АИМИ КОБАЯШИ
Обладательнице девятой по распространенности фамилии в Японии только что исполнилось 11 лет. Живет она в маленькой деревеньке, папа у нее бизнесмен, мама работает в страховой компании, никто представления не имеет о том, как пользоваться пианино.
Тем не менее с трех лет Аими занимается музыкой, и выиграла к настоящему времени все японские детские и юношеские конкурсы - там есть разные возрастные категории, 12, 16 лет, и Аими выиграла их все. Кроме того она выиграла китайский конкурс имени Шопена, выступила в зале Исаака Стерна в Карнеги-Холле, у нее довольно напряженный гастрольный график - короче говоря, вполне типичная история вундеркинда.
Аими очень симпатичная. Она худенькая, маленькая для своих лет, в белой блузке и клетчатой школьной юбке, стесняется и проказничает одновременно. Она ненавидит заниматься, и сидит за инструментом хорошо если полчаса в день. Это, впрочем, сказала ее учительница, а эти склонны преувеличивать. Тем не менее госпожа Йуко Ниномия, , известный японский педагог, каждый день звонит Аими и спрашивает ее, села ли она уже заниматься. Два раза в неделю Аими одна летает на самолете в Токио и проводит у своей учительницы все выходные, и уж там занимается с девяти до восьми.
Зато концерты Аими очень любит
Она выходит на сцену, долго регулирует табуретку, протирает клавиши платком, дожидается, пока в зале наступит мертвая тишина - а потом концентрируется, и ее уже не остановить. Она в это целиком погружается.
Больше всего она любит Бетховена и Рахманинова. Бетховенские сонаты она играет, а Рахманинова конечно нет - пальцы еще не выросли, чтобы играть Рахманинова, нужно уметь спокойно растягивать руку на 22 сантиметра между большим пальцем и мизинцем.
Зато играет Шопена и Моцарта. В Москве она сыграет 26 фортепианный концерт. Люди, которые слышали это, заходятся в истерике от восторга. Евгений Кисин, бывший вундеркинд, удачливый, у которого получилось стать из чудесного ребенка настоящим музыкантом, слышал ее в Париже и был в восторге: «Будем надеяться, что талант ее будет развиваться как должно, что она станет крупным музыкантом».
Собственно, это самая большая проблема. Вундеркинды имеют свойство исчезать к совершеннолетию. Аими, девочка, которая любит готовить блюда японской кухни, играть с друзьями, ходит в школу, делает уроки и пользуется поддержкой всех учителей и одноклассников, когда пропускает занятия и уезжает на гастроли, должна вырасти, как музыкант.
Госпожа Ниномия, ее учительница, думает об этом все время. Здесь есть две задачи - Аими должна победить лень и полюбить труд, и она должна вырасти как личность, как музыкант в широком смысле этого слова.
А нам остается лишь восхититься Божьим чудом: маленькой девочкой, которая выступает с взрослыми дядями и тетями, прожженными опытными музыкантами, и провоцирует их запираться потом в одиноком кабинете и слушать ее музыку тайком
Спиваков открыл девочку-Моцарта
...Она так стеснялась перед концертом. Взрослые дяди и тети с диктофонами её крайне смущали. Но её педагог Юко Ниномия (один из самых авторитетных в Японии) успокоила:
— Подождите: вот стоит ей сесть за рояль, как она отключается от всего. Она живёт в музыке!
10-летняя Аими — главный сюрприз Владимира Спивакова, припасенный для удивительного концерта «Рождество с Моцартом» в Доме музыки. Маленький гений, обаявший все главные концертные залы мира, такие, как «Карнеги-холл»... И не раз.
Для Москвы её имя пока в диковинку, но также в диковинку были имена Жени Кисина и Вадика Репина, когда Спиваков их мальчишками выводил на сцену. И потом шёл взлёт. Пожелаем «лёгкой руки» и этой девчушке из маленькой японской деревни. Рассказывает Юко Ниномия:
— В её семье музыкантов не было. Девочка ещё в двухлетнем возрасте просто подошла к игрушке-синтезатору и начала импровизировать. В три годика — уже первый успех. К своим десяти взяла первые призы всевозможных японских конкурсов... И это притом, что пробиться молодому музыканту в Японии ой как непросто!
— Вы небось от неё не отходите!
— Нет. В основном мы общаемся по телефону. Она — в своём деревенском домике, я — в Токио. Два раза в неделю она одна-одинешенька садится на самолёт и прилетает ко мне, а так звоню ей, говорю: «Ты села заниматься?». А она ни в какую.
— Вот как?
— Не любит занятий страшно! Ловит-то все на лету, поэтому рутина ей претит. Вот концерт — это да. На концерте — растворяется. Играть может очень долго.
Аими стоит тут же, улыбается, жуя конфету.
— Аими, о чём мечтаешь?
— Вот долго-долго мечтала получить велосипед, и теперь мне наконец его подарили.
Бэлза шутит:
— Да тебе уж самолёт пора дарить, а не велосипед!
— Аими, а дома у тебя есть какие-нибудь животные?
— Есть. Маленькая рыбка и две черепашки.
— Как зовут?
— А никак. Первая черепашка и вторая черепашка.
— А играешь во что?
— Времени так мало на игру — сплошные занятия. Ну иногда в школе посижу за компьютером...
Вопрос её «педагогине» Юко Ниномия:
— Как девочка из маленькой деревни смогла попасть к такому известному учителю, как вы?
— Благодаря профессиональной ассоциации мы ездим по Японии и отбираем талантливых пианистов. И тут совершенно не важно, чем человек живёт...
...Второе отделение рождественского концерта: Владимир Теодорович под руку ведёт теперь уже и нашу Аими. Одно слово: ставь секундомер — через двадцать секунд забываешь, что за роялем сидит ребёнок. Длиннющий и сложный 26-й концерт Моцарта играла так, будто сдувала одуванчики. Лёгкой вуалью её пальчики бежали по клавишам — Спиваков сам заслушался! Потом уже, когда Аими подарила нам маленький шопеновский бис, маэстро и вовсе сел «в музыкантов» как завороженный. Это был ещё не конец концерта, но зал десять минут стоя аплодировал Аими Кобаяши. Дай бог, чтобы такой овации удостаивались маститые маэстро в свои юбилеи...
Ян Смирницкий
«Московский Комсомолец» (от 26.12.2006) Inn_Gallery |
|
|
|
|