Как-то наткнулась в интернете на статью о "золушках Самоа".Информации в статье было немного, фото всего 3 штуки, захотелось узнать больше, но как оказалось, информации то больше и нет, равно как и фото, с трудом после долгих поисковых мучений наскребла ещё несколько фото и попутно зацепилась за упоминания о третьем поле у других народов.Тема то неоднозначная и весьма интересная.Вылилось всё это в несколько постов, завершающим и суммирующим все предыдущие является данный!
В ближайшем будущем у людей будет три, четыре, а то и бесконечное
множество полов. Об этом любят писать фантасты. Но не нужно быть Станиславом
Лемом, чтобы признать очевидные вещи. Давно известно, что биологический пол
(то, кем мы рождаемся) и социальный пол (то, кем мы себя ощущаем) могут не
совпадать. До последних лет считалось неприличным обсуждать эти несовпадения.
Но с каждым годом разрыв между полом и гендером (социальным полом) все шире. И
уже лет через 50 в паспортах самых передовых стран может появиться новая графа:
мужчина, женщина или что–то третье.
Гендерная роль –форма поведения, которую данное общество считает приемлемым и нормальным для
мужчин и женщин. Иными словами, на гендерные роли влияют моральные ценности,
социальные установки и представления. Гендерные роли формируются религией,
культурой и экономикой. Эти институты напрямую влияют на формирование
социальных установок и стереотипов (Г. Оппорт).
Современное общество, мы по праву
можем назвать хаотическим, т.к. социальные роли и мужчин и женщин существенно
изменились, хотя традиционные роли все также висят "дамокловым мечом"
над каждым из нас. Женщины увеличивают долю своего
нахождения в политике, бизнесе и даже силовых структурах. Количество социальных
ролей выполняемых женщиной за ХХ век увеличилось неоднократно. Мужчины далеко
не всегда расширяют свои социальные роли, но перемены коснулись и их. Например,
у мужчин существенно расширяется эмоциональное, личностное пространство,
которое влечет за собой смягчение идентификационных критериев "настоящего
мужчины". "Плачущие мужчины", "мужчины зарабатывающие
меньше женщин", "мужчины ухаживающие за детьми" сегодня не
вызывают удивления. Однако не правильно считать, что кардинальное
изменение гендерных ролей полностью продиктовано современным обществом.
Человек невежественный при словах "третий пол" представляет гей–парад в
европейской столице. Однако пол — не ориентация, а третий пол не есть
изобретение или открытие западной цивилизации.
Представления о третьем поле существовали достаточно давно. Например, индейцы Северной Америки
называют их “бардаши” или "бердаче", или "люди с двумя
душами". До того как диких и темных индейцев вырезали цивилизованные белые
люди, "бердаче" были в каждом племени, возможно, их численность
составляла 5–6%. Это были не мужчины и не женщины, а что–то третье. Эти люди
особенно одевались, говорили и пользовались особым уважением. Обычно они
становились врачами, предсказателями, няньками. А в племени навахо —
гончарами: ни мужчин, ни женщин не допускали к работе с глиной, только человек
с двумя душами может сделать хороший горшок.
Миф хотчаков (виннебаго) о происхождении бердашей
В Индии, Бангладеш и Пакистане – это хиджра
Хиджры - третий пол
в Тайланде – катои
Катои Таиланда
в Индонезии – вариа и биссу(waria и bissu),
в Полинезии и Самоа – маху и фа’афафинес (mahu иfa’afafines)
Золушки Самоа
в Филиппинах – асоги
(asog).
В России в конце
XIX века на Чукотке жили люди, которых называли yirka–laul, то есть
"мягкий мужчина". Они считались шаманами, причем самыми сильными. В
ХХ веке мягкие чукотские мужики либо спились, либо были респрессированы, как
большинство шаманов.
По данным антропологов, транссексуальные группы в традиционных обществах
присущи анимистическим культурам(АНИМИ́ЗМ, -а, м. Религиозное представление о
независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в
первобытных религиях - также у каждой вещи) и о возможности свободного общения
человека со своим духом, душой.). В Иудейско-христианском мире не было ничего
подобного. Сам принцип строгого разделения на мужчин и женщин не предполагал
наличия третьего пола и гендерная роль человека была более жесткой и
предопределялась биологическим полом. Дихотомия мужчина-женщина не могла быть
нарушена в истории Сотворения мира. Принятие третьего пола как неотъемлемой
части общества, признания его было просто нонсенсом, т.к. противоречило
основным канонам иудейской и христианской религии и они предавались анафеме.
Индуизм и буддизм не воспринимал людей третьего пола как угрозу, т.к. они
не мешали основным постулатам данных учений, а анимистическая мифология влилась
в легенды и мифы данных религий. Не противопоставление, а слияние религиозных
учений позволило им более естественно и плавно распространиться на большой
территории. Поэтому, уже в наши дни, лиц третьего пола наибольшее количество в
странах южной и юго-восточной Азии. Например, катои
Тайланда (и прочих стран) описываются еще в буддизме, по одной версии – это перерождение в другом теле за грехи, по другой – реинкарнация для испытания другим полом.
Анализируя географию распространения коренных
народов третьего пола как в прошлом так и в настоящем времени, можно сделать
вывод о том, что максимальная концентрация распространения приходиться на
страны исповедующие буддизм и индуизм (Таиланд, Индонезия, Индия, Бангладеш,
Филиппины), меньшая концентрация приходиться на страны, с коренными народами в
прошлом исповедовавшие идолизм и шаманизм (Северная Америка, Восточная Сибирь,
Палионезия, Самоа) и претерпевшие с течением времени установление христианства.
Особо интересен тот факт, что в последнем распространение христианства, в силу
своих парадигм, с одной стороны не позволило третьему полу развиться и
приобрести массовый характер, с другой стороны не уничтожило его в корне и
позволило кланово дойти до наших дней.
Если рассматривать "третий пол" с точки зрения первоначальной
идентификации того или иного народа, то мы можем увидеть разные социальные
роли. Хиджры в Индии имеют культовый статус: бездетные женщины просят у них
благословения, хиджры приходят (часто без приглашения) на свадьбы, празднования
по случаю рождения мальчика, принимают участие в переездах. Они поют и танцуют,
требуя за это "бадхаи" – своеобразное вознаграждение за
благословение. В противном случае они угрожают наложить проклятие. Многие
хиджры часто зарабатывают на жизнь проституцией, попрошайничеством или
мошенничеством.
Катои в Тайланде, хиджры в Индии, маху в Полинезии, фа’афафины
в Самоа проводят публичные театральные выступления, танцуют, развлекают горожан
и гостей городов. Во время религиозных праздников в индуизме в Индии и буддизме
в Сиаме люди "третьего пола" проводят ритуалы и развлечения с
согласия монахов и служителей дацанов и храмов. Североамериканские бердаче и не’учика (ne’uchica) в Восточной Сибири занимаются в большей
степени врачеванием души, общаются с духами. В некоторых племенах их функции
совпадают с деятельностью шамана, но в большинстве случаев, они все же не
являются шаманами.
Используя визуальный
метод исследования и материалы интернет ресурса , представителей "третьего
пола" можно условно разделить на 2 категории:
1) с неполным перерождением;
1.
бердаче
2) с полным перерождением.
2.
катои
К первой категории, можно отнести народы,
перевоплощающиеся в женщин, с помощью одежды, макияжа, не значительных
пластических операций, имеющие четко выделяющиеся мужские черты.Ко второй
категории можно отнести народы, старающиеся максимально приблизиться к женской
внешности, путем пластической хирургии, стараясь полностью искоренив мужские
черты Существующие внешние отличия этих категорий исходят из социальных ролей,
определяемых в данном обществе. Так, к первой категории относятся "шаманы",
знахари, врачеватели душ, зарабатывающие своим внутренним даром, ко второй
категории относятся публичные танцоры, проститутки, которые зарабатывают
деньги, продавая свою внешность. Таким образом, трансформация гендерных
и социальных ролей сложный процесс, сопровождающийся изменением основных типов
поведения, под влиянием религии, экономики, культуры, определяющих массовое
сознание и восприятие действительности. Подтверждение этому, существование "третьего
пола" как результат существования многовековой культуры и религии, и
"проявление" женских качеств у мужчин и мужских качеств у женщин –
это результат современного равноправия, свободы и экономической потребности общества.
(использованы статьи интернета и работа Балеевой
К. И."Третий
пол" как показатель Трансформации гендерных ролей в современном обществе")
если тема интересна можно заглянуть сюда
http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=92&t=44985&start=20