-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46239
Написано: 55625


20 марта 1890 года родился Беньямино ДЖИЛЬИ, великий итальянский певец

Пятница, 21 Марта 2014 г. 12:09 + в цитатник
nadia_obo все записи автора

iskusstvo-zvuka.livejournal.com

12121704 (494x700, 62Kb)


Вот уже почти полвека, как ушел из жизни Беньямино Джильи, замечательный тенор, заставлявший замирать сердца тысяч людей во всех уголках земного шара, в концертных залах, театрах, у радиоприемников. Как и о Карузо, о нем можно сказать — легендарный певец. Что значит легендарный? Это, когда при одном звуке имени певца, даже весьма далекие от искусства люди понимающе кивают головой и выражают восхищение (хотя, возможно, никогда и не слушали его). Но ведь были во времена Джильи и другие прекрасные тенора — Мартинелли, Пертиле, Скипа, Ласаро, Тиль, Лаури-Вольпи, Флета... какой-нибудь меломан или специалист добавит к списку своих любимцев. Каждый из них хорош по-своему, а в каких-то партиях добивался успеха, возможно, и большего, чем Джильи. Но в списке «легендарных», где такие имена, как Шаляпин, Руффо, Каллас, Дель Монако (о Карузо уже шла речь), их нет! Что же дало Джильи возможность попасть в этот «клуб избранных», в этот певческий ареопаг?

Вопрос не такой простой, как кажется. Попробуем на него ответить. Собственно, есть как бы две составляющих у всякой истории успеха, славы. Одна — это внутренние ресурсы человека, его способности, черты характера; другая — внешние обстоятельства, способствовавшие достижению поставленной цели. Цель же у художника одна — добиться признания. И ее (если не лукавить) ставит всякий творец, хотя бы и подсознательно, ибо творчество — это инстинкт самовыражения, самовыражение же требует успеха, понимания со стороны общества или, по крайней мере, просвещенной его части.



Начнем с внешних обстоятельств. Они благоприятствовали певцу в его восхождении на олимп. Одно из них, как ни странно, заключается в определенном «недостатке» вокального дара (как считают многие специалисты, и среди них знаменитый тенор Лаури-Вольпи, которого мы еще будем упоминать) — голос певца, манера звукоизвлечения сильно напоминают карузовские. Это дало возможность Лаури-Вольпи в своей известной книге «Вокальные параллели» даже зачислить Джильи в список «эпигонов» великого итальянца. Не будем судить строго коллегу-соперника, его пристрастность понятна. Но ведь и сам певец ощущал эту связь с предшественником, особенно он почувствовал ее после первой в своей жизни грамзаписи: «Это было совершенно необычайно — сидеть молча в кресле и слушать свой собственный голос. Но еще больше поразило меня другое — я сразу же заметил удивительное сходство моего голоса с тем, который слышал накануне, когда проигрывали пластинку с записью Карузо». Эти качества голоса молодого тенора притягивали и подогревали интерес к нему, а тут еще и трагическое обстоятельство: в расцвете лет, не дожив до пятидесяти, Карузо умирает. Все любители вокала в растерянности. Кто займет его место — освободившаяся «ниша» должна быть кем-то занята! Джильи в это время на подъеме, он только что успешно начал карьеру в том же театре «Метрополитен». Естественно, взоры обратились к нему. Тут надо добавить, что менталитет американского общественного мнения, с его «спортивным» стремлением расставить все по своим местам и определить лучшего, тоже сыграл в этом деле не последнюю роль (ну а то, что лучший в мире уж конечно среди солистов «их» театра, это само собой разумелось).



Еще одним важнейшим внешним фактором феноменального успеха стало стремительное развитие звукового кино и радио. Эффектный кинодебют Джильи в фильме 1935 года «Не забывай меня» (с одноименной песней Эрнесто де Куртиса) положил начало целой серии фильмов с его участием, несомненно сыгравших важнейшую роль в создании мировой славы. Певец стоял также у истоков радиотрансляций опер (1931 год) — возможно, одного из самых удачных начинаний американской культурной индустрии, сразу переведших оперу из разряда аристократических зрелищ, в более демократический и массовый.

Всем сказанным выше я совершенно не хочу принизить собственных достоинств и талантов Джильи, об этом сейчас и пойдет речь. Просто справедливость требует констатации того непреложного факта, что какой бы ни был талант, особенно в области исполнительского искусства с его сиюминутной эфемерностью бытия «здесь и сейчас», стать «легендой» невозможно без дополнительных способов проникновения в массовое сознание.



Воздадим же должное, наконец, самому Джильи, его замечательному певческому дару. Сказать что-либо новое в этом плане очень трудно. Написано столько слов, столько трудов. Парадокс в том, что быть может, лучше всех о нем сказал все тот же Лаури-Вольпи, который был так строг к нему (кстати, в его книге о певцах, которая уже упоминалась в начале статьи, Джильи посвящено больше места, чем Карузо). Ведь подлинный профессионализм (которым в большой степени обладал Лаури-Вольпи) всегда побеждает любую предвзятость. Вот и тут, после рассуждений о фальцете и «вокальных рыданиях» артиста следуют знаменательные признания: «Удивительно красивая окраска нот центрального регистра, естественность звуковедения, тонкая музыкальность...», «В „Марте“ и в „Джоконде“... ни один вокалист не превзошел его в смысле пластичности, красоты и соразмерности звуковой линии».



Джильи сумел найти гениальное сочетание между музыкально выверенным и технически безупречным исполнением авторского текста и той мерой исполнительской вольности и непринужденности, которая неотразимо действовала на слушателя, создавала эффект «вот сейчас и здесь» происходящего акта сотворчества композитора с певцом. Идя «навстречу слушателю», он, практически, никогда не переходил той опасной грани, которая отделяет подлинное искусство, «высокую простоту» от трюкачества и примитивной плакатности. Возможно, некоторый элемент самолюбования присутствовал в его пении, но в разумных пределах это не такой уж и грех. Любовь художника к тому, что и как он делает, передается публике и способствует созданию атмосферы катарсиса.

Музыкальная характеристика пения Джильи также подробно описана многими. Замечательное legato, ласкающее звучание в mezza voce — все это известно. Добавлю лишь еще одну характеристику: проникающая сила звука, которую певец как бы «включает», когда нужно драматически усилить исполнение. Ему не надо при этом прибегать к форсированию, крику, это делается каким-то загадочным способом, без видимых усилий, но создает ощущение напряженности и звуковой атаки.



 

Несколько слов обязательно надо посвятить трудолюбию Джильи. Огромное количество выступлений (даже на отдыхе, когда певец давал благотворительные концерты) поражает. Это также стало одним из слагаемых успеха. К этому надо добавить самоконтроль в понимании своих возможностей, не всегда типичный для певцов. На страницах книги можно прочесть об отношении певца к своему репертуару. Так, например, только в 1937 году артист решился выступить в партии Радамеса («Аида»), в 1939 в партии Манрико («Трубадур»). Вообще, его переход от чисто лирического репертуара к более драматическому, или отношение к исполнению (а точнее неисполнению) россиниевского репертуара можно считать примерами грамотной самооценки. Тем не менее, это не означает, что его репертуар был ограничен. Многие ли могут похвастаться шестьюдесятью исполненными партиями (у Паваротти их, например, менее тридцати)? Среди лучших: Фауст («Мефистофель» Бойто), Энцо («Джоконда» Понкьелли), Лионель («Марта» Флотова), Андре Шенье в одноименной опере Джордано, Де Грие в «Манон Леско» Пуччини, Каварадосси в «Тоске» и многие другие.

Было бы неправильным не затронуть тему — Джильи-актер. Большинство современников отмечают, что драматическое искусство было слабым местом в таланте певца. Возможно, это и так. Но к счастью, искусство пения, даже и оперного — прежде всего искусство музыкальное. И те возможные и неизбежные для современников наблюдения об актерской игре Джильи, его сценическом поведении нас, слушателей его записей, касаются в меньшей степени.

Нет надобности излагать в этой вступительной статье биографию певца. Джильи в своих мемуарах сам делает это довольно обстоятельно. Нет смысла также комментировать ряд его субъективных замечаний относительно вокального искусства, поскольку материя это тонкая, и все, что можно по этому поводу возразить, также будет субъективно.

Уверен, что чтение этих мемуаров доставит читателю истинное удовольствие. Перед ним пройдет жизнь большого мастера во всем ее разнообразии: от скромного провинциального детства в Реканати до блестящих премьер в «Метрополитен», от встреч с простыми итальянскими рыбаками, до приемов у коронованных особ. Безусловный интерес вызовут эпизоды, не вошедшие в предыдущие издания по идеологическим мотивам — музыкальная жизнь Италии во времена Второй мировой войны и подробности встреч с Гитлером, Муссолини и высшими чинами Третьего рейха. Книгу завершают фрагменты из воспоминаний дочери певца — Рины Джильи, впервые публикуемые на русском языке.

http://www.peoples.ru/art/theatre/opera/tenor/beniamino_gigli/history.html

Рубрики:  Певцы
Вокальное искусство
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 13 пользователям

solnisko67   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 13:51 (ссылка)
Спасибо за знакомство с великим итальянским певцом. Вы делаете великое дело - приглашаете нас в волнующий, необъятный мир музыки, искусства. Что может быть интереснее и полезнее для всех...Дай Вам Бог здоровья и радости от этого благого занятия в инете!
Ответить С цитатой В цитатник
Maestro_do   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 15:55 (ссылка)
Надя! Большое спасибо за интересный пост.Всего Вам доброго.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 18:27 (ссылка)
Очень красивый голос у Беньямино Джильи. Большое спасибо за интересный пост, Надя!
Ответить С цитатой В цитатник
Сэр_42   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 19:35 (ссылка)
Спасибо. Очень понравился пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 21:02 (ссылка)
Замечательный певец. Но Карузо мне все-таки больше нравится. Спасибо, Надя, за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 21:59 (ссылка)
Спасибо, Надюша, за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 23:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташенька! Спасибо большое за отзыв. Что-то я совсем рассыпалась. Стараюсь понемножку собрать себя в единое целое. Спасибо, спасибо, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 23:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

На доброе здоровье, Анечка!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2014 г. 23:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нина! Карузо - для меня это вообще... самый, самый - непревзойденный!!! Ну а других, и даже многих, я тоже почему-то люблю, даже очень. Спасибо большое за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 08:11 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, так и я тоже очень многих люблю. И Джильи замечательный певец, да он еще и актер хороший на мой взгляд.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 09:29 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, Надя, дорогая, держитесь! Сейчас, после зимы многие чувствуют усталость. У меня тоже, если честно, эти дни были не из лёгких. К компьютеру даже не могла подойти. Даст Бог, всё наладится. Побольше сил Вам, здоровья, хорошего настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 11:41 (ссылка)

Ответ на комментарий solnisko67

Большое спасибо Вам за такие теплые слова в мой адрес. Я постараюсь Вас радовать и впредь.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 11:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташа! Прекрасного настроения Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 11:43 (ссылка)

Ответ на комментарий Maestro_do

Maestro do! И Вам огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 11:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Сэр_42

На доброе здоровье!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 11:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нина! Какое счастье, что мы имеем возможность слушать своих любимых!!!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 11:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Наташа, спасибо огромное за поддержку! Когда же, наконец, появятся силы??? Живу одними надеждами...
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 15:56 (ссылка)

Ответ на комментарий nadia_obo

nadia_obo, да не говорите, Надя. Мне вот только обидно, что Шоу бизнес захватил и радио и телевидение. Все время звучат одни и те же бездарные песни. Так и хочется написать, что бы хоть немного разбавили их классикой. Эти песни никто не хочет слушать.
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 16:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Ох, Нина, если бы хоть кто-то мог нас услышать...
Ответить С цитатой В цитатник
mrSmelov   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 18:20 (ссылка)
Спасибо! Немного начал остывать от "политической борьбы".Не хотелось приносить сюда нервозность политических событий.ОБЯЗАТЕЛЬНО напишу благодарственный и подробный комментарий .И по поводу :"Ох, Нина, если бы хоть кто-то мог нас услышать..."
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2014 г. 18:36 (ссылка)

Ответ на комментарий mrSmelov

mrSmelov! Большое спасибо! А уж как я устала... Так хочется тихой спокойно жизни с любимой музыкой.
Ответить С цитатой В цитатник
Этерика   обратиться по имени Суббота, 29 Марта 2014 г. 22:28 (ссылка)
Наконец -то добралась до Вашего поста. Не могу наслушаться... особенно ария Немарино. Это что-то!!!
Ответить С цитатой В цитатник
nadia_obo   обратиться по имени Суббота, 29 Марта 2014 г. 22:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Этерика

Как приятно! Спасибо Вам огромное!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку