-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


А.Красноперов - Жанна Бичевская и Владимир Высоцкий (вспоминает В.Михеев)

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:20 + в цитатник
Denis-K все записи автора
Публикуется с разрешения автора
 
                      Тема этой статьи возникла совершенно неожиданно, когда, работая над «ижевским» циклом, решил вспомнить еще один эпизод из собственной молодости. Но сначала несколько слов о Владимире Михееве и о том, как эти воспоминания появились.
                      Впервые «ижевскую» тему я более-менее серьезно заявил в 1992 году, когда все в том же «Комсомольце Удмуртии» опубликовал первый вариант статьи «Ижевск открыт, но мне туда не надо…» с подзаголовком «Шесть дней из жизни Владимира Высоцкого».
                      А «в самом конце разговора», обратился ко всем читателям с просьбой поделиться своими воспоминаниями и т.д. Оставил свой адрес, телефон и т.д. И стал ждать. Увы, никто не откликнулся – такие были времена. Лишь один-единственный телефонный звонок, который я пропустил, мог оказаться полезным. Моя жена сказала вечером, что звонила какая-то женщина и, по ее словам, она четыре дня провела с Высоцким. Из контекста разговора было совершенно неясно, какой смысл вкладывала она в эти слова. Поскольку меня в этот момент не оказалось дома, Ирина попросила перезвонить, но…
                      О том, что в Ижевске с Владимиром Семеновичем была какая-то дама, мне впервые рассказал работник Ижевского механического завода Владислав Васильевич Вольский, воспоминания которого я использовал в своей статье. Якобы, когда ВВ приехал на стрельбище, с ним была женщина, плохо говорившая по-русски (?) и почему-то в шубе, хотя, повторюсь, в это время было уже тепло.
                      Но этот фрагмент я не мог использовать по двум причинам. Первая заключалась в том, что после публикации Владислав Васильевич на меня сильно обиделся и даже написал письмо в «Комсомолец Удмуртии». Ему показалось, что я исказил его слова в интервью, представив организатором встречи на Ижевском механическом заводе. Кстати, в то время газета называлась уже «КУрьер», хотя для меня навсегда осталась «КУ».
                      Итак, вот что писал В.В.Вольский:
                                           Уважаемые товарищи редакции еженедельника «Курьер»!
                      Прочитал статью Л.Красноперова (так в оригинале! – А.К.) «Шесть дней из жизни Владимира Высоцкого» за 25.01.92 г. и поражен бесцеремонностью в обращении автора с информацией, которую он выудил у меня по телефону (истинный почитатель таланта В.Высоцкого наверняка бы нашел время для личной встречи). Мало того, что Л.Красноперов выставил меня организатором встречи с В.Высоцким, он не удосужился встретиться с истинным организатором встречи Лучихиным В.А., (а вот за это спасибо! – А.К.), хотя координаты его получил от меня.
                      Все, что написано Л.Красноперовым об испытании оружия на стенде, о моем разговоре с В.Высоцким – сплошная фантазия. Как мне известно, даже начинающие журналисты знакомят интервьюированных с материалом перед подачей в печать. Странно, что Ваша редакция этого не требует.
                      Прошу вас в порядке компенсации нанесенного мне морального оскорбления напечатать эту заметку в ближайшем номере, требовать от Л.Красноперова извинения за такие вольности не прошу - много чести.
                                                                 С уважением Вольский В.В.
05.02.92 г.
                      Вот такое письмо, дорогой читатель! Россия на переломе Времени и времен! С одной стороны, лексика застоя («выудил», «не удосужился»), а с другой – гайдаризация всей страны («компенсации нанесенного мне морального оскорбления»).
                      Я попытался объясниться, но Владислав Васильевич (ветеран труда и действительно уважаемый человек) обиделся всерьез. Не помогло даже то, что меня ему представила наша общая знакомая Ольга Чиркова, тогда молодая журналистка, а сегодня – руководитель Республиканского центра детской и юношеской журналистики «Журавейник».
                      Вторая причина заключалась в том, что сама беседа записывалась на ГДРовский диктофон, который мы называли «последний подарок Хоннекера», и была случайно стерта.
                      Но неожиданно удача пришла с другой стороны. Свои воспоминания о встрече с Высоцким мне передал Владимир Михеев – известный в Ижевске человек, тогда художник-реставратор УРМИИ. С ним был хорошо знаком другой мой товарищ Лев Роднов. Передавая мне материал, Лева сказал: «Обрати внимание, он очень неплохо пишет!»
                      Действительно, мне понравилась сама манера изложения, не только стилистически, но и умением взглянуть на себя и другого со стороны. Это не каждому дано. Вот что пишет Владимир Михеев:
                      «Впервые увидеть Владимира Высоцкого мне удалось в 1979 году (кажется, не ошибаюсь), зимой, под весну. Я жил тогда в гостинице в Москве, находясь там на учебе. Как-то в конце недели позвонил хороший приятель, большой любитель и знаток старинного оружия Валентин Зуев, который только что недавно расписался с Жанной Бичевской, тогда еще не очень известной певицей. Он сказал, что есть две контрамарки на вечер встречи с Высоцким, где собирается вся московская элита, и что он с Жанной не сможет там быть. Он предлагал мне туда сходить с подругой Жанны – N. В пятницу вечером мы с N. встретились у входа Дворца культуры «Замоскворечье» (правильно – «Москворечье» - А.К.).
                      Помню, было столпотворение, вход сильно контролировался ребятами с повязками. Это было как раз после длительной поездки Высоцкого в Европу и Америку, и, по сути, это была первая крупная, официально разрешенная встреча московской элиты с Высоцким. Мы сидели где-то рядом со сценой (второй или третий ряд). N. шептала мне, показывая глазами на сидевших рядом известных поэтов, музыкантов. Помню, рядом сидела жена Булата Окуджавы, очень изящная дама лет 40-45.
                      Концерт не начинался минут 40-50 и, наконец, все затихло, свет в зале погас и на сцену через мгновение быстро вышел Высоцкий с гитарой. Одет он был просто – брюки и светлый свитер. Первые его слова были буквально такие: «Прошу извинить за опоздание, но я прямо с «капустника», ведь у нас сегодня юбилей на Таганке». И после этого раздался гром аплодисментов. И я действительно вспомнил, что Таганке – 15 лет.
                      Сразу же он запел очень энергично «На братских могилах…» Спев, и поклонившись аплодисментам, он неожиданно отошел за кулисы – несколько метров от микрофона – и весь зал отчетливо услышал: «Тьфу ты, ё…мать, опять ноготь сломал…» Зал отреагировал на это аплодисментами и подбадривающими криками.
                      Высоцкий пел и рассказывал, как работает над песней, и рассказывал довольно серьезно. Никакого хмеля в нем не было, я в этом разбираюсь. Из монологов я понял одну, очень существенную, деталь его творчества. Если у него в голове вынашиваются какие-то строки, превращаясь в стихотворение, и если сразу не поймал мотив к ним, то это остаются просто стихи навсегда, то есть потом он уже не пытается их сделать песней. Мне кажется, это интересно.
                      В этот вечер он исполнил много новых песен, впервые на русской публике. И я уверен, что он здесь не лукавил – перед людьми, знающими его и понимающими толк в этом. Монологи и песни, песни и монологи – продолжалось это около двух часов. Зал был «заведен» до предела. Паузы тишины, хохот, овации, крики – все перемешалось. Была полная гармония.
                      Под конец он сказал: «Вы извините, я заканчивать буду. Очень трудный день выдался: тут и «капустник», и торжества в театре целый день, а сейчас вот прямо на самолет надо – в Ижевск пригласили, ждут». Я был в восторге! В Ижевск! Да я тоже из Ижевска!
                      Вот такая была встреча. Через неделю, приехав домой, узнал: действительно Высоцкий был в Ижевске и наши все из музея ходили на встречу с ним, организованную Министерством культуры, кажется, в зале Музыкального театра (в подвале). Я слышал записи этого концерта, но они были очень некачественные: и акустика отвратительная и само очень тяжеловесное, вялое. Некоторые песни он даже не заканчивал, прерывая словами «…и так далее».
                      Как-то я спросил Жанну Бичевскую (с ее мужем Валей и с ней мы долгое время были дружны), почему она не возьмет в репертуар его песни? Она рассказала буквально так: «Я включила в репертуар три его песни (забыл какие, она называла), отыграла их, позвонила Володе. Он ответил, что сам ей перезвонит завтра-послезавтра и скажет точно. На следующий день действительно позвонил и заверил ее, что включать эти песни ей нет необходимости. Ведь она еще молодая, все впереди, и не надо ей портить отношения с «высокими» людьми, а ему, мол, все «до лампочки», нечего уже бояться». Из ее рассказа не слышалось обиды на Высоцкого. Получается, что он как бы заботится о ней и не хочет, чтобы у нее были неприятности.
                      Но только позже я начал осознавать, что не это было главной причиной, а лишь только поводом отказать. Просто ей это было не по зубам. И Высоцкий это понял сразу.
                      Вот такого я его знал.
                                                                 Владимир Михеев
                                           Художник-реставратор, УРМИИ (Удмуртский музей изобразительных искусств).
                             Февраль 1992 года
                      Добавлю к воспоминаниям В.Михеева, безусловно, интересных, лишь свое несогласие с оценкой концерта Владимира Высоцкого в Музыкальном театре Удмуртской Республики (так называемый «вечер в ВТО»). На мой взгляд, этот выступление, проходившее в своем профессиональном кругу, как раз и отличается повышенной откровенностью поэта, актера и певца.
                      А история с Жанной Бичевской продолжилась следующим образом. Зимой то ли 1981-го, то ли 1982-года (похоже, что вторая дата более верна) в Ижевске проходил очередной фестиваль самодеятельной песни. В качестве председателя жюри был приглашен Григорий Гладков, тогда уже автор знаменитой песни из мультфильма «Пластилиновая ворона»: «Послушайте, ворона, а может быть, собака, а может быть, ворона…»
                      Так совпало, что в эти дни в Ижевске выступала и Жанна Бичевская, бывшая тогда на пике популярности. И Гриша Гладков, который был с ней знаком, решил сделать для участников нашего фестиваля сюрприз. Он договорился, что она ненадолго появится на сцене ДК «Металлург» и споет несколько песен.
                      Никто об этом, естественно, не знал, поэтому когда Жанна Бичевская в конце первого отделения лауреатского концерта, в черном платье и с большой гитарой, вышла к микрофону, это стало для всех настоящей неожиданностью. Она поздравила участников с проведением фестиваля и передала привет от Булата Окуджавы, который, дескать, собирался приехать, но не смог, что вызвало в зале веселье, потому что Окуджава уж точно не знал о нашем существовании…
                      Далее она спела несколько песен из своего тогдашнего репертуара, в частности, «Шумел камыш, деревья гнулись…» и «Виноградную косточку в теплую землю зарою…» Популярную певицу, конечно, тут же забросали записками, был там и обязательный в те времена вопрос о ее отношении к Владимиру Высоцкому. Бичевская сказала, что они были знакомы, что незадолго до смерти Высоцкий говорил ей в телефонном разговоре, что начал писать песню про «золотые купола России», которую могла бы спеть Жанна, так как она как раз в ее стиле. (Совсем другая версия ответа В.Михееву! – А.К.) Но из этого ничего не получилось: Высоцкий умер и она не знает, успел ли он закончить песню… Вот такой примерно ответ.
                      Конечно, речь шла о «Куполах» из фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», написанной еще в 1975 году:
                                           Купола в России кроют чистым золотом,
                                           Чтобы чаще Господь замечал…
                      Сегодня я могу представить, что могло получиться (или не получиться) из такого творческого эксперимента, а тогда я просто сидел в зале. У меня с собой был машинописный, но красиво переплетенный, вариант первого издания сборника «Нерв», где как раз были напечатаны «Купола». Когда, все в перерыве, все хлынули за кулисы к Жанне, рванулся туда и я, чтобы показать «находку». Пробившись сквозь толпу поклонников (многие фотографировали), я показал ей текст. Она прямо тут же поставила автограф, а потом сказала: «Знаете, мы завтра уезжаем, сегодня у меня еще один концерт, но вечером мы можем встретиться у меня в гостинице и поговорить о Высоцком».
                      Но встретиться нам не пришлось по простой и банальной причине. После фестиваля был устроен прощальный банкет (это слишком громко сказано!) с дешевым вином и песнями, а потом полтора часа на морозе мы проговорили с одним комсомольским «царьком», решая проблемы своего старшего брата, которого тогда как раз собирались исключить из комсомола и университета за прогулы…
                      В общем, в гостиницу я немного опоздал. И там, к моему величайшему огорчению, дежурная мне сказала, что артисты только что уехали. Сама Жанна невольно ошиблась, поэтому наша встреча не состоялась. Сборник стихов Высоцкого с автографом Ж.Бичевской я хранил недолго: дал кому-то почитать и больше он ко мне не вернулся. Вот его жаль, даже не из-за автографа, а как воспоминание о молодости…
 
 

                                                                 7 января 2008 года

(с) 2008 Алексей Красноперов

Рубрики:  Статьи
Воспоминания
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку