драконы нашенские, славянские |
Прежде чем говорить о наших славянских драконах, поговорим о драконах вообще. Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища. Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.
Для европейцев дракон — традиционно носитель злого, порою сатанинского начала. В этом плане наши славянские драконы лежат вполне в русле европейской традиции. Хотя в наших сказках и былинах слово дракон практически не использовалось, этот персонаж назывался Змей или Змий, но это именно тот самый дракон. Вот и в русской иконописной традиции Святой Георгий, поражающий змия (олицетворение победы христианства над силами дьявола), чаще всего пронзает копьем именно дракона — с крыльями и лапами.
(а это - Св. Георгий - европейский вариант)
Всем нам хорошо известен упоминаемый в русских сказках и былинах трёхголовый дракон Змей Горыныч.
В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка. В старославянских сказаниях упоминаются семиглавые драконы.
Но надо отметить, что наши драконы всё же имеют некоторые отличия от своих западноевропейских собратьев. Во-первых, чисто физические: кровь дракона восточноевропейского всегда чёрная. Она неядовита (герой иногда трое суток стоит по горло в змеиной крови), а также не смешивается с водой (Мать-сыра-земля не впитывает кровь, и та, в конце концов утекает в трещину, пробитую копьём).
Во-вторых, в поведении. Он в наших сказках чаще летает , чем свой собрат с Запада,
интересуется не только девицами, но и замужними дамами. Не такой волк-одиночка, как западноевропеец: в некоторых сказках упоминаются плачущие по убитым Иваном Змеям их жены.
А главное отличие - не замечен наш Змей Горыныч в патологической страсти к сокровищам. Может, конечно, как и западные драконы, он их и собирает, но не спит на своем золотом запасе. Во-всяком случае, такой факт не упоминается в наших историях. И ни один русский богатырь, побивший Змея Горыныча или какого другого змея не прославился тем, что резко разбогател. То ли у нас драконы были бедные, то ли богатыри бескорыстные. Девиц спасали, землю на змее пахали,
рубили их в капусту, а вот с золотом как-то не задалось…
Рубрики: | легенды, предания |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |