_______________________________
«В Кастабалах (Каппадокия) есть святилище Артемиды Перасийской, где, как говорят,
жрецы безболезненно ходят босиком по раскаленным углям. Здесь некоторые часто повторяют все тот же рассказ об Оресте и Артемиде Таврополос,¹ утверждая, что башня названа «Перасийской» оттого, что ее привезли «с того берега».²» (Страбон. География XII, 2, 7)
___________________________
[1] ταυροπόλα, ταυροπόλος adj. f чтимая в Таврике или охотящаяся на быков (эпитет Артемиды) Soph., Eur., Arph.
[2] πέραθεν (πέρα-θεν), ион. πέρηθεν adv. {πέρα II} с той стороны Eur., Xen.
С учётом того, что город расположен у подножия вулкана Аргей (Αργαίος), а также принимая во внимание традицию хождения по раскалённым углям, убедительнее выглядит версия выводящая эпитет Артемиды из некоторого отношения её к подземному огню (πυρός + θεά).
πῦρ, πῠρός τό (pl.: πυρά, dat. πυροῖς - поэт. πυροῖσι)
1) (тж. π. φλογός NT.) огонь, пламя;
2) погребальный костер (ἐνὴ πυρὴ θέμεναί τινα Hom.);
3) жертвенный огонь (θυηλὰς ἐν πυρὴ βάλλειν Hom.);
4) небесный огонь, молния;
5) перен. жар, пыл, страсть.
θεά, лак. σιά (-ᾶς) ἡ (эп. dat. pl. θεῇς и θεῇσιν) богиня.
«Хотя почти вся Каппадокия безлесна, в окрестностях Аргея встречаются леса; поэтому лесоповал ведется поблизости. Однако в области, лежащей ниже лесов,
во многих местах также часто горят огни и есть подпочвенные вместилища холодной воды, хотя ни огонь, ни вода не выходят на поверхность. Поэтому бо́льшая часть страны имеет травяной покров. Кое-где почва даже болотистая и по ночам из земли поднимается пламя. Люди, знакомые с особенностями местности, производят там лесоповал с осторожностью; для большинства же людей [работы здесь] опасны, в особенности же для скота, так как животные падают в
скрытые огненные кратеры.» (Страбон. География XII, 2, 7)
Аргей — самая высокая гора центральной Малой Азии, представляет из себя стратовулкан. С хеттского периода почитался как обожествлённая гора Хархара (хетт. Harhara, Hargaia, Harkasos — Белая гора от хетт. ḫarki — «белый»).³ Надписи, содержащие название горы, выполнены лувийскими иероглифами и относятся к VIII в. до н.э. Эдуард Гергард и некоторые другие учёные пишут о культе Зевса Аргейского. Это допущение можно принять по отношению к позднему времени. Местные же племена почитали божество, одноименное горе. Было ли изначально божество мужским или женским однозначно сказать нельзя. Максим Тирский в речи «Можно ли стать хорошим по божественному уделу?» писал: «Каппадокийцы считают гору божеством, клянутся ею и кланяются как священному изображению». Местный культ обожествлённой горы Аргей существовал до III века. Изображение горы чеканилось на монетах и вырезалось на геммах.
___________________________
[3] ἀργῄς (-ῆτος) adj. (эп. dat. ἀργέτι, acc. ἀργέτα) ярко-белый, светлый, сияющий, сверкающий (δημός, ἑανός Hom.; κεραυνός Hom., Arph., Arst.; μαλλός Aesch.; Κολωνός Soph.)
_______________________________

Септимий Север (193-211). Кесария (Καισάρεια), Каппадокия.
Драхма (AR 19mm, 3.13g), 206/7г.
Av: бюст Септимия Севера в лавровом венке; AY K Λ CЄΠTI CЄOYHPOC
Rv: Аргейская гора со звездой на вершине; MHTΡO KAICAΡI / ЄT IΔ (Year 14).
_______________________________

Юлия Домна (Augusta, 193-217), жена Септимия Севера. Кесария, Каппадокия.
Драхма (AR 18mm, 2.94g), ок. 208/9г.
Av: бюст Юлии Домны; IOYΛIA ΔOMNA AYГOY
Rv: Аргейская гора со звездой на вершине; MHTΡO KAICAΡI NЄΩK / ЄT IϚ (16 год правления Септимия Севера).
_______________________________
_
Антонин Пий (138-161). Кесария, Каппадокия. Дидрахма (21mm, 7.02g), 139г.
Av: бюст Адриана (предшественника Антонина Пия) в лавровом венке; ANTΩNINOC CEBACTOC
Rv: Аргей со статуей гения горы на вершине, который держит сферу и скипетр; YΠA B ΠA ΠATΡ
_______________________________