…«когда Гектор молит Ахилла не отдавать его «на терзание псам мирмидонским», но вернуть его тело родичам для приобщения огню, Ахилл отвечает ему:
Сам я, когда бы нашли на меня обуянье и сила,
Плоти твоей пожирал бы сырьем отсеченные части…
Под отсечением разумеется, прежде всего, отсечение конечностей (τὰ μὲν ποδήρη καὶ χερῶν ἄκρους κτένας… Aesch. Ag. 1594), потом обезглавление.»
(В. Иванов. Дионис и прадионисийство, VI, 4)
«Стадиях в 12 вверх от Фигалии¹ находятся горячие источники, и недалеко от них в Неду впадает река Лимакс; там, где сливаются их воды, стоит храм Эвриномы,² чтимый с древнейших времен и малодоступный вследствие гористой, суровой местности. Около него густо и много выросло кипарисов. Фигалейский народ убежден, что Эвринома — это эпитет Артемиды; но те из них, которые являются хранителями древних сказаний, говорят, что Эвринома — дочь Океана; о ней и Гомер вспоминает в «Илиаде», что вместе с Фетидой она приняла Гефеста. Каждый год в один и тот же день они открывают двери храма Эвриномы. Все же остальное время у них установлено, чтобы этот храм не стоял открытым. В одно и то же время приносятся ей жертвы как от имени государства, так и от частных лиц. Мне не удалось быть на этом празднике, и я не видал статуи Эвриномы; а от фигалейцев я слыхал, что ее деревянная статуя вся опутана золотыми цепями и что сверху до самых бедер она представляет из себя женщину, а нижняя часть как у рыбы. Для дочери Океана, живущей вместе с Фетидой в пучине моря, это окончание рыбьим хвостом может служить хорошей эмблемой. А если бы она была Артемидой, то нет никакого основания, чтобы ее изображали подобным образом».
(Павсаний VIII, 41, 6)
После увидишь ты остров Тринакрию. Много пасется___________________________________
Там Гелиосовых жирных овец и коров тихоходных,
Семь овечьих прекраснейших стад и столько ж коровьих.
По пятьдесят в каждом стаде голов. Они не плодятся,
Не вымирают. Пасут их прекрасноволосые нимфы.
Имя одной Фаэтуса,¹ другой же Лампетия имя.²
Их Гелиос Гиперион с божественной прижил Неэрой.
Выкормив их и родивши, почтенная мать их послала
Жить на Тринакрию остров, в большом от нее отдаленьи,
Чтоб стерегли там отцовских овец и коров тихоходных.
(Гомер. Одиссея XII, 127-136)
Ползали шкуры, мычало на вертелах, словно живое,
Мясо — и то, что сырым еще было, и что уж поспело.
(Гомер. Одиссея XII, 395)
«Древнейшее в Европе письменное упоминание арфы (лат. harpa) традиционно возводят к Венанцию Фортунату (VI в. н.э.):
Римлянин воздаст тебе хвалы на лире, варвар — на арфе,
Грек воспоёт тебя на Ахилловом инструменте, британец — на роте.
Romanusque lyra plaudat tibi, barbarus harpa,
Graecus achilliaca, chrotta Britanna canat.
К. Закс и другие исследователи полагают, что под «ахилловым инструментом» подразумевается ранняя (упомянутая ещё Гомером) разновидность лиры — хелиса.»
Лилась моя песня под сводом пещеры,
Вторила ей «черепаха», искусная в сладких напевах.
χέλυς (-ῠος) ἡ
1) черепаха HH.
2) лира (первонач. изготовлявшаяся из щита черепахи) HH., Aesch. (χ. ἑπτάτονος Eur. — семиструнная лира)
ἅρπα ἡ арфа (αἰολική ἄρπα — эолова арфа);
ἅρπη ἡ
1) предполож. сокол Hom., Arst.
2) серп Hes., Soph., Eur., Plut.
3) кривой меч Luc.
«Иконографическая особенность этрусского происхождения для образа Афины — крылья за ее спиной. Она готова, взмахнув крылами, покинуть поле жестокой брани».
(Кирилл Гаврилин. «Искусство раннего Рима и Южной Этрурии эпохи расцвета (VI-V вв. до н. э.) по материалам коропластики»)
Страницы: [1] 2 3 .... 10 | Следующие 30» |