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст…
                      Вот из-за чего появилась гитара… А когда? – Уже лет четырнадцать назад, после окончания Школы-Студии».
                      Профессионально ли Высоцкий владел гитарой? На этот вопрос отвечает музыкант, композитор Анатолий Бальчев, хорошо знавший В.В.: «В точном смысле слова – нет. Но и здесь у Володи был дар. Он мог брать очень сложные аккорды, даже не зная, что он берёт именно эти аккорды. Володя всё схватывал мгновенно: кто-то показал и он ставил палец так, как было нужно. Приём он брал именно те 3-4 аккорда, которые были необходимы для его стихов».
                      Актёр Театра на Таганке и тоже профессиональный музыкант Виталий Шаповалов: «Я Володе показывал какие-то вещи на гитаре и однажды сказал:
- Тебя упрекают в примитивизме: одни и те же аккорды…
- А мне больше и не надо.
- Нет, вот ты возьми шестую ступень, у тебя музыкальная фраза будет длиннее. Один аккорд, но ты его можешь разнообразить. Это даст тебе больше окраски.
- Шапен, я знаю шесть аккордов и народ меня понимает.
- Володя, ну я же тебе зла не желаю. Я просто хотел, чтобы у тебя звук был побогаче.
Он одевается на Чаплина, а я – на Карбышева в «Павших и живых». Походил-походил – к его чести, жажда узнать у него была сильнее гордыни – походил и говорит:
                      - Шапен, ну покажи.
Я ему показал это и он везде стал использовать:
                      - А ты мне ещё что-нибудь такое покажешь?»
Гитар у Высоцкого было много. Проследить судьбу каждой практически невозможно. Расскажем вначале о самой знаменитой гитаре – гитаре народного артиста СССР Алексея Денисовича Дикого. Вспоминает Алексей Чердынин – кинооператор, в шестидесятые годы друг ВВ:
«У меня были тогда магнитофонные пленки, были и записи Высоц­кого, сделанные еще во ВГИКе. Тетя Шура (Александра Александровна Дикая – вдова А.Дикого, у которой тогда жил А.Чердынин) услышала Володины пес­ни:
- А кто это поет? А что это за Высоцкий?
Это были первые Володины песни - уличные, дворовые, «блатные». А Дикой ведь сам побывал в сталинских лагерях, правда, недолго. <…>
В очередной раз ко мне приходит Володя, а я и говорю: «Тетя Шура, это и есть Высоцкий». И Александра Александровна попро­сила Володю спеть...
А у нее в то время хранилась гитара Дикого - знаменитая гитара венской работы. Она побывала у многих известных артистов, а появи­лась в России у цыган, в «Яре». С этой гитарой были связаны какие-то романтические истории, ее крали... Когда Высоцкий увидел эту гита­ру, он сразу сделал «стойку на месте»! Вижу, у него «глаза навылет», говорит мне:
            - Делай что хочешь, но это такая гитара!
                      <…> Мы начали потихоньку тетю Шуру «обрабатывать»... Устроили такую небольшую осаду - Володя приходил, пел... Конечно, он включил все свое обаяние, а это он делать умел... В общем, тетя Шура была очарована и, в конце концов, просто подарила Высоцкому эту гитару. Я хорошо ее помню - небольшая изящная гитара в большом футля­ре, обшитом вельветом в мелкий цветок. Куда Володя дел эту гитару Дикого я точно не знаю…»
                      Об этой же гитаре вспоминает Нина Максимовна Высоцкая: «Я знаю, что актёры цыганского театра «Ромэн» в шутку говорили Володе:
            - Скажи, где лежит твоя гитара – украдём!
                      К сожалению, дальнейшая судьба гитары мне точно не известна. Возможно, Володя подарил её сыну Марины Влади – Пьеру, который тогда учился в консерватории по классу гитары. А футляр ещё долго хранился дома – старый, пыльный, я его кому-то отдала».
                      Посмертная судьба гитар Высоцкого. Две гитары хранятся в квартире ВВ на Малой Грузинской, где живёт теперь Нина Максимовна Высоцкая. Большая концертная гитара с двумя грифами, которая висит в кабинете и гитара мастера Шуликовского: сделанная специально для Высоцкого.
                      Одна гитара находится в США у друга Высоцкого Михаила Шемякина:
«…Врываясь, сразу хватал эту гитару. Гитара его хранилась у меня. Вот она и сейчас здесь стоит… Он сказал: «я оставляю её, потому что это наш рабочий инструмент».
                      Ещё одну гитару Высоцкий подарил Сергею Бабеку: «Когда я въезжал в свою квартиру на Речном вокзале, то Володя к новоселью подарил мне гитару. Потом оказалось, что она очень ценная…
                      - Володя, ну зачем мне гитара?
                      - Я же буду приезжать к тебе, чтобы было на чём играть.
Гитара хранилась у меня, потом нужно было её отремонтировать. У меня был один знакомый – композитор Лёня Гарин – он и отдал её в ремонт. Потом пришёл и говорит:
                      - Ты знаешь, это очень ценная гитара, - известного мастера.
Вот точно не помню: Климова или Климкина…»
                      Одна из первых гитар Высоцкого хранится у Инны Александровны Кочарян в знаменитом доме на Большом Каретном. На гитаре автографы Высоцкого, Стриженова и Утевского. И.Кочарян: «Володя купил эту гитару году в 60-м или 61-м. Купил за шесть рублей – тогда – за шестьдесят… И сразу принёс к нам…» Возможно, именно об этом вспоминает И.К.Высоцкая: «Я помню, что мы покупали гитару, но не помню когда… Хорошо запомнила, что мы платили шестьдесят пять рублей старыми деньгами. Но я не возьму на себя смелость утверждать, что это была первая гитара…»
                      Во всяком случае, первые записи песен Высоцкого – или большей их части – были сделаны в квартире Кочаряна, под аккомпанемент именно этой гитары. В том числе и знаменитая «Золотая плёнка Кочаряна»
                      Ещё одна гитара Высоцкого – и тоже из самых первых – теперь храниться в «Доме Высоцкого на Таганке». Она подарена семьёй Абрамовых.
                                                                                                                                

                                                                                                                                                      В.Перевозчиков. 1991 г.

Рубрики:  Статьи
В.Перевозчиков
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку