Мор Антонис (ок. 1519, Утрехт — между 1576 и 1578, Антверпен) — нидерландский портретист
Антонис Мор (Антонио Моро, Антонис ван Дасхорст Мор, нидерл. Mor van Dashorst, Anthonie; ок. 1519, Утрехт, Нидерланды — между 1576 и 1578, Антверпен, Бельгия) — нидерландский портретист XVI века, работавший при дворах Испании, Италии, Англии.
Автопортрет (1558, Galleria degli Uffizi )
Родился в Утрехте. Учился у живописца Яна ван Скореля (нидерл. Jan van Scorel), нидерландского мастера, известного тем, что он был первым голландским художником, понявшим важность обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высоким итальянским Ренессансом. Когда папа Адриан VI Утрехтский, в прошлом — воспитатель императора Карла V был избран на свой пост, Ян ван Скорель отправился с ним в Рим в качестве придворного художника. Предположительно, Мор ездил вместе с ним.
В 1547 году Мор был принят в члены гильдии св. Луки в Антверпене, вскоре после этого он привлек внимание кардинала Николаса Перрено де Гранвеллы, епископа Аррасского, фактического наместника Габсбургов в стране и известного мецената. Он стал его постоянным покровителем и представил императору Карлу. Художник легко вписался в атмосферу двора. Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса).
Кроме "Портрета Гранвелла" (1549, Вена, Музей истории искусств), в этот период Моро пишет портреты герцога Альбы (1549, Нью-Йорк, Музей Испанского общества) и будущего короля Филиппа II (Алторп, собрание Спенсер). В 1550 г. Мария Венгерская отправляет Моро в Португалию, где он должен был написать портреты Габсбургов. Вероятно, его путь в Португалию пролегал через Италию и Рим, где он смог лучше узнать портретное творчество Тициана и Бронзино.
В 1550 г., возможно, в Генуе, он пишет портрет Максимилиана Австрийского, будущего императора, вступившего в брак с сестрой Филиппа II. Ее портрет был исполнен в 1551 в Испании (оба - Мадрид, Прадо). Присутствие Моро в Португалии в 1552 г. подтверждается документальными источниками. Кроме того, он проводит некоторое время в Мадриде, где строгий этикет испанского двора оказывает на художника решительное воздействие. Здесь он создает жанр парадных портретов, получивших признание при многих европейских дворах. Модели Моро бесстрастны, они сосредоточены и ничем не выдают своих подлинных чувств, их проницательные взгляды завораживают зрителя. Во время своего первого пребывания на полуострове он пишет портрет Екатерины Португальской, сестры Карла V (Мадрид, Прадо) и восхитительный портрет "Дама с драгоценностями" (Мадрид, Прадо), строгий, но вместе с тем не лишенный маньеризма.
В 1553 Моро вновь работает в Утрехте, где вместе со своей женой Метген покупает себе дом.
В преддверии подготовки свадьбы Филиппа II и Марии Тюдор он отправляется в Англию, увозя с собой портрет жениха в латах, написанный Тицианом. В Лондоне он создает свой шедевр — портрет Марии Кровавой, за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство. Ее портрет, исполненный без всякой лести, но также и без критики (1554, Мадрид, Прадо), является шедевром правдивости и высокого стиля.
В 1555 г. Моро работает в Брюсселе, где в год отречения Карла V от престола пишет трогательный портрет юного "Герцога Оранского в доспехах" со взглядом одновременно энергичным и мечтательным, а также очаровательный портрет Александра Фарнезе, гордого одиннадцатилетнего мальчика, с рукой на рукояти шпаги (1557, Парма, Нац. гал.). В этот же период появляется портрет "Филиппа II в доспехах" (существует в нескольких вариантах), который должен был увековечить победу при Сен-Кантене.
В 1558 и 1559 г. Моро, наконец, достроил свой дом в Утрехте и у него появилось время для создания автопортретов, где он изобразил себя одетым в черный атлас и сидящим перед мольбертом с палитрой и кистями, с сознанием собственной значительности, но без высокомерия (1558, Флоренция, Уффи- ци). Это была эпоха более свободных изображений буржуазии ("Музыкант Жан Лекок и его жена", 1559, Кассель, музей).
В августе 1559 г. Моро отправляется в Испанию в составе королевской свиты, но остается здесь не больше года и пишет портреты Пежерона, шута графа Бонавенте (Мадрид, Прадо) и инфанты Хуаны, сестры Филиппа II и юной вдовы принца Бразильского (1559). В 1560 г. Моро вновь в Утрехте, где встречает своего наставника Яна ван Скореля, старческий облик которого он запечетлевает в медальоне-обманке (1560, Лондон, Общество антикваров). В те же годы художник пишет "Портрет карлика кардинала Гранвелла" (Париж, Лувр) и "Ювелира" (1564, Гаага, Маурицхёйс).
Утрехт остается любимым городом художника, который он покидает только для исполнения официальных заказов. Так, он пишет портрет новой правительницы Нидерландов, Маргариты Пармской (Берлин-Далем, музей), четвертой жены Филиппа II, юной Анны Австрийской (1570, Вена, Музей истории искусств). Эти картины перемежаются портретами юристов и деловых людей ("Томас Грешэм и его жена", Амстердам, Гос. музей), более гибкими по стилю и более глубокими по психологической выразительности.
В 1568 и 1569 г. Моро снова проводит несколько месяцев в Лондоне, как о том свидетельствуют датировки некоторых английских портретов. Нам неизвестно никаких документов относительно деятельности художника после 1570 г. Однако за несколько месяцев до смерти Моро пишет портрет своего друга, нумизмата Хуберта Голциуса (1576, Брюссель, Кор. музей изящных искусств).
Карлик кардинала Гранвеллы (1549 - 1553, Лувр, Париж)
далее