_______________________________

1. Юстиция в радиальной короне, с весами и мечем в руках. Верховный суд Квинсленда, Австралия.
2. Юстиция. Здание Верховного суда в Будапеште, Венгрия.

3. Юстиция. Лондон, Британия (The Central Criminal Court, Old Bailey, London).
4. Юстиция. Дворец Правосудия. Брюгге, Бельгия.
_______________________________
Римская Юстиция соответствует греческой Фемиде. Однако культ Юстиции — относительно, поздний, он был введён лишь в I в., в правление императора Тиберия (14-37). До Юстиции римляне почитали богиню справедливости Эквитас, которую изображали в виде стоящей женской фигуры с весами и Рогом изобилия. На монетах Эквитас начали изображать со времени правления императора Гальбы (69г.) и чеканили вплоть до конца III века.

Пертинакс (193). Рим. Аурей (AV 21mm, 7.25g).
Av: бюст Пертинакса в лавровом венке; IMP CAES P HELV PERTIN AVG
Rv: Эквитас с весами и Рогом изобилия; AEQVIT AVG TR P COS II
_______________________________

Нерва (96-98). Рим. Денарий (AR 18mm, 3.61g), 18г.
Av: бюст Нервы в лавровом венке; IMP NERVA CAES AVG P M TR P COS III P P
Rv: Эквитас с весами и Рогом изобилия; AEQUITAS AVGVST
_______________________________
Юстиция, как правило, изображалась сидящей на троне, со скипетром и патерой. Но на монетах Тиберия (14-37), который первый начал чеканить монету с изображением Юстиции, богиня восседает на троне со скипетром и оливковой ветвью. Оливковая ветвь была символом мира (pax, pacis — «мир», «покой»), из-за чего богиню на реверсе денариев Тиберия часто идентифицируют с богиней Пакс (Pax). Это ошибочное предположение, что подтверждается монетами с изображением Юстиции со скипетром и оливковой ветвью и легендой IVSTITIA AVGVST, которые чеканил Нерва (96-98). Особняком стоят монеты Песценния Нигера (193-194), Юстиция на них, видимо, смешивалась с Эквитас (Aequitas — «беспристрастие», «справедливость») и чеканилась стоящей, либо с Рогом изобилия и весами, либо со скипетром и глобусом.

Тиберий (14-37). Денарий (AR 18mm, 3.82g), 18г. Лионский монетный двор (Лугдунум).
Av: бюст Тиберия в лавровом венке; TI CAESAR DIVI AVG F AVGVSTVS
Rv: Юстиция на троне со скипетром и оливковой ветвью; PONTIF MAXIM
_______________________________

Нерва (96-98). Рим. Денарий (AR 18mm, 3.15g), 97/8г.
Av: бюст Нервы в лавровом венке; IMP NERVA CAES AVG P M TR P COS III P P
Rv: Юстиция на троне со скипетром и лавровой ветвью; IVSTITIA AVGVST
_______________________________

Тиберий (14-37). Рим. Дупондий (Æ 15.09g), ок. 22/3г.
Av: бюст Юстиции в диадеме; IVSTITIA
Rv: S C / TI CAESAR DIVI AVG F AVG TR POT XXIIII
_______________________________

Адриан (117-138). Рим. Аурей (AV 7.29g), 134-138гг.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; HADRIANVS AVG COS III P P
Rv: Юстиция на троне со скипетром и патерой; IVSTITIA AVG
_______________________________
В средние века образ Юстиции, как персонификации законности и правосудия, снова приобретает актуальность, и даже чеканится на монетах. Поменялась только атрибутика в её руках. Вместо скипетра и оливковой ветви, теперь это весы и карающий меч правосудия.
_
Венеция, Италия. Анонимный чекан. Лирон (AR 32mm, 7.90g), 1571г.
Av: крылатый лев, символ святого Марка держит Евангелие; SANCTVS MARCVS VENETVS
Rv: Юстиция в лучевой короне, восседает на троне с мечом и весами, по бокам два льва; IVSTITIAM DILIGITE / 20
• Крылатый лев является символом Святого Марка евангелиста, покровителя Венеции, а с XII века и символом Венецианской Республики.
_______________________________

Франческо Морозини (Francesco Morosini, doge 1688-1694). Венеция, Италия.
Лиретта (1/2 лиры, AR 25mm, 3.53g).
Av: Франческо Моросини стоит на коленях в молитве; FRANCISCVS MAVROC D / XX
Rv: Юстиция стоит с мечом и весами, у ног лежит лев; IVSTITIAM DILIGITE / G M
_______________________________

Альвизе III Себастьяно Мочениго (Alvise III Mocenigo, doge 1722-1732). Венеция, Италия. Оселла (AR 9.50g), 1730г.
Av: Святой Марк на троне, перед ним коленопреклоненный дож; S M V ALOVS MOCENI D / AN VIIII (date anno IX) / G Z (Gerolamo Zolio, mintmaster).
Rv: Юстиция в лучевой короне, в руках — меч и весы, у ног — крылатый лев, символ св. Марка; DISCIPLINA MAIORVM REM PVBLICAM TENET / 1730
_______________________________
Альвизе III Себастьяно Мочениго (дож Венеции 1722-1732). Венеция, Италия.
Оселла (AV 13.83g), 1724г.
Av: Святой Марк на троне, перед ним коленопреклоненный дож; S M V ALOISIVS MOCENICO D / AN III (date anno III) / N B (Niccolò Bembo, mintmaster).
Rv: Юстиция на троне в лучевой короне, в руках — меч и весы, у ног — крылатый лев, символ св. Марка; MELIOR EST SAPIENTIA QVAM VIRES / 1724
_______________________________

Франция. Жетон «Юстиция» (AR 30mm, 11.88g), 1826г. Гравер Н. Тиолье (Nicolas-Pierre Tiolier).
Av: голова Юстиции в радиальной диадеме; IVSTITIA / M D CCC XX VI / L / [сигнатура: N. Tiolier].
Rv: Кодекс (LIBER LEGṼ — «Книга Законов», Liber legum), весы, песочные часы, крылья; NE QVID MOMENTI PEREAT VTILITATI PVBLICAE [сигнатура: голова льва; I I P GAY INVENIT].
_______________________________

Франция, Брест, департамент Финистер. Жетон нотариуса «Благоразумие, Закон, Порядочность» (AR 31mm, 15.83g).
Av: Юстиция в лучевой короне, с фасциями; PRUDENTIA LEX PROBITAS
Rv: герб города Брест; CHAMBRE DES NOTAIRES / ARR[ONDISSEMENT] DE BREST - FINISTERE
_______________________________

Папа Иоанн XXIII (1958-1963). Ватикан. 5 лир (AL 20mm, 1.0g), 1961г. (третий год понтификата).
Av: бюст Иоанна XXIII; IOANNES XXIII PONT MAX A III
Rv: Юстиция в радиальной короне, с весами и мечем, стоит на коленях; CITTA DEL VATICANO / IUSTITIA / L 5 / 1961
_______________________________

Папа Пий XII (1939-1958). Ватикан. 5 лир (AL 20mm, 1.0g), 1952г. Монетарий Пьетро Джампаоли (Pietro Giampaoli).
Av: бюст Пия XII; PIVS XII P M AN XIV
Rv: Юстиция, в лучевой короне, с весами и мечем; CITTA DEL VATICANO / IVSTITIA / 1952 / L 5
_______________________________

Папа Павел VI (1963-1978). Ватикан. 5 лир (AL 20mm, 1.0g), 1964г.
Av: бюст Павла VI; PAVLVS VI PONT MAX A II
Rv: Юстиция на троне, в лучевой короне, с весами и мечем; CITTA DEL VATICANO / IVSTITIA / L 5 / 1964
_______________________________

Медаль (AR 71.8mm, 209.7g) в честь открытия арбитражного суда в Лионе (Tribunal de commerce de Lyon) в 1884г. Выпуск 1885г. Париж, Франция. Медальер Жюль-Клеман Шаплен (Jules-Clement Chaplain).
Av: Юстиция на троне, в руках держит оливковую ветвь, скипетр с навершием в виде двуперстия и кодекс, на груди эгида с горгонейоном; JVSTITIA EXALTAT GENTEM P.C.XIV.V.34. / MDCCCLXXXIV (date 1884) / [сигнатура J.C. CHAPLAIN].
Rv: герб Лиона; TRIBUNAL DE COMMERCE DE LYON / Louis COUTURIER 1885
_______________________________

Медаль Jus et Justitia («Право и справедливость»), Æ 180mm. Медальер Пьер Роше (Pierre Roche), 1918г. Франция.
Юстиция в радиальной короне и с 13-ю звездами над головой, в левой руке держит меч, стоит на большой морской рыбе, в окружении трех женских фигур в шлемах и с мечами: Британия, на щите которой изображен геральдический лев, Франция, рядом с которой изображен гальский петух, и Дания, на щите которой — белый лютеранский крест; JVS ET JVSTITIA / SVB STELLIS / 1918
Для римлян «jus» — это нормативные требования, порожденные самой природой вещей, поэтому право (jus) воспринимается как порожденное справедливостью (justitia).
«Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло наименование права (jus). Оно восходит к справедливости (justitia): ведь как элегантно определяет Цельс, право есть искусство добра и эквивалентности (jus est ars boni et aequi)», — отмечает Ульпиан (Digestae. 1.1.1.). Иными словами, право представляет собой соединение этических норм (добра) с идеей о соразмерности…
Понятием «aequitas» (равенство, эквивалентность, соразмерность, справедливость) у римлян обозначается правильность, естественный порядок вещей, диктующий свои требования праву, в этом отношении справедливость как aequitas можно уподобить онтологической справедливости. Одновременно с этим «aequitas» трактуется римскими мыслителями и как нравственное понятие — добродетель. В противоположность aequitas, справедливость как justitia является справедливостью практической и означает воздавать каждому свое. (Кирюхин Д.И.)
• Пафосная высокопарность в риторике касающейся определений jus (право), justitia (справедливость, основанная на законе) и aequitas (справедливость, как добродетель) происходит, как обычно, от неоднозначности в переводе слов, а, стало быть, и формулировок из этих слов сложенных. Что имел в виду Цельс в своей формуле jus est ars boni et aequi, соизмерял ли он справедливость (aequitas) с добродетелью (bonitas) — теперь можно только гадать. Ибо слово bonitas можно перевести и как «правота», и тогда формулировка Цельса от высокого слога о «добродетели» возвращается снова к сухому языку юридического делопроизводства: «право есть искусство правоты и соразмерности». «Правоты» (bonitas) — в плане справедливости наказания (justitia), и «соразмерности» (aequitas) — в плане той же справедливости.
bonitas, -atis f
1) доброта, хорошее свойство, хорошее качество (a. vocis хороший голос);
2) правота;
3) доброта, добродушие, добросердечие.
aequitas, -atis f
1) равность;
2) душевное спокойствие, уверенность, терпеливость, хладнокровие; равнодушие;
3) равенство перед законом, равенство прав;
4) справедливость.
aeque adv. 1) равно, одинаково; 2) одинаково, точно так же, столько же; 3) справедливо.
Как видим, справедливость (aequitas) в плане «эквивалентности» этимологически происходит от «равенства» (aeque) всех перед законом.
_______________________________