-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19455
Комментариев: 1196
Написано: 20911


Ванин – Викландт – Названов: переплетённые – жизнью, судьбой, творчеством

Суббота, 02 Апреля 2022 г. 12:58 + в цитатник

274px-Vasily_Vanin_1947 (274x339, 13Kb)viklandt (250x327, 19Kb)Mikhail_Nazvanov_1947 (281x383, 20Kb)

            Василий Ванин                          Ольга Викландт                    Михаил Названов

0_62b21_ec275186_XXL (461x35, 5Kb)

viklandt (1) (250x327, 15Kb)

Ольга Артуровна Викландт

Как жаль, что современная молодежь не знает её работ. Впрочем... Если Мирандолину из фильма-спектакля "Хозяйка гостиницы" (1956), мягко скажем, многие не видели, то не сомневаюсь, что её "атаманшу" из всеми любимой сказки знают не только советские зрители, а и вся сегодняшняя страна и не только наша, несмотря на то, что "Снежной королеве" уже полвека. Ну кто не знает знаменитой фразы: "Не возражать! А то уволю из шайки по собственному желанию".

1_32 (700x378, 71Kb)

"Детей надо баловать, вот тогда из них вырастают настоящие разбойники!"

Актриса - чудо темперамента, женственности и озорства, яркая, самобытная, очаровательная, искромётная. В кино у актрисы сложилось амплуа резкой, своенравной женщины, которая всё берет в свои руки, так как уверена, что только она знает жизнь. Но её малосимпатичные героини нравились зрителям.  Не каждому удастся в минутном эпизоде показать такую стерву, например, как в фильме "Свет далекой звезды": "Вы врываетесь ко мне, как НКВД времён Берия и требуете... Да кто Вы такой? Чёрт Вас подери! А ну, вон из моего дома! Вон! Вон!".

1_42 (600x351, 56Kb)

"Свет далёкой звезды" (1964)

Её незабываемые роли - это и потрясающая мачеха: "Коли легко найденное - и потерять не жаль... Ведь не заработанное!" в сказке "Двенадцать месяцев", и шикарная мадемуазель Нинон из Бордо в фильме "За двумя зайцами" особенно в сцене драки: "Тумба! Сама тумба!". 

1_43 (673x561, 124Kb)

"Двенадцать месяцев" (1972)

1_34 (700x512, 87Kb)

Кадр из фильма "За двумя зайцами"

И лотошница с пирожками в фильме "Артист из Кохановки" где её разыграл фокусник Околёсов, показав, что в пирожках рубли, и Царица-Водяница в "Садко". По таланту её смело можно ставить в один ряд и с Раневской, и с Пельтцер, и с Зелёной и с Марецкой. Её Коринкина, Атуева, Мирандолина - лучшие роли из классики кино.

1_54 (628x439, 71Kb)

"Артист из Кохановки" (1961)

1_40 (700x529, 147Kb)

"Садко" (1952)

Театр для неё был больше, чем театр - это жизнь, эпоха, это ВСЁ. Гениальная театральная актриса - не было равных на сцене по темпераменту и находчивости. 

1_39 (428x600, 42Kb)

А её коллеги по цеху говорили, что и в закулисной войне ей равных не было, она "пленных не брала". Но чтобы кто ни говорил, а её работы пережили актрису и будут жить дальше. Вот такая она Ольга Артуровна Викландт.

1_33 (300x400, 66Kb)

Талантливая, яркая, непревзойденно владеющая острым сценическим словцом актриса, которой всегда доверяли характерные роли. В тридцатые - сороковые годы она была примой театра имени Моссовета, где проработала до 1949 года. Вместе со своим учителем Василием Васильевичем Ваниным, впоследствии он стал её первым мужем, «закладывала творческий фундамент» этого театра, играла в нём с прославленными артистами русской сцены.

1_41 (700x392, 70Kb)

Она играла молодых, жизнерадостных героинь и имела толпы поклонников. На этой сцене создала образы Людмилы ("Васса Железнова", 1936), Мирандолины ("Трактирщица", 1941), Жанины ("Забавный случай" Гольдони, 1945), Эмилии ("Отелло", 1945), Гриневой ("Московский характер", 1948), Атуевой ("Свадьба Кречинского", 1949) и многих других. Образ Гриневой – одна из лучших ролей актрисы этого периода.

1_46 (691x500, 82Kb)

"Свадьба Кречинского" (1953)

Василий Ванин был любимцем женщин и сам человек увлекающийся, темпераментный и Ольге Викландт было трудно терпеть его бесконечные увлечения. Наступила война. Бомбёжки, срочная эвакуация. 

1_38 (632x483, 87Kb)

"Совершенно серьёзно" (1961)

В это время в театре появился молодой и очень красивый актёр Михаил Названов. Когда он увидел Ольгу на сцене, он был покорён и называл её только так - моя Мирандолина. Роль Мирандолины Ольга Викландт играла в театре, но вторым составом. (Завадский первые роли отдавал ведущей актрисе театра своей супруге - великолепной актрисе Вере Марецкой).

1_44 (688x512, 44Kb)

"Без вины виноватые" (1945)

Тогда Названов поклялся Ольге, что вернётся в Москву и самостоятельно поставит спектакль в котором она будет в этой роли. Спустя 14 лет он выполнил своё обещание.

1_45 (700x484, 62Kb)

"Счастливый рейс " (1949)

Об их любви слагали легенды, их переписку недавно опубликовали несколько киноведческих журналов. Поначалу невезучий, неудачливый актёр, Названов на волне человеческого и творческого счастья получил три Сталинские премии подряд и завоевал заслуженное признание.

Кадры из фильма-спектакля «Хозяйка гостиницы» (1956)
Режиссёр: Михаил Названов

1_48 (500x371, 92Kb)

1_49 (500x371, 87Kb)

1_50 (500x371, 79Kb)

1_51 (500x371, 96Kb)

Поначалу отношения между Ваниным и Названовым были сложными, но благодаря огромному такту Ольги Артуровны, она сумела выстроить их отношения так, что в конце концов Ванин и Названов стали не только друзьями, но и единомышленниками в искусстве.

1_47 (688x512, 87Kb)

"Гуттаперчевый мальчик" (1957)

В 1949 году Ванина назначили главным режиссёром нового театра имени Пушкина и тогда Ольга Викландт и Михаил Названов ушли вместе с ним, но 12 мая 1951 года Василия Ванина не стало, а Ольга Артуровна числилась в этом театре до конца своих дней. Прошло время, Названов вернулся во МХАТ, много снимался в кино, а Ольга осталась в театре одна. Сменяли друг друга режиссёры, но это был её театр и она оставалась там работать.

1_52 (638x473, 59Kb)

"Наши соседи" (1957)

Воспитанница старой актёрской школы, она была строга к себе и окружающим. Всегда брала под свою опеку молодых, подающих надежду коллег и бескорыстно занималась наставничеством. Если ей что-то не нравилось - никогда не разводила дипломатию, говорила свои замечания открыто и смело.

1_53 (700x342, 76Kb)

"Мёртвые души"(1960)

На сцене Театра имени Пушкина создала целый ряд ярких, запоминающихся образов, таких как: Анна («Украденное счастье», режиссёр В. Ванин); Атуева («Свадьба Кречинского», режиссёр В. Ванин); Мария Тюдор («Мария Тюдор», режиссёр И. Туманов); Аптекарша («День рождения Терезы», режиссёр Б. Равенских); Евдокия Антоновна («Дни нашей жизни», режиссёр Б. Равенских); Евгения Дмитриевна Сурогина («Большая мама», режиссёр Б. Толмазов); Марфа («Невольницы», режиссёр А. Говорухо); Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо», режиссёр Б. Толмазов); Фрекен Оливия («Сочная вырезка для фрекен Авсениус», режиссёр С. Яшин); Мелия («Месье Амилькар платит», режиссёры И.Сиренко, Э.Эгадзе); Агриппина («Мотивы», режиссёр Б.Морозов); Случайная старуха («День Победы среди войны», режиссёр Б. Морозов); Амбра ("Осенняя история», режиссёры Б. Морозов, Н. Скурт).

На сцене театра имени Пушкина:

1_1 (444x700, 75Kb)

1_4 (700x581, 86Kb)

1_9 (450x677, 100Kb)

1_17 (470x700, 84Kb)

1_18 (700x560, 94Kb)

1_21 (700x562, 84Kb)

1_22 (700x570, 95Kb)

1_23 (460x700, 84Kb)

1_24 (700x487, 66Kb)

1_25 (490x700, 81Kb)

1_26 (700x592, 126Kb)

Неоднократно Ольга Викландт становилась победительницей различных театральных фестивалей, например, была лауреатом фестиваля «Московская театральная весна-71» за исполнение роли Евгении Дмитриевны Сурогиной (спектакль «Большая мама» Г. Д. Мдивани), а в 1981 стала победительницей Фестиваля драматического искусства в Финляндии за исполнение роли Старой хозяйки Нискавуори (спектакль «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки).

1_56 (700x429, 36Kb)

"Невольницы" (1974)

Первую роль в кино Викландт получила в 1944 году. Своенравная, упрямая, жёсткая, взбалмошная женщина – именно в таком амплуа ей пришлось выступить. Невзирая на негативный образ, создаваемый в кино она быстро становилась общей любимицей экрана. Лучшие работы в кино Ольги Викландт считаются: Дуня в фильме «Родные поля» (1944); Коринкина - «Без вины виноватые» (1945); Царица-водяница, фильм-сказка «Садко» (1952); мадемуазель Нинон - «За двумя зайцами» (1961); Бабариха в «Сказке о царе Салтане» (1966); Атаманша в фильме «Снежная королева» (1966); Раиса Петровна - «Тихоня» (1973).

1_57 (700x464, 47Kb)

"Тихоня" (1973)

Даже в самое тяжёлое время Ольга Викландт никогда не жаловалась, никогда и никому не рассказывала о личной жизни.

1_55 (700x386, 40Kb)

"Дни нашей жизни" (1971)

Даже когда в 1964 году умер Михаил Названов она ничем ни показала своё горе, только ещё сильнее замкнулась в себе, единственное о чём все знали, что Названов просил не хоронить его, а сжечь и прах развеять над морем, что Ольга Артуровна и сделала. 

1_58 (600x447, 66Kb)

"Личное счастье" (1977)

Двери её дома закрылись и 30 долгих лет она прожила одна. Утешением для неё были только две внучатые племянницы, которых она обожала.

1_61 (667x476, 93Kb)

"Дождь будет" (1986)

Сама научилась кроить и шить. Шила себе красивые наряды, даже шляпы и шубу из каракуля. Красиво одевалась и шла в театр. Немощной больной её не видел никто. У неё были больные ноги и когда построили подземные переходы ей тяжело было спускаться и подниматься, но Ольга Артуровна оставалась актрисой везде, она шла через проспект по верху, притворяясь хромой и еле ковыляла через дорогу так, что все машины останавливались. Перейдя таким образом проспект - вновь оживала.

1_60 (689x515, 115Kb)

"Не заплачу!" (1983)

В театр пришёл новый режиссёр и стал предлагать актрисе роли в разовых спектаклях, которые она посчитала для себя оскорбительными. Человеком она была гордым, поэтому на следующий день подала заявление об уходе и ушла из театра. Говорили, что она стала забывать текст, что-то путать, поэтому быстро и однозначно приняла такое решение. А спустя некоторое время она говорила своей коллеге, что у неё всё хорошо, всё прекрасно и что жалеет об одном, что не ушла раньше, а дождалась, когда ей предложили.

1_59 (650x293, 56Kb)

"Скорость" (1983)

Когда Ольга Артуровна сломала шейку бедра и поняла, что останется прикованной к постели, она решила больше не жить не захотев быть обузой для окружающих, отказалась от пищи и воды и, отвернувшись к стене больничной палаты, ушла из жизни. Соседка по палате сказала тогда: "Какая сильная женщина".

1_62 (326x477, 32Kb)

Перед смертью она просила не устраивать пышной панихиды, а похоронить её вместе со своим другом и учителем, которого она продолжала любить всю свою жизнь. Её желание было исполнено.

Ольга Артуровна Викландт ушла из жизни 8 мая 1995 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище рядом с первым мужем, актёром и режиссёром Василием Васильевичем Ваниным.

vaningrave (1) (700x525, 535Kb)

grave (1) (700x525, 440Kb)

Александра Алексеевна Зобова (Ханжина)

zobxan.narod.ru

0_62b21_ec275186_XXL (461x35, 5Kb)

274px-Vasily_Vanin_1947 (274x339, 13Kb)

Василий Васильевич Ванин

Василий Васильевич Ванин (по некоторым данным настоящая фамилия Иванов) — советский актёр театра и кино, режиссер, профессор ВГИКа (с 1949), трижды лауреат Сталинской премии, Народный артист СССР (1949).

Ранние годы

Василий Ванин родился 13 января 1898 года в Тамбове, в семье мелкого железнодорожного служащего. Рано потеряв отца, в 1906 году был определен в сиротский дом.

С 1915 года был рабочим сцены, статистом. Первая крупная роль — старик Ланц («Туннель» Филиппи, 1919). В 1920, не прекращая работать в театре, закончил драматическую студию при Тамбовском отделе народного образования. Работал в Передвижном театре Тамбовского политпросвета, затем снова в тамбовском Городском театре, получившем название Первого советского.

В 1920 году был призван в РККА, после демобилизации в 1921 году поступил в Тамбовский городской театр имени А. В. Луначарского. Летом 1922 уехал в Петроград, где работал в «Новой драме» и в театре «Кривое зеркало», после чего сезон 1923—1924 годов провёл в Рязанском городском театре. Первая роль Ванина, о которой есть упоминание в печати, – полоумный старик Ланц в драме Ф. Филиппи «Туннель». Двадцатилетнему артисту непросто было сыграть старика, но, как утверждает рецензент, им было достигнуто «верно развитое психологическое действие».

Начало карьеры

Не проработав и двух лет, получил в марте 1922 право на бенефис, для которого выбрал старую мелодраму Э. Бризбара и Э. Ню «Парижские нищие». Ванин играл роль Гастона. В первом действии его герой – преуспевающий конторщик у богатого банкира, во втором – постаревший на 15 лет нищий.

В 1922 в Тамбове он сыграл роль отставного полицейского Штопнова в пьесе А. Южина-Сумбатова «Соколы и вороны», в петроградской «Новой драме» – Сарриета в пьесе А. Бруштейн и В. Соловьева «Восстание ангелов» (по А. Франсу), роль предгубчека Селянцева в пьесе С. Минина «Город в кольце» и т.д. В его репертуаре тех лет были и классические роли: Дамис («Тартюф» Мольера), Робинзон («Бесприданница» Островского), Митрофанушка («Недоросль» Фонвизина), Тихон («Гроза» Островского), Бобчинский («Ревизор» Гоголя), Костылев («На дне» Горького) и т.д.

Москва. Театр имени Моссовета

С 1924 года актёр Театра МГСПС (ныне — Государственный Академический театр им. Моссовета). К моменту прихода Ванина в театр его возглавлял Е.О. Любимов-Ланской. Ванин был разносторонним актером, сочетавшим комедийное дарование с острым драматизмом. Обладая мастерством перевоплощения, достигая органичной слитности с образом, он создавал живые, глубоко индивидуальные характеры.

С большим оптимизмом и юмором играл он роль веселого, энергичного «братишки» — матроса Виленчука («Шторм» Билль-Белоцерковского, 1926). 1920-е годы актер играл во всех пьесах этого драматурга, которые ставились в Театре имени МГСПС. Началом сатирической линии в творчестве Ванина (Храпов в «Вассе Железновой» М. Горького, Фаюнин в «Нашествии» Л. Леонова) стал сыгранный в 1927 Маро в постановке «Чернь» Н. Шаповаленко. Один из критиков назвал его «полугротесковым комиком».

Одна из лучших работ Ванина — Чапаев («Чапаев», 1930). В марте 1941 в пьесе Афиногенова «Машенька» сыграл геолога Кареева – классического героя советского театра. Эта была первая постановка Ю.А. Завадского, нового руководителя театра, который стал называться Театром им. Моссовета.

Выступал как режиссер. В театре самостоятельно поставил «Мглу» Л. Прозоровского, «Моцарта и Сальери» А. Пушкина, «Начистоту» А.Г. Глебова, в содружестве с другими режиссерами – «Гордость» Ф. Гладкова, «Салют, Испания!» А. Афиногенова, «Порт-Артур» Л. Никулина и др. В 1946–1951 поставил «Обиду» А. Сурова (Государственная премия СССР, 1949), «Роковое наследство» Л. Шейнина, «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина.

Театр имени Пушкина

28 мая 1949 года назначен художественным руководителем Камерного театра вместо «освобождённого» от этой должности А. Я. Таирова (9 августа 1950 года Камерный театр переименован в Московский Драматический Театр им. А. С. Пушкина). В 1949 Ванин стал главным режиссером Театра имени Пушкина, который возник на пепелище после закрытия Камерного театра Александра Таирова. Всю жизнь верно служивший режиму, он открыл театр спектаклем «Из искры…» Ш. Дадиани о жизни молодого Сталина. Затем состоялись премьеры «Украденного счастья» И. Франко, «Джона – солдата мира» Ю. Кроткова.

В 1951 году В. Ванин поставил музыкальный спектакль «Джон – солдат мира» Ю. Кроткова о судьбе певца Поля Робсона и «Свадьбу Кречинского» А. Сухово-Кобылина, где сыграл свою последнюю роль — Расплюева. "Расплюев у Ванина необычайно смешон и жалок, но вместе с тем и страшен. Страшен своим бездонным цинизмом, своей готовностью на любую подлость" (Б. Медведев). Этот спектакль был настолько популярен, что на его основе впоследствии был снят художественный фильм-спектакль.

В планах Ванина был «Борис Годунов» и «Капитанская дочка», где он хотел сыграть Пугачева. Планам не суждено было сбыться, в 1951 году Василий Ванин умер. За год он успел выпустить пять спектаклей. Спектакль для детей «Аленький цветочек» по сказке Аксакова, до сих пор идет с неизменным успехом.

Кино. Преподавательская деятельность

В 1930 году Ванин начал преподавать в драматической школе Театра имени МОСПС, с 1944 года — во ВГИКе.

Маленькая Оля Викландт с детства отличалась артистизмом, поэтому её решение поступать в театральный техникум при театре имени МОСПС никого не удивило. Её педагогом стал Василий Ванин, уже известный в ту пору актёр и режиссёр.

270455216 (700x513, 106Kb)

Ольга Викландт с родителями. Фото: www.russia.tv

Она появилась на свет в 1911 году в семье латышского предпринимателя, который давно перебрался в Москву. Артур Антонович Викландт строил и продавал дачи в Подмосковье, позже открыл строительный магазин в центре столицы. Супруга его Глафира Ивановна воспитывала двоих дочерей.

Но в 1917 году Артур Антонович бросил семью и исчез в неизвестном направлении. От него осталась только дача в Подмосковье, которая и позволила Глафире Ивановне вместе с девочками пережить голодные послереволюционные годы.

Ещё в студенческие годы Ольга Викландт стала выходить на театральную сцену, а после окончания техникума была принята в труппу театра имени МОСПС. А Василий Ванин, совершенно очарованный талантливой актрисой, вскоре стал её мужем.

Он обладал невероятным обаянием и просто купался в женском внимании. Даже после женитьбы он не упускал возможности завести роман с поклонницей или коллегой по театру. Ольга пыталась обуздать страстную натуру супруга, но противостоять целой армии поклонниц мужа у неё получалось далеко не всегда.

В 1930-е годы как педагог училища Ванин принимал участие в режиссерской работе, поставив с учениками «Трудовой хлеб «Островского и «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина. С 1949 года — профессор ВГИКа.

С 1927 года Ванин работал в кино, преимущественно в историко-революционных фильмах. Имеющего к тому моменту опыт игры в театре роли Чапаева первоначально утвердили на роль Чапаева в одноимённом фильме. В 1942 за роль Степана Кочета в фильме «Секретарь райкома» был награжден Орденом Ленина.

vasiliy-vanin-sekretar-raikoma (700x516, 35Kb)

Василий Ванин. Кадр из фильма «Секретарь райкома»

vasiliy-vanin-lenin-v-1918-godu (700x545, 34Kb)

"Ленин в 1918 году"

vasiliy-vanin-almazi (700x530, 26Kb)

"Алмазы"

Из-за своей увлекающейся натуры, у него была масса романов с актрисами, поклонницами, но женился только однажды - на Ольге Артуровне Викландт, Ванин потерял жену, она ушла от него к Михаилу Названову.

Умер Василий Васильевич Ванин в Москве 12 мая 1951 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

vanin_vv (700x594, 105Kb)

kinozal-tv.appspot.com

0_62b21_ec275186_XXL (461x35, 5Kb)

Mikhail_Nazvanov_1947 (281x383, 20Kb)

Михаил Михайлович Названов

Перипетии судьбы актёра

Жизненный и творческий путь советского актера Михаила Названова – яркий пример искренней любви к своей профессии и служения искусству. Он не оканчивал театральных вузов и училищ, он всему научился на сцене у своих старших товарищей.

В 1931 году 17-летний парень, вчерашний студент музыкального техникума, пришел в Малый театр, где его зачислили во вспомогательный состав. Уже через 9 лет Михаилу Названову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.

И, как оказалось, присвоено вполне заслуженно – потому что эти девять лет – годы упорной и плодотворной работы в столичных и периферийных театрах. Молодой актер успел поработать в МХАТе, Городском театре Ухты, Симферопольском театре имени Горького, в Театре имени Моссовета, Драмтеатре имени Пушкина в Москве.

В свое время Названов был любимым учеником Немировича-Данченко и Станиславского. Михаил обладал прекрасным голосом, имел безупречный музыкальный слух и был талантлив. Не удивительно, что многие открыто завидовали Названову. Это и сыграло с актером злую шутку.

Михаил Названов из-за доноса коллеги из Малого театра в 1935 году попал под каток сталинских репрессий, ему дали пять лет лагерей за шпионаж. Во время отбытия наказания поначалу он привлекался к самым тяжёлым работам, после был создан театр Ухтпечлага, где Названов был и актёром, и режиссёром, и даже вокалистом. Музыкальный талант Михаил Названов унаследовал от своей мамы, известной камерной певицы Ольги Николаевны Бутомо-Названовой.

Освободили Названова лишь перед самым началом войны в 1939 году, с поражением в правах. Самое удивительное то, что в 1944, в самый разгар войны актер был реабилитирован.

Сразу после реабилитации актер начал активно сниматься в кино, берясь за любые предлагаемые роли. Его в свои фильмы приглашали такие именитые режиссеры как Александров, Пудовкин, Эйзенштейн.

Названов настолько вживался в каждую роль, что переживал каждый момент жизни своих героев, каждую их трагедию. Это и сгубило замечательного актера.

mihail-nazvanov-akter-umevshij-berech-rezhisserov-i-kolleg-ushel-slishkom-rano-b9708ba-wpp1633460221459 (700x525, 63Kb)

Курбский «Иван Грозный» (1944)

У Михаила Михайловича была особенность – он не отказывался от ролей – считал, что в любой роли можно найти толк для себя и для зрителя. У Названова было хобби, которому он был привержен не меньше, чем к театру – актер любил читать. Из каждой поездки домой он привозил книги, которые читал постоянно и в дороге, и на гастролях.

mihail-nazvanov-akter-umevshij-berech-rezhisserov-i-kolleg-ushel-slishkom-rano-21ff2ad-wpp1633460014806 (700x525, 42Kb)

«Хозяйка гостиницы» (1956)

Помимо театральных выступлений Михаил Названов давал концерты, он отлично пел песни советских и зарубежных авторов, поэтому мог два часа держать зал сольным выступлением. К 1940-м годам он стал одним из самых известных артистов театра, кино и эстрадной сцены.

Редкая работоспособность и разносторонние таланты позвонили Михаилу Михайловичу быстро заявить о себе в мире советского искусства. Своими ролями в кино и в театре Названов как будто собирал в копилку разнообразные человеческие характеры и сложные судьбы. Но, как говорили коллеги, ни один из этих образов не был похож на самого актера.

mihail-nazvanov-akter-umevshij-berech-rezhisserov-i-kolleg-ushel-slishkom-rano-67cb6cf-wpp1633459931657 (700x525, 62Kb)

«Гуттаперчевый мальчик» (1957)

Он мог без особых усилий сыграть множество персонажей, которые были похожи на него. Но актер не рвался к таким ролям.

– Он любил преодолевать материал, ощущая его сопротивление, радовался победе над ним. Он стремился к решению сложных творческих задач, связанных с внутренней перестройкой, – писали о Михаила Названове советские киноведы.

Ему хорошо удавались властные и жестокие люди – Гульд («Русский вопрос»), Николай I, Александр I и Александр II, капиталист Рябушинский («Жуковский»), а также героические характеры – Мотыльков («Слава»), Сергей Луконин («Парень из нашего города»). Легко Михаил Михайлович играл авантюристов, акробатов, жуликов самых разных мастей.

В годы Великой Отечественной войны Михаил Названов сыграл роль Олеко в популярной пьесе Каца и Ржешевского «Олеко Дундич». В этой роли в Театре имени Моссовета на актера обратил внимание режиссер Сергей Эйзенштейн.

Сергей Михайлович искал исполнителя на роль князя Андрея Курбского для фильма «Иван Грозный», и кандидатура Названова показалась Эйзенштейну подходящей.

Во время подготовки к съемкам актер успел сняться в фильме Александра Столпера «Жди меня» в роли Андрея Панова. Эта роль стала первой работой Михаила Михаийловича в кино.

С этих пор актер полюбил кино, а его – режиссеры. Вот что об этом актере говорил известный актер и режиссер Владимир Басов:

– Работать с Названовым интересно не только потому, что он – восприимчивый актер. Он был широко эрудирован, интеллигентен, много и о многом знал, умел интересно рассказывать. Своей особой манерой говорить, доброжелательностью и жизнерадостностью, он вносил ощущение радости от общения с ним, – говорил его коллега. – Он берег режиссера, его нервы, берег партнеров по съемочной площадке.

Весной 1961 года в Харькове снимали фильм «Битва в пути» Владимира Басова. Съемочная группа жила в большой гостинице, к которой каждое утро подъезжали автобусы, чтобы отвезти киношников на Харьковский тракторный завод, где проходила часть съемок.

Михаил Названов играл в фильме директора завода Вальгана. Коллеги говорили, что он проводил все дни на съемочной площадке, хотя только половина дней были для него съемочными. Начав сниматься в картине, он буквально влюблялся в нее, болел и переживал за все, что было связано с ней.

Личная жизнь

В 1942 году актёра в Чимкенте приняли в труппу Театра имени Моссовета. Там же произошло его знакомство с Ольгой Викландт. Поначалу они просто много общались, однако очень скоро их дружба переросла в настоящее глубокое чувство. Ольга Викландт рассталась с Василием Ваниным и вышла замуж за Михаила Названова.

Когда театр в 1943 году вернулся в Москву, супругам пришлось расстаться, так как Названов не имел права жить в столице. Но актёр в это время снимался в фильме «Иван Грозный» и одновременно добивался разрешения вернуться в Москву.

Ольга Викландт и Михаил Названов каждый день писали друг другу письма, актёр ещё и отправлял любимой женщине телеграммы и мог подолгу просиживать в здании почтамта в надежде на разговор с его Мирандолиной.

В 1944 году Михаил Названов, наконец, смог вернуться в Москву. Однако жить супругам было негде. Они снимали какие-то углы, но чаще ночевали прямо в театральной гримёрной. А потом их пустил в свою квартиру Василий Ванин, освободив для бывшей жены и её супруга комнату.

Каким-то невероятным образом Ольге Викландт удалось не только сгладить острые углы во взаимоотношениях двух мужчин, но и подружить их. Вскоре они втроём стали настоящей сплочённой командой. Когда в 1949 году Василию Ванину предложили возглавить Камерный театр (сегодня это Театр имени Пушкина), Ольга Викландт и Михаил Названов ушли из театра имени Моссовета вслед за ним.

Михаил Михайлович гордился своей женой, неизменно восхищался её умением создать лёгкую и тёплую атмосферу в доме. А уж её кулинарному таланту он готов был петь оды.

Последняя работа актера

mihail-nazvanov-on-hotel-uyti-krasivo-i-eto-emu-udalos2 (700x385, 53Kb)

«Гамлет» (1964) Михаил Названов в роли Клавдия

Последней работой Названова стала роль в картине Козинцева «Гамлет». Во время съемок актер перенес серьезную операцию (у него были проблемы с желчным пузырем). Названову врачи настоятельно рекомендовали пройти реабилитационный период спокойно, отлежаться, отдохнуть, ведь здоровье актера, прошедшего лагеря, давно было подорвано.

Однако режиссер настаивал на том, что съемки прерывать нельзя и Названов вышел на площадку чуть ли не сразу после перенесенной операции.

Из-за напряженной работы на площадке здоровье актера резко ухудшилось, и его срочно направили на повторную операцию. Она стала последней в жизни Названова.

Его супруга Ольга Викландт по завещанию актера развеяла его прах над морем. Актер хотел уйти красиво. Его желание было выполнено…

propositive.ru

kulturologia.ru

0_62b21_ec275186_XXL (461x35, 5Kb)

Рубрики:  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Судьбы человеческие

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку