liudmila_leto все записи автора
Александр Глазунов (10 августа 1865 -21 марта 1936 )впитал в себя едва ли не всё лучшее, что окружало его в русской музыке того времени. У Балакирева он позаимствовал приверженность русскому фольклору, с Римским–Корсаковым его роднила, прежде всего, любовь к цветистой и виртуозной оркестровке. Эпическое начало многих произведений Глазунова напоминает лучшие страницы творчества Бородина. Его сочинениям в равной мере присущи лиризм Чайковского и склонность к тонкой полифонической разработке Танеева. В творчестве Глазунова центральное место заняла инструментальная музыка. Громадному интеллекту композитора были близки поиски в „чистых“ жанрах: симфонии, квартеты, инструментальные концерты и балетная музыка. Вокальная музыка не стала его любимым жанром. Чуть более тридцати (включая юношеские эскизы) романсов и песен, но, главное, отсутствие в его наследии оперы, говорит о недостаточно большом интересе Глазунова к сочинению для голоса.
Вокальные произведения композитора до сих пор малоисследованный пласт русской музыки, и хочется верить, что они найдут своего внимательного и благодарного слушателя.
Эх ты, песня (П.Северский)
исп.Е.Антонова и Н.Шпиллер
Романс Нины(М.Лермонтов)
исп.А.Нежданова
Восточный романс (А. Пушкин)
исп.П. Лисициан
Вакхическая песня (А.Пушкин)
исп.А.Пирогов
Муза (А. Пушкин)
исп.Е. Белов
Делия (А.Пушкин)
исп.Н.Казанцева
Когда гляжу тебе в глаза (Г. Гейне, перевод М. Михайлова)
исп.Н.Казанцева
Недавно обольщён (А.Пушкин)
исп.И.Просаловская
Нереида (А.Пушкин)
исп.Н.Ковалёва
Сновидение (А.Пушкин)
исп.З.Емельянова
|
Судьба оказалась необычайно благосклонна к Александру Константиновичу Глазунову. Природа наградила его удивительным музыкальным талантом, феноменальными памятью и слухом — качествами, вошедшими в многочисленные рассказы и анекдоты, передаваемые в петербургской музыкальной среде из поколения в поколение. Его дарование, благодаря стараниям матери, было замечено очень рано. Его учителями стали выдающиеся музыканты М.А. Балакирев и Н.А. Римский–Корсаков. В самом начале творческого пути Глазунову оказал огромную человеческую и материальную поддержку М. Беляев, лесопромышленник, страстный любитель музыки и один из самых крупных русских меценатов.
Природная скромность, сдержанность, простота, необычайное трудолюбие и ответственное отношение к профессиональному композиторскому труду, честность и желание помогать — эти основные черты характера Глазунова сделали его имя своего рода эталоном духовной цельности и моральной чистоты в музыкальном мире Петербурга и всей России. Годы его директорства в Петербургской (Петроградской, Ленинградской) Консерватории (1905 – 1928), пришедшиеся на очень сложные исторические катаклизмы, и по сей день воспринимаются как один из самых плодотворных и светлых периодов ее истории.
В период своего ректорства Глазунов мало сочинял, отдавая все силы организационной работе в Консерватории. Он знал не только всех студентов по имени, но все экзаменационные программы учеников, постоянно присутствуя в классах и на экзаменах.
Пик композиторской активности Глазунова пришёлся на конец XIX — начало XX века. Именно тогда им была создана удивительной красоты музыка к балетам („Раймонда“, 1897, „Барышня–служанка“, 1898 и „Времена года“, 1899), написаны Пятая (1895), Шестая (1896), Седьмая (1902) и Восьмая (1906) симфонии, знаменитый скрипичный концерт (1904), обе фортепианные сонаты и лучшие струнные квартеты. В эти, самые плодотворные свои годы, он не только много сочиняет, но постоянно дирижирует, преподаёт в Консерватории, занимается общественной работой.
Его обширное композиторское наследие включает в себя восемь симфоний, огромное количество увертюр и фантазий для оркестра, балеты, произведения для хора и хора с оркестром, инструментальные концерты, семь струнных квартетов, многочисленные ансамбли и фортепианные пьесы.
В музыке он всегда шел своим путем. Будучи на протяжении нескольких десятилетий соратником и близким Римского–Корсакова, Глазунов питал искреннюю симпатию и к его „московской оппозиции“ — Чайковскому и Танееву. Его творчество, далёкое от присущих началу XX века поисков нового музыкального языка, оказалось „законсервированным“, застрявшем во времени. Он навсегда остался верен идеалам своей музыкальной юности: романтической взволнованности, праздничности, жизнелюбию.
Глазунов всегда стремился к синтезу того, что было дорого ему в русской музыке. Это привело его к формированию собственного творческого стиля, не лишённого черт некоторого академизма, но, вместе с тем, обладающего высоким внутренним единством. Его композиции полнокровны и жизнеутверждающи в своих музыкальных образах, светлы по колориту, ясны по форме и разнообразны в гармоническом плане. Это творения истинного мастера — композитора, для которого красота и совершенство всегда оставались главными мерилами художественного процесса.
источник