Л. ван Бетховен. Концерт №2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор |
Памяти великого композитора. Л. ван Бетховен
(17 декабря 1770, Бонн — 26 марта 1827, Вена)
Концерт №2 для фортепиано с оркестром си-бемоль мажор, соч. 19
Второй фортепианный концерт начат Бетховеном ещё в 1795 г., а закончен три года спустя, раньше первого концерта соч. 15, но был издан и исполнен позже,поэтому и получил второй порядковый номер.
В музыке концерта ещё довольно мало "настоящего" Бетховена, в ней гораздо больше моцартовской легкости и изящества. Однако менее всего концерт является "подражательным" сочинением- мастерство формы и симфонической драматургии, импровизационная свобода партии солиста, соотношение фортепиано и оркестра выдают руку гения, главные достижения которого ещё впереди, но в музыке которого уже ощущается могучая творческая сила. Про второй концерт можно сказать словами современника Бетховена, относящимися к другому его раннему сочинению- "в нем есть вдохновение, могущее утешить мир, оплакивающий смерть Моцарта".
Первая часть (Allegro con brio) начинается героическими фанфарами оркестровой экспозиции, которые сменяются нежными, певучими фразами в духе кантилен итальянской оперы. Героический образ главенствует, но вступление солиста меняет настроение. развитие поворачивается в лирическую струю. Побочная партия дышит светлой безмятежностью, лирический характер сохраняют краткая разработка и реприза. Сольная каденция- самый яркий раздел части; волевая ритмическая активность, подчеркнутая полифоническим развитием, выдает в ней истинно бетховенский дух.
Вторая часть (Adagio, ми-бемоль мажор) своей возвышенной лирикой напоминает медленные части поздних симфоний и концертов Моцарта. И в то же время в ней угадывается строгая простота поздних бетховенских Adagii. Несмотря на небольшие размеры и непритязательность формы (она состоит из проведения двух тем и их вариационного повторения), эта часть является одной из самых вдохновенных страниц музыки Бетховена- недаром её красотой восхищался П.И.Чайковский.
Подвижный, моторный финал концерта (Rondo. Molto allegro) проникнут неукротимым весельем, бодрой танцевальностью. "Упрямые" ритмические акценты рефрена, упругая ритмика побочной темы, мнимая "драматичность" центрального эпизода складываются в общую картину энергичного. волевого, ритмически активного движения. Эта часть стала прообразом финалов последующих инструментальных концертов Бетховена.
Фортепиано: Gabrielius Alekna
Дирижер: Juozas Domarkas
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Концерт Композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |