В колонках играет - Breakout/Pomaluj moje snyКак-то так получилось, что до сих пор я так и не смотрел "Облачный атлас" бывших братьев, а ныне сестёр Вачовски (привет Гребенщикову с его альбомом "Все братья -- сёстры"), а вчера вот неожиданно приобщился. Не без логических несостыковок и погрешностей, но тем не менее в целом получилось вполне пристойно (несмотря на лёгкий налёт гомосятины), бодро и живо. Если кто ещё не смотрел -- фильм представляет собой нарезку (которая поначалу может показаться мешаниной) из шести различных сюжетов, действие которых происходит в разные времена в разных местах, но по мере развития событий начинает проясняться некая взаимосвязь, пронизывающая пространство и время. Мало того, что наши тела -- далеко не главное, так ещё и наши личности не столь независимы друг от друга, как нам самим иногда кажется.
"В этом мире случайностей нет, каждый шаг оставляет след..." -- и каждый наш поступок, и каждое сказанное нами слово может отозваться в веках независимо от нашей сознательной воли, смерть -- всего лишь переход в иной мир, в иную форму существования, где могут встретиться те, кто любит друг друга, (см. "Песнь торжествующей любви" Тургенева и фильм "Интерстеллар". 8-) а рай по словам героини фильма -- это врата, за которыми ждёт тот, кто тебя любит.
Если бы мне пришлось предпослать "Облачному атласу" некий эпиграф, это были бы слова "В круге вечного возвращения". Круговорот событий в известной степени цикличен: от упоминания первобытных каннибалов врачом-убийцей через жестокость рабовладения и научно-технический прогресс, доходящий до клонов тоталитарной Южной Кореи (нет, я не путаю, именно Южной. 8-) и выхода человечества во Внешние Миры и заканчивающийся оставшейся за кадром ядерной войной (иначе откуда бы взялась столь высокая радиация на Гавайских островах?), человечество возвращается к полупервобытному существованию последних выживших и новому каннибализму -- тому самому, о котором доктор-убийца говорил словами "Сильный слабого сожрёт". Собственно, тема каннибализма красной нитью проходит через весь фильм: фабрикатов кормят протеиновым "энергомылом", получаемым из дезинтегрированной плоти тех же фабрикатов, у которых закончился т.н. "контракт" и они радостно идут навстречу Экзальтации -- процедуре, которая должна привести их к новой жизни с повышением социального статуса (привет клонам из фильма "Остров"); людоеды далёкого будущего пользуются своим техническим превосходством (арбалеты) для охоты на пастушеское племя; автор плохо продаваемого романа резко увеличивает продажи убийством критика; как врач-убийца, так и рабовладельцы хоть и не питаются человечиной, но всё же, не моргнув глазом, спокойно убивают людей. Да и планируемая нефтяными лоббистами авария на АЭС с многочисленными жертвами, которую всё-таки предотвращает молодая журналистка, тоже выглядит достаточно людоедски.
Весьма забавна история Тимоти Кавендиша, издателя, неплохо заработавшего на бестселлере, а потом пытающегося скрыться от дружков автора, таки получившего свой срок за убийство: тут и воспоминания молодости о первой любви и первом сексуальном опыте, (я ржал. 8-) и страшная братская месть в виде частного дома престарелых с садистами-надзирателями плюс попытка побега (привет Рэндлу Патрику МакМёрфи и компании психов, сваливших на рыбалку), но в отличие от "Полёта над гнездом кукушки" эта попытка всё же оказалась удачной благодаря умело подогретым антибританским настроениям шотландских футбольных фанатов, лихо уделавших надзирателей. Весьма занятный момент -- творческое переосмысление реального образа Тимоти Кавендиша в кино многие годы спустя, где практически комедийный персонаж с шутовским поведением приобретает пафосно-героические черты и становится своего рода символом борьбы за человеческое достоинство. А и в самом деле, разве не так формируются герои в фольклоре, истории и пропаганде? Большое видится на расстояньи, а мелкое... да кому интересны такие мелочи? 8-)
Неплохо получился намёк на то, как возникают новые религии: когда повстанцы против тоталитарного южнокорейского режима (действие происходит в технологически высокоразвитом Нью-Сеуле: "Нью" -- потому, что старый Сеул уже давно скрылся под надвигающейся водой) захватывают станцию спутниковой связи, получившая (в т.ч. благодаря записям
Льва Натаныча Щаранского Солженицына) некое Откровение фабрикантка... (Как всё-таки меняется с течением времени язык! Тов. Лем не дал бы соврать, герой его "Футурологического конгресса" собаку съел на новоязе) -- нет, не хозяйка фабрики, а очередной клон -- Сонми-451 (мне одному слышится здесь название вьетнамской деревни Сонгми, уничтоженной американскими карателями?) говорит для всех, кто может её услышать, о том, что по её мнению делает человека человеком (привет пелевинской Кае) -- и эти слова впоследствии становятся символом веры для последних людей на Земле, истово верующих в Светлую Богиню Сонми и Бога Дарвина (привет Бену Элтону: правда, в его "Слепой вере" Дарвин считался кем-то вроде Сатаны. 8-)
Ещё один занятный момент -- взаимопроникновение времён, некое одновременное сосуществование прошлого, настоящего и будущего: журналистка Луиза Рей слушает симфонию Роберта Фробишера "Облачный атлас", навеянную мелодией из сна композитора Эйрса, увидевшего новосеульское кафе далёкого будущего с официантками-клонами и услышавшего там эту музыку, причём дальнейшее развитие тема получает благодаря дневникам Адама Юинга, прочитанным Фробишером у Эйрса, а Сонми-451 смотрит старый (по её меркам, разумеется) фильм о Тимоти Кавендише из 2012 года... в общем, привет воннегутовским тральфамадорцам, способным видеть прошлое, настоящее и будущее в их нераздельном единстве и борьбе.
Достаточно своеобразно, как ни странно, выглядит внезапно всплывшая тема гомосятины в свете того, что в Откровении речь идёт в т.ч. о преодолении границ -- "Переступить пределы", как писал некогда в своих стихах знаменитый касталиец, магистр Игры в бисер Йозеф Кнехт. Учитывая то, что во времена истории Роберта Фробишера гомосексуализм как минимум не приветствовался, а о всяческих гей-парадах и речи быть не могло, не всё так просто и однозначно с потенциально дефективным генетически Робертом, который не просто был бы опозорен, узнай общество о его ориентации, но практически был бы уничтожен, т.к. от него отвернулись бы все -- кто возмущённо осуждая, а кто и не желая быть самому заподозренным в пагубных порочных желаниях. Может быть, именно поэтому он и застрелился. В сцене со старым композитором я был готов к внезапному слиянию душ и тел музыкантов настолько, что уже авансом хлопнул себя по лбу обеими руками, но внезапно взоржавший дед обломал мне весь испуг. "Ах ты, засранец!" -- ласково сказал он Фробишеру. -- "Ты, небось, думал, что я собрался погреть старые чресла о молодое мясо? Или я похож на сраного гомика?" 8-)
Конечно, обидно было молодому любовнику молодой жены услышать такое от старого мужа-импотента, кто бы сомневался. И вот тут мне показался достаточно любопытным следующий психологический момент из письма Роберта своему любовнику Руфусу о том, что ему, Роберту, невозможно понять женщину: таки да, мужчине гораздо проще понять, в т.ч. психоэмоционально, другого мужчину, чем женщину, именно потому, что полноценные отношения "мужчина-женщина", включающие хорошее взаимопонимание, подразумевают бо́льшую взрослость личности. Такие взаимоотношения -- это как полноценное твёрдое питание взрослой особи по сравнению с пережёванной кашкой, которой питают детей. И заподозрил я тут поистине страшное: гомосексуальные отношения свойственны скорее незрелой личности, чем наоборот. А потому сестробратьям Вачовски -- приготовиться, т.к. ЛГБТ-ниндзя могут выскочить с любой страницы политкорректных СМИ. 8-)
Конец фильма вроде бы вполне оптимистичен: седой патриарх Захри заканчивает рассказывать сидящим у костра многочисленным внукам историю своей жизни -- о том, как их бабушке Мероним всё же удалось передать сигнал во Внешние Миры, как глава клана Провидцев согласился взять и его с собой, несмотря на разницу в уровнях развития, (кстати, забавный момент о разнице между знанием и пониманием: когда люди клана Захри спросили Мероним о том, каким образом корабли Провидцев так быстро скользят по воде, и та сказала о термоядерном двигателе, жители Долины начали со значением повторять друг другу слово "термоядерный". Мол, не фигня какая-то, не козы, не лошади, а термоядерный двигатель! Теперь они ЗНАЛИ, что к чему, но я бы не сказал, что они ПОНЯЛИ, как это работает. 8-) показал любопытным детям, где примерно находится Земля, а на вопрос о звездолёте предложил уточнить у бабушки, которая гораздо лучше сможет всё объяснить, потому что понимает вот это всё... И всё бы хорошо, да только складывается полное впечатление, что на этой планете, новой родине переселенцев, кроме таких вот немногочисленных общин больше никого и нет: ни космопортов, ни заводов, ни городов, и все признаки цивилизации ограничены относительно высокотехнологичными жилищами -- хижинами, хоть и более высокого уровня, чем у того же клана Долин, а колесо Истории на этой планете только начинает свой оборот -- с племён, сидящих у костров, до будущих городов, которые когда-нибудь покроют всё тело планеты.
И хотелось бы верить, что в этот раз людям удастся обойтись без каннибализма.