Для всех звучит сегодня менует... |
Метки: музыкальная открытка |
Гора Фуджи |
Метки: природа |
GULUM |
|
Метки: музыка |
Цветочная природа |
Метки: природа |
Они красивые! |
Метки: животные |
Путешествие в страну HOARFROST |
Метки: картинки |
История одного заката |
Метки: картинки |
Музыкальная открытка |
Метки: музыка |
Летели... |
![]() ![]() ![]() ![]()
|
Метки: открытка |
ОТКРЫТКИ К НОВОМУ ГОДУ |
Метки: открытки |
С Пятницей! |
|
.
|
.
|
.
|
|
.
|
.
|
|
.
|
|
![]() |
Метки: музыка |
Чайки |
Метки: птицы |
Я буду играт на скрипке |
Я буду играть на скрипке. В ненастье, в полнолунье. Никто не услышит звуки, Никто, кроме вольного ветра. Я буду играть на скрипке Мелодию всем влюбленным, И я улыбаюсь, – ветер Целует, обнимает нежно. Я буду играть на скрипке И ночь меня не пугает, Напротив, она желанна Своей тишиною странной. Я буду играть на скрипке В надежде, что Бог услышит Безмолвную души молитву. Простит. И не даст обидеть. Играй, девочка, скажет ангел, Жертва Богу – дух сокрушенный, А сердце твое смиренное Господь никогда не унизит.
|
|
|
|
Метки: любовь |
EMIN - Falling |
Метки: музыка |
Без заголовка |
Метки: музыка |
Просто прелесть |
|
Метки: флэшки |
Загадочная огненная Бута |
Бута или иначе - «турецкий огурчик» - элемент восточного орнамента, в том числе и азербайджанского. Изображение его встречается в рисунках ковров и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, в декорировании архитектурных сооружений.
Бута в виде трех язычков пламени присутствует и на гербе города Баку.
Так что же означает она? Почему ее так любит Восток?
> «Бута» на санскрите означает - «огонь» (буте - пута – бута). Так же называется и небольшое степное кустарниковое растение, цветки которого, напоминают по форме этот символ и обладают особенным пьянящим ароматом и... наркотическими свойствами. Как известно, в давние времена в Азербайджане процветал зороастризм. И нами любимая бута является ничем иным, как одним из символов в сложной символике зороастризма. Символом - Огня.
Бутой помечены и древние огнепоклоннические капища, и предметы быта тех времен. Бута – везде. И не случайно изображение ее встречается в терме Индии, в декоре металлических изделий и в рисунках тканей Ирана, в узорах ковров Азербайджана. В произведениях декоративно-прикладного и ювелирного искусств стран Ближнего Востока и Средней Азии, в искусстве всех тех стран, на территориях которых долгое время главенствующей религией являлся - зороастризм.
Менялись времена, но, даже с приходом других религий и воззрений на землю Азербайджана (раннее манихейское христианство, буддизм, эллинизм, и позже – Ислам - прочно укоренившийся здесь), трепетное отношение к главному символу зороастризма – буте - не менялось. Она осталась и в жизни, и в культуре бывших огнепоклонников - своеобразным тотемом. Долгое время оставаясь на гербах некоторых государств (как до сих пор, на гербе Баку), на печатях, которыми проштамповывалась
официальная почта тех времен.
Изображения буты служили своеобразными знаками отличия у военных. «Джига-бута» и «ман-бута» украшали короны шахов, головные уборы больших военачальников. Скорее всего, изначально подобное разнообразие в изображениях буты носило еще и магический смысл. «Джига-бута» символизировала - мужество, храбрость, славу и доблесть. «Ман-бута» - честь, достоинство, красоту. «Лелек-бута» - значительно более простая в изображении - отвагу и являлась знаком… среднего ранга. Кстати, все три слова - «джига», «ман», «лелек» - тоже – слова из забытого авестийского языка.
Буте, согласно традиции, приписывались свойства оберега, охраняющего от злых духов и дурного глаза. И потому жилища бывших зороастрийцев украшались коврами и всевозможными предметами быта с изображениями буты. Ну, а присутствие Буты в свадебном одеянии невест и женихов было просто обязательным (чтоб - не сглазили!).
На протяжении долгого времени бута оставалась в сознании бывших последователей той забытой религии - элементом магической символики. Ведь магия лежала в основе той древней религии. И забавные, на наш современный взгляд, изображения - «бала-буты» (малой бута), «хамли-буты», «балалы-буты» (буты с ребенком), «эвли-буты» (буты замужней), «гошаарвадлы-буты» (буты-двужена), «арвадушаглы-буты» (буты с большой семьей), «баба-буты» (буты-деда), были, поначалу, ничем иным, как - магическим действием.
Ну, а позже, когда из памяти поколений почти стерлись все знания о символике и ритуалистике зороастризма, все эти изображения, потеряв свою первоначальную смысловую значимость, стали просто элементами декора.
Почему - почти?
Нередко многие из азербайджанцев до сих пор, сами того не осознавая, - приносят на алтарь Ахуры Мазды свои приношения. В виде возжигания «узярлика», «атыл-батыл», соли. Да и «чылдаг» - своеобразный ритуал, в котором многие из нас не усматривают ничего, кроме альтернативной медицины, на самом деле - древняя огнепоклонническая магия.
А уж «оджаг», из которого берется огонь для процедуры, - сами догадайтесь, - да-да,- древнее капище. В Карабахе до наших дней (если б не война) дожила традиция – в Новруз печь сдобные лепешки в форме буты, которые так и называются – «фатир-бута».
Кстати, и празднование любимого всеми нами Новруза тоже пришло к нам из зороастрийской древности. Как празднование весеннего солнцестояния и .... дня рождения пророка Заратуштры, а в масштабном смысле - зороастризма. Вот так. С ритуальным - посещением могил в последний вторник, с ритуальным ашем, лунной шекербурой, солнечным гогалом, с сямяни, крашенными яйцами – символами возрождения после земной жизни, с прыжками через священный очищающий огонь и обливаниями священной водой.
Пришедшая к нам из далеких времен зороастризма - как выражение сути той религии и ставшая впоследствии элементом декора, бута оказала свое огненное влияние на все восточные культуры. Став некой моделью, эталоном для создания своеобразных – «бутаобразных» восточных форм в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Купола восточных зданий напоминающие по форме - буту. Предметы восточного быта - посуда - кувшинчики для розовой воды (гюлаба), головные уборы - чалма, обувь – чарыхи, да и многое, многое другое.
Бута в Баку и в его окрестностях изображалась по–разному. Рождая такие художественные формы, как Муган-бута, Бакы-бута, Хила-бута, Ширван-бута. И благодаря этому, искусствоведы и культурологи сегодня могут точно определить регион, где был соткан тот или иной ковер и сделана та или иная вещь. С древнейших времен на Востоке все прекрасное отождествляют с понятием - «бута». В народе распространены такие выражения: «На нем - красивая бута», «Ее украшает золотистая или миндалевидная бута». Упоминание о буте в завуалированной форме говорит нам о том, как духовны и целомудренны, а значит и - прекрасны те, кто украшен ею.
Поэзия Востока также, не обошла своим вниманием буту. И в прекрасных баяты мы читаем:
…Кайма на твоем платке из – буты,
Я сгораю от любви….
Или:
Подул сильный северный ветер, Бута!
Мое терпение иссякло…, Бута!
Скажи мне, что с ней делать? Бута!
Любимая обиделась на меня, Бута!
Звучит как заклинание, не правда, ли? И еще,- баяты должно было уместиться в рисунок буты.
Бута и сегодня является любимейшим и наиболее употребляемым элементом декора для художников и архитекторов Востока. Да и вообще - не последним персонажем в жизни восточных людей.
Лейла Сабзали(Мамедова)
Метки: искусство |
Азербайджанская национальная кухня: Долма |
Метки: азербайджанская кухня |
Omur Neqmelerim |
|
Метки: рлэйкаст |