-Метки

sol invictus Деметра Зодиак абраксас агатодемон алконост амат амон анджети анубис апис аполлон артемида атаргатис аттис афина баал баст бес бог большая медведица бримо бык велес венок оправдания ветер виктория волк гарпократ геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жезл жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кадуцей капитолийская волчица кастор кербер керы кирхер лабранды лабрис латона лев лето маат маахес магический квадрат мании мелькарт менады мистерии митра мозаика наос немесида нептун ника нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пан пасха персей персефона полидевк посейдон посох поэтика пруденция псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сосиполь сотис средневековая астрономия тирс титаны тифон туту упуаут фиала фивы хапи хатхор хеб-сед хнубис хорс черная мадонна эвмениды эгида эридан эринии этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 752


ГЕКАТА

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Абап   обратиться по имени Среда, 21 Декабря 2016 г. 22:57 (ссылка)
Спасибо! Давненько Вы нас так не радовали!

Ну, да, главный-то вопрос: статуя Свободы - это Геката-Дадофора или нет?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Декабря 2016 г. 00:14ссылка
Ну, если исходить из внешних признаков (а других-то и нет) – то, таки, да. Радиальная корона (с расходящимися от головы лучами) свидетельствует, что девушка не только Дадофора, но и Фосфора (Светоносная). Но «Светоносность» характеризует её «полнолунный» аспект. Это не столько Геката в её хтоническом (чтобы не сказать в демоническом) проявлении, сколько Селена (Σελήνη, от σέλας).
__________________________
σέλας τό (gen. σέλαος и dat. σέλαϊ - стяж. σέλᾳ, Anth. pl. σέλᾱ - gen. σελάων)
1) свет, сияние; ex. (μήνης Hom.; ἡλίου Aesch.; ἡμέρας Soph.); 2) пламя, огонь; 3) блеск, сверкание; 4) молния; ex. (σ. Διός Soph.); 5) факел

_______________________________
Перейти к дневнику

«Светоносность» характеризует её «полнолунный» аспект

Четверг, 22 Декабря 2016 г. 15:43ссылка
Точно "полнолунный"? А не "новолунный"? По логике, она сама может стать источником света только в абсолютной тьме.
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Декабря 2016 г. 16:48ссылка
Новолуние – время колдовства и магии, время, когда Геката (Хтония) нисходит в Аид и светит умершим душам, для них она является «источником света в абсолютной тьме». А Землю в это время освещают только звёзды. ))
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Декабря 2016 г. 13:24ссылка
Дружище, Вы должны это увидеть http://frogstail.livejournal.com/204255.html#t280031

Вы, кстати, в ЖЖ присутствуете?
Перейти к дневнику

Пятница, 23 Декабря 2016 г. 21:06ссылка
_______________________________

Я редко захожу в ЖиЖу, там слишком много фриков, подобных этой зелёной лягушке. Гекатомба!.. Эту тему крутят не вспомню по которому разу. В развитие сюжета, та же байда, двумя годами ранее:

http://karpets.livejournal.com/1522263.html
16 окт. 2014 г.
«Под гекатомбой обыкновенно понимают «жертву из ста быков» (ἑκατόμβη, букв. «сто быков») или обобщенно многочисленную жертву. Однако, этимологический анализ обнаруживает смысл, связанный с жертвоприношением в честь мертвых. Так у Гомера, «Ныне черный корабль на священное море ниспустим, //Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим» (Илиада пер. с древнегреческого Н. Гнедича). Здесь слово гекатомба, очевидно, означает не само жертвоприношение, а алтарь, посвященный Гекате, буквально «тумбу Гекаты». Согласно Фасмеру, «тумба» — «произведение из нов.-в.-н. Tumbe «могила, гроб, яма», которое восходит через народнолат. Tumba к греч. τόμβη «холм», «могильный памятник».

«Тумба Гекаты», Карл!!! Ищите меня пацталом. Британские учöные нервно курят, глубоко затягиваясь. Человек цитирует первоисточник, а потом ещё и Фасмера… Сразу видно типа умный, хотя, как тут же выясняется, даже не знает как пишется слово «тумба», и предлагает несуществующий вариант написания — τόμβη.

1. Гекатомба не имеет отношения к Гекате (и уж тем более к «тумбе»). Слово τύμβος (могила) читается — «тимбос». Слово «гекатомба» (заклание быков в качестве жертвы) Гомером не просто упоминается, а обговаривается, именно, как заклание быков (и других жертвенных животных).

«Царь Агамемнон легкий корабль ниспустил на пучину,
Двадцать избрал гребцов, поставил на нем гекатомбу,
310 Дар Аполлону, и сам Хрисеиду, прекрасную деву,
Взвел на корабль: повелителем стал Одиссей многоумный;
Быстро они, устремяся, по влажным путям полетели.
Тою порою Атрид повелел очищаться ахейцам:
Все очищались они и нечистое в море метали.
315 После, избрав совершенные Фебу царю гекатомбы,
Коз и тельцов сожигали у брега бесплодного моря;
Туков воня до небес восходила с клубящимся дымом

(Илиада II:305-307)

2. Геката — эпитет Артемиды, означающий «далекоразящая».

ἕκατος 3 <ἑκάς> далекоразящий (эпитет Аполлона и Артемиды) Hom., Her., Aesch.


3. Возвращаясь к «зелёной лягушке», по ссылке, которую он сам же и приводит: белые цветы боярышника — символ чистоты и невинности. Имя Артемиды [Гекаты] — означает «девственница».

ἀρτεμής 2 здоровый, целый, невредимый Hom., Plat., Plut., Anth.


4. Ссылка на «географическое положение Иркутска на перекрестке путей» — ни о чём. От абсолютного большинства достаточно крупных городов расходятся дороги во все стороны.

5. «Боярышниками» и прочими суррогатами травились и раньше и не только в Иркутске.

Резюме.
Есть такой слой неграмотных людей, которым некогда книжки читать, всё их время уходит на «делание» (посредством гугл-поисковика) открытий мирового масштаба, и такого же уровня глупости. Ладно бы они ставили задачу разобраться (гимнастика для ума всегда полезна). Но в девяти случаях из десяти (а то и чаще) все эти удивительные открытия больше смахивают на «наброс дерьма на вентилятор».

Вот почему я не люблю ЖиЖу. )))
_______________________________
Перейти к дневнику

Четверг, 22 Декабря 2016 г. 14:52ссылка
Кстати, если интересуетесь темой связанной с Гекатой, ниже по ссылке можете полюбопытствовать на неординарную точку зрения о связи Гекаты и меноры. Серия из трёх статей (начало 9.12.2016): http://newparadigma-ru.livejournal.com
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Января 2017 г. 20:35ссылка
_______________________________
2650497 (800x392, 49Kb)
Французский Индокитай. 1887-1954гг. Пиастр (AR 39mm, 27.13g), 1887г. Париж.
Av: Либерти (Liberty) восседает на троне, опираясь на корабельный руль, к которому прислонен якорь; в правой руке держит фасции; на голове радиальная корона; слева колосящаяся пшеница; REPUBLIQUE FRANCAISE / 1887.
Rv: венок из дубовых и лавровых листьев; PIASTRE DE COMMERCE / INDO-CHINE FRANCAISE / TITRE 0,900. POIDS 27,215 GR.

• Указом от 17 октября 1887 года все французские владения в Индокитае были объединены в единый Индокитайский Союз, который полностью находился в ведении Министерства колоний.

_______________________________
Перейти к дневнику

Понедельник, 02 Января 2017 г. 20:57ссылка
Хм-м-м...

С одной стороны: оно понятно, ибо статуя Гекаты - подарок Франции США к 100-летию независимости.

С другой стороны: подарочек опоздал к юбилею на 10 лет и был открыт только в 1886 году. А в 1887-м Париж начинает печатать для Индокитая монеты с той же тёткой. Плюс до того, как осчастливить Гекатой Пендосию, французы предложили своего истукана Египту (но тот отказался). Вам не кажется, что это какой-то всемирного масштаба пиар? Спрашивается с чем он связан? Что метили языческими богинями?
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Января 2017 г. 00:04ссылка
Это сладкое слово «свобода»… (с)

Я не силён в конспирологии. Я исхожу из традиции. У римлян (древних) «на каждый чих» был свой гений (женские гении назывались юнонами), который имел узкую спецификацию (Здоровье, Стабильность, Благополучие, и т.д.). Эти размноженные сущности можно наблюдать на римских монетах во всём многообразии. Рано или поздно должен был произойти обратный процесс — синкретизации и отождествления. Верховное божество традиционно имело небесный аспект, его женский паредр олицетворял Землю. Но весьма значимы были и богини Луны. В процессе синкретизации, произошло отождествление женских богинь, олицетворяющих Луну с богинями Земли, из чего, в конечном счёте, возник казус. Ибо богиня Земли — она, по природе своей, — «мать», потому как плодоносит, чего нельзя сказать о Луне. В греко-римской традиции, Луна — дева. А в анатолийской традиции есть лунное божество в мужском образе (Мен). Так же в мужском образе луна представлена и у египтян (Ях-Осирис). При попытке всё это взаимоувязать путаница была неизбежна. Наиболее наглядно это выглядит на примере Исиды, которая отождествлялась, с одной стороны, с Деметрой (богиней плодородия), с другой стороны, с той же Артемидой-Гекатой, а также, Персефоной (и ещё много с кем). Отсюда эта удивительная формула из гимна Исиде (найден в Наг-Хаммади, датирован IV-III в. до н.э.):

Ибо я — первая и я же — последняя.
Я — почитаемая и презираемая.
Я — блудница и святая.
Я — жена и дева.
Я — мать и дочь.
Я — руки матери моей.
Я — бесплодна, но бесчисленны дети мои.
Я счастлива в браке и не замужем.
Я — та, кто производит на свет, и та, кто вовек не даст потомства.
Я облегчаю родовые муки.
Я — супруг и супруга.
И это я родила моего мужа.
Я — мать моего отца.
Я — сестра моего мужа.
Поклоняйтесь мне вечно.
Ибо я — злонравна и великодушна.


Эта же формула («Дева-мать») перешла и в христианство. Является ли Свобода Гекатой? — по большому счёту, вопрос ни о чём. После синкретизации великого множества богинь в одно обще-среднее — смешалась и иконография (на позднеантичных римских монетах это хорошо прослеживается). Атрибутировать Гекату (в статуе Свободы) по факелу и лучевой короне, конечно, можно. Но это слишком упрощённо. Насколько я понимаю, эта идентификация происходит на основе единственной статуи триморфной Гекаты, на которой одна из голов украшена радиальной короной. Один артефакт ничего не доказывает, и ни о чём не говорит. Есть и другие богини в лучевой короне.
_______________________________
Перейти к дневнику

удивительная формула из гимна Исиде

Четверг, 19 Января 2017 г. 07:56ссылка
Ибо я — первая и я же — последняя
Я — почитаемая и презираемая
Я — блудница и святая
Я — жена и дева
Я — мать и дочь...

Oops! Это же слова из песни группы Meredith Brooks:

I'm a bitch, I'm a lover, I'm a child, I'm a mother
I'm a sinner, I'm a saint, I do not feel ashamed
I'm your hell, I'm your dream, I'm nothing in between
You know you wouldn't want it any other way

Я - сука, я - любовница, я - ребенок, я - мать,
Я - грешница, но я и святая, и мне не стыдно за это.
Я твой ад, но я - твоя мечта, я никогда не стану чем-то "средним",
И ты точно знаешь, что ты бы не хотел, чтобы что-то было иначе...
Перейти к дневнику

Артемида Пергская

Вторник, 24 Января 2017 г. 23:10ссылка
_______________________________

h_dpc (301x403, 22Kb)_h_dpa (291x401, 35Kb)
1. Артемида Пергская, с луком в левой руке и длинным факелом в правой; за плечами — лунный серп, над головой лучевая корона. Перга (римская провинция Памфилия), рельеф на колонне, ок. II-III в. н.э.
2. Артемида Пергская, с луком в левой руке и длинным факелом в правой; за плечами — лунный серп, над головой лучевая корона. Перга, Памфилия. Рельеф с фасада Нимфеума, ок. II-III в. н.э.


Образ Артемиды в в лучевой короне — довольно редкий, связан с городом Перга, в Памфилии, где возник, видимо, на рубеже II-III веков. Корона досталась Артемиде от Аполлона (по аналогии), сестрой которого она была. Что вполне логично.
_______________________________
ap_bda (700x343, 100Kb)
Траян Деций (Gaius Messius Quintus Traianus Decius 249-251). Перга, Памфилия. Æ 25mm (6.75g).
Av: бюст Траяна Деция в лучевой короне; AY K ГA MЄ TPA ΔЄKIO ЄY C
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне с луком и стрелой, за плечом — колчан; ПЄPГAIΩN

_______________________________
h_mu (700x347, 47Kb)
Каракалла (198-217). Перга, Памфилия. Æ 26mm (6.44g).
Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; AY K M AY ANTΩNINOC CЄB
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне, с луком в левой руке и длинным факелом — в правой; ПЄPГAIΩN

_______________________________
h_mts (578x286, 58Kb)
Транквиллина (Augusta, 241-244), жена Гордиана III. Æ 26mm (11.96g).
Av: бюст Транквиллины в образе Луны (Luna), на голове — диадема, за плечами — лунный серп; CΑΒЄΙ ΤΡΑΝΚYΛΛЄΙΝΑ Ν CЄB
Rv: Артемида Пергская в лучевой короне, в левой руке — лук, в правой — стрела, стоит напротив Афины в коринфском шлеме, с копьём и щитом, между ними — олень; ПЄPГAIΩN ΣIΔHTΩN OMONOIA

_______________________________
h_mtt (700x362, 63Kb)
Гордиан III (238-244). Сидон (Σιδών), Памфилия.
Æ 38mm (25.02g). Выпуск в честь гомонои (ὁμόνοια, содружество) Сидона с Пергой.
Av: бюст Гордиана в лавровом венке; AYT KAI M ANT ГOPΔIANOC CЄB
Rv: Афина в коринфском шлеме, с копьём, стоит напротив Артемиды Пергской; у Артемиды в руке длинный факел, на голове лучевая корона; между богинями — алтарь, выше — плод граната; ΣIΔHTΩN ПЄPГAIΩN OMONOIA

_______________________________
387930 (381x137, 9Kb)
Филипп II (как цезарь, 244-247). Æ 32mm (16.34g), стандарт Гордиана III.
Av: бюст Филиппа; MAPKON IOYΛION CЄYHPON ΦIΛIΠΠON KAICAP / Є
Rv: Афина в коринфском шлеме, с копьём, стоит напротив Артемиды Пергской; у Артемиды в руке длинный факел, на голове лучевая корона; между богинями — алтарь, выше — плод граната; ΣIΔHTΩN

_______________________________
Перейти к дневнику

Персонификация христианской Церкви

Воскресенье, 22 Декабря 2019 г. 12:54ссылка
_______________________________
_img_039 (700x352, 122Kb)
Карл X, король Франции и Наварры (1824-1830). Медаль «Памятник жертвам Киберона в 1795 году» (Æ 51mm, 45.18g), 1825г. Медальеры Деполи (Alexis-Joseph Depaulis) и Каке (Armand Auguste Caqué), Мастерская Depuymaurin.
Av: голова Карла; CAROLVS X FRANC ET NAV REX / [сигнатура: DEPAULIS F. / DEPUYMAURIN NUM. PRAEF.]
Rv: Персонификации Церкви с крестом и Франции, в короне, с флагом и венком, стоящие рядом с памятником жертвам Киберона; PRO DEO PRO REGE PRO PATRIA / AD QVIBERONEM NEFARIE TRVCIDATI ANN. MDCCLXXXXV / [сигнатура: CAQUÉ F.]

Высадка эмигрантов в Кибероне началась 23 июня 1795 года и была окончательно отбита 21 июля 1795 года. Она была организована для того, чтобы протянуть руку помощи Шуаннери, католической и королевской армии в Вандее и положить конец Французской революции, обеспечить возвращение монархии.

_______________________________
img_057 (700x345, 100Kb)
Пий XII (1939-1958). Ватикан. Медаль «Защита католической веры» (AR 44mm, 24.90g), 1949г. Медальер Аурелио Миструцци (Aurelio Mistruzzi).
Av: бюст Пия XII; PIVS XII PONTIFEX MAXIMVS AN XI / [сигнатура: MISTRVZZI].
Rv: персонификация Церкви, с крестом и Евангелием, восседает на троне, перед ней два ангела, опирающиеся на щиты (с надписями VERITAS и JVSTITIA — истина и справедливость); DEFENSIO FIDEI CATHOLICA

_______________________________
img_463 (700x345, 50Kb)
Лев XII (Папа Римский, 1823-1829). Папское государство (Dicio Pontificia).
Скудо (AR 41mm, 26.42g), 1825. Монетарий Джузепе Чербара (Giuseppe Cerbara).
Av: бюст Льва XII; LEO XII PON. MAX. ANNO III / [сигнатура: G. СERBARA F.].
Rv: Церковь, с крестом, на облаке, рядом тиара, рука протянута к Храму; AVXILIVM DE SANCTO / СERBARA / B 1825

_______________________________
img_034 (700x348, 238Kb)
Лев XII (Папа Римский, 1823-1829). Медаль в честь учреждения Конгрегации исследований (AR 57mm, 78.80g). Медальер Николо Чербара (Nicola Cerbara).
Av: бюст Льва XII; LEO XII P. M. STVDIORVM INSTAVRATORI / [сигнатура: NIC. СERBARA F.].
Rv: Церковь, с крестом, стоит в окружении персонификаций правосудия, наук и искусств; MISIT ANCILLAS SVAS VT VOCARENT AD ARCEM / [сигнатура: N.C.].

_______________________________
img_021 (700x350, 234Kb)
Лев XIII (1878-1903). Италия. Медаль «Пятидесятилетие священства» (AR 47mm, 41.60g), 1887г. Изготовитель С. Джонсон (Stabilimento Stefano Johnson), Милан.
Av: бюст Льва XIII; ANNUS MDCCCLXXXVII QUINQUAGESIMUS A SACERDOTIO LEONIS XIII P. M. / [сигнатура: ROMAS].
Rv: персонификация Церкви, с крестом, в окружении аллегорических фигур; GRATULATIONE ET LAETITIA ORBIS CATHOLICI

Лев XIII был рукоположен в священный сан 31 декабря 1837 года.

_______________________________
img_064 (700x347, 263Kb)
Григорий XVI (1831-1846). Медаль в честь избрания на папский престол (AR 43mm, 33.50g), 1831г. Медальер Джузеппе Джирометти (Giuseppe Girometti).
Av: бюст Григория XVI; GREGORIVS XVI PONT. MAX. A. I. / [сигнатура: GIROMETTI F.].
Rv: Церковь, с крестом, ногой попирая дракона, стоит у стелы (SVPRA FIRMAM PETR), на которой лежат тиара и ключи; DEXTERA DOMINI FECIT VIRTVTEM / MDCCCXXXI

_______________________________
img_024 (700x351, 247Kb)
Пий IX (1846-1878). Папское государство. Медаль (AR 50mm, 40.68g), 1869г. Медальер Ф. Берутти (F. Berutti).
Av: бюст Пия IX; PIVS IX PONTIFEX MAXIMVS / [сигнатура: F. BERUTTI INC.]
Rv: коленопреклоненная персонификация Церкви, с тиарой, крестом и светильником, на земной сфере; CONCILIVM MAGNVM VATICANVM AN. M. DCCC. LXVIIII. / [сигнатура: INC. F. B.]

_______________________________
img_038 (700x346, 285Kb)
Григорий XVI (1831-1846). Медаль «Миролюбие и Благочестие» (AR 43mm, 33.48g), 1833г. Медальер Джузеппе Джирометти (Giuseppe Girometti).
Av: бюст Григория XVI; GREGORIVS XVI PONT. MAX. ANNO III. / [сигнатура: G. GIROMETTI F.].
Rv: Церковь, с крестом, стоит напротив персонификации Мира, держа ее за руку; PACIS ET RELIGIONIS AMOR / MDCCCXXXIII

_______________________________
Абап   обратиться по имени Среда, 25 Января 2017 г. 23:12 (ссылка)
"лунный серп, над головой лучевая корона"

Напомнило знак Сина http://kosmosmacerasi.com/v1/wp-content/uploads/2015/06/c0139575_1327311.jpg

Хотя в целом больше на Митру похоже //img-fotki.yandex.ru/get/3704/myg2001.ed/0_2d45d_751dac25_orig

"Что вполне логично"

Абсолютно логики не вижу. Миф есть, где Аполлон делегирует Артемиде какие-то свои полномочия? На моё ИМХО тут та же тема с самосвечением ночной богини при старении Луны (а она у неё на затылке как раз в последней фазе).
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 26 Января 2017 г. 19:04ссылка
_______________________________
h_dars (622x512, 83Kb)
Баал Шамем, владыка небес у западных семитов, между богом Луны (Аглибелом) и богом Солнца (Малакбелом). Барельеф, I в. н.э. Окрестности Пальмиры (Сирия).
_______________________________
h_dart (690x600, 146Kb)
Бел Пальмиры, рядом одногорбый бык; справа на троне Баал Шамем (владыка небес), рядом с ним крылатый овен; в центре стоят божества луны (Аглибел) и солнца (Малакбел) в радиальных коронах. Барельеф, I в. н.э. Окрестности Пальмиры (Сирия).
_______________________________
h_dar (633x430, 64Kb)

А теперь вопрос на засыпку: это кто ж у нас тут такие нарядные? (попытка юмора)
Если пара справа (вне зависимости от персонификаций) – это Солнце и Луна, то кто стоит рядом с Гераклом? И почему она тоже в лучевой короне? Неужели Венера-Иштар, Утренняя звезда?
_______________________________
Перейти к дневнику

Четверг, 26 Января 2017 г. 21:33ссылка
Растоптал... просто растоптал... где тут смайлик "рыдаю в подушку"???
Перейти к дневнику

Солнце и Луна, то кто стоит рядом с Гераклом?

Четверг, 26 Января 2017 г. 22:10ссылка
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Января 2017 г. 00:05ссылка
1992646 (670x628, 79Kb)
Ну, да. Звезда Венеры, серп Луны и диск Солнца.
Перейти к дневнику

Понедельник, 30 Января 2017 г. 23:33ссылка
_______________________________
a_fpp (438x498, 55Kb)Миниатюра из Парижской Псалтыри (Париж, Национальная библиотека, MS. Gr. 139). В центре миниатюры пророк Исайя, слева от него – мрачная Геката с опущенным факелом, который горит тёмным огнём. Геката отождествлена здесь с Нюктой, надпись над ней NYΞ (Νύξ, Νυκτός ἡ ночь, тьма, мрак). Геката изображена в соответствии с архаичными эллинистическими традициями, с развевающимся над головой пеплосом. Справа от Исайи – младенец, несущий поднятый ярко горящий факел, рядом надпись ὄρθρου (ὄρθρος ὁ рассвет, утренняя заря); видимо, это посланник (ἄγγελος) от Бога, несущий свет Истины.

Парижская Псалтырь, византийская иллюминированная рукопись (Константинополь, ок. 975г.), содержащая 449 листов и 14 миниатюр. Вместе с Гомилиями Григория Богослова, Парижская Псалтырь считается ключевым памятником так называемого Македонского Возрождения в византийском искусстве X века.
_______________________________
Перейти к дневнику

Юстиция в радиальной короне

Суббота, 17 Июня 2017 г. 18:29ссылка
_______________________________

j_qa (425x543, 37Kb) j_bv (526x655, 54Kb)
1. Юстиция в радиальной короне, с весами и мечем в руках. Верховный суд Квинсленда, Австралия.
2. Юстиция. Здание Верховного суда в Будапеште, Венгрия.


Justitia (513x700, 238Kb) Justitia_2 (368x700, 239Kb)
3. Юстиция. Лондон, Британия (The Central Criminal Court, Old Bailey, London).
4. Юстиция. Дворец Правосудия. Брюгге, Бельгия.

_______________________________

Римская Юстиция соответствует греческой Фемиде. Однако культ Юстиции — относительно, поздний, он был введён лишь в I в., в правление императора Тиберия (14-37). До Юстиции римляне почитали богиню справедливости Эквитас, которую изображали в виде стоящей женской фигуры с весами и Рогом изобилия. На монетах Эквитас начали изображать со времени правления императора Гальбы (69г.) и чеканили вплоть до конца III века.

Clip (697x358, 29Kb)
Пертинакс (193). Рим. Аурей (AV 21mm, 7.25g).
Av: бюст Пертинакса в лавровом венке; IMP CAES P HELV PERTIN AVG
Rv: Эквитас с весами и Рогом изобилия; AEQVIT AVG TR P COS II

_______________________________
aeq (700x338, 95Kb)
Нерва (96-98). Рим. Денарий (AR 18mm, 3.61g), 18г.
Av: бюст Нервы в лавровом венке; IMP NERVA CAES AVG P M TR P COS III P P
Rv: Эквитас с весами и Рогом изобилия; AEQUITAS AVGVST

_______________________________

Юстиция, как правило, изображалась сидящей на троне, со скипетром и патерой. Но на монетах Тиберия (14-37), который первый начал чеканить монету с изображением Юстиции, богиня восседает на троне со скипетром и оливковой ветвью. Оливковая ветвь была символом мира (pax, pacis — «мир», «покой»), из-за чего богиню на реверсе денариев Тиберия часто идентифицируют с богиней Пакс (Pax). Это ошибочное предположение, что подтверждается монетами с изображением Юстиции со скипетром и оливковой ветвью и легендой IVSTITIA AVGVST, которые чеканил Нерва (96-98). Особняком стоят монеты Песценния Нигера (193-194), Юстиция на них, видимо, смешивалась с Эквитас (Aequitas — «беспристрастие», «справедливость») и чеканилась стоящей, либо с Рогом изобилия и весами, либо со скипетром и глобусом.

lib (700x358, 58Kb)
Тиберий (14-37). Денарий (AR 18mm, 3.82g), 18г. Лионский монетный двор (Лугдунум).
Av: бюст Тиберия в лавровом венке; TI CAESAR DIVI AVG F AVGVSTVS
Rv: Юстиция на троне со скипетром и оливковой ветвью; PONTIF MAXIM

_______________________________
lib (698x353, 57Kb)
Нерва (96-98). Рим. Денарий (AR 18mm, 3.15g), 97/8г.
Av: бюст Нервы в лавровом венке; IMP NERVA CAES AVG P M TR P COS III P P
Rv: Юстиция на троне со скипетром и лавровой ветвью; IVSTITIA AVGVST

_______________________________
lso (394x188, 18Kb)
Тиберий (14-37). Рим. Дупондий (Æ 15.09g), ок. 22/3г.
Av: бюст Юстиции в диадеме; IVSTITIA
Rv: S C / TI CAESAR DIVI AVG F AVG TR POT XXIIII

_______________________________
Iust (700x360, 58Kb)
Адриан (117-138). Рим. Аурей (AV 7.29g), 134-138гг.
Av: бюст Адриана в лавровом венке; HADRIANVS AVG COS III P P
Rv: Юстиция на троне со скипетром и патерой; IVSTITIA AVG

_______________________________

В средние века образ Юстиции, как персонификации законности и правосудия, снова приобретает актуальность, и даже чеканится на монетах. Поменялась только атрибутика в её руках. Вместо скипетра и оливковой ветви, теперь это весы и карающий меч правосудия.

_j_am (700x338, 63Kb)
Венеция, Италия. Анонимный чекан. Лирон (AR 32mm, 7.90g), 1571г.
Av: крылатый лев, символ святого Марка держит Евангелие; SANCTVS MARCVS VENETVS
Rv: Юстиция в лучевой короне, восседает на троне с мечом и весами, по бокам два льва; IVSTITIAM DILIGITE / 20

Крылатый лев является символом Святого Марка евангелиста, покровителя Венеции, а с XII века и символом Венецианской Республики.

_______________________________
j_fm (500x245, 41Kb)
Франческо Морозини (Francesco Morosini, doge 1688-1694). Венеция, Италия.
Лиретта (1/2 лиры, AR 25mm, 3.53g).
Av: Франческо Моросини стоит на коленях в молитве; FRANCISCVS MAVROC D / XX
Rv: Юстиция стоит с мечом и весами, у ног лежит лев; IVSTITIAM DILIGITE / G M

_______________________________
j_ma (700x343, 67Kb)
Альвизе III Себастьяно Мочениго (Alvise III Mocenigo, doge 1722-1732). Венеция, Италия. Оселла (AR 9.50g), 1730г.
Av: Святой Марк на троне, перед ним коленопреклоненный дож; S M V ALOVS MOCENI D / AN VIIII (date anno IX) / G Z (Gerolamo Zolio, mintmaster).
Rv: Юстиция в лучевой короне, в руках — меч и весы, у ног — крылатый лев, символ св. Марка; DISCIPLINA MAIORVM REM PVBLICAM TENET / 1730

_______________________________
j_mm (700x332, 67Kb)
Альвизе III Себастьяно Мочениго (дож Венеции 1722-1732). Венеция, Италия.
Оселла (AV 13.83g), 1724г.
Av: Святой Марк на троне, перед ним коленопреклоненный дож; S M V ALOISIVS MOCENICO D / AN III (date anno III) / N B (Niccolò Bembo, mintmaster).
Rv: Юстиция на троне в лучевой короне, в руках — меч и весы, у ног — крылатый лев, символ св. Марка; MELIOR EST SAPIENTIA QVAM VIRES / 1724

_______________________________
Justitia (700x346, 83Kb)
Франция. Жетон «Юстиция» (AR 30mm, 11.88g), 1826г. Гравер Н. Тиолье (Nicolas-Pierre Tiolier).
Av: голова Юстиции в радиальной диадеме; IVSTITIA / M D CCC XX VI / L / [сигнатура: N. Tiolier].
Rv: Кодекс (LIBER LEGṼ — «Книга Законов», Liber legum), весы, песочные часы, крылья; NE QVID MOMENTI PEREAT VTILITATI PVBLICAE [сигнатура: голова льва; I I P GAY INVENIT].

_______________________________
u_dda (700x350, 122Kb)
Франция, Брест, департамент Финистер. Жетон нотариуса «Благоразумие, Закон, Порядочность» (AR 31mm, 15.83g).
Av: Юстиция в лучевой короне, с фасциями; PRUDENTIA LEX PROBITAS
Rv: герб города Брест; CHAMBRE DES NOTAIRES / ARR[ONDISSEMENT] DE BREST - FINISTERE

_______________________________
Iustitia (700x353, 50Kb)
Папа Иоанн XXIII (1958-1963). Ватикан. 5 лир (AL 20mm, 1.0g), 1961г. (третий год понтификата).
Av: бюст Иоанна XXIII; IOANNES XXIII PONT MAX A III
Rv: Юстиция в радиальной короне, с весами и мечем, стоит на коленях; CITTA DEL VATICANO / IUSTITIA / L 5 / 1961

_______________________________
Clip (604x304, 41Kb)
Папа Пий XII (1939-1958). Ватикан. 5 лир (AL 20mm, 1.0g), 1952г. Монетарий Пьетро Джампаоли (Pietro Giampaoli).
Av: бюст Пия XII; PIVS XII P M AN XIV
Rv: Юстиция, в лучевой короне, с весами и мечем; CITTA DEL VATICANO / IVSTITIA / 1952 / L 5

_______________________________
Iustitia (603x303, 42Kb)
Папа Павел VI (1963-1978). Ватикан. 5 лир (AL 20mm, 1.0g), 1964г.
Av: бюст Павла VI; PAVLVS VI PONT MAX A II
Rv: Юстиция на троне, в лучевой короне, с весами и мечем; CITTA DEL VATICANO / IVSTITIA / L 5 / 1964

_______________________________
ap_mj (700x350, 58Kb)
Медаль (AR 71.8mm, 209.7g) в честь открытия арбитражного суда в Лионе (Tribunal de commerce de Lyon) в 1884г. Выпуск 1885г. Париж, Франция. Медальер Жюль-Клеман Шаплен (Jules-Clement Chaplain).
Av: Юстиция на троне, в руках держит оливковую ветвь, скипетр с навершием в виде двуперстия и кодекс, на груди эгида с горгонейоном; JVSTITIA EXALTAT GENTEM P.C.XIV.V.34. / MDCCCLXXXIV (date 1884) / [сигнатура J.C. CHAPLAIN].
Rv: герб Лиона; TRIBUNAL DE COMMERCE DE LYON / Louis COUTURIER 1885

_______________________________
j_pr (700x700, 90Kb)
Медаль Jus et Justitia («Право и справедливость»), Æ 180mm. Медальер Пьер Роше (Pierre Roche), 1918г. Франция.

Юстиция в радиальной короне и с 13-ю звездами над головой, в левой руке держит меч, стоит на большой морской рыбе, в окружении трех женских фигур в шлемах и с мечами: Британия, на щите которой изображен геральдический лев, Франция, рядом с которой изображен гальский петух, и Дания, на щите которой — белый лютеранский крест; JVS ET JVSTITIA / SVB STELLIS / 1918



Для римлян «jus» — это нормативные требования, порожденные самой природой вещей, поэтому право (jus) воспринимается как порожденное справедливостью (justitia).

«Занимающемуся правом следует сначала выяснить, откуда пришло наименование права (jus). Оно восходит к справедливости (justitia): ведь как элегантно определяет Цельс, право есть искусство добра и эквивалентности (jus est ars boni et aequi)», — отмечает Ульпиан (Digestae. 1.1.1.). Иными словами, право представляет собой соединение этических норм (добра) с идеей о соразмерности…

Понятием «aequitas» (равенство, эквивалентность, соразмерность, справедливость) у римлян обозначается правильность, естественный порядок вещей, диктующий свои требования праву, в этом отношении справедливость как aequitas можно уподобить онтологической справедливости. Одновременно с этим «aequitas» трактуется римскими мыслителями и как нравственное понятие — добродетель. В противоположность aequitas, справедливость как justitia является справедливостью практической и означает воздавать каждому свое. (Кирюхин Д.И.)

• Пафосная высокопарность в риторике касающейся определений jus (право), justitia (справедливость, основанная на законе) и aequitas (справедливость, как добродетель) происходит, как обычно, от неоднозначности в переводе слов, а, стало быть, и формулировок из этих слов сложенных. Что имел в виду Цельс в своей формуле jus est ars boni et aequi, соизмерял ли он справедливость (aequitas) с добродетелью (bonitas) — теперь можно только гадать. Ибо слово bonitas можно перевести и как «правота», и тогда формулировка Цельса от высокого слога о «добродетели» возвращается снова к сухому языку юридического делопроизводства: «право есть искусство правоты и соразмерности». «Правоты» (bonitas) — в плане справедливости наказания (justitia), и «соразмерности» (aequitas) — в плане той же справедливости.

bonitas, -atis f
1) доброта, хорошее свойство, хорошее качество (a. vocis хороший голос);
2) правота;
3) доброта, добродушие, добросердечие.

aequitas, -atis f
1) равность;
2) душевное спокойствие, уверенность, терпеливость, хладнокровие; равнодушие;
3) равенство перед законом, равенство прав;
4) справедливость.
aeque adv. 1) равно, одинаково; 2) одинаково, точно так же, столько же; 3) справедливо.


Как видим, справедливость (aequitas) в плане «эквивалентности» этимологически происходит от «равенства» (aeque) всех перед законом.
_______________________________
Перейти к дневнику

Как мило!

Воскресенье, 18 Июня 2017 г. 22:47ссылка
Языческая богиня на монетах Ватикана
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Июня 2017 г. 23:50ссылка
Это скромно называется «персонификацией понятий»: «справедливость», «здоровье», «счастье» и т.д. Хотя, какую персонификацию не возьми – ей в Риме стоял реальный храм со всеми религиозными атрибутами. Но то такое… Нумизматика – дело доходное, а всё, что приносит доход – свято, особливо, если это освящено Ватиканом. Кстати, о Ватикане…

Vaticanus, -um (mons, collis) Ватикан
1) один из семи холмов Рима, на правом берегу Тибра T, PM;
2) божество зарождения членораздельной речи у младенцев Vr, AG, а тж. бог Ватикана AG, Aug. «Vaticanus, или Vagitanus, открывает рот и производит первый крик новорожденного.
_______________________________
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Июня 2017 г. 20:50ссылка
Вы сделали мой день!!!

Нет, ну, я знал, что ровно на месте собора св. Петра стояло некогда капище Кибелы... но Vaticanus
vissarion   обратиться по имени Триморфная Геката на римских монетах Суббота, 09 Июня 2018 г. 12:29 (ссылка)
_______________________________
_h_mtc (399x189, 21Kb)
Каракалла (198-217). Анкира (Ἄγκυρα), Галатия. Æ 28mm (12.12g).
Av: бюст Каракаллы в лавровом венке; ANTΩNINOC ΠIOC AYΓ
Rv: триморфная Геката держит в руках фиалу-мезомфал, ножи и факелы; MHTPOΠO[ΛEΩC] (MHT ligate) [ANKY]PAC

_______________________________
h_moii (400x192, 20Kb)
Валериан II (Publius Licinius Сornelius Valerianus, 253-257). Адада, Писидия. Æ 13.14g.
Av: бюсты Салонины в диадеме и её сына Валериана II; OYAΛЄPIANOC CAΛONЄIA
Rv: триморфная Геката держит в руках змей, ножи и факелы, опущенные вниз; AΔAΔЄΩN

_______________________________
h_me (419x205, 22Kb)
Элагабал (Marcus Aurelius Antoninus Heliogabalus, 218-222). Иераполь (Ἱεράπολις), Фригия. Æ 11.42g.
Av: бюст Элагабала в лавровом венке; AΥ K M AΥ ANTΩNЄINOС
Rv: триморфная Геката, с калафами на головах, стоит рядом с алтарём, держит в руках ключи, факелы, патеру и полос; IЄΡAΠOΛЄITΩN NЄΩKOΡΩN

_______________________________
h_mhlc (700x339, 43Kb)
Гостилиан (Gaius Valens Hostilianus Messius Quintus; как цезарь, 250-251).
Лирбе, Киликия. Æ 24mm (7.34g).
Av: бюст Гостилиана; Γ ΟYΑ ΟCΤ ΜЄC ΚYΙΝΤΟC KAI
Rv: триморфная Геката, с калафами на головах, держит в руках ключи, ножи и опущенные факелы; ΛYΡΒЄΙΤΩΝ

_______________________________
h_mas (399x185, 21Kb)
Александр Север (как цезарь, 221-222). Аспендос (Ἄσπενδος), Памфилия. Æ 33mm (21.13g).
Av: бюст Александра Севера; AYT KAI MAP AYP CEYH AΛEΞANΔPOC
Rv: триморфная Геката, с калафами на головах; в руках – ключи, факелы, нож и змея; ACΠENΔIΩN

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Геката-Мена Вторник, 03 Июля 2018 г. 14:57 (ссылка)
_______________________________
«Вакх же в то самое время ждал наступления ночи,
И с такими речами к Мене воззвал круговидной:
"Гелия дочерь, матерь всего, круговратная Мена,
¹
190
Правящая повозкой серебряной в небе Селена,
²
Если ты вправду Геката многоименная,
³ если
Светочем ты помаваешь в руке огненосной все ночи,
Снизойди, о ночная владычица, коль веселишься
Воем и лаем, и визгом полуночной своры собачьей;
Если ты Артемида далекоразящая,
в скалах
На охоту спешащая с ланеубийцей Лиэем

Брату приди на подмогу! Ибо, хоть кровь в моих жилах
Древнего Кадма — я изгнан из Фив, семивратного града,
Отчей земли Семелы, матери! Ибо, злосчастный,
200
Смертный хочет со мною биться! Богиня ночная,
О, приди на подмогу полуночному Дионису!
Если ты Персефонейя, вспомощница мертвым,
владычишь
Душами у тартарийских пределов нашими в смерти,
Дай мне Пенфея мертвым увидеть, пусть душ предводитель,
Бог Гермес, осушит мне слезы в горестях тяжких!
О, бичом тартарийским Мегайры
и Тисифоны
Пресеки поношенья безумные и пустые
Сына земного, Пенфея,
как сделала некогда Гера,
Вооруживши Титанов против Бромия-бога,
¹⁰
210
Так укротив нечестивца — дабы почтить Загрея
¹¹
Древнего, что явился под именем Диониса!»

(Нонн. Деяния Диониса XLIV, 187)
__________________________
[1] Μήνη ἡ Мена, богиня луны HH., Luc (= Σελήνη).
μήνη, дор. μήνα ἡ луна (ἡ νύκτερος μ. Aesch.; σέλας μήνης Hom.).
[2] Σελήνη ἡ Селена или Феба, богиня луны (дочь Гипериона, сестра Гелиоса) HH., Hes.
[3] Ἑκάτη, дор. Ἑκάτα ἡ Геката (дочь Персея и Астерии, по друг. — Зевса и Деметры, богиня подземного мира, позже — богиня луны, отожд. с Артемидой Hes., Aesch., Eur., Theocr.);
[4] ἕκατος 3 {ἑκάς} далекоразящий (эпитет Аполлона и Артемиды) Hom., Her., Aesch.
[5] Λυαῖος ὁ освободитель (от забот), эпитет Вакха-Диониса Anacr., Plut.
[6] Περσεφόνεια, эп.-ион. Περσεφονείη ἡ Hom., HH., Hes. = Περσεφόνη;
Περσεφόνη ἡ Персефона (дочь Зевса и Деметры, супруга Гадеса-Плутона, владычица подземного царства, ее эпитеты: περικαλλής Hom. «прекрасная», ἀγαυή Hom., HH., Hes., Trag. etc. «славная», ἐπαινή Hom. «страшная»).
[7] Μέγαιρα ἡ Мегера (одна из трёх Эриний) Luc.
[8] Τισιφόνη ἡ Тисифона, «Мстительница за убийство» (старшая из трёх Эриний) Plut., Luc.
[9] Πενθεύς (-έως) ὁ Пенфей (сын Эхиона и Агавы, внук Кадма, миф. царь Фив, растерзанный вакханками за непочтение к Вакху) Aesch., Eur. etc.
[10] Βρόμιος ὁ Бромий, «Шумный» (эпитет Вакха) Pind., Aesch., Eur., Arph.
[11] Ζαγρεύς (-εως) ὁ Загрей, эпитет Диониса «первого», как сына Зевса и Персефоны, растерзанного Титанами тотчас же после его рождения Anth.

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
vissarion   обратиться по имени Среда, 15 Мая 2019 г. 11:38 (ссылка)
_______________________________
h_hk (700x351, 65Kb)
Адриан (117-138). Кизик, Мизия. Æ 26.28g.
Av: голова Адриана в лавровом венке; ΑΥΤ ΚΑΙС ΤΡΑΙ ΑΔΡΙΑΝΟС ΟΛΥΜΠΙΟС
Rv: на крыше круглого храма три статуи богинь, Деметра с двумя факелами, и по краям — Кора и Артемида-Геката, каждая с факелом; рядом с храмом — два длинных факела, обвитые змеями; KYZIKHNΩN


«Чтобы понять архетипическое значение лунной мифологии, обратимся к работам К.Г. Юнга. В мифологической традиции, на которую опирался в своих разысканиях Юнг, лунное начало Гекаты является частью мира Деметры и частью мира Персефоны. Он пишет, что двойственные отношения Деметры-Земли и Коры-Персефоны связаны с соучастницей преступления в гомеровском гимне «К Деметре» — Гекатой. «Триада ярких индивидуальных образов, — пишет он, — такими представлены в гимне три богини: Мать, Дочь и богиня Луны — Геката. Их скульптурные изображения можно перепутать...» [Юнг, 2004, с. 126]. Он высказывает предположение, что Геката — это еще одна Деметра — владычица ночи. «Можно предположить, — пишет он, — что греки называли Гекатой богиню, сочетающую в себе свойства луны, природу Деметры и черты Коры.». В триаде богинь гомеровского гимна «высвечивается идея связи между тремя аспектами мира: девушкой, матерью и луной.» [Юнг, 2004, с. 127], поэтому их архетипом является троичная форма.»
(Светлана Дмитриевна Титаренко)

_______________________________

«Бримо,¹ в первую очередь, служит обозначением царицы подземного мира — Деметры, Коры и Гекаты в их качестве богинь царства мертвых. Именно так Медея взывает к владычице царства теней у Аполлони Родосского, имея в виду, главным образом, Гекату, ее самую призрачную манифестацию: "Мертвых царицу Бримо подземную, что ночью бродит!"»
(К. Кереньи. Элевсин, IV, 112)
__________________________
[1] Βριμώ (-οῦς) ἡ Бримо, «Страшная» (эпитет богини подземного царства);
βριμός = ὄβριμος
ὄβριμος 2
1) могучий, мощный (Ἄρης, Ἀχιλλεύς, Ἕκτωρ Hom.);
2) огромный, тяжелый (λίθος, ἔγχος, ἄχθος Hom.);
3) бурный, неистовый (ὕδωρ Hom.; μῖσος Aesch.).

_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку