-Метки

sol invictus Деметра Зодиак абраксас агатодемон алконост амат амон анджети анубис апис аполлон артемида атаргатис аттис афина баал баст бес бог большая медведица бримо бык велес венок оправдания ветер виктория волк гарпократ геката гелиакический восход сириуса гемма гений георгий геракл герион германубис гермес герои гор горгона греция дельфиний дионис диоскуры дуат египет единорог жезл жертвоприношение загрей зевс змеевики иакх изида истера иштар кадуцей капитолийская волчица кастор кербер керы кирхер лабранды лабрис латона лев лето маат маахес магический квадрат мании мелькарт менады мистерии митра мозаика наос немесида нептун ника нумерология нумизматика обрезание океан оргии орфей орфики осирис пан пасха персей персефона полидевк посейдон посох поэтика пруденция псеглавцы птах ра рим русалки сатир серапис сет сирены сирин сириус скипетр солнцеворот сосиполь сотис средневековая астрономия тирс титаны тифон туту упуаут фиала фивы хапи хатхор хеб-сед хнубис хорс черная мадонна эвмениды эгида эридан эринии этимология этруски юпитер

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vissarion

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.03.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 752


ВЕЛЕС

Четверг, 26 Апреля 2012 г. 08:00 + в цитатник
Велес — один из древнейших и основных богов славянского пантеона. В «Повести временных лет» Волос характеризуется как «скотий бог», что даёт нам возможность понять одну из важнейших ипостасей культа этого бога — покровителя скотоводства и богатства.

По одной из версий имя Велес (Волос) происходит от слова вол, вiл, въл, и означает волопас, пастух. Кстати, как отметил А.Н. Афанасьев, в словацкой песне (колядке) слово велес прямо употребляется в значении пастух:

«Пасли овцы велесы
При бетлемском салаше»…

Афанасьев рассматривает народное представление о Велесе как о небесном пастухе, тот, что пасет облака. Когда небесные стада тучнеют, так что двигаться им совсем тяжело, Перун разгоняет их, дабы не застили они свет Даждьбога.

Βῆλος ὁ Бел верховный бог у ассиро-вавилонян Her., Diod.
βέλος (-εος) τό молния; (Διὸς βέλεα Pind.; δύσομβρα βέλη Soph. — грозовые ливни);
βῶλος
1) земля, почва; (τὸ ἄροτρον ἀνίστησι βώλους Plut.);
2) солнечный диск, солнце; (ἀλύσεσι χρυσέαισι φερόμενα βῶλος Eur.);
βολαὴ (ἡλίου) Soph., Eur. — солнечные лучи, солнечный зной;
βολοτυπής (βολο-τῠπής) — пораженный солнечным ударом Anth.
πύρο βόλος — мечущий молнии.

Молнии мечут верховные боги многих народов: Зевс, Мардук, Бел, Перун. Могла ли молния (βέλος) быть атрибутом Велеса? Когда он был единоличным верховным (т.е. солярным) божеством могла вполне.

Вызывает интерес созвучие имени Велеса с кельтским богом Беленом (Belenos), который отождествлялся с Аполлоном. Белен известен также как Belenus, Belinus, Belanus (в том числе у астуров, галлов и ирландцев). Имя его означает «сияние, блеск, свечение». Был богом света, солнца и огня.

Но вернемся к родным пенатам. К числу архаизмов, сохранённых особенно в Приволжской области, принадлежат термины, где основа волос/велес используется для обозначения власти, её носителя и соответствующей социально-территориальной единицы: рязанск. велес — «повелитель, распорядитель, указчик», волос — «власть», волосить — «властвовать, управлять», ср. также русск. волость, володыка (владыка), ст.-слав. велий (великий). Любопытно, что в переводе с аккадского, Бел (верховный бог Древнего Междуречья) — «владыка», «господин».

βουλή, дор. βουλά и βωλά, эол. βόλλα ἡ воля, желание, решение, замысел;
βούλησις (-εως) ἡ 1) воля, желание; 2) значение, смысл;
βουλήεις — способный давать разумные советы, разумный, рассудительный;
Βουλαῖος — подающий (благие) советы или покровительствующий (эпитет Зевса);
Εὔβουλος (εὔ-βουλος) — благоразумный, эпитет Зевса.

Значение «кудлатость, лохматость, волохатость» также этимологически близко к имени Волос. Видимо, здесь сыграли определённую роль народная этимология. Недаром, по народным поверьям, Велес часто являлся в виде волохатого медведя и считался хозяином леса. (ср. лат. villus — шерсть, villosus — волосатый).

На то, что имя Велес имеет оттенок значения, связанный с культом усопших предков, указал ещё А.Н.Веселовский, приводя ряд балтийских параллелей. У прибалтийских народов, Велес известен как Wels (литов. и латыш.), Velnias, Velinas (литов.), Velns (латыш.). Основную смысловую нагрузку в имени Велес несёт основа wel, связаная с миром усопших, переходами между мирами. Сравните: балт. welli (день мёртвых), в этот день молились Велесу о душах усопших, дабы он проводил их в Правь; veles, welis, welci (души умерших); сканд. valkyrja (валькирия), выбирающая мёртвых, убитых.

Обратившись к мифологии балтийских народов, мы узнаём, что в древности они почитали бога Велса или Виелону, который пасёт души умерших. У литовцев существовал особый праздничный ритуал, посвященный богу Виелоне. Он заключался в том, что для праздничного пира закалывали свинью и приглашали Виелону вместе с мёртвыми принять участие в этом пире.

Собственно, по поводу эпитета Велеса, как «скотьего бога», можно вспомнить и греческого Скотоса — тёмного, навьего бога древних греков.

Σκότος ὁ Скотос, «Мрак» (божество тьмы, от которого Гея родила Эриний) Soph.
σκότος
1. темнота, тьма, мрак Hom., Pind.: ἐν σκότει Xen. во тьме, ночью;
2. смертная тень, смерть;
3. подземный мир, царство тьмы Trag.: σκότου πύλαι Eur. врата подземного царства;
4. глубь, недра: ἐν σκότοισι νηδύος Aesch. в недрах (материнского) чрева.
Хтонического Скотоса легко можно спутать (или отождествить) с другим божеством подземного мира — Плутоном.

Πλούτων (-ωνος) ὁ Плутон (= Ἅιδης), сын Крона и Реи, брат Зевса и Посидона, муж Персефоны, бог подземного царства, иногда смешиваемый с богом богатства Плутосом Soph., Eur., Arph.
Πλοῦτος ὁ Плутос (сын Иасиона и Деметры, бог богатства) HH., Hes., Arph.
Итак, от «скотьего» бога, через бога подземного царства, все равно возвращаемся к божеству богатства. Круг замкнулся.

Божество Vel с неясными функциями было и у этруссков. Возможно, к этому ряду примыкает и кельтское название Волшебной Страны, «острова блаженных» — Аваллон. Ср. также др.-греч. название места пребывания праведников в загробном мире — элизиум, или елисейские поля, которое этимологически связано всё с тем же корнем uel, что, в свою очередь, указывает на параллели со скандинавскими Йоль, Юл (Yule, Joll, Joel).

В.В. Иванов и В.Н. Топоров, указывают, что в более поздние времена, Велес (Волос) отождествляется со Змеем и выступает противником Перуна. Подобное противостояние имеет место в мифах других индоевропейских народов. Например, в ведийском мифе о демоне по имени Вала, скрывающем в пещере (иной вариант — пожирающем) коров, похищенных у бога грома и молнии Индры; в балтийском: о Велнясе (Велинасе, Велнсе), похитителе скота у бога-громовержца Перкунаса.

Любопытно, что на киевском капище среди других идолов не была воздвигнута статуя Волоса. И всё же, во времена Владимира, Волосов кумир стоял в Киеве, но не на горе, а на Подоле. Замечено, что, как правило, капища и идолы Велесу устаивались не на холмах, а в низинах рек и у водоемов.

После принятия христианства, Велес как и другие божества, приобрёл негативные семантические значения. В старорусских и западнославянских текстах Велес отождествляется с дьяволом. У западных славян есть выражение за море к Велесу в значении (к чёрту, на тот свет). Отсюда в чешском языке veles (чёрт).

От имени литовского бога Велса-Виелоны идёт балтийское имя чёрта Велняс (лат. velns). Несмотря на негативную оценку данного «демонического» персонажа, он связан с музыкой, танцами и даже наделён мудростью, а также снабжён атрибутами скотьего бога (рогами и копытами). Налицо все функции древнего божества, хотя и с негативной оценкой.

В чешском фольклоре известно демоническое существо Велес, сходное с северорусским бесом Ёлсом. Костромское диалектное Ёлс означает (бес, чёрт, леший, нечистый). Д.К. Зеленин, которого поддержал и Р. Якобсон, предположил, что слово ёлс является производным от имени Волос.

Интересен еще один аспект связанный с Велесом — астрономический. Некоторые исследователи соотносят с именем Велеса — Волосожары — народное название созвездия Плеяд. Д.О. Святский отмечает, что в Черногории «Плеяды носят подобное же название Влашичи — пастушьи, велесовы звёзды». Волосожары, т.е. жаркие (яркие) звёзды Волоса или (Волоса-ярки), т.е. ярки (овцы) Волоса.

Склонен трактовать название Волосыни таким же образом, «исходя из культа Волоса», через его соотнесённость с Родом и рожаницами, и Б.А. Успенский. Именно этой соотнесённостью он объясняет, «почему в средневековых русских астрологических памятниках семь планет, оказывающих влияние на судьбу людей, называются рожаницами. Это название следует сопоставить с др.-русск. волосыни как названием Плеяд (у Афанасия Никитина и в разговорнике Т.Фенне 1607г.), ср. болг. Власите — Орион, Власците — Орион, Плеяды, и т.п.»

Название «Волосыни» зафиксировано и в, опубликованной польскими учёными, рукописи XVIв. «Русско-немецкий разговорник Томаса Шрове» в форме «woloЯnэ» с пояснением: das Siebengestirn, т.е. семь звёзд. В словаре И.И. Срезневского приводится древнерусский (скорее церковнославянский) эквивалент того названия, бытовавший в XIIв.: Власожельць.

Не будем забывать и о созвездии Волопас, находящимся рядом с Большой Медведицей. А в древности Большая Медведица отождествлялась с Волом, или повозкой, запряженной волами. Вол — это одно из древних имен созвездия (минойский «Вол», «Семь Волов» у римлян, «Бедро быка» у египтян).

Волопас (Βοώτης) является очень древним созвездием, он упоминается уже у Гомера и Гесиода. Волопаса называют землепашцем, погоняющим семь впряженных в плуг быков — семь звезд Большой Медведицы, или охотником, преследующим медведицу. Само его название говорит о близости к полюсу, а название его ярчайшей звезды — Арктур (Αρκτούρος) — означает по-гречески «сторож медведя». Где ἄρκτος — медведь, а οὖρος — «страж, хранитель».

Альтернативное греческое название созвездия Волопаса — Ἀρκτοφύλαξ (Арктофилакс), и такую кальку часто можно было встретить и в русском — «Хранитель Медведиц». Конечно, имеются в виду Большая и Малая Медведицы.

По отношению к Большой Медведице, оба названия, и Медведица, и Вол практически на равных использовались и дальше на протяжении всей истории астрономии, практически до тех пор, пока не были приняты официальные названия созвездий. Из-за этого смешения на латыни появлялись странные химерические формы названий Волопаса, составленные из этих двух подходов к наименованию Большой Медведицы: Portitor Ursae (Возница Медведицы) и, наоборот, Plaustri Custos (Хранитель Повозки), у Лаланда, Custos Bous (Хранитель вола).

Рассматривая Волопаса на роль Велеса, уместно вспомнить, что у славян Велес имел две ипостаси:Draco (264x381, 53Kb) летнюю — Медведь, и зимнюю — Бык. Поэтому и Большая Медведица, сама по себе, прекрасный кандидат на отождествление ее с Велесом.

Ну и напоследок, как же не вспомнить Древнего Змея, свернувшегося у корней Мирового древа, охраняющего молодильные яблоки в Гисперийском саду? Вот как изображены три приполярных созвездия в «Астрономии», издания якобы 1570 года.

Конечно к реальному расположению созвездий относительно друг друга этот рисунок отношения не имеет. Но он дает повод вспомнить, что у Велеса, кроме двух ипостасей (Бык и Медведь), была и третья — Змей, охраняющий ворота в мир Нави.

И этот рисунок — замечательная иллюстрация совмещения всех ипостасей Велеса в одном символе. Медведь (Малая Медведица), Бык (Большая Медведица), и, объемлющий их в одно целое (хотя и физически разделяющий), Змей. А вся композиция в целом более чем наглядно, изображает монаду Инь-Ян.

PS
Кстати, по поводу монады Инь-Ян. В тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах, есть сюжеты связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с бычьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок» [ср. славянские варианты имени Велеса: Белес и Белее]. Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка).


«Восточнославянские боги и их имена» А.А.Ишутин
Дракон | Astromyth

_______________________________
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

vissarion   обратиться по имени Суббота, 24 Января 2015 г. 23:11 (ссылка)
Clip (349x433, 44Kb)Созвездия Дракона и двух Медведиц на миниатюре из Библии Борсо д'Эсте (ок. 1460г.).
_______________________________
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку