На конкурсе молодых пианистов Дениса Мацуева Grand Рiano |
Три майских дня я нахожусь под впечатлением от конкурса молодых пианистов Дениса Мацуева Grand Рiano.
А гала-концерт прослушала три раза-по каналу "Культура" в прямом эфире,потом эту же трансляцию-на сайте архивов передач,и ещё раз по радио "Орфей".
Он оставил после себя ощущение очарования и волшебства.
А "под занавес"Денис Мацуев исполнил....посмотрите видео и вы узнаете,чем он нас порадовал.
Международное жюри, прослушав в живых турах пятнадцать юных пианистов, сразу же, на первом Московском Grand Рiano Competition нарушили только что установленный, свежий регламент конкурса. Вместо 5 лауреатов со сцены Большого зала консерватории Денис Мацуев объявил 7 имен, заметив при этом, что перечень лауреатов и дипломантов - формальность.
Это факт, что выбирать лучших из этого списка пятнадцати феноменально одаренных юных музыкантов было трудно: все они предстали как яркие и абсолютно разные творческие индивидуальности. Причем меньше всего их выступления вписывались в формат конкурса, в его традиционную конкуренцию по степени сложности исполняемых программ, уровню виртуозности, компетентности трактовок. Весь этот набор критериев не работал на Grand Рiano, поскольку все демонстрировали беспрецедентный для столь юного возраста пианизм: достаточно назвать произведения, звучавшие на конкурсе: "Исламей" Балакирева (Джордж Харлионо), "Мефисто-Вальс" Листа (Владислав Хандогий, Александр Малофеев), фрагменты балета "Жар-птица" Стравинского в транскрипции Агости (Сандро Небиеридзе), Вариации на тему"Кармен" Бизе-Горовица (Илья Ломтатидзе). Но кроме техники каждый из участников был интересен своим личностным отношением к исполняемым сочинениям, своим живым и очень творческим контактом с инструментом - по сути, артистической состоятельностью, свободой.
Эти качества юных исполнителей подтвердил и сложнейший третий тур - выступление с оркестром. И надо заметить, что программа третьего тура Grand Рiano ни чем не отличалась от финала Конкурса Чайковского с той лишь разницей, что концерты Чайковского, Листа, Шопена, Рахманинова исполнялись не целиком, а частями. Качество владения музыкальным материалом, исполнительская свобода, индивидуальная яркость интерпретаций во многих выступлениях были поразительные.
Самая юная участница конкурса 11-летняя Ольга Иваненко пленила хрупким, почти хрустальным звуком и своей лихой редакцией бетховенской каденции в 20-м Концерте Моцарта ре минор (1 часть), а ее ровесница из Японии Шио Окуи, исполнявшая 2 и 3 части Концерта Грига, с удивительной грацией передала и лирическую патетику, и острые, "троллевские", ритмические углы, и виртуозное "фэнтези" григовской музыки. Понимание шопеновского стиля, сочный красочный звук, детально отделанную фортепианную фактуру показала во Втором шопеновском концерте (1 часть) 14-летняя грузинская пианистка Барбаре Татарадзе. А в исполнении 12-летней Вари Кутузовой обворожительно звучало кружево фортепианной ткани, тончайшие, как воздух, пианиссимо, ясная и безыскусная простота музыки Моцарта в 21-м Концерте до мажор (2 и 3 части).
Надо заметить, что, несмотря на оркестровое сопровождение, даже самые тонкие лирические индивидуальности пианистов в третьем туре не потерялись. И этому способствовал дирижер Александр Сладковский, создавший вместе с Госоркестром им. Е.Ф Светланова образцовую музыкальную атмосферу для конкурсантов. Это был не формальный оркестровый аккомпанемент, что случается даже на Конкурсе Чайковского, а артистичное, высочайшего класса исполнение концертных партитур, причем, с каждым участником была найдена индивидуальная интонация. Именно поэтому в таком сложном туре все конкурсанты могли чувствовать себя уверенно.
И утонченный, артистичный Иван Бессонов (13 лет) из Петербурга, исполнивший 2 и 3 части 21-го Концерта Моцарта до мажор хрупким, как скорлупа, звуком, с бисерными пассажами и тихим плеском арпеджио, так красиво выдвинутыми вперед чуткой оркестровой махиной, и другой петербуржец, 12-летний Илья Папоян, с его тщательным музыкальным мышлением, чутким к мельчайшим нюансам звука (2 и 3 части бетховенского концерта №3), и те конкурсанты, кто выбрал эффектные для оркестрового финала Концерты. Это 15-летний британец Джордж Харлионо, с какой-то яростной мощью и неожиданными артикуляциями исполнивший 1 часть Первого концерта Чайковского, и буквально пробивающий оркестр шикарными аккордовыми каскадами и летящими пассажами в рахманиновском Втором концерте (2 и 3 части) 14-летний Владислав Хандогий из Беларуси. Не мог не поразить своей пианистической хваткой, виртуозностью, чувством формы 14-летний Александр Малофеев, которому очень подошла жесткая токкатная стилистика прокофьевского Третьего концерта (2 и 3 части). Но, может быть, больше других поразил 15-летний грузинский пианист Сандро Небиеридзе, исполнивший "Рапсодию на тему Паганини" Рахманинова. Это была музыка, полная энергии, какой-то почти машинной виртуозности, прорывающейся то к духовному хоралу, то к широкой кантилене, то к романтической патетике, прозвучавшая с темпераментом и драйвом "Ветсайдской истории".
По окончании третьего тура Денис Мацуев огласил результаты конкурса.
Денис Мацуев: "Те юные музыканты, которые выходили на сцену Большого зала консерватории и Рахманиновского зала, - уже не по своим годам зрелые артисты. Они уже сейчас готовы к большой концертной деятельности. И каждый из них - большая личность. Мне кажется, само название "конкурс" не подходит под наш формат. Это конкурс-фестиваль, потому что каждый, кто участвовал, выступил и на сольном туре, и с оркестром. Благодаря нашему конкурсу об этих музыкантах узнал весь мир, потому что нас смотрели по трансляции Medici.tv и канала "Культура". И нашу церемонию закрытия тоже увидит весь мир. Наши конкурсанты получат более 30 бесценных призов: приглашения таких легендарных музыкантов, как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Александр Сладковский, от фестиваля в Вербье. От меня - участие в двенадцати проектах, запись пластинки и многое другое. Самое главное в нашем конкурсе - не лауреатство, а то, что все наши музыканты - феноменальные таланты."
источник
"Grand Piano Competition - это фейерверк фортепианной музыки со всего мира"
Р.S.свою симпатию я отдаю 15-летнему грузинскому пианисту Сандро Небиеридзе, исполнившему "Рапсодию на тему Паганини" Рахманинова и 15-летнему британецу Джорджу Харлионо исполнившему 1 часть Первого концерта Чайковского.
Рубрики: | Фестивали, конкурсы, концерты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Светлана_Крымская
Спасибо,Светлана!У меня тоже такая же НАДЕЖДА на возрождение интереса к музыке.Ответ на комментарий Pal-
Почему?Ответ на комментарий Вилинна
Как бы Вам сказать... Мацуев - это тот же типаж, что и Басков, только за роялем, символ нашего печально-попсового времени, символ превращения искусства в его подобие, его обертку. Подобие весьма близкое к оригиналу. У него быстрые пальцы, можно сказать безукоризненно точные, он прекрасно представляет исполнительский стандарт и воспроизводит его. Но он при всем внешнем блеске не относится к ряду тех музыкантов, для которых пассы руками были всего лишь средством сказать слушателю что-то сокровенное и значительное. Я имею в виду не обязательно гениев - таких как Софроницкий, Рихтер или Микеланджели. Сегодня есть пианисты, которые выходят к инструменту, имея что сказать. Например, Кристиан Цимерман, Григорий Соколов, Раду Лупу или Мария Жоао Пиреш.Ответ на комментарий Pal-
Спасибо за разъяснения, прочитала с большим интересом. Чувствуются ваши большие познания в музыке.Ответ на комментарий Вилинна
Не буду спорить о Крыме и нерукопожатности, остаемся при своих мнениях.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |