Дело за малым |
За малым входом Святейший Патриарх возвел в сан протодиакона с возложением камилавки за активное миссионерское служение и работу с молодежью диакона Андрея Кураева.
|
Важнейший вопрос нашего времени |
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
...
Запретить продавать церковную атрибутику в погребальных конторах мы не в силах. Нет такого закона и нет таких предписаний, но неужели у руководителей этих предприятий не существует понятие совести и полностью отсутствует страх Божий? Неужели Вы, господа похоронщики, решили, что будете жить вечно и никогда не предстанете пред Богом? Ведь рано или поздно Ваши родственники придут в храм Божий с просьбой отпеть и Ваш прах.И мы приедем, и отпоем, и молиться будем искренне, что бы Господь отпустил грехи Ваши. Вот только вопрос: хватит ли наших молитв, что бы смилостивился Господь над теми, кто ежедневно творит святотатственное кощунство.
Для людей же верующих, православных, хочется сказать. Церковные принадлежности необходимые для погребения приобретаются только в церковных лавках, где и заказываются отпевания, заупокойные литургии и панихиды.
|
О "закручивании гаек" |
Его Святейшество подчеркнул: «Нам иногда кажется, что достаточно усилить дисциплину, “закрутить гайки”, подольше находиться в храме во время богослужения — и все встанет на свои места. Это не так. Можно и в храме часами стоять, а думать о своем. Можно выполнять предписания дисциплины, а жить собственной внутренней жизнью. И когда перед человеком открывается свобода выбора, он начинает жить по законам того внутреннего мира, который он создал».
|
|
Собралась группа паломников в монастырь. На пенсионные копейки наняли микроавтобус и с молитвой тронулись в путь. Только вот в святой обители отказали странничкам в исповеди и Причастии,ибо приехали без архиерейского благословения, т.е.не через епархиальную паломническую службу. В сей структуре поездка обошлась бы им на порядок дороже. А тут епархиальному управлению никакого гешефта. Вот так.
|
Слово о смирении |
|
Миссия не терпит демократизма |
Довольно эмоциональным получилось выступление иерея Максима Первозванского, гл. редактора православного молодежного журнала «Наследник», духовника православного молодежного объединения «Молодая Русь». Сказал, что миссионерство неизбежно выходит за рамки Церкви, а это обуславливает необходимость поиска новых форм проповеди. Докладчик привёл примеры ошибок современных миссионеров и указал на невозможность перехода к проповеди на светском языке. «Я не ищу заговора в Церкви..., но происходит подмена ценностей», - сказал о. Максим. Одну из главных проблем Церкви видит в отсутствии единого подхода у миссионеров. В ходе выступления отметил необходимость придерживаться основных принципов в деле проповеди и недопустимости демократического подхода, так как «если нет преемства, то это революция... не надо ломать стереотипы, ими надо пользоваться».
|
4 апреля |
Седмица 5-я Великого Поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Глас 8-й. | Пища с растительным маслом. |
Сщмч. Василия
, пресвитера Анкирского (363).
Мц. Дросиды, дщери царя Траяна, и с нею дев Аглаиды, Аполлинарии, Дарии, Мамфусы, Таисии (ок. 104-117). Прп. Исаакия
Далматского (IV).
Евр., 322 зач., IX, 24-28. Мк., 35 зач., VIII, 27-31.
Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.
На утрене поется акафист Пресвятой Богородице.
Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.
Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.
Текст службы в субботу 5-й седмицы. Песнопения Триоди Постной
Утреня
Начинается с двупсалмия (псалмы 19, 20
).
После шестопсалмия и мирной ектении поется Бог Господь медленно, особым распевом, и тропарь праздника Повеленное тайно
Стихословится 16-я кафизма (псалмы 109-117).
После малой ектении протяжно и со сладкопением поется кондак Акафиста Взбранной Воеводе и читается 1-я часть Акафиста.
Стихословится 17-я кафизма (118 псалом).
Малая ектения.
Читается 2-я часть Акафиста.
После 3-й песни канона и малой ектении читается 3-я часть Акафиста.
После 6-й песни канона и малой ектении читается 4-я часть Акафиста.
Поется великое славословие.
Утреня заканчивается по праздничному чину.
Часы
На всех часах - тропарь и кондак праздника.
Совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Тропари по входе - тропарь праздника, Слава и ныне - кондак праздника.
Прокимен Богородицы - песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Причастен: Чашу спасения прииму и имя Господне призову.
(Ев. 9, 24-28; Мк. 8, 27-31
). Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: "Ты - Христос". Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: "Ты - Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный". Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: "кто меня разлучит от любви Христовой"! - и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.
|
Памятник архангелу Михаилу (чугун, бетон) |
|
3 апреля |
Пятница 5-ой седмицы Великого поста. Глас 8-й. | Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). |
Прп. Иакова
еп., исп (VIII-IX). Прп. Серафима
Вырицкого (1949).
Сщмч. Владимира пресвитера.
Свт. Кирилла, еп. Катанского (I-II). Свт. Фомы
, патриарха Константинопольского (610).
На утрене субботы (обычно в пятницу вечером) поется акафист Пресвятой Богородице.
Общее понятие о великопостном богослужении.
О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.
Текст службы в пятницу 5-й седмицы. Песнопения Триоди Постной.
Текст службы в субботу 5-й седмицы. Песнопения Триоди Постной.
Вечером совершается особая служба с чтением Акафиста Божией Матери (Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы).
|
Дикий неолитический ужасЪ ужасЪ |
О дурной стороне моды на «простоту» говорит такая статистика: Творения святителя Иоанна Златоуста стали выходить в 1991 году, завершилось их издание в 2004-м. Тираж первого тома — 75 тысяч. Тираж последнего, 12-го, тома — 3 тысячи. Падение тиража — в двадцать пять раз! Параллельных изданий творений Златоуста, вошедших в его последние тома, за эти годы не было. Вывод вполне ясный: за 15 лет половодье дешевых брошюрок о «знамениях последних времен», о «пророчествах блаженных стариц» и о том, «как вести себя на кладбище», перебило вкус у церковного народа. Величайший из отцов, говорящий великолепным языком, сочетающий постоянную обращенность к нравственным коллизиям жизни обычного человека с высочайшим богословием, оказался не по зубам, и в итоге — вытеснен с церковного «книжного рынка».
|
2 апреля |
Четверг 5-ой седмицы Великого поста, Стояние Св. Марии Египетской. Глас 8-й. | Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). |
Прпп. Иоанна
, Сергия
, Патрикия
и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796).
Сщмч. Василия диакона (1938).
Мц. Фотины (Светланы) самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора
, нареченного Фотином, и Иосии
; мцц. Анатолии
, Фото
, Фотиды
, Параскевы
, Кириакии
, Домнины
и мч. Севастиана
(ок. 66). Мцц. Александры
, Клавдии
, Евфрасии
, Матроны
, Иулиании
, Евфимии
и Феодосии
(310). Свт. Никиты
, исп., архиеп. Аполлониадского (IX). Прп. Евфросина
Синозерского, Новгородского (1612).
На утрене четверга (обычно в среду вечером) читается Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской
В четверг 5-й седмицы на утрени (в среду вечером) прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается Житие преподобной Марии Египетской (память ее 1 апреля по старому стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия. Мария Египетская из бездны порока взошла путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что уподобилась бесплотным Ангелам.
Житие преп. Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Андрей Критский, посланный Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор (692 г.), представил это Житие вместе со своим каноном. Чтение канона св. Андрея и Жития Марии Египетской в четверг 5-й седмицы совершается Церковью со времени VI Вселенского Собора.
В среду 5-й седмицы на вечерне (относящейся к четвергу), кроме обычных стихир на Господи воззвах, читаются еще 24 покаянные стихиры (творение св. Андрея Критского), имеющие одно окончание: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя, которое поется хором.
В четверг по случаю чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и бывает звон в «красныя», т. е. не великопостный.
"Падению предшествует надменность" (злопомышление) (Прит. 16, 18). Стало быть не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их, или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.
|
Гоголь vs. Белинский |
Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они — созданье нашей восточной Церкви, а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству, возвысившему нашу Церковь...
Пастырей, мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние?.. Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. Нужно для этого изучить историю Церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных бог весть кем...
Что для крестьян выгоднее: правление одного помещика... или быть под управлением многих чиновников, менее образованных, корыстолюбивых и заботящихся о том только, чтобы нажиться? Много есть таких предметов, о которых следует каждому из нас подумать заблаговременно, прежде нежели с пылкостью невоздержного рыцаря и юноши толковать об освобождении, чтобы это освобожденье не было хуже рабства
|
С 1 апреля |
|
Любите и размножайтесь |
А если читать Библию на языке оригинала, то выяснится, что самая первая заповедь, данная человеку до грехопадения, еще в раю звучит вовсе не «плодитесь и размножайтесь» (всегда удивляло эта тавтология, но думал, это художественный прием такой, параллелизм), а… короче, первое слово обозначает процесс, а второе результат, как сообщил один из корреспондентов о.Сергия в комментах. Так вот, при нормальном, а не выморочном отношении к «процессу», при понимании его как божественного дара, как благословения, а не как терпимого лишь из чисто утилитарных соображений (продолжение рода) «греха» половина, как минимум, всех этих проблем отпадет сама собой. Да они и порождаются, как мы видим, чтением специфических методичек по подготовке к исповеди, где – низзя и всё тут. А почему низзя составители и сами не ответят, скажут, такая, мол, у нас благочестивая традиция. Но это не ответ.
|
1 апреля |
Среда 5-ой седмицы Великого поста. Глас 8-й. | Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). |
Мчч. Хрисанфа
и Дарии
и с ними мчч. Клавдия
трибуна, Иларии
, жены его, Иасона
и Мавра
, сынов их, Диодора
пресвитера и Мариана
диакона (283).
Прав. Софии
, кн. Слуцкой (1612).
Исп. Иоанна (1932). Прмц. Матроны (1938).
Мч. Панхария (ок. 302). Прп.Вассы
Псково-Печерской (ок. 1473). Прп. Иннокентия
Комельского, Вологодского (1511-1522).
Иконы Божией Матери, именуемой "Умиление", Смоленской (1103).
На утрене четверга (обычно в среду вечером) читается Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской
Общее понятие о великопостном богослужении.
О поклонах во дни Святой Четыредесятницы.
Текст службы в среду 5-й седмицы. Песнопения Триоди Постной.
Текст службы в четверг 5-й седмицы. Песнопения Триоди Постной.
Книга пророка Софонии (III, 14—19
Книга пророка Захарии (IX, 9—15)
"Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу" (Прит. 15, 24). Всем известно, что есть ад и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук "авось", но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, "авось" обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как уклонившись от ада, спастись.
|
Хохлам дороже |
В деле снабжения церковной утварью, свечами, облачениями, книгами и прочим товаром церковно-приходского свойства соседи были в полном превосходстве, поэтому местные настоятели потихоньку подкармливались у соседей, за что периодически получали нагоняи от собственного архиерея… Впрочем, недовольство родного Владыки всегда покрывалось его любовью к им же рукоположенным чадам, а соседний архиерей, видя наплыв из-за кордона, тут же издал негласный указ: «Хохлам на 20% дороже», чем несказанно улучшил благосостояние собственной епархии.
|
Руководителю информационного отдела запрещено информировать |
Руководителю информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи иеромонаху Димитрию (Першину) вынесено публичное предупреждение от священноначалия за комментарии в СМИ на тему супружеских отношений в пост.
"Во избежание недоразумений Вам благословляется в дальнейшем воздерживаться от публичных выступлений в прессе, либо осуществлять таковые только по моему непосредственному благословению при условии согласования со мной текстов выступлений", - говорится в открытом письме отцу Димитрию от председателя Отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра, текст которого получен сегодня порталом "Интерфакс-Религия".
Архиепископ Александр считает, что заявление иеромонаха Димитрия по поводу отсутствия в церковном праве канонов, запрещающих супружеские отношения в период поста, было выдержано "в резком безапелляционном духе, выглядело тенденциозным и односторонним". Архиепископ при этом напоминает иеромонаху "о существующей православной традиции супружеского воздержания на период постов, которая хотя и не получила отражения в древних церковных канонах, но имеет своим основанием мнение многих авторитетных церковных писателей и духовников".
"С особой ответственностью мы должны относиться к нашим публичным выступлениям для того, чтобы не дать повода тем, кто ищет повода уязвить Церковь. К сожалению, практика показала, что Вы еще не обладаете достаточной зрелостью, чтобы делать грамотные публичные выступления в СМИ", - заключает архиепископ Александр.
Он также напоминает отцу Димитрию о его "первейшем и неукоснительном долге монаха - пребывать в непрестанной молитве, особенно в благословенный период Великого Поста"".
"Предлагаю Вам позаботиться о более тщательном исполнении этого главнейшего монашеского обета, чтобы не доводить дело до необходимости деятельно позаботиться об этом церковному священноначалию", - говорится в письме.
|