Ф. Шопен - С. Рахманинов. Сонаты для фортепиано и виолончели
Если кому-то пришло бы в голову подсчитать, какие композиторы чаще всего появляются на афишах концертирующих пианистов, то бесспорно: в лидерах такой статистики оказались бы Шопен и Рахманинов. Ну правда - самые фортепианные композиторы!
И у обоих есть чудесные виолончельные сонаты. Скрипичных нет - ни сонат, ни концертов, а вот для виолончели они написали. Причём интересно, не "для виолончели и фортепиано", а наоборот - "для фортепиано и виолончели" .
И в обеих этих сонатах (у Шопена и у Рахманинова), конечно, красивейшие медленные части. И есть транскрипции этих медленных частей для фортепиано соло.
Послушаем сейчас и оригиналы (дуэт с виолончелью) и фортепианные переложения- очень интересно сравнивать!
Ларго Шопена - это транскрипция Альфреда Корто, вполне приближенная к оригиналу; а Анданте Рахманинова очень фантазийно переработал Аркадий Володось.
Про сонату для фортепиано и виолончели ор. 65 Шопен писал, что он ею „то доволен, то нет. Бросаю ее в угол, а потом снова подбираю". ...виолончельная соната есть наименее „шопеновское" и наиболее „неоклассическое" из его поздних сочинений.
Ф. Шопен.
Соната для фортепиано и виолончели Op. 65
III. Largo
III.Largo(транскрипция для фортепиано А. Корто)
Жемчужиной этого произведения является небольшая по размеру третья часть — Andante.Константин Игумнов, принадлежавший к лучшим исполнителям партии фортепиано в этой сонате, считал Andante «одной из вершин лирики Рахманинова».
С.Рахманинов
Соната для фортепиано и виолончели соч.19
III. Andante
III. Andante(транскрипция для фортепиано А. Володося)