Александро-Невская лавра, Сергие-Троицкая, Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская... Все лавры в свое время мы посетили, и каждая из них оставила сильное впечатление. Планируя августовский маршрут в Украину, мы повторно включили в него Почаев, так как были там очень давно, а впечатление от увиденной Почаевской лавры до сих пор тлело в душе. Собирая материал к очередной поездке, я была сильно удивлена, когда узнала о существовании еще одной лавры в Украине - Унивской. Наш маршрут выстраивался как раз недалеко от Унива, и теперь для нас, заинтересованных неожиданным "открытием", посещение Унивской лавры стало просто необходимым, даже обязательным, и в планируемом маршруте появилось словосочетание "Унивская лавра" с жирной галочкой напротив. Забегая вперед, скажу: моему удивлению пришлось остыть. В Униве действительно, еще с 1919 года существует лавра, о которой, к своему стыду, я и не слышала... Правда, она греко-католическая.
Село Унив до 2003 года называлось Межгорье. Принадлежит оно Перемышлянскому району Львовской области. Раскинулось на живописных холмах в пяти километрах от районного центра, в стороне от трассы Львов - Золочев. Холмы называют здесь Гологорами. Может быть, в старину здесь и были голые горы, но теперь - холмы, холмы и овраги. Частично они заросли лесом, частично возделываются, как поля. Через село пробегает Гнилая Липа - левый приток Днестра. Название свое она получила от села Липовцы, где берет начало у Высокой горы, а Гнилая? Ну, как в сказке: одна дочка красавица, вторая - замарашка. Так и здесь. Сестрица Золотая Липа, по преданию, название получила за добрую воду, как будто настоянную на цвете липы. Да еще в ней затонула татарская телега с золотом... Люди долго искали золотые россыпи в воде... Липу стали называть Золотой. А Замарашке - ничего не перепало, и золото не затонуло, да и цвет воды не ахти какой... Течет она по низине, образуя небольшие заводи. Вот и стала Гнилой. Но ведь известно, что под Замарашкой скрывается прекрасная принцесса. Гнилая Липа - не исключение: в ней нерестится много видов рыб, в том числе, и ценных.
Живописная местность близ Унива.
Унив.
Дорога к монастырю.
...Местный "Богдан" минут через 20 доставил нас, и еще двух пассажиров, на конечную остановку села Унив, и, забрав поджидавших его людей, - укатил. Теперь он вернется не раньше, чем через четыре часа, и это будет его последний рейс. Дело в том, что Унив тянется по дороге местного значения в сторону от основной трассы, и в самом селе имеет три остановки. Если выйти на первой - до монастыря нужно будет идти пешком еще 3 с лишним километра, если на второй - полтора, а если на третьей - всего каких нибудь 500 - 600 метров. К "дальней" остановке автобус ходит не часто, 5 рейса в день, а до первой можно доехать на любой маршрутке или автобусе, проходящих краем Унива.
Село Унив известно с XIV века, и, прежде всего, благодаря расположенному здесь монастырю - крепости. По древним легендам, существующую крепость-монастырь на руинах своего предшественника основал рыцарь Лагодовский, который таким образом отблагодарил Божью Матерь за свое выздоровление. Рассказывают, что на старости лет рыцарь страдал неизлечимой болезнью ног. Как-то во сне привиделась ему Богородица, и велела искать на восходе солнца лесной источник. Долго ли, коротко ли шли поиски, но однажды на охоте рыцарь нашел живой родник. Он умылся, и омыл ноги в ключевой воде, - как и велела явившаяся во сне Богородица, - и - исцелился. (Правда это, или вымысел - каждый решит для себя сам). Рядом с источником покоились руины старого, разрушенного монголо-татарами монастыря. И тогда рыцарь дал обет - восстановить монастырь, и построить в нем храм в честь Богородицы.
Пан Лагодовский сдержал слово: он возродил разрушенный монастырь, и стал его покровителем. Шло строительство над целебным источником каменной оборонной церкви Успения Пресвятой Богородицы с башней-колокольней, а также, оборонных стен с четырьмя угловыми башнями.(Фундамент одной из них недавно ( в 2002 году) был обнаружен около монастыря во время проведения земляных работ). Потомки славного рыцаря продолжали опекать монастырскую обитель.
Фундамент башни, обнаруженный при выполнении земляных работ у стен монастыря.
...
Долгие годы сельчан и монахов защищали мощные стены вокруг монастырской обители. Если же неприятели их "брали", за ними находились не менее прочные и надежные стены оборонной церкви с окнами-бойницами.
Монастырская стена и Входные ворота Унивского мужского монастыря.
Унивский монастырь. С 1919 года - Унивская лавра - крупнейший мужской греко-католический монастырь, подчиняющийся непосредственно верховной власти.
За всю историю монастыря в нем происходило много разных событий. Были построены новые корпуса, монашеские кельи, оформлен внутренний двор и галерея. В XVII - XVIII вв при монастыре работала знаменитая Унивская типография, где печатались старинные книги, иконописная мастерская, художники которой расписывали Успенскую церковь, находилась резиденция митрополита.
Бывшая резиденция митрополита. Теперь здесь размещается музей.
Было время, когда монашеская обитель достигала высшего благополучия и процветания, а было и такое, когда находилась на грани гибели. Как вспоминают старожилы, во время войны немцы монахов не трогали. После войны власти монастырь закрыли, всю монашескую братию вывезли, а целебный источник перекрыли бетонными плитами и запретили брать из него воду. В здании монастыря чего только не было - и концлагерь для священников, и дом престарелых, и интернат для душевнобольных, и кинотеатр, и склады...
Только в 1990 г. в монастыре возобновилась духовная жизнь, зазвонили колокола. В настоящее время этот маленький островок тишины и спокойствия, умиротворения и благодати имеет статус Свято-Успенской лавры отцов-студитов УГКЦ.
Монастырские корпуса.
Вход на территорию монастырского дворика.
Дворик монастыря совсем маленький, имеет квадратную форму. Он весь выложен камнем и плиткой.
Дворик. Вход в монастырский корпус.
Первоначально все монастырские строения, расположенные вокруг церкви, были расписаны. Правда, не все они дожили до нашего времени. Стены монастыря со стороны дворика расписаны техникой фрески.
Галерея утратила свои росписи.
Теперь в ней размещена интересная выставка старых колоколов, надгробий, фигур святых, крестов и распятий Христа, а также надгробие Лагодовского - один из лучших образцов западно скульптуры эпохи Ренессанса (оригинал хранится в Олесском замке)
Фрагменты выставки.
Фрагменты выставки.
Фрагменты выставки.
Фрагменты выставки.
Фрагменты выставки.
Фрагменты выставки.
Фрагменты выставки.
До нашего времени сохранилось надгробие основателя монастыря Александра Ванько Лагодовского, который был похоронен при монастыре. Надгробие выполнено из мрамора в виде спящего рыцаря. Оригинал его хранится в Олесском замке - филиале Львовского музея, а копия - во дворе монастыря. Надгробие искусствоведы считают одним из лучших образцов украинского Ренессанса.
Копия надгробия Александра Ванько Лагодовского.
............................................................................................................................................................................................................
Часть 2.
Посередине дворика стоит могучая оборонная церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Фрагмент старинной кладки стен.
Внутренний интерьер. В 1935 - 1936 годах иконописцы техникой фрески расписала основную святыню монастыря - Успенскую церковь.
Росписи занимают всю площадь стен и потолка.
Центральной является фреска Успения Пресвятой Богородицы.
На стенах фресками изображены сцены из Евангелия.
Главная святыня храма - копия Унивской чудотворной иконы Богородицы.
В храме еще находится копия Туринской плащаницы - одной из самых почитаемых святынь в христианстве. Всего таких копий было сделано 12. Одну из них мы недавно видели во Львове в храме Св. Юра.Еще одна из них здесь - как свидетельство того высокого места, которое занимает Унивская лавра среди христианских монастырей.
Из-под монастырской стены до сих пор бьет тот самый чудотворный родничок, который более 500 лет назад исцелил славного рыцаря Лагодовского. Вода течет по желобку в купальню, - небольшой оборудованный бассейн, - потом стекает в монастырский пруд, а потом убегает в маленькую речку Уневку... Говорят, целительный унивский источник излечивает многие болезни... Вода в нем кристально чистая, и холодная-холодная, почти ледяная. Паломники, туристы, просто верующие, и не верующие приезжают к роднику круглый год: окунаются, ходят по воде, умывают лицо и набирают с собой целебной водички полные канистры и фляги. Но приезжают не только к роднику. Приезжают в святое место найти утешение, поддержку, набраться сил и терпения, а еще - полюбоваться древней архитектурой, живописными росписями, старинными подсвечниками и кандилябрами, и - замечательной природой, наконец. А дважды в год – на праздник чудотворной иконы Матери Божьей Унивской – в третье воскресенье мая и на Успение Богородицы – 28 августа из Львова в Унив приходят пешком молодые ребята и девушки, чтобы поклониться чудотворной иконе Пресвятой Богородицы и умыться водой из целительного источника.
Святой источник.
Так по желобу вода течет в купальню.
Купальня. Родниковая вода в купальне очень-очень холодная.
Монастырский пруд.
На территории Лавры есть еще красивая часовня, есть деревянный храм, есть пасека на пару десятков ульев, где святые отцы разводят пчел, собирают мед и воск, плавят свечи. От монастыря ведет обустроенная, ухоженная дорожка на Чернечу гору. По преданию, там было кладбище и стоял древний храм.
Часовня.
Деревянная церковь св. Леонтия и Климентия
Пасека.
На Чернечу гору.
С каждым годом археологи открывают новые и новые тайны Монашеской горы и окрестностей ...
Мы обошли в монастыре все его уголки, внимательно осмотрели оборонную церковь XVI в. и бывший митрополичий дом, росписи стен и раскопки старой башни, родник и купальню, древние колокола и распятия Христа... Незаметно пролетело два часа. Монастырь опустел... Тишиной заполнилось все его пространство. Мы остались одни. Нет, не одни: перед часовенкой святой отец освещал кому-то машину... Владельцы смиренно, опустив головы, участвовали в обряде.
Нам тоже пора возвращаться, но ехать из Унива не на чем. До автобусного рейса оставалось еще два полных часа. Сидеть и тупо поджидать автобус на остановке было бы полной несуразицей. На автостоп рассчитывать не приходилось, так как по дороге никто никуда не еездит. Мы решили идти пешком. И пошли.
Я была очень даже не против пройти пешком все четыре километра до поворота. Ведь идти по такой сказочной красоте - одно удовольствие: на шоссе машин нет, только иногда редкие, очень редкие пешеходы идут навстречу, видимо, от поворота - пешком возвращаются домой... Дорога без тротуаров... обочины заросли мелкой травкой... идешь посередине дороги и радуешься жизни. Со дворов доносится пение петухов и кудахтанье кур... прозрачный воздух... в огородах зреют помидоры и подсолнухи... под окнами домов нежно пахнут цветы... То встретится под кустом в тени растянувшаяся, разморенная жарой, кошка, то уставится на тебя умными глазами коза... Никакого шума... только звуки природы... И солнце - много солнца и голубого неба...
Так мы прошли километра полтора. И вдруг, когда мысль о поездке в Свирж давно уже нас покинула, так как мы ни по каким параметрам туда уже не успевали, нас догнали ребята на машине, которую освящали в Лавре. Они притормозили, как старым знакомым, и мы подсели к ним в салон. Машина набрала скорость, а мне даже немножко грустно стало, что так внезапно закончилось сказка...
Дорога.
Унивский пруд.
Окрестности села.