Энрико Карузо - занимательные истории. Часть 4

40. ШУТКА ШАЛЯПИНА
Шаляпин отдыхал в Монте-Карло. При нем был его личный секретарь Исай Дворищин. Прогуливаясь вместе с ним по улицам Монте-Карло, Шаляпин случайно встретил Карузо, который тоже здесь отдыхал. Страшно обрадовавшись встрече, Федор Иванович представляет Ивана Дворищина как нового уникального тенора и умоляет Энрико прослушать его. Карузо нехотя соглашается и назначает день прослушивания.
В назначенный день Шаляпин с секретарем приходят к Карузо. Исай Дворищин (а он когда-то пел тенором в хоре), начинает петь арию герцога из "Риголетто". Шаляпин "заворожено" слушает. На лице Карузо появляется некоторое недоумение. Исай все поет, отчаянно прижимая руки к сердцу. Карузо, круглыми от удивления глазами, уже смотрит только на Шаляпина, а тот все также "заворожено" слушает. Наконец Исай забрался на верхнюю ноту и пустил отчаянного "петуха". Карузо даже подпрыгнул в кресле и замахал руками:
- Хватит, хватит! - закричал он. Шаляпин, тоже не выдержав, расхохотался и бросился обнимать Энрико, прося прощения за жестокую для ушей Карузо шутку.
41. МЕНЕДЖЕР АДУА
Адую, жену выдающегося тенора Лучано Паваротти, не удовлетворяло роль просто жены певца и она затеяла собственное дело, организовала менеджерскую компанию "Путь на сцену". Эта компания достаточно успешно занимается представлением и организацией работы не только певцов, но также дирижеров и продюсеров. Адуа говорила, что в работе ей очень помогает ее фамилия, на что Паваротти отмечал, что Адуя к себе несправедлива, если бы она не умела отлично делать свое дело, то ей не помогло бы даже если она была госпожой самого Энрико Каризо.
42. КОНЦЕРТ ДЛЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
В 1919 году в Нью-Йорке к Карузо на виллу явилась группа итальянских эмигрантов, проживающих в Нью-Йорке, с просьбой спеть им. Они должны были уехать в Италию и им хотелось до отъезда послушать своего Карузо.
- Чего же вы хотите? - обратился Карузо к ним на неаполитанском диалекте.
- Мы собрали немного денег. Перед отъездом в Италию, мы хотели бы услышать вас. Война кончилась, но море таит много опасностей, доберемся ли мы до Италии, увидим ли свои семьи. Но у нас командоре, всего лишь двести тысяч лир, которые мы можем вам предложить.
- Да вы с ума сошли! - воскликнул Карузо. На следующий день большая группа отъезжающих итальянских эмигрантов заполнила сад перед домом Карузо. К их приходу приготовили две огромные бутыли вина и пирожки по-итальянски. Затем Энрико запел под аккомпанемент нескольких музыкантов, пришедших по его просьбе. Неаполитанские песни исполненные Карузо, взволновали восторженных слушателей. К концу вечера кто-то попросил:
Санта Лючия лунтана! (песня итальянских эмигрантов). Карузо кивает в знак согласия. После исполнения, Энрико замолк и потом, дав волю чувствам, разразился в рыданиях.
43. РОБИНЗОН КАРУЗО
Однажды у Карузо сломалась машина, и, пока ее чинили, он был вынужден остановиться у одного фермера. Когда певец назвал себя, фермер вскочил, пожал руку Карузо и взволнованно произнес:
- Мог ли я когда-нибудь думать, что увижу в своей маленькой кухне великого путешественника Робинзона Карузо!
44. КАРУЗО И ДЕ ЛУКА ПОЮТ В РЕСТОРАНЕ
Карузо приехал покорить Милан. Первые месяцы пребывания ознаменовались рядом успешных выступлений. За хорошее исполнение Энрико в новой опере Челиа ''Арлезианка'' импресарио Сондзоньо послал его спеть в Геную, где его партнером был Джузеппе де Лука, которому предназначено было стать известным и популярным певцом. Но пока они были молоды, вместе жили Милане в скромном пансионе, где в плату входило также и питание. Их финансовое положение было неважным. Как только у них в карманах звенели монеты они устремлялись в ресторан. Владелец ресторана, куда они часто заглядывали, заботясь о процветании своего заведения, попросил их спеть для посетителей. Карузо и Де Лука согласились. Карузо спел арию Хозе из оперы Кармен, затем они вместе спели дует из ''Искатели жемчуга'' Ж. Бизе. Было много аплодисментов, восторга, тостов - вина, вина, еще вина… В конце хозяин поблагодарив певцов, положил им на стол счет на 180 лир (38 долларов). Это озадачило певцов и Энрико заявил владельцу ресторана:
- Вы хотите получить с нас 180 лир за то, что мы съели и выпили. Наш обычный гонорар за пение, подобное сегодняшнему, составляет 300 лир. Следовательно, вы должны нам 120 лир.
45. БОКСЁР
Карузо не любил говорить о пении, так как каждый день этим занимался. Однажды супругам нанёс визит французский боксёр, приехавший на матч с Демси. Он оказался приятным молодым человеком, носившим необыкновенную рубашку, вышитую большими красными стрелами. Когда он ушёл, жена Карузо спросила у Энрико, о чём они разговаривали.
- О пении, - ответил он.
- Он хочет петь?
- Нет, он занимается боксом.
- Но ведь ты никогда не говоришь о пении. Наверно, он хорошо в нём разбирается?
- Он разбирается только в боксе, когда пришёл, но теперь он кое-что понимает и в пении. Затем добавил:
- А вот меня бокс совершенно не интересует.
46. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
В Сан-Франциско, в то время, когда в городе гастролировал Карузо, произошло сильное землетрясение. Когда приятели певца приехали в гостиницу, где он остановился, они обнаружили его в полуразрушенной гостиной, с мокрым полотенцем на голове. Карузо сказал с улыбкой:
- Взгляните, господа, я же предупреждал, что произойдет, если я буду брать самые высокие ноты!..
47. ВЕЗДЕСУЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ
Толпа вездесущих американских журналистов накинулась на впервые прибывшего в Соединенные Штаты Америки Карузо. Каких только вопросов ему не задавали! Один из корреспондентов даже спросил певца, что он думает о торговых отношениях между Италией и Соединенными Штатами.
Карузо ответил:
- Вот уж, господа, никогда не задумывался над таким вопросом... Да и зачем? Уверен, что о своем мнении по этому поводу я узнаю завтра из ваших газет.
48. НЕ МЕШАЙТЕ РАБОТАТЬ, СИНЬОР КАРУЗО!
Приобретя дом, Карузо нанял рабочих для его ремонта и переустройства. Как-то, репетируя, он напевал арию у себя в комнате. Тут раздался стук и вошел подрядчик:
- Простите, я на минуточку... Сеньор Карузо, вы ведь хотели, чтобы ремонт дома был закончен как можно скорее, не так ли?
- Конечно, - ответил Карузо.
- Тогда я попрошу вас перестать петь.
- Но почему?
- Потому что вместо того, чтобы работать, мои каменщики, маляры и штукатуры только и делают, что слушают ваше пение... - решительно заявил начальник строителей.
49. ЦВЕТОК ДЛЯ ЛЕОНЕЛЯ
В опере Фридриха фон Флотова ''Марта'' по сюжету, главная героиня должна вручить цветок Леонелю. Эту роль Карузо всегда исполнял с особой виртуозностью. Ария Леонеля записанная Энрико, широко известна.
Как-то в одной нью-йоркской постановке этой оперы, Карузо заметил, что певица, исполнявшая заглавную роль, забыла цветок, которую должна была вручить Леонелю. Это он сразу установил и понял, что ошибка может иметь нехорошие последствия. Встав возле певицы, он шепнул ей:
- Возьмите цветок со шляпы.
Она не реагировала.
-Возьмите цветок со шляпы, - повторил Карузо, но и это не подействовало. Не растерявшись, тенор сам ловко снял с ее шляпы цветок и вложил ей в реку, когда по ходу действия она должна была вручить его ему. В публике никто ничего не заметил.
50. БАЛ В ЧЕСТЬ КАРУЗО
Карузо не любил, когда с ним обращались как с знаменитостью. Однажды, рассказывает Дороти (жена певца), одна очень известная дама в Филадельфии позвонила нам, прося разрешение дать бал в мою честь. Я никогда не бывала на балах, а тем более никто не давал в мою честь. Но прежде чем я успела ответить, Энрико сказал Дзирато (своему секретарю):
- Неужели она хочет ради этого беспокоить нас? Разве она не знает, что я занят? Скажи ей, что мы не любим бывать в обществе, и она все поймет. Она хочет дать бал не ради нас, а для себя.
Я была несколько разочарована, но ничего не сказала. Энрико посмотрел на меня.
- Ты расстроена Дора? Я, наверное, эгоист.
51. ПРИМАДОННА СБИЛА ШЛЯПУ С ГОЛОВЫ ЭНРИКО
Молодой Карузо впервые приехал в Милан с рекомендательным письмо от неаполитанского импресарио Даспоро к его известному коллеге, издателю и меценату Сандзиньо. Последний предложил Энрико подготовится к выступлению в опере Масcне ’’Наварка’’. На подготовку было дано пять дней. Энрико был так измучен, что когда прибыл на сводную репетицию (в театре ’’Лирико’’ ) и был представлен примадонне труппы, заносчивой даме де Нуовине, забыл снять шляпу. Примадонна сбила ее с головы Карузо. После этого репетиция прошла в атмосфере напряженности и скованности. Сеньора де Нуовина в опере выступила неудачно, в отличие от Энрико. Равновесие было восстановлено судьбой. Успех Карузо был несомненным. В прессе критика была не только против Нуовине, но также Масcне. О пении Карузо отозвались положительно. - У тенора, - отмечалось в одной из газет, - превосходный, свободный голос. Он находится на пути к блестящей карьере.
52. КАРУЗО В КИНО
Наконец Карузо выбрался в кино. Сидит, смотрит на экран. Рядом в кресло сел молодой человек. Шёпотом говорит Энрико: - Всего на один час я вас отвезу спеть, затем доставлю обратно – 2000 долларов. - Не мешайте смотреть фильм. - Увеличиваю – 2500. - Отстаньте. - Удваиваю. Карузо ничего не оставалось как согласиться. Через два часа Энрико Карузо доставили в зал кинотеатра для дальнейшего просмотра фильма с 5000 долларами в кармане.
53. ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ КАРУЗО ПЕТЕРБУРГА
После блестящего выступления Карузо в опере Умберто Джордано ’’Федора’’ в Милане в 1998 г., слава молодого итальянского тенора достигла Парижа и Лондона, Барселоны и Мадрида, Вены и Петербурга. Теперь к нему стали поступать заманчивые предложения. Он остановился на приглашении петь в Петербурге в сезон 1998 - 1999 годов. Карузо выступал в Петербурге с шумным успехом. Когда после его выступления в опере Верди ’’Аида’’ его восторженные поклонники благодарили его за прекрасное выступление, он им говорил: - не надо меня благодарить, благодарите Верди (в то время Верди работал над своей очередной оперой). После одного из концертов в императорском дворце Энрико был представлен семье Романовых. - Царь Николай II, - рассказывал потом тенор, - оказался маленького роста с тревожным выражением лица… Сцена во дворце великолепная… Вообще, все это было ново для меня. Карузо был представлен царю, который пробормотал: ’’Очень благодарен’’, после чего, по его знаку, один из придворных вручил певцу пару золотых запонок.
54. КАРУЗО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПЕТЬ В ’’МЕТРОПОЛИТЕН ОПЕРА’’
После спектакля ’’Любовный напиток’’ в ’’Метрополитен’’ Карузо, как обычно, много раз вызывали. Но в этот вечер он был особенно доволен своим пением. Пришел домой и лег спать совершенно счастливым. На следующий день, во всех газетах его ругали. Не сказав ни слова, он написал письмо директору театра Джулио Гатти-Казацце и передал своему сектетарю Дзирато. Это было заявление об уходе. Не прошло и получаса, как прибыл расстроенный Гатти. Он потирал нос, размахивал руками, бушевал, умолял, грозил, льстил и плакал. Энрико спокойно курил и наблюдал. - Критики говорят, что я плохо пою, ведь я никогда не пел лучше. Они это хорошо знают. Я расцениваю это как заявление о том, что публика меня не любит. А аплодисменты ничего не значат. Поэтому я ухожу. Довольно. Отто Канн, председатель совета директоров ,,Метрополитен,, был немедленно вызван и принял участия в уговорах. В конце концов, буря утихла, тучи рассеялись, засияло солнце. Карузо обещал не уходить. А Джулио Гатти-Казацца вернулся в свою контору с несколькими новыми седыми волосами в бороде. - Когда все ушли, Карузо сказал жене. - Критики получат хороший урок. Я проголодался, идем в ресторан.
55. ’’ИДИТЕ К ЧЕРТУ’’
Правление нью-иоркского оперного театра ’’Метрополитен’’ дало указание своим европейским агентам (1999) прислать сведения о восходящей неаполитанской звезде. Некоторое время спустя, импресарио ’’Метрополитена’’ Морис Грей в Милане разговаривал с Карузо. Все вопросы были согласованы, тенор должен был ехать в Нью-Йорк. Однако, когда Карузо пришел к Грею для получения документов, подтверждающих подписанные соглашения, выяснилось, что импресарио внезапно уехал. Позднее к Энрико пришел агент, который сообщил, что он уполномочен подписать контракт. - Если вы не будете действовать через агенство, которое я представляю, то вы никогда не будете петь в Нью-Йорке, - заявил он. - Идите к черту! – сказал Карузо, который не терпел шантажа. Вскоре поступила каблограмма от Грея, в которой тот просил тенора вести переговоры через агента, отправленного Карузо по столь несимпатичному адресу. Пришлось примириться и поступить в соответствие с инструкцией Грея, казалось все устраивается, но затем поступило сообщение, что Грей скончался.
56. ПОВАРА ЗАБРОСИЛИ КАСТРЮЛИ И СКОВОРОДКИ
В пору своей славы, Карузо приехал в родной город Неаполь. В открытом экипаже он ехал по главной улице Толедо. Все знали его и он знал всех. Со всех сторон его приветствовали. Он всем улыбался, шутил, пожимал руки. Толпа разрасталась и запрудила всю улицу. Энрико был вынужден снова сесть в экипаж… Некоторые взяли экипажи, коляски и поехали вслед за ним, а остальные побежали за экипажем. Карузо подъехал к ресторану, оттуда открывался прекрасный вид на неаполитанский залив. Тенор подождал пока подошли все и обратился к ним со словами: - Друзья, ваше отношение тронуло меня. Тот путь, который вы преодолели, наверное вызвал у вас голод и должен быть утолен. Можно ли найти более подходящее место, чем это. Я приглашаю вас позавтракать со мной. К большому удивлению тенора, его приглашение не вызвало восторга. - Мы хотим пения, а не еды. - Вы его также получите. К столу друзья. Карузо сдержал обещание. Между блюдами, выкурив очередную сигарету, он пел. Все служащие ресторана во главе с его владельцем оставили свои места, а повора покинули кастрюли и сковородки. После одной из песен, во время бурной овации, тенор сказал. - Похвала поваров радует меня больше всего. Женщины даже плачут когда я пою. Но если мне удалось поваров оттащить от плиты и заставить их забыть о том, что на свете нет ничего важнее еды, значит, я действительно тронул сердца своим искусством
57. О ВОЛНЕНИИ ОПЕРНОГО АРТИСТА ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ
Карузо перед каждым вступлением в оперное действо очень волновался. Он говорил, артист который заявляет, что он не волнуется - ,,лжец или дурак,,. Перед выходом на сцену он выкуривал 15-20 сигарет. В его артистической и других местах, где он бывал в это время, оставались недокуренные сигареты. Отдельные лица, которые знали об этом, следили за ним и его недокуренными сигаретами, чтобы это не вызывало пожара. В некоторых оперных театрах, за ним ходил пожарник с ведром воды. Это волнение продолжалось до окончания спектакля. Он говорил: - У меня много недоброжелателей, которые ждут моего провала. Пока спектакль не завершился , я не спокоен. Все в руках Судьбы. Волнение, которое охватывало Карузо перед выходом на сцену, согласно его утверждению – типичное явление для оперных певцов. Может случится, когда голос тебе не повинуется или вообще пропадает. Он любил рассказывать о суевериях, которыми ’’болели’’ его друзья-певцы. Одна примадонна истово и долго крестилась перед выходом. Другая заставляла свою мать перед каждым спектаклем с ее участием прощаться с нею так торжественно, как будто она собиралась не на сцену, а на казнь. Еще одна певица выходила на сцену с золотым браслетом, надетым на запястье, и поясняла: - Он принесет мне удачу. Мне его подарил Гуно. - К сожалению, - добавляет обычно Карузо, - эта певица, в конце концов, так растолстела, и браслет так наращивался, что в нем не осталось того золота, которое содержалась в даре Гуно, но она так и не потеряла веру в свой амулет.
58. РИСУНОК ДЛЯ ГАРДЕРОБЩИЦЫ
Как-то Карузо в ресторане нарисовал карикатуру (шарж) на девушку, работающую, в гардеробе, подписался и преподнес ей. Она невысоко оценила его творчество. - Это ужасно, - обиделась она. – Вы, наверное, нехороший человек. Карузо поспешил успокоить девушку и стал извиняться перед нею. - Я пришлю вам хорошую фотографию с автографом, - пообещал Карузо. Она действительно, на следующий день получила фотографию.
59. БЕДНЫЙ ПУНЦО
В детстве и молодости Карузо постоянно искал возможность получения уроков пения. Друг Энрико, баритон Эдуардо Мессиано, с которым они пели летом на курортах близ Неаполя, однажды ему сказал: - Энрико, твой голос единственный в мире! - Какая ерунда, - засмеялся Карузо. Мессиано продолжал настаивать, что Энрико необходимо серьезно заняться пением и ему удалось уговорить его обратиться к известному педагогу вокала Гулельмо Верджине, который готовил молодых певцов к профессиальной карьере. Энрико спел под аккомпанимент Мессиано. Прослушав, Верджине сказал: - Энрико, друг мой, твой голос напоминает свист ветра в окне. Мессиано не успокаивался: – У тебя божественный голос. Верджине, должно быть, сошел с ума. Горячая вера Мессиано привела Энрико снова к маэстро Верджине, на этот раз он согласился дать уроки Карузо, хотя мнение свое насчет голоса не изменил. Среди учеников Верджине был некий Пунцо, про которого маэстро говорил, что настанет время, и он станет величайшим тенором мира. Его дочь была обручена с ним. Много лет спустя, когда Карузо стал величайшим тенором мира, Энрико сообщил жене, что он нанял слугу, которого берет с собой на гастроли в Мексику. - Он неаполитанец, утром пришел ко мне просить работу. Я ему предложил место помощника слуги, - сказал Карузо. - Она спросила: - А ты его знаешь? Энрико ответил, что зовут его Пунцо, и рассказал все про ученика Пунцо, который был заносчив и глуп, женился на дочери маэстро, но ничего не добился. - Я научу его, как стать хорошим слугой. Он научится кое-чему и поумнеет, сказал Карузо. В 1921 г. Энрико тяжело заболел и решил вернуться в Неаполь, где его состояние, возможно, улучшится. Они прибыли в свой родной город, наполненный сиянием солнца. Пунцо смотрел на него как зачарованный, не мог отвести взгляда. Карузо вспылил: - Ты опять бездельничаешь, как обычно: Где твоя голова? Ты забыл, что надо работать? Иди, собирай вещи. Когда он ушел, Энрико сказал жене: - Бедный Пунцо. Я купил ему и его жене дом в Неаполе и положил на их имя деньги в банк. - Мы не будем говорить, что он был моим слугой, будем говорить, что он был моим ассистентом. Пунцо гордый человек, а здесь его дом.
60. ВСТРЕЧА С ПУЧЧИНИ
В Ливорно, импресарио Лишарелли подбирал певцов для постановки оперы Пуччини ’’Богема’’. Все действующие лица были подобраны, кроме Рудольфа. Дирижер Муньоне, рекомендовал на эту роль молодого певца Карузо. Лишарелли вызвал Энрико и сказал ему, что его выступление в партии Рудольфа будет зависеть от решения Пуччини, который в то время находился в Торре дель Лаго, недалеко от Ливорно. Карузо выдвинул контрпредложение - если он не понравится Пуччини, Лишарелли будет ему платить 15 лир, но если понравится – 1000 лир за спектакль. Через несколько дней Энрико со своим другом охотился близ Торре дель Лаго, и его приятель, который был знаком с Пуччини, привел его на виллу композитора. Пуччини сел за рояль. Под аккомпанимент великого музыканта Энрико начал петь арию мз первого акта оперы ’’Богема’’. После первых фраз, Пуччини повернулся к певцу и спросил: - Кто вас прислал ко мне? Бог? Композитор полностью одобрил Карузо на роль Рудольфа в опере ’’Богема’’. Энрико, полный восторга примчался к Лишарелли и все выпалил, что ему сказал Пуччини. Импресарио сразу остудил его. Oн сказал, что, поскольку Карузо пошел к Пуччини по своей инициативе, с ним не посоветовавшись, он, Лишарелли не обязан платить по 1000 лир за вечер, а будет платить 15 лир, как и за выходы в других операх, что бы ни говорил Пуччини.
Георгий Галечян
Спасибо Tamara_Potashnikov за видео ролик о Карузо.
Серия сообщений "ИНТЕРЕСНО":
Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Вторая жизнь Нефертити
...
Часть 98 - ОШО
Часть 99 - ПАСХА
Часть 100 - Хорватия
Серия сообщений "ЛИЧНОСТЬ":
Часть 1 - ЮСУФ КАРШ
Часть 2 - Анна Виноградова
...
Часть 98 - Графика Александра Григоряна
Часть 99 - Сегодня день рождения Фрунзе Довлатяна
Часть 100 - Мурадов Юрий Викторович
Серия сообщений "ВИДЕО":
Часть 1 - ДОМ
Часть 2 - ЭТО НЕВЕРОЯТНО
...
Часть 98 - ЛАРА ФАБИАН - ВСТРЕЧИ
Часть 99 - Ереван - 28 мая 2011 года
Часть 100 - Световые представления
Серия сообщений "МУЗЫКА":
Часть 1 - БАХ
Часть 2 - Р. ПАУЛС
...
Часть 98 - Карина и Рузанна Лисициан
Часть 99 - Джо Коккер и Паваротти
Часть 100 - Художник Anelise Sabino (Бразилия)