-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в vasolina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 7024


Без заголовка

Суббота, 19 Ноября 2011 г. 20:34 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Пусть веера лёгкий ажур...

Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.

(Г.ДЕРЖАВИН Веер )

Веер складной с футляром, украшенный росписью с картины Ж.-Б. Грёза "Деревенская невеста"
Фирма Дювельруа. Франция. 1830-1840-е гг.
Дерево, бумага; лак, гуашь, золочение.

На древнеримском его именовали – «флабеллиум», греки называли этот предмет «рапидион», а в Европе начала 16 века существовал простой и понятный термин - «опахало». XVI веке в Европу из Японии и Китая приходит очень модный аксессуар - складной веер, полукруглой формы. XVII век – расцвет складного веера в Европе. Наряду со складывающимися веерами из пергамента, использовались разноцветные веера из перьев павлина или страуса. Веер носили подвешенным к поясу при помощи золотой цепочки. Но настоящий бум был впереди. В XVII веке появились веера из кружева, украшенные зеркальцем или драгоценными камнями; веера в стиле «бризе», сработанные из тонких, изящно обработанных пластинок слоновой кости, поддерживаемых вверху с помощью натянутой ленты, а внизу перстнем.

Украшения становились все более фантастическими, на веерах писали настоящие художественные миниатюры. Все больше использовались драгоценные камни, золото, серебро, эбеновое дерево, перламутр, панцирь черепахи. В 1673 году Людовик XIV учредил корпорацию мастеров по изготовлению вееров, творения которых шли нарасхват у парижских кокеток. Эти салонные дамы, по словам Мольера, были просто «смешными фантазерками», скрывавшими тщательно расписанные лица за «ширмами целомудрия».

Веер складной с изображением галантной сцены. Оборот: изображение юноши и девушки, держащих гирлянду цветов, на фоне пейзажа
Франция. Между 1730 - 1740 гг.
Перламутр, пергамент, золото, серебро, бриллианты, рубины; резьба, гравировка.

А для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота. В России же складные веера стали появляться в XVII веке, лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. И только в XVIII веке веер в России становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе.

В каждой стране веер имел свое название и занимал определенное место в светской жизни. Веер является своеобразным «зеркалом истории», иногда переходя в прямые ее участники. Например, в честь рождения дофина Луи Жозефа – первого сына Людовика XVI и Марии Антуанетты в 1783 году были устроены торжества, к которым сделали много набивных вееров.

Веер не только способен запечатлеть историческую жизнь своего времени, но и мистическим образом влиять на судьбы людей: в мемуарах графа Федора Головкина рассказывается, как он сделал в 1769 году веер, послал его Екатерине II, а через три дня она умерла. Веер мог быть участником дипломатического конфликта: «Известно, что 30 апреля 1827 года раздраженный бей ударил веером французского посланника Деваля и не хотел извиниться – в результате получилось завоевание французами Алжира».

Веер складной с портретами Александра III и его детей
Художник И.Н. Крамской. Россия. 1886
Дерево, золото; чеканка, резьба, роспись маслом (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)

Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.

Веер складной с изображением эпизода Чесменского сражения
Перламутр, пергамент, стразы; гуашь, резьба, серебрение

 Соучастник женского кокетства, он превратился в тайное оружие соблазна, за его легким крылом скрывались томные взгляды. Веер стал средством общения. Он давал возможность говорить о многом более красноречиво и с меньшим риском.

Веер складной с изображением анютиных глазок
Художник Анри Альберти.
Франция. 1890-е гг.
Газ, перламутр, серебро, металл; гуашь, резьба.

Тогдашнее высшее общество, живущее лихорадочной светской жизнью, испытывало постоянную потребность в ухаживании, комплиментах, в рассказах о любовных приключениях. Это было известно Гольдони, который в своих комедиях использовал возможности игры двусмысленностей посредством этого нового любовного инструмента.

В XVIII веке, веке свободных нравов, также были созданы новые веера: с пикантными рисунками, запрещенными для детей; со стратегическими дырочками, которые позволяли незаметно наблюдать за людьми; со сложными механизмами, посредством которых дама могла выразить свое согласие, назначить час встречи, и эти действия не были понятны другим. Для серьезных людей были серьезные веера, расписанные знаменитыми художниками, о которых коллекционеры спорят до сих пор.

Веер-маска складной
Франция. 1770-е гг.
Слоновая кость, перламутр, медь, пергамент; резьба, инкрустация золоченой и серебряной фольгой, роспись гуашью.

Над росписью экранов вееров трудились такие мастера, как Ф. Буше, А. Ватто, Н. Ланкре, над изготовлением остова — известные ювелиры. Веер превратился в неотъемлемый атрибут жизни высшего света. С его помощью дамы выражали или, наоборот, скрывали свои чувства. Во Франции говорили: «Веер в руках красавицы — скипетр на владение миром». Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания.

Веер складной с карикатурным изображением костюмированного бала
Художник И.А. Всеволожский. Россия. 1882
Дерево, шелковый репс, перламутр, шнур серебристого шелка; гуашь.  (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III)

Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах XVIII века изображения дам с веером встречаются не часто, а если они и есть, веер, как правило, «молчит» (он закрыт). Это вполне объяснимо: портрет предназначался для потомков, и подробностей интимного характера в нем отражать не предполагалось.

Хотя, хотя... есть, например, известная многим картина Огюста Ренуара "Девушка с веером". Там веер раскрыт и можно попытаться даже понять, что он говорит от имени своей дамы...

Часто к вееру прилагалась инструкция для пользователей, которую, вероятно, старательно изучали красавицы того времени. Веер был настолько распространенным предметом, что дама чувствовала себя без веера столь же неловко, как кавалер без шпаги.

- "Чтобы выразить "да", следует приложить веер левой рукой к правой щеке.
- "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
- "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение в сторону.
- "Мои мысли всегда с вами" - на треть открыть веер и легко провести им по лбу.  и т.д.

Подробнее можно прочесть вот здесь: Язык веера




Окунева Ольга. веер

В России возникают небольшие веерные мастерские как самостоятельные, так и при магазинах и типографиях. В основном их владельцами были легализованные иностранцы.
В 1750 году в Москве Владимир Русинов со товарищи создают крупную фабрику по производству вееров. Она была зарегистрирована в Коммерц-коллегии, куда владелец регулярно отсылал подробные отчёты о деятельности, — «Ведомость постоянной веерной фабрики владетелей Володимера Русинова со товарищи, которая имеетца за Месницкими воротами в земляном городе в приходе церкви Николая Чудотворца Дербинского в собственном нашем доме, а имянно о пяти покоях». Каждый из этих «покоев» представлял определённое производственное подразделение.
В 1752 году на фабрике работало «мужеска и женска пола до 10 человек, которые вееры складывают, кости чистят, цветят листву». В отчётах перечисляются станки, материалы и инструменты для производства вееров. Среди них печатный станок, на котором печатали «по листве» (экранам) с медной доски, краски для росписи и разные инструменты для распилки кости. Всё имущество оценивалось в 1700 рублей.
В 1751 году на фабрике было произведено более 85 дюжин разных вееров на сумму 255 рублей 80 копеек. За полугодие 1752 года «зделано вееров разных номеров до 38 дюжин и разных цен до 33 рублей 44 копеек». Шесть разновидностей вееров были оценены и проданы по 6, 9,15, 18, 20 и 68 копеек за каждый.
Представляет интерес состав работающих на фабрике людей: «мастеровых работных 6 чел.»; «печатает листы 1 вольный по паспорту, сплачивает и насаживает на кости и золотит»; «5 крепостных женского пола распиливают, обделывают и режут кость»; «5 человек вольные по паспортам, в том числе один живописный взят из губернской канцелярии из подушного оклада, обучен мною резному мастерству»; «живописцев 4 человека вольные по паспортам».
Скупой перечень видов работ, выполнявшихся работающими на фабриках мастерами, помогает установить многообразие операций, осуществляемых при производстве вееров. На веерные станки идут дерево, кость, перламутр, на экраны бумага с печатными и рисованными сюжетами, для украшения пластин и экранов — фольга, золото и поталь.
В числе изготовляемых в этот период вееров упоминаются следующие разновидности: «печатные», «турецкого мастерства», «живописные», «теневые», «круглые французские цветные» и «большие теневые на деревянных костях».

Веер складной с Датским и Московским гербами
Дания. 1867
Кожа, серебро; чеканка, гравировка, разноцветная эмаль, инкрустация.  (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III).

В России одни из самых богатых собраний вееров хранятся в Эрмитаже и руках частных коллекционеров, которые редко придают огласке свое бесценное сокровище. Коллекция в Эрмитаже ранее находилась в Аничковом Дворце и принадлежала супруге Александра III, императрице Марии Федоровне. На одном из парижских аукционов эрмитажный комиссионер приобрел веер, изготовленный Фердинандом де Мейсом - художником французского происхождения, работавшим при русском дворе. Когда-то этот веер подарили императору Павлу I в честь его коронации. На лицевой стороне изображен Павел I, а на обратной начертана Ода России. В музее хранится веер, посвященный победе русского флота над турками 1770 года. После Октябрьской революции, во время национализации частных коллекций русских дворян, в Эрмитаж попали веера из собраний графов Шуваловых (1925), герцогини Е.Г. Альтенбургской (1924), семьи Мусиных-Пушкиных (1924), А.К. Разумовского (1919) и частных резиденций русских императоров. В 1925 году из коллекции музея барона А.Л. Штиглица поступили французские веера конца XIX века, купленные его агентами в Париже. Собрание вееров Эрмитажа регулярно пополняется за счет частных коллекций.

Немножко о коллекции Эрмитажа можно прочесть здесь: ПАМЯТНЫЕ ВЕЕРА ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ 

Веер складной с пластинами в виде цветов и листьев ландыша
Австрия. Конец 1860-х гг.
Дерево, перламутр, шелковые нити; гуашь, резьба. (принадлежал императрице Марии Федоровне, жене Александра III).

Постепенно веер утратил то значение, какое он имел в XVIII столетии. Для его изготовления вместо черепахи и кости начали применять новый в то время материал - целлюлозу, что удешевило стоимость изделия. Теперь веер не имел ни художественной, ни ювелирной ценности. При нужде в деньгах его нельзя было заложить в банк. Зато стало модным заказывать веера к определенному костюму, к какой-либо дате или событию, выполнять на верхней пластинке остова инициалы, вензеля и даже гербы.

Веера стиля модерн (конец XIX - начало ХХ века) отличались необычайной фантазией, вкусом, изяществом. Делали их из страусовых перьев, с перламутровым или черепаховым остовом.

Веер складной в форме раковины
Фирма Duvelleroy, Франция. 1900-е гг.
Рог, газ, перламутр; гуашь, вышивка пальетками и шелковой лентой, гравировка. (принадлежал одной из дочерей Николая II).

В настоящее время модельеры постепенно пытаются ввести этот дамский аксессуар опять в моду. Может быть и получится, но, но... времена не те, любовь не та, язык не тот...


Пусть веера лёгкий ажур
Смущенный румянец мой скроет
И тенью загадки укроет...
"Vous êtes bien gentil, comme toujours..." *

И с нами Парижский гламур,
Осеннего неба над Сеной...
Вы мир назовёте вселенной...
"Vous êtes bien gentil, comme toujours..."

Лишь мыслей невнятный сумбур
И голос Ваш—лета моменты...
Цветы и Париж... комплименты...
"Vous êtes bien gentil, comme toujours...

И солнца хмельной абажур
Таит в себе чувства... молчанье...
И взгляд говорит на прощанье:
"Vous êtes bien gentil, comme toujours..."
(Наталья Гребенко)
Рубрики:  Дамские штучки, аксессуары...

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку