-Рубрики

 -Цитатник

Шуточные призы и подарки - (0)

Шуточные призы и подарки Шуточные призы и подарки Шуточные призы 1) Вот вам любимые ду...

Фотохудожник Дмитрий Алексеев - (0)

... Air Snake - Elegy Пройтись бы     Бахрома осеннего у...

Осень уходит - (0)

Осень уходит   Осень уходит. Шаги ее тише, и тише... Лист-безнадега с березы...

Таков ноябрь... - (0)

Таков ноябрь... Северный ветер за окнами поёт о мягчайшем, словно пух, снеге. О самых ярких звёзд...

Без заголовка - (0)

Как сохранить код схемы дизайна для ЖЖ Код для ЖЖ ЗДЕСЬ ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩИМ БЛОГГЕРАМ ...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Смешные цитаты и ICQ статусы Смешные цитаты и ICQ статусыСмешные цитаты и ICQ статусы из социального цитатника basher.ru
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в zateinik

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2011
Записей: 11405
Комментариев: 755
Написано: 14255


Красота, ведущая к познанию Космоса. Николай Константинович Рерих

Четверг, 09 Января 2014 г. 20:39 + в цитатник

Красота, ведущая к познанию Космоса.

 Николай Константинович Рерих

 

Н.К.Рерих. «Гора пяти сокровищ (два мира)». 1933

Конец ХХ и начало ХХI века – это кульминация духовного падения человечества.

Существование человечества непосредственно будет зависеть от того, сможет ли оно сделать гармоничными свои взаимоотношения с природой, Космосом, преодолеть внутреннюю дисгармонию человека, разрыв его высшей и низшей природы.

Дух – центральный стержень жизни, Высшее, что есть в человеке, – свои истоки берёт в Космосе.

Рассказ о жизни Духа –

рассказ о космической жизни и её Законах.

 

Каждое произведение Великого Мыслителя, художника, философа Н.К.Рериха дышит жизнью Космоса, жизнью Духа. Любое из 7-ми тысяч полотен рассказывает о таинствах космической жизни нашей планеты.

До него никто не был так откровенен.

Николай Константинович Рерих (1874 - 1947гг.) через свои полотна широко открыл человечеству границы таинственного и неизведанного. Его картины – это терафимы, наполненные эманациями напряжённейших пространственных токов. Это магниты, притягивающие и укрепляющие созвучные сознания, выводящие из привычной колеи обывательского мышления

.     

«Всадник заката. 1918»          «Светлый витязь. 1933» 

Только правильное понимание пространственной Жизни и связь с Иерархией Света могли дать им такую притягательную мощь, всколыхнуть скрытые дремавшие силы, дать толчок к новому мышлению.

   

             «Калки Аватар. 1933»

Незримое космическое дуновение исходит от картин Великого русского художника ХХ века Николая Константиновича Рериха. Полотна Мастера – вестники Будущего, отражение мира Высшего, проявление небесной красоты на земле. Они словно преодолевают границы земной тверди, устремляясь в необъятные космические горизонты. Они — словно частицы планеты, что отделились от своей праматери Земли и обрели самостоятельное бытие в сонме творений солнечной космической Красоты.

«Чудо. Явление Мессии. 1923»

 

Что же представляет собой космичность в творчестве Николая Рериха?

С точки зрения психологии, это те мотивы, которые в жизни человечества и планеты согласуются с законами, продвигающими эволюцию, и ведущими человека и человечество по пути совершенствования.

Поэтому космическими лейтмотивами мы можем назвать наиболее благородные, альтруистические качества во всех чертах характера человека, а именно: дружелюбие, любовь, преданность, терпимость, великодушие, жертвенность, чуткость и т.д.

Все эти качества обретают космическую красоту, когда начинают звучать струнами внутренней культуры и героизма, когда эти нравственно возвышенные, высококультурные свойства объединяются в благозвучии характера, духовном синтезе, этике личности — в человеке возвышенного духа, который подобно маяку излучает спасительные огни на дальние расстояния.

Космическое — это то, что не ограничено, не замкнуто только на себе, на своей самости, но постоянно устремляется, в преданности и благоволении сердца, из узкого личностного круга к широкой общественности и благу других, к счастью народа и ускорению эволюции человечества, а вместе с тем — и всего Космоса.

Поэтому космическую эпоху, возвещающую своим благовестом Великое Будущее, мы можем назвать эрой духовной культуры или духовно-этического возрождения.

Знаменитая картина «Вестник»: женщина открывает двери храма и, изумлённая, с замиранием сердца видит вестника в восточном одеянии.

В фиолетовом пространстве сияют горные дали. Утренняя заря коснулась снежных вершин.

Образ Белой Тары – спасительницы перекликается с образом Е.П. Блаватской, раскрывшей в своих трудах смысл Бытия и цели Космической эволюции человечества. Она была Вестником Учения Великого Гималайского Братства. Блаватская несколько лет провела в Тибете, изучая Сокровенную Мудрость. Она принесла западному миру весть о существовании Великих Учителей человечества, передала часть Космических Знаний о мире и человеке, доступную сознанию человечества ХХ века. Благодаря Её книгам и статьям западный мир открыл для себя малую часть Сокровенного Знания Востока.

«Мы должны ждать, искать того Вестника, который постучится в нашу дверь. Мы будем стремиться к этому, будем строить живой мост между Нами и теми, которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь. Лучший дар, который можно принести человечеству, – это улучшить себя, стать лучше, стараться построить более красивую, прекрасную жизнь», – писал С.Н.Рерих.

Эту картину Рерих посвятил памяти Елены Петровны Блаватской, основательницы теософского движения, и принёс в дар Адьяру для основания её музея.

 

Как бы продолжение этой темы другая картина художника «Звезда героя. 1933».

На ней тоже изображён человек. Перед ним звёздное небо, и он, может быть, впервые задумался, какое он имеет отношение к этому звёздному небу и какое оно имеет отношение к нему. Это уже познающий человек, а значит, герой, ибо идёт в неведомое непроторенной дорогой. Человек, как всегда у Н.К. Рериха, не выписан в деталях, только намечен контур. Этот человек сидит, то есть еще привязан к Земле.

По небу летит комета. Она ни на что не опирается, кроме как на своё устремление, скорость. Это символ абсолютного устремления к цели. На Востоке есть красивая легенда, что каждая планета или звезда зарождается как комета и устремляется в Беспредельность в поисках свободного места и, когда находит его, начинает устойчиво вращаться там, как наше Солнышко, которое мы все любим.

На пути кометы к этому свободному месту в пространстве звёзды стараются притянуть её к себе и уничтожить, и только за счёт скорости комета проскакивает среди них. Она есть абсолютный символ устремления человека к цели, иначе – звезда героя.

А теперь посмотрим, какое отношение эта, казалось бы, целиком космическая тема имеет к нам. В жизни каждого дня мы колеблемся много раз, как поступить, так или иначе, и пока колеблемся, мы не успешны. Но бывает, что идём к цели однозначно и непоколебимо. Тогда мы всегда имеем успех, ибо в едином порыве устремлены к цели. Так Небо и Земля соприкасаются, и Космос прямо связан с духовной жизнью каждого дня Земли. Художник никогда не уходил от жизни. Этим Он близок нам.

Духовный настрой Николая Рериха прекрасно выражен в одной из его самых любимых картин, в царственном и величественном полотне «Сантана» («Река жизни»).

Под горным утесом, покрытым синеватым ледником, перед пещерой, в глубокой медитации сидит седой отшельник. Слева, из-под сияющей снежной толщи вытекает изумрудно-серебристая река. Вечная река жизни. Мимо несутся её потоки, уходя в прошлое, но дух человека остаётся созерцать её новые струи, тоже мимо несущиеся. Безмолвный Рекордер, подобно плёнке фотоаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею.

Жизнь – это одно; Безмолвно Смотрящий – нечто совершенно другое. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться.

Страдает, переживает, беспокоится – астрал, но не Безмолвный Смотритель.

Думает, мыслит – это ментал в действии, но не Свидетель.

Двигается, говорит, ест – это действует физическое тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо отделить Его, вечного, от временности трех потоков в себе – физического, астрального и ментального.

Надо уметь смотреть на всё, происходящее внутри и снаружи, как на временное и преходящее. Вот нечто было и прошло, и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного, и снова смотрю на новые струи потока, которые также пройдут, как и все прошлые струи. Когда сознание человека устремляется не в струи потока, а в сферу Смотрящего вечно, выходит он из потока и поднимается над ним, и утверждает он себя на Камне вечного основания жизни.

На картине показан Учитель, который сидит на берегу реки жизни и наблюдает за движением, происходящим в ней. Наблюдать жизнь такой, какова она в действительности, можно, только выйдя из потока, как вышел Учитель. Он ждёт своего ученика, который должен тоже научиться выходить из потока, т.е. хранить равновесие во всех жизненных ситуациях, и переносить сознание в бессмертный свой дух. "Всё земное бытиё должно быть осмысленно от границ Высшего мира. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия? Конечно, можно. Легко представить целую жизнь как беспредельный поток полезности для других. Сантана не бессмысленное перекатывание камней, Она, как поток, питающий окружающие поля; как ручей, приносящий очагу чистоту, как дождь, подымающий зерно посева». (Н.Рерих. Листы дневника, Сантана.)

 

Особенно любимая тема для Рериха — житие Сергия Радонежского, великого подвижника русского народа, не только величественного строителя духовной культуры и основателя общины, но и бесстрашного вдохновителя русских войск в героической битве против татарских орд. Неустанный пламенный подвиг жизни этого истинно благородного воителя, его самоотверженное стремление возвысить жизнь народа, его великое одухотворённое человеколюбие Рерих отразил в своих картинах, посвященных Святому Сергию Радонежскому. «Мост Славы. 1923» — великий русский подвижник идёт навстречу Будущему, поднимаясь в гору. Над ним сверкает, переливаясь красками, мощное северное сияние, предвещая духовный мост между настоящим и Грядущим, озарённым всеми возможностями эволюции.

Картина «Охота»– это видение художником природы, ощущение вселенского пейзажа, это простор, чистота, кристальность воздуха, вековая мощь горной гряды.

Изображенные две пугливые лани символизируют трагедию природы в наше время, которая предопределена духовно-нравственным разложением человечества.

На узком переднем плане на коне скачет охотник. Одна из двух убегающих ланей уже споткнулась, сражённая его стрелой.

Жизнь жестока. Охотник должен есть и одеваться. Но не все же время, ибо он – человек, мыслитель (у животных только зачатки мысли) и потому должен мыслить прекрасно и устремляться к прекрасным целям. Мысль – творящая сила Космоса. Но ещё не пришло осознание этой силы и овладение ею земным человечеством.Когда же люди соизмеряют деяния и помыслы свои с естественными законами, охватывающими Бытие, от мимолетного подснежника до пульсирующих созвездий, и когда прилагается мысль о Дальних Мирах, ведь не только об астрологических проблемах предполагается. Какие великие расширения сознания зазвучат и засияют...

На дальнем плане художник рисует белоснежную гору с изумительной фактурой, как символ прекрасной мысли человека, устремлённого к познанию Космоса, в противовес обычной, житейской, земной. По одной из меньших гор течёт слезка. Гора (эволюционно на три ступени ниже человека) плачет, глядя на этого «мыслителя». Но он продолжает стрелять. Поэтому этот план мысли обозначен узкой полоской внизу и мало значит для Николая Рериха. Светлая же гора занимает центральное место в картине. И автор зовёт нас быть в мыслях и устремлениях наших подобными этой горе.

 

Н.К. Рериха называют Певцом Гор. Гималаи для Николая Рериха, как и для жителей Азии, имеют глубокий образный и иносказательный смысл, они — живые, сверхъестественные космические существа, не только воспитатели восточных народов, но и матерь всего человечества. На картинах Рериха остроконечные горные пики устремляются в Космос.

«Канченджанга. 1936»

Можно сказать, что их сущность — стремление вверх, желание врасти в беспредельность. Художник постоянно изображает горы, холмы, скалы, башни вершин так, словно они жаждут преодолеть земное притяжение и подняться выше, в стратосферу, где властвуют иные, сверхфизические законы.

 

    

      «Путь на Кайлас. 1932»               «Тибет. Гималаи. 1933»                  «Путь на Кайлас. 1931»

 

С высочайшими вершинами Гималаев — Джомолунгмой, Канченджангой, Кайласом и другими связано множество легенд и сказаний, там места паломничества многих народов, там пещеры отшельников, там святые обители духовных подвижников и садху. Там еще много нераскрытых чудес и загадок, географически не изученных мест. Эти мечты восточных народов Рерих изобразил во многих своих картинах.

Именно среди вершин Гималаев, утверждает Рерих, хранится Сокровище Мира – священный легендарный камень Чинтамани, который излучает благословение и на округу, и на весь мир. Это камень, воспетый на Западе миннезингерами, или Чаша Грааля, которую Лоэнгрин, согласно преданию, принёс с гор Азии.

«Сокровище Мира. 1924»

Если всю природу и особенно горы — высоты Гималаев — Рерих возвышает до космического чувства или значения, то космическое настроение или осознание ещё больше выражают образы великих подвижников, которые, своей совершенной жизнью и самопожертвованием во благо человечества, уже продвинулись по ступеням эволюции далеко вперед, к космическому предназначению планеты, навстречу красоте совершенства.               «Сокровище гор. 1933».

 

Гималайские высоты в сокровенном сознании Востока — это родина Риши, великих духовных подвижников, мудрецов.                          Серия Майтрейя (Красный всадник)

 

    

 «Майтрейя Победитель. 1925»      «Знамя Грядущего. 1925»                   «Белые кони. 1925»          

 

Как сокровенно звучит в сердцах Востока имя Майтрейи, или Калки Аватара, или Мунтазара. Ведь все религии вращаются около единого понятия Аватара и грядущего Мессии, эта вера или, вернее, чувствознание, есть тот огонь, которым держится и питается духовная жизнь нашей планеты. Потушите его, и планета погрузится во мрак разложения. Истинно, нет ничего более жизненного, более явного и мощного, более прекрасного, нежели это понятие великого Аватара. Все пророчества, все видения и все древнейшие и наиболее сокровенные предания всех народов скрывают под разными символами и аллегориями великую книгу жизней Единого Высочайшего.

    

   «София Премудрость. 1932»   «Свет побеждает тьму. 1933»   «Приказ Ригден-Джапо. 1927»

 

Когда конец Кали-Юги будет совсем близок, часть божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы (Калки Аватара), сойдёт на Землю. Он восстановит справедливость на Земле, и умы тех, кто будет жить в конце Кали-Юги, пробудятся и будут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены, явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Крита Века (или Века Чистоты).

Калки-Аватар – это Вождь, это Великий Майтрейя – Владыка будущего. На картине мы видим Его в облаках на белом коне. Несётся Он над Землей, помогая людям и спасая планету. Мчится Аватар в огненно-фиолетовых отблесках – это цвет мощи и силы Его Духа.                                                                   «Калки Аватар. 1933»

 

В произведениях Рериха отражается великая полнота космического мировоззрения.

Трудно найти другого художника со столь цельным идейным обликом. Каждая картина кажется космосом в себе. Все элементы формы, детали композиции подчинены единому лейтмотиву, единой идее. Мы чувствуем в картинах Рериха победу человеческого духа над тяжестью плотной материи, преображение инертного вещества в духовные структуры, великое озарение и великую поэзию полёта мысли в Космос.

Рерих понимал: звёзды – это не безучастные светила, а вестники поворотных моментов в судьбах людей и планеты. В своей особой поэтической манере Великий Мыслитель создал следующие строки:

Вчера ещё Кассиопея

Была и грустна, и туманна,

Альдебаран пугливо мерцал.

И не показалась Венера.

Но теперь воспрянули все.

Орион и Арктур засверкали.

За Альтаиром далёко

новые звёздные знаки

блестят, и туманность

созвездий ясна и прозрачна.

Разве не видишь ты

путь к тому, что мы завтра отыщем?

Звёздные руны проснулись

Бери своё достоянье…

          «Звезда Матери Мира. 1924».

 

На Востоке издавна известно, что мысль материальна. Всё начинается с мысли. Теперь эта истина признаётся и западными учёными. Материя – это вибрации Духа. Мысли – высокочастотные тончайшие вибрации из бесконечной шкалы вибраций Космической материи. Мысль можно улавливать и передавать на расстояние, как сверхтонкие радиоволны.

На картине «Мысль» на вершине горы сидит Путник. В молитве он обращён к Богу, возвысив своё сознание до Сознания Божественного Абсолюта.

Великий Владыка, соединённый Лучом с Иерархией Света, управляет пространственными мыслями-энергиями и направляет их в эволюционный общекосмический поток благодати. Денно и нощно проходит это Великое Бдение.

Вдали сияют розовые вершины, розовый цвет выражает любовь; символ великой чистой любви, отсюда и цвет нежный, яркий и прозрачный.           «Мысль. 1946»

 

В самые мрачные времена, среди тесноты недомыслия, особенно звучно раздавался ободряющий глас о Великом Пришествии, о Новой Эре, о времени, когда человечество сумеет благоразумно и вдохновенно воспользоваться всеми сужденными возможностями. Каждый по-своему толкует этот Светлый Век, но в одном все одинаковы, а именно: каждый толкует его языком сердца. Знаменательно, что Рериха мало затрагивает сегодняшний день. И в событиях настоящего он ищет лишь возможности Будущего:

«Теперь как-то не нужно мыслить о былом.

Теперь – настоящее, которое для будущего».

«Тангла. Песнь о Шамбале. 1943»

 

И картины Рериха устремлены в неизведанные светлые дали навстречу некоему все преображающему идеалу, словно не только человек – главный объект произведений искусства, но даже деревья и камни жаждут преодолеть себя и воссиять в несравненной космической красоте Будущего.

«Священная Тангла. 1932»

 

 

На фоне глубоко синих льдов и почти сплошного мрака видны несколько фигур, выходящие из тайного проёма в скалах. Первые три – это Учителя, в длинных одеждах, с непокрытыми головами, излучают мягкий, серебристый, нежный Свет. Старший Учитель, который несёт сияющий ларец, – торжественно, величественно, как будто Он держит в руках саму Космическую Красоту. Неземное сияние Камня подчёркивает контуры ларца и значимость действия, которое совершают Учителя. Воистину, где проходят эти Носители Света, там отступает, исчезает тьма. Так было во всей истории духовной культуры.

«Сожжение тьмы. 1924»

 

В искусстве Рериха подвижники духа, Учителя Человечества и святые, даже в состоянии медитации — не отрешенные созерцатели или спокойные мыслители, в них ощущается внутренняя энергия, горение, которые их мысли и чувства излучают на человечество. Все они — великие личности, которые жертвуют собой и самоотверженно спешат на помощь неведомым страждущим или искателям.

«Камень несущая. 1933»

Образы Рериха характерны не только своим особым выражением, но и фоном деятельности и жизни, своеобразным изображением среды, можно сказать — фоном эпохи, в которой они действовали и на которую сильно влияли, и так мы получаем представление о сути самих героев.

Николай Рерих, как сторонник утверждения добра, созидатель в творчестве и в жизни, даже если в своих картинах пророчески предупреждает об опасностях, порождаемых безумием человечества, то никогда у этой темы не задерживается, ибо знает, что лучший бальзам от ран, нанесенных непониманием и невежеством, — возрождение культуры.

       «Мадонна Защитница. 1933»

«Матерь Мира. 1930».

Но звездный венок в этой сияющей плеяде воителей за восхождение человечества принадлежит женщине. Рерих прославляет Матерь Мира — высший аспект Матери Человечества и Женского Начала, которую он называл Создательницей героев человечества.

Самая замечательная в этом цикле картина — «Матерь Мира».

На недосягаемой вершине, объятая лазурью безграничного звездного неба, в круге света своего всеобъемлющего сияния, с закрытым лицом, Она благословляет мир.

Это – одна из наиболее таинственных, завораживающих картин Н.К. Рериха. Известно, что многие его картины были подсказаны Еленой Ивановной Рерих, которая, в свою очередь, получала сюжеты картин непосредственно от Великого Учителя через видения, сны и устные беседы наяву. Так, картину «Матерь Мира», по словам самой Елены Ивановны, она получила из видения, инициированного Великим Владыкой, который велел передать художнику подробное описание, данное в видении. «Скажи Рериху, пусть напишет», – было сказано Елене Ивановне Великим Учителем, о чём она упоминает в одном из своих писем.

Матерь Мира – символ Великого женского начала Вселенной, один из трёх аспектов Великой Божественной Троицы. Образ Матери Мира взят из древних культов, где Её почитают в разных обликах: это Изида, Венера, Митра, Афина Паллада, Церера, Прозерпина. Это – Матерь Будды и Христа.

На фоне звёздного неба изображен этот Лик, скрытый под складками покрывала.

Над головой Матери Мира сияет яркая звезда. Н.К. Рерих пишет: «Между созвездиями Ориона и Большой Медведицы неудержно несётся к Земле Звезда Утра – светлая обитель Матери Мира. Своим подавляющим Светом, своим знаменательно небывалым приближением Она предуказывает Новую Великую эпоху человечества». Энергия Матери Мира даёт импульс для зарождения новой шестой расы человечества, признанием которой является интуиция – качество высокоразвитого сердца.

Но почему же закрыт покрывалом лик Матери Мира?

В далёкие времена Атлантиды Женское Начало было унижено; цивилизация атлантов достигла такого уровня, что они могли использовать силы психической энергии в огромных масштабах. Мы знаем о виманах, летательных аппаратах, передвигающихся без физического топлива; до сих пор мы удивляемся, как можно легко передвигать огромные тяжести и т.д. Но, лишённые высокого духовного развития, атланты начали использовать силы Природы для экспериментов, противоречащих законам Природы, а, значит, – замыслу Создателя. Попытки создания искусственных живых существ были полным пренебрежением к женской, созидательной ипостаси Абсолюта, а это является нарушением изначальных Законов Божественного созидания, а, значит, противоречило законам Эволюции.

Именно тогда, от стыда за неразумное человечество! и укрыла свой Лик Матерь Мира.

Откроет Она его тогда, когда человечество достигнет такого духовного уровня, что в его сознании объединятся мудрость Востока и знания Запада. Об этом напоминают фигуры женщин в левом и правом нижнем углу картины. Именно женщины поведут человечество в Новом Веке, Эпохе Водолея по пути духовного продвижения. Грядет Век Женщины!

«Грани Агни Йоги» передают нам, детям Земли послание, Матери Мира:

«Детям Земли посылаю в Лучах Энергии Новой Эпохи. Их надо принять, осознать, ассимилировать сердцем и потом уже их утверждать на Земле... Преобразится жизнь несмотря ни на что, и Новый Мир победит старый, ибо МОИ Лучи над Землею... Новое Небо и Новая Земля обещаны людям, и они будут даны им, и силою мощных Лучей Звезды Моей дальней преображена будет жизнь... Силы эволюции собраны в энергиях мощных и устремлены к Земле. Их надо принять доброй волей, иначе сокрушат и сметут они противоборствующих... Тем, кто пойдет с эволюцией вместе, суждена победа над старою жизнью земною. Красота утверждается на планете Земля».

***

«Много миллионов лет тому назад на Землю прибыли Великие Духи с Венеры и Юпитера.

Наша Матерь Мира пришла с Юпитера и уйдет в свое время на Венеру» (Н. Уранов, «Нести радость»).

«Наша Солнечная Система... управляется Великой Индивидуальностью женского начала – Матерью Мира, которая стоит во главе своих Семи Сыновей» (Н. Уранов, «Нести радость»).

«Матерь Мира имеется на каждой планете, в каждой Солнечной Системе, в каждой галактике, и имеется единая Матерь Мира всего Космоса» (Н. Уранов, «Нести радость»).

Е.И. Рерих пишет: «Звезда Матери Мира – есть планета Венера. В 24-м году планета эта на короткий срок необычайно приблизилась к Земле, и лучи её окропили Землю, создав много новых, мощных, сокровенных сочетаний, которые дадут великие следствия. Много женских очагов зажглись под мощными лучами».

Великий Учитель передаёт Е.И. Рерих: «Сегодня слышала: «Урусвати!» Пора сказать, что так назовём звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало... Великая эпоха начинается, ибо Духоразумение связано с Матерью Мира... Хотим, чтобы Икона Матери мира была окончена в это время». Недалеко время, когда Матерь Мира откроет нам Лик Свой!

Земля и её человечество вступило в Эру Водолея, эпоху Любви, милосердия и Сострадания, в эпоху Женщины, в каждой из которых есть искра Великой Матери Мира.

 

Два варианта картины «Агни-Йога. 1928» Рерих посвятил высшему отражению принципа Матери Мира на земле. На горе, поверх облаков, стоит Она и держит в руке светлое пламя.

 

Принцип вечной женственности Рерих прославил на картине «Ведущая» (3 варианта). Девушка ведёт юношу вверх по горной тропе, над бездонными пропастями, так и в жизни для Рериха, женщина – и мать, и вдохновительница мужчины в жизненной борьбе, лучший друг его помыслов, соратник, носительница мира и красоты. В женщине больше развиты сердце и чувствознание, или духовные возможности, потому не случайно учения Востока называют грядущую космическую эру Эпохой Матери Мира или Женщины.

«Ведущая. 1932»                                        «Ведущая. 1924»                                       «Ведущая.»

          

Так дыхание огненной Красоты, беспредельного восхождения и души Космоса веет в картинах Рериха. Его искусство призывает, чтобы человек поднялся в духе над своей эгоистической, ограниченной, обыденной жизнью, к великому служению людям, чтобы в духовном братстве человечество поднялось к горним высотам Космоса.

Народное понимание не может обнять все нужды эволюции без культуры. И поэтому одним их звеньев продвижения эволюции становится культура. Культура духа! Лучшая эволюция построена на труде, на сознательном и радостном труде – труде на общее благо. Конечно, очень важными эволюционными двигателями являются наука, искусства, равноправие женщин, образование и воспитание молодого поколения.

У Николая Рериха имеется ряд картин, в которых он символически утверждает идею высокого назначения мира. Известна его картина

«Мадонна Орифламма или Владычица Червонопламенная.1932.», где Мадонна изображена с развернутым Знаменем Мира в руках.

В Знамени Мира содержатся все устои Культуры. Именно в преддверии войн, разрушений, разложений нужно принимать Знамя Мира. При наступлении Нового Цикла Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к пониманию Культуры, к уважению того, что есть бессмертие духа. Не может человечество процветать без знания величия Культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Спасение в Культуре. Так Знамя Мира несёт лучшее будущее.

                «Знамя мира. 1931.»

Там, где Культура, там и мир, там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, Красоты, Знания. Охрана сокровищ Культуры – всеобобщающая основа, на которой все могут объединиться. Само понятие Культуры должно вызывать и соответствующее понятие Единения. Лишь Культура, Красота и Знания могут вернуть общечеловеческий язык. 

Понятия Мира, Культуры и Света внесёт женщина. Это будет поднятием Знамени Духа, на котором будет начертано Любовь, Знание и Красота. Разворачивается Знамя Мира – величайшее в Истории. Никогда Знамя Мира не выявлялось, как Знак Нового Мира, как Знак Спасения. Твердь трепещет. Токи раскалены.

Знамя Мира – Знак мирного единения, символ не одной страны, а всего цивилизованного Мира. Женщины соткут и развернут Знамя Мира, зажгут огонь творчества, скажут детям о Красоте и Знании, расскажут о силе творческой мысли, уберегут их от разложения, смогут зажечь молодые сердца понятием подвига и героизма, скажут о преимуществе духовных ценностей.

«Превыше гор. 1924.» — любимая картина Рериха. Выше наивысших вершин Земли, над облаками, как на сказочном ковре-самолете, в лазурной вышине летит девушка. Летящая фигура – символ победы Духа над плотью. Это песня души. Также превыше гор может поднять свой дух каждый человек, пожелавший идти по пути эволюции.

 

«Оттуда. 1935-36.». Одна из наиболее одухотворенных картин Рериха. Среди ледников и скал, через бурную горную реку по узкой доске идет в снежно-белых одеяниях женщина, торжественная, просветлённая, руки её сложены в благословении. По эту сторону реки, на берегу сидит другая женщина, которая её ждет...

Откуда идет эта женщина? Этого не постигает разум, об этом молчат уста, и только сердце знает…


«Вестник от Гималаев. Направляясь домой. 1940»

Николай Рерих с молодых лет искал повсюду, в знаках планеты и великого звездного Космоса, то новое и самобытное, что он мог бы познать и воплотить как в творчестве, так и в жизни.

И художник-творец, словно орёл с вершины утеса, созерцает меняющиеся ритмы великой вечной природы, бесконечные взаимопревращения явлений и энергий, воспринимает их сердцем, радуясь их мощи, величию и красоте. Из потока форм и видений великой Реальности мастер выбирает для своих полотен самобытное, существенное, неповторимо прекрасное, в котором он чувствует проблески космической красоты.                                             «Путь.1936»

 

На картине «Зов неба. Молния. 1935»,как и на всех полотнах художника, заложено несколько смыслов, несколько граней изображённого явления в рамках двумерного полотна. Здесь молния не просто атмосферное явление, но и молния духа: «Молния, рассекающая пространство, творит очищение сфер. Каждое космическое явление трансмутирует те энергии, которые должны быть переработаны. В Космической Лаборатории есть много способов разряжения пространства.

Очищение есть процесс, необходимый в Космосе. Зная единство Макрокосма с микрокосмом, нужно найти понимание каждого процесса.

Кто же будет трансмутировать дух человечества? Скажем – Молния Духа Носителя Огня. Кто же пустит стрелу космическую для разрушения зла? Правильно вспомнили Меч Христа. Когда человеческие энергии напрягаются в огненной мощи и молнии очищения содрогают пространство, Дух Огненный творит соответственно. Молния Духа может очистить пространство. Молния Духа может явить Дальние Миры. Молния Духа может дать чудесное будущее, ибо молния духа насыщает пространство огненными энергиями.

Да будет Свет молнии Красоты!»                                     «Экстаз.1933»

 

Н.К.Рерих писал: «В грозе и молнии кует народ славную судьбу свою. Утверждение огненное происходит не в сладком забытье, но в грозе и молнии. Кто приучит чувствовать себя спокойным среди молний, тот легко помыслит о Мире Высшем...»

 

Каждая добрая мысль, каждое восхищение пробуждает в нас космические струны; они – как зов к Красоте Будущего планеты. Художник изображает свои персонажи ожидающими или внемлющими «знакам Будущего», «вести свыше».

На горе, среди переливов радужных красок пёстрых цветов и вереска, стоит юноша и будто в великом изумлении смотрит вверх, где проплывают над ним дивные, причудливые облака. Всё вокруг сверкает в просветлённой гамме.

«Знамение»

Н.К.Рерих, известный всем как художник и путешественник, в последние десятилетия приобретает все большую значимость и вызывает огромный интерес в качестве мыслителя.

 

Рубрики:  АЛЬБОМ-ЖИВОПИСЬ -РАЗНЫЕ ТЕМЫ
ПРО КОСМОС
Метки:  

Процитировано 2 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку