-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в stewardess0202

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

во всем мне хочетс€ дойти до самой сутиЕ

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ўкола_слав€нской_магии

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 11.02.2014
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 11658

„“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ». „аплина ¬ера ¬асильевна (ћихайлова)

¬торник, 29 Ќо€бр€ 2016 г. 18:50 + в цитатник

875_001.jpg_max (359x516, 119Kb)

ѕисательница-анималист

875_172131749.jpg_max (384x526, 140Kb)

ќб этой женщине снимали фильмы, и они шли при полных аншлагах. ≈е книги читали запоем - глотки чистоты, добра и бескорыстной любви в душном море казенного соцреализма. ќна жила в собственном мире, так не похожем на унылую действительность, на собственном острове, и был это ќстров «верей в ћосковском «оопарке. ќ ком это? ƒа конечно, о ¬ере „аплиной, прекрасной женщине и уникальном писателе!

ѕисателей-анималистов мало: навскидку вспоминаютс€ ƒжеральд ƒарелл,  онрад Ћоренц ― ну, еще ’ессайон... и всЄ, пожалуй. ќбъ€снение простое: тут мало просто любить животных и обладать даром слова. Ќет ― надо еще уметь наблюдать, надо знать животных, их повадки, особенности... ј это специфическое и очень конкретное знание, и приобрести его можно, только если каждый день, каждую минуту быть р€дом со зверем...

¬от так счастливо и сошлись звезды над головой ¬еры ¬асильевны „аплиной. «„етвероногие друзь€», «ѕитомцы зоопарка», «ћои воспитанники» - только в ———– эти книги издавались больше 100 раз!.. ѕредставл€ете себе тиражи ― те, советские, многотыс€чные?.. Ќаверно, не было семьи, где на полке не сто€ло ее книг. ќни были переведены на 25 иностранных €зыков...

875_002.jpg_max (410x516, 117Kb)

ћосква. 1965 год

875_003.jpg_max (399x516, 135Kb)

Ќью-…орк. 1965 год

Ќеверо€тно: в этих книгах совершенно отсутствовала хоть кака€-нибудь советска€ идеологи€, но в 1950-е и 1960-е годы именно они формировали за рубежом образ советской детской литературы. — геро€ми произведений ¬еры „аплиной, помимо читателей соцстран, были знакомы во ‘ранции, японии, —Ўј... ¬прочем, «безыдейность» не помешала издательству «ћеждународна€ книга» опубликовать «„етвероногих друзей» и «ѕитомцев зоопарка» на испанском, хинди, арабском, на других €зыках…

Ќо вот парадокс: литературна€ критика словно бы не замечала существовани€ такого писател€, как ¬ера „аплина, в поле зрени€ оказывалс€ любой первый встречный графоман ― но не та, чьи книги было не достать. ¬ера ¬асильевна относилась к этому с достоинством, главную оценку своего труда она видела в том, что ее книги читают и перечитывают не критики, а те, дл€ кого они, собственно, и написаны. ѕервые рассказы „аплиной о питомцах ћосковского зоопарка по€вились в 1930-е годы, уже давно стали дедушками и бабушками их первые юные читатели, да и самой ¬еры ¬асильевны уже нет на свете; уже прочно позабыты имена «правильных» литераторов (да и их критиков тоже) – а ее книги переиздаютс€ вновь и вновь, и всегда пользуютс€ успехом.

ќ „аплиной и львице  инули, которую она вырастила у себ€ дома, было сн€то множество хроникальных киносюжетов (после долгих поисков в  расногорском кинохранилище удалось найти всего один, на полторы минуты), создан фильм «ѕро львенка  инули» в 1935 году – следов его найти не удалось… „аплина выступала как автор сценари€ и научный консультант почти в дес€тке фильмов… » – молчание! ƒаже в ћосковском зоопарке юбилейную выставку предложили сделать… в но€бре. » это в «благодарность» за то, что „аплина, по сути, прославила на весь мир это учреждение!..

„итатели заваливали „аплину письмами. «…Ѕольшое значение имеет то, что все написанное не выдумка, а быль. » хот€ ¬ы рассказываете необычайные вещи, они звучат естественно и убедительно… я пон€ла, что секрет этого заключаетс€ в том, что ¬ы, в отличие от окружающих, понимаете животных. ќказываетс€, им свойственны такие знакомые каждому чувства, как – прив€занность, тоска, дружба, а также страх, испуг и €вные зачатки мышлени€. Ќикогда € не смогла бы разобратьс€ в поступках зверей так просто…» - написала ей в 1956 году читательница Ё. √ор€инова. ј вот письмо другого читател€, причем весьма почтенного возраста - академика ј. ‘. »оффе: «ѕримите мою сердечную благодарность за присылку ¬ашей чудесной книжки, котора€ вновь доставила мне большую радость. ¬ы сумели так рассказать о своих друзь€х, что они станов€тс€ нашими друзь€ми – научаешьс€ смотреть на них иными глазами. ћало кому удаетс€ создать такие живые образы людей, как ¬аши четвероногие…».

“ворчество „аплиной во многом автобиографично, и не в одном только сборнике «ћои воспитанники» писательница сама становитс€ действующим лицом. ¬ любой истории о жизни ћосковского зоопарка ощущаетс€ ее присутствие, причем и читател€ ¬ера ¬асильевна делает соучастником событий, как-то сразу вт€гивает в развитие действи€, рисует все происход€щее так четко, что человеку кажетс€ ― все происходит перед его собственными глазами… Ќо прежде эти истории увидела сама ¬ера „аплина.

 акой же она была?

јвтобиографии ¬ера ¬асильевна не оставила, сохранилось лишь несколько набросков и отдельные дневниковые записи разных лет. ƒа и в жизни она больше рассказывала не о себе, а о своих питомцах. ќ детстве же говорила неохотно, предпочитала вспоминать лишь то врем€, когда поступила в кружок юных биологов зоопарка –  ёЅ«…

ј ведь детство начиналось безоблачно. ¬ера родилась 24 апрел€ 1908 года в потомственной двор€нской семье. ∆или в самом центре ћосквы, на Ѕольшой ƒмитровке, в собственном доме деда, известного инженера-теплотехника, профессора ¬ладимира ћихайловича „аплина. Ќо родители ¬еры развелись, а в 1917 году всей прежней жизни вдруг и разом пришел конец.

Ќеизвестно, почему они с матерью оказались в “ашкенте. ¬ семью прин€ли инвалида-казака - мать не замечала, что тот в ее отсутствие жестоко избивал нагайкой 10-летнюю ¬еру. Ќаверное, другой перетерпел бы насилие, приспособилс€, но ¬ера не покорилась и убежала из дома...

ƒевочка попала в приют, мать разыскала ее, но ¬ера вернулась в семью только тогда, когда тот человек умер. Ёто было врем€ голода. ѕосле п€тилетних скитаний в 1923 году семь€ вернулась в ћоскву, но прежний дом наполнилс€ чужими людьми, и превратилс€ в коммунальную квартиру…

Ќовый советский быт давил своей пошлостью. ¬прочем, у ¬еры „аплиной был свой мир, с тех пор как она себ€ помнила – р€дом с ней всегда были птенцы, щенки, черепахи... ѕозже она вспоминала: «ћама никогда не возражала против моих четвероногих и крылатых поселенцев, и € этим широко пользовалась… ¬ моем маленьком уголке дл€ игрушек находили себе приют самые разнообразные малыши. ¬ кукольной кроватке пищали выпавшие из гнезда птенцы, а в больших и маленьких €щичках копошились притащенные кем-то мышата, ежата, кот€та… «а всеми своими питомцами € тщательно ухаживала: кормила их, выносила на прогулки… —коро они становились взрослыми, но долго у мен€ не задерживались. ѕтиц € выпускала на свободу, мыши разбегались сами, а остальных разбирали знакомые. Ќо мой уголок пустовал недолго, проходило немного времени, и он оп€ть пополн€лс€ новыми питомцами…».

ƒаже в детском доме ¬ера ухитр€лась держать разных животных, которых приходилось не только чем-то кормить, но и защищать. ќна была очень худа€, маленького роста, но когда кто-нибудь пыталс€ обидеть ее питомцев, дралась так отча€нно, что с ней предпочитали не св€зыватьс€ и считали «бешеной». ј воспитатели говорили: «„аплина? Ёта точно кончит каторгой!».

Ќо любовь к животным отвлекала от тоски, вечного ощущени€ голода, и помогли маленькой девочке «с характером» остатьс€ человеком – не дала озлобитьс€, стать жестокой.

ѕосле возвращени€ в ћоскву у ¬еры по€вились новые питомцы: две белки, лисенок, собака. » чуть ли не с первых дней она стала ходить в зоопарк. «…÷елые дни пропадала € там, часами простаивала у клеток. 

ќсобенно мне нравились волки. ќдного из них € даже пыталась приручить и поражалась, как это у мен€ ловко получаетс€. ѕотом уже узнала, что выбранный мною зверь был давно ручным. » вот когда € в очередной раз «приручала своего волка», ко мне подошел незнакомый человек.

– Ћюбишь животных? – спросил он.

я смущенно кивнула.

- ј хочешь изучать их? ѕриходи к нам, – и он дал мне записку в кружок юных биологов зоопарка…».

875_004.jpg_max (435x516, 156Kb)

ѕ. ј. ћантейфель (1882 -1960)

Ќезнакомцем оказалс€ ѕетр јлександрович ћантейфель, руководитель только что основанного  ёЅ«а ( ружок юных биологов зоопарка был основан в 1924 году). »звестный ученый и натуралист-практик, он был еще и замечательным педагогом. «ƒ€д€ ѕет€», как звали его все юннаты, помог определитьс€ в жизни многим подросткам, порой очень трудным, с которыми он возилс€ как с собственными детьми. ¬стреча с ћантейфелем стала и дл€ ¬еры насто€щей жизненной удачей. ќн был столь €ркой, незаур€дной личностью, что р€дом с ним как-то сами собой раздвигались границы обыденности и по€вл€лось ощущение значительности всего происход€щего, в котором твое личное, многим непон€тное увлечение животными становилось частью общего, большого дела. «ћне кажетс€, что жизнь началась с того дн€, как € поступила в зоопарк…» – так вспоминала об этом повороте своей судьбы писательница ¬ера „аплина.

¬ то врем€ ћосковский зоопарк восстанавливалс€ после разрухи. »змен€лось и отношение к его обитател€м. «Ќа содержащихс€ в вольерах животных стали смотреть как на объекты научного исследовани€, а не как на диковинные создани€ дл€ развлечени€ публики, – писала одна из учениц ћантейфел€, доктор биологических наук “. ѕ. ≈вгеньева. – –еб€та чувствовали себ€ ответственными за все, что происходит вокруг. ƒ€д€ ѕет€ привлекал кюбзовцев в науку именно тем, что ничего специально детского никогда не затевал – дело было всегда насто€щее, взрослое.  юбзовцы стали в зоопарке ощутимой силой – они привозили из выездов на природу корма, помогали служител€м чистить клетки, кормили животных, тщательно убирали территорию… ∆ивое практическое дело и теоретическа€ учеба шли параллельно» (“. ѕ. ≈вгеньева «ѕлем€ кюбзовцев», ћ. 1984 г.)

«анима€сь в  ёЅ«е, ¬ера „аплина получила возможность гораздо ближе узнать обитателей зоопарка, которых раньше видела лишь издали. ќсобенно ее привлекали те звери, что неохотно шли на контакт, имели строптивый нрав и поэтому не вызывали расположени€ большинства юннатов. ¬ каждом из них от природы наблюдательна€ девушка умела распознать не только едва заметные оттенки настроени€, но и какие-то индивидуальные черты характера, которые помогали ей пон€ть логику поведени€ будущего четвероногого друга, найти с ним может быть и не скорый, но зато прочный контакт.

„то влекло будущую писательницу к звер€м со сложным, необычным характером? ¬озможно, осознание их индивидуальности. Ќо скорее всего, она просто понимала, что именно из этих, «трудных», и выйдет насто€щий толк.

Ѕольше всего ¬ера „аплина ценила способность звер€ стать другом. «а всю жизнь у нее было немало таких друзей. ќдним из первых и самых любимых стал волк јрго. «я убирала клетку, часами говорила с јрго, но прошло очень много дней, прежде чем он бо€зливо прин€л из моих рук первый кусочек м€са».

875_005.jpg_max (600x450, 86Kb)

¬ера „аплина с волком јрго. ћосковский зоопарк. 1927 год

Ёта дружба продолжалась много лет, и выдержала самое серьезное испытание. “рудно сказать, что произошло, но однажды волки в вольере напали на девушку. ¬ерный јрго защищал ее – один против всех – с такой €ростью, что ста€ отступила. Ќа нем почти не осталось живого места, ¬ере тоже сильно досталось, но она была спасена.

— середины 1920-х годов ћосковский зоопарк стал активно развиватьс€: построили Ќовую территорию, посто€нно пополн€ли коллекцию редких животных. Ќаучна€ и просветительска€ работа стала главным делом сотрудников. ¬ то врем€ еще не хватало знающих зоологию экскурсоводов, и ѕ. ј. ћантейфель предложил допустить к проведению экскурсий по зоопарку наиболее подготовленных кюбзовцев. ¬от что вспоминала об этом профессор ≈лена ƒмитриевна »льина (а в те годы просто ЋЄл€, подруга ¬еры „аплиной): «„тобы получить разрешение на эту работу, надо было сдать строгий экзамен. ћы изучали всех представленных в зоопарке животных – их биологию, особенности…Ќередко ведешь экскурсию и вдруг среди экскурсантов замечаешь д€дю ѕетю, который, представл€€сь посторонним, начинает задавать «ехидные» вопросы. ≈сли экскурсовод сбивалс€, нервничал, д€д€ ѕет€ уходил, но потом, иногда очень длительное врем€ он беззлобно подтрунивал над неудачным выражением, допущенной ошибкой. ¬се это мобилизовывало, заставл€ло работать над собой. » не случайно кюбзовцы считались одними из лучших экскурсоводов» («ёный натуралист», є3 1982 г.)

¬ 1925-27 годах этой работой занималась и юннатка „аплина. ќна уже могла многое рассказать о жизни обитателей зоопарка, различала «лица» и знала характеры большинства из них. Ќо одно дело обсуждать проблемы зверей со своими товарищами, которые всЄ понимают с полуслова. «десь же, на экскурси€х ее слушали незнакомые и совершенно разные люди: учащиес€, рабочие, красноармейцы. —реди них были взрослые и дети, знатоки животных и те, кто видел редких зверей и птиц впервые.

 ак доходчиво и интересно рассказать им о питомцах зоопарка? ¬р€д ли ¬ера „аплина предполагала тогда, что попытки ответить на этот вопрос приведут ее в литературу. ённатка „аплина просто пыталась увлечь экскурсантов чудесным миром зоопарка и показать, что бесконечно разнообразны и интересны не только его экзотические питомцы, но и те звери и птицы, что живут р€дом – в обычных лесах и пол€х, в городских дворах и квартирах.

«аписывать свои наблюдени€ за животными она начала еще в кюбзовские годы. » хот€ большинство этих записей не сохранилось, по оставшимс€ видно, что в будущем (порой через дес€тки лет) они пригодились писательнице дл€ создани€ многих рассказов, таких как «–аджи», «ƒогадливый лев», «ƒомовой в зоопарке». ¬ 1920-х годах, а может, и раньше лежат истоки рассказа «’итрые вороны». — детства присматрива€сь к поведению зверей и птиц, ¬ера сталкивалась с неожиданными примерами их сообразительности. ≈ще в “ашкенте она целыми дн€ми наблюдала за черными воронами, которые безошибочно находили на деревь€х самые спелые грецкие орехи, приспособились раскалывать их в своеобразных «кузницах» и оригинально запр€тывали… “еперь, занима€сь в  ёЅ«е, она во всех подробност€х описала этот случай уже как натуралист. ј сам рассказ был опубликован спуст€ почти п€тьдес€т лет.

Ќадо сказать, что ¬ере „аплиной было интересно не только наблюдать и приручать, но и обучать своих питомцев. ѕоначалу, как дл€ многих детей, это было развлечением, игрой в «домашний цирк». ќднако т€га к забавному, эксцентричному (котора€ не пропала и потом) уже тогда не могла заслонить серьезного отношени€ ¬еры к своим воспитанникам, каждый из которых становилс€ дл€ нее не игрушкой, а товарищем, другом. Ётому способствовали и работа в зоопарке, и приручение јрго. ј в 1925 году, не прекраща€ зан€тий в  ёЅ«е, 17-летн€€ девушка вступила в ÷ентральную секцию клуба служебного собаководства: у нее по€вилс€ еще один питомец, доберман-пинчер –еди.

875_006.jpg_max (415x516, 113Kb)

¬ера „аплина с –еди. 1925-26 годы

¬ера занималась с ним изо дн€ в день, отрабатывала до совершенства все приемы, которые показывали инструкторы. Ќо и пес оказалс€ на редкость способным, восприимчивым учеником. » что самое важное, на –еди можно было всегда положитьс€. Ћетом 1927 года ¬ера отправилась с подругой-кюбзовкой на юг, и там именно присутствие –еди позволило девушкам осуществить длительное и довольно рискованное путешествие, во врем€ которого они по поручению ћантейфел€ собирали «дл€ пополнени€ ћосковского зоопарка в районе  авказского „ерноморского побережь€ некоторых животных и изучени€ биологии некоторых представителей фауны» (так было сказано в удостоверении, которое выдал ћосковский зоопарк).

¬ 1927 году в жизни ¬еры „аплиной произошло важное событие. «имой она училась кататьс€ на коньках, однажды случайно выехала на спортивную дорожку, и ее чуть не сбил конькобежец. ¬ последний момент студент јлександр ћихайлов заметил преп€тствие, отча€нным усилием свернул в сторону, с грохотом врезалс€ в бортик ледовой площадки и сломал конек. ѕрид€ в себ€ после удара, он в €рости догнал попытавшуюс€ улизнуть девушку, и… с первого взгл€да влюбилс€.

¬есной 1928 года в день рождени€ ¬еры они поженились, а еще через год у них родилс€ сын “ол€. “ак довольно стремительно юность уступила место совсем взрослой жизни. » в зоопарке начальна€, кюбзовска€ пора сменилась дл€ ¬еры „аплиной самосто€тельной работой – служителем при животных. ¬ 1930 году ей поручили работу с молодн€ком. Ёто еще не та, совместна€ площадка молодн€ка, которую она организует при поддержке ћантейфел€ в 1933 году. Ќо уже тогда, наблюда€ за удивительной схожестью поведени€ детенышей совершенно разных зверей, ее увлекла иде€ провести эксперимент ― поселить детенышей всех вместе и приучить их друг к другу. “о есть - создать общий «детский сад» дл€ маленьких питомцев зоопарка.

–абота с молодн€ком была ответственной и очень интересной. 

¬ыкармливание многочисленных звер€т и уход за ними ― это было не все: некоторых еще и пробовали дрессировать. ≈лена –ум€нцева, друживша€ с ¬ерой еще с  ёЅ«а, позднее вспоминала, что в 1930 году в зоопарке родились льв€та. ћанька, сама€ ручна€ (кстати, будуща€ мать  инули), шла ко всем на руки, но ¬ера решила заниматьс€ с более злым – ѕацаном. » через несколько мес€цев достигла таких успехов, что ѕацана пригласили сниматьс€ в кино. —ъемки прошли удачно, ¬ера все врем€ находилась р€дом со львенком и лишь иногда незаметно придерживала его, чтобы он не подходил слишком близко к актерам. (≈. √. –ум€нцева, «ћои знакомые», ћ. 1935 г.).

875_007.jpg_max (400x516, 146Kb)

„аплина с львенком ѕацаном. ћосковский зоопарк. 1930 год

Ќадо сказать, это была уже не перва€ встреча ¬еры „аплиной с кино. ¬ начале 1929 года ей предложили работать дублером в трюковых съемках езды на олен€х. ƒл€ них с Ўурой это было трудное врем€. ќн заканчивал техникум и мог подрабатывать только ночами. ¬ера ждала ребенка, но тоже искала любую возможность пополнить семейный бюджет... ќна прин€ла предложение кинофабрики ― и во врем€ съемок получила сильную травму, едва не стоившую ей жизни...

ѕервенец вообще далс€ ¬ере „аплиной очень нелегко. «а сложными родами через полтора года последовала его т€жела€ и долга€ болезнь, из-за которой в €нваре 1931 года ей пришлось уйти из зоопарка. »менно об этой ситуации идет речь в трагической концовке рассказа о Ћоське. —удьба все же пощадила ее ребенка, но, казалось, решила испытать ¬еру во всем: уход с любимой работы и смерть так прив€завшегос€ к ней Ћоськи довершились в конце 1931 года гибелью ее верного –еди…

ќсенью 1932 года ¬ера „аплина ввернулась в зоопарк, хот€ непосредственный контакт со звер€ми возобновилс€ у нее не сразу. ѕоначалу она работала экскурсоводом, и зарплата была совсем неплоха€. Ќо вскоре она записала в дневнике: «…√овор€т, хорошо, но мне не нравитс€, так как делать нечего, а деньги получать задаром как-то непри€тно». „аплина не просто хотела ― ей было жизненно необходимо самой заниматьс€ с животными - и вскоре она с головой окунулась в любимую работу.

ћолодость – врем€ смелых начинаний. ¬ 25 лет ¬ера „аплина становитс€ одним из новаторов ћосковского зоопарка. ќна навсегда останетс€ в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывалс€ здоровый и крепкий молодн€к, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Ётот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодн€ка на многие годы стала одной из «визитных карточек» ћосковского зоопарка.

875_008.jpg_max (600x416, 99Kb)

ћосковский зоопарк. Ќа площадке молодн€ка

875_009.jpg_max (600x446, 119Kb)

„аплина с медвежонком и тигренком —ироткой. ѕлощадка молодн€ка ћосковского зоопарка

“огда же в журнале «ёный натуралист» по€вились первые небольшие рассказы ¬еры „аплиной, и (редкий случай!) сразу после этих публикаций издательство «ƒетгиз» заключил с ней договор на книгу о площадке молодн€ка.

Ќо особенно важной удачей дл€ ¬еры стало знакомство с профессиональным писателем ¬севолодом Ћебедевым, которого, как и ѕ. ј. ћантейфел€ она впоследствии называла своим учителем. „ерез несколько лет, уже самосто€тельно работа€ над следующей книгой, она вспоминала о его уроках: «Ќачинающий автор не замечает своих ошибок. ƒл€ этого надо много опыта и умени€ писать. я этого не имела и недостаток критики ощущала очень сильно… Ћебедев терпеливо, не показыва€ пр€мо на ошибку, наталкивал мен€ на нее. Ќапример, описыва€ площадку, € подробно указывала, где находитс€ какое дерево, пень, кака€ росла трава. “огда ¬.Ћ. попросил мен€ описать обыкновенный стул. —делать € этого не смогла. «ј если посадить человека, – спросил он, – и по тому, как он, облокотившись, сел, дать форму стула?..». Ёто было так просто, что мне даже показалось странным, как € не догадалась раньше. —разу увидела свою ошибку и, описыва€ площадку, придала ей форму и вид поведением зверей».

875_010.jpg_max (600x470, 106Kb)

¬ера „аплина на площадке молодн€ка. ћосковский зоопарк. —ередина 1930-х годов

јзы писательского ремесла дались „аплиной нелегко. ћножество раз Ћебедев просил переписать уже, казалось готовое. ѕорой, уход€ после очередного критического разбора, девушка с такой силой хлопала дверью, что он уже не наде€лс€ на ее возвращение. Ќо ¬ера брала себ€ в руки, в очередной раз переделывала текст, находила более точные, выразительные и как правило, более простые слова.

ѕисать приходилось урывками. –абота в зоопарке часто зат€гивалась допоздна, а дома – 5 человек в комнате, шум, гам, радио… ¬ера надевала наушники, пыталась сосредоточитьс€, но домашние требовали внимани€ и вообще несерьезно относились к ее новому делу. «акончить книгу удалось на военизированных курсах служебного собаководства, куда „аплину откомандировали весной 1934 года. ¬прочем, и там писать приходилось по ночам, при свете фонарика. Ќо вот рукопись сдана, и «ћалыши с зеленой площадки» в 1935 году были опубликованы. ѕерва€ книга имела успех, но сама писательница оценила ее критически, и существенно переработала текст дл€ нового сборника рассказов, а в последующие издани€ не включала его вовсе. Ћитературное творчество, так же как и работа со звер€ми, оказалось дл€ ¬еры „аплиной не просто увлечением, а насто€щим, серьезным делом. ќно так же не терпело к себе поверхностного отношени€, требовало желани€, настойчивости и чуть€. 

 ак и дл€ многих авторов определ€ющей дл€ „аплиной стала ее втора€ книга – «ћои воспитанники» в 1937 году. » действительно, такие рассказы, как «јрго», «Ћоська», «“юлька», не только показали ― да, у этой писательницы есть свой собственный литературный стиль, но и стали одними из лучших в ее творчестве. ј истори€ про львицу  инули, воспитанную в городской квартире, стала насто€щим бестселлером, и читатели с нетерпением ждали выхода этой книги.

875_011.jpg_max (369x516, 128Kb)

¬ера „аплина кормит  инули.  оммунальна€ квартира на Ѕольшой ƒмитровке. ћай 1935 года

875_012.jpg_max (600x457, 105Kb)

„аплина с  инули и шотландской овчаркой ѕэри на прогулке. ѕетровка. Ћето 1935 года

875_013.jpg_max (600x445, 86Kb)

„аплина с  инули и ѕэри.  оммунальна€ квартира на Ѕольшой ƒмитровке. ¬есна 1936 года

—обыти€, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в ћоскве, но и далеко за ее пределами, благодар€ многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. Ќа „аплину буквально обрушилс€ поток писем - от детей и взрослых, из разных концов страны. ѕричем большинство, не зна€ ее точного адреса, надписывали конверты просто: ћосковский зоопарк,  инули „аплиной. ¬скоре известность становитс€ международной: в декабре американска€ «The Christian Science Monitor» опубликовала большую статью о ¬ере „аплиной,  инули и площадке молодн€ка; затем с писательницей заключили договор об издании ее произведений за границей, и в 1939 году в Ћондоне вышла книга ее рассказов «My animal friends».

875_014.jpg_max (600x407, 119Kb)

‘отографии из статьи о ¬ере „аплиной в «The Christian Science Monitor», —Ўј. 18 декабр€ 1935 года

875_015.jpg_max (600x460, 89Kb)

—борник рассказов ¬. „аплиной «My animal friends». Ћондон. 1939 год

  этому времени жизнь „аплиной насыщена до предела. ¬ 1937 году у нее родилась дочь Ћюда, но это не помешало 29-летней сотруднице ћосковского зоопарка стать руководителем секции хищников. ќна продолжала активно сотрудничать с редакци€ми газет, журналов и на радио, писала тексты к диафильмам, работала сценаристом и консультантом в научно-попул€рном кино. ѕорой ей оп€ть приходилось дома выхаживать брошенных или осиротевших детенышей – так было с леопарденком «аботкой, выдренком Ќаей. ¬ зоопарке не прерывалось общение с  инули, јрго. ѕо€вились новые воспитанники: медвежонок ‘омка, овчарка  уська, в начале 1941 года – гепард Ћюкс. ¬ мае того же, 1941 года ¬ере „аплиной объ€вили благодарность «как лучшей ударнице ћосковского зоопарка»…

875_016.jpg_max (600x438, 112Kb)

„аплина с  инули. ћосковский зоопарк.  онец 1930-х годов

875_017.jpg_max (600x424, 97Kb)

„аплина с гепардом Ћюксом. ћосковский зоопарк, весна 1941 года

Ќо все поломала война. „аплину направили в —вердловский зоопарк - туда вывозили часть животных из ћосквы. ¬ хаосе массовой эвакуации она пережила ужас потери детей, и лишь самообладание и счастливый случай помогли ей найти их где-то под ѕермью. ќбсто€тельства еще не скоро позволили им быть вместе (лишь осенью 1942 года у ¬еры ¬асильевны по€вилась крохотна€, но отдельна€ комната с печкой), а пока двенадцатилетнего сына удалось пристроить у знакомых в „ел€бинске. ¬прочем, т€жело тогда приходилось всем.

Ќо особенно трудно было сохранить жизнь животным. «Ќе хватало кормов, приходилось прилагать громадные усили€, чтобы накормить, спасти их, - рассказывала годы спуст€ писательница. – ¬се без исключени€ сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. ћы делились последним с детьми и... звер€ми» (из интервью газете «¬ечерний —вердловск» в 1991 году). ¬ т€желейших услови€х войны ¬еру „аплину не раз выручала способность не растер€тьс€, искать нестандартные решени€. ¬ —вердловском зоопарке ¬ера ¬асильевна про€вила себ€ как умелый и решительный организатор, и летом 1942 года ее назначили заместителем директора, а весной 1943 года вернули в ћоскву и поручили руководство производственными предпри€ти€ми столичного зоопарка, где она и встретила окончание войны.

ƒети и муж выжили, оба брата погибли. ћолодость осталась где-то далеко позади, хот€ ¬ере „аплиной еще не было сорока. » во многом жизнь нужно было начинать сначала. »менно тогда из двух профессий, двух призваний она окончательно выбрала литературу... ¬ 1946 году „аплина уволилась из зоопарка, где проработала ― нет, прожила больше 30 лет, и в историю которого вписала свою €ркую страницу. ќна ушла, чтобы встать на еще не вполне дл€ себ€ твердый путь профессионального писател€. Ќа этом пути, конечно, можно было воспользоватьс€ прежними достижени€ми и двигатьс€ по инерции в творческом спокойствии, как это сделало немало «писателей одной книги». ќднако трудно представить эту решительную, волевую женщину бесцельно пребывающей где-то на обочине. » главное - „аплиной было что сказать читател€м.

¬ 1947 году вышел ее новый сборник «„етвероногие друзь€», где помимо переработанной повести « инули» впервые по€вились рассказы «‘омка - белый медвежонок», «¬олчь€ воспитанница», « уцый», «Ўанго» и другие. «„етвероногие друзь€» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в ћоскве, но и в ¬аршаве, ѕраге, Ѕратиславе, —офии, Ѕерлине. ј когда в 1950 году „аплина вступала в —оюз писателей, то рекомендовавшие ее —амуил ћаршак и Ћев  ассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше.

¬ послевоенные годы в творчестве „аплиной по€вилась и друга€ тема. ∆ивотные зоопарка ― существа экзотические, уже сама встреча с ними дл€ многих ― событие... » посыпались письма от юных читателей: пришлите мне львенка, тигренка или хот€ бы медвежонка. ¬ера ¬асильевна в таких случа€х спрашивала: а вы уже вырастили сами кого-нибудь? ¬ы кормите зимой птиц во дворе, помогаете бездомным собакам и кошкам? » знаете ли вы хоть что-то о тех, кто живет в ближайшем лесу, в поле, у речки?.. ƒругом может стать самый обычный четвероногий или крылатый питомец – это она с детства узнала сама и сейчас открывала своим читател€м.

≈диномышленником и литературным соавтором ¬еры „аплиной с конца 1940-х годов стал известный писатель-натуралист √еоргий —кребицкий. »нтересно, что в своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читател€м – писали дл€ них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «ћурзилка» и в книгу дл€ первоклассников «–одна€ речь». Ќо эти простые и легкие дл€ воспри€ти€ тексты оказались технически очень сложными! ¬ажно было, добива€сь простоты, не сбитьс€ в примитив. “ребовалась особа€ точность слова, вывер€лс€ ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же врем€ верное представление о том, « ак белочка зимует» или чем живет майский жук.

875_018.jpg_max (381x516, 123Kb)

√. ј. —кребицкий (1903-64)

„аплина и —кребицкий в соавторстве написали сценарии к мультфильмам «Ћесные путешественники» в 1951 году и «¬ лесной чаще» в 1954 году. ѕосле совместной поездки в «ападную Ѕелоруссию вышел сборник их очерков «¬ Ѕеловежской пуще» в 1949 году. » все же главной темой дл€ „аплиной была жизнь ћосковского зоопарка.  онечно, эта жизнь мен€лась: уже давно там не работал ѕ. ј. ћантейфель, с войны вернулись не все ее товарищи. Ќо она еще не рассказала множество замечательных историй из недавнего прошлого. ƒа и насто€щее давало немало материала дл€ новых сюжетов – в зоопарке работали друзь€... “ак по€вились рассказы «ћедвежонок», « ондор», «ћарь€м и ƒжек», «ћусик», « рылатый друг» и другие, вошедшие в сборник «ѕитомцы зоопарка» в 1955 году. » в дальнейшем ¬ера ¬асильевна не раз пополн€ла как цикл рассказов под этим названием, так и цикл «ћои воспитанники» - свой окончательный вид они приобрели только в 1965 году.

Ќадо сказать, что каждый выход новой книги „аплиной становилс€ большим и ожидаемым событием. Ќемалую роль в этом играли иллюстрации талантливых художников-анималистов ƒмитри€ √орлова и √еорги€ Ќикольского и фотографии јнатоли€ јнжанова с реальных мест описываемых событий – площадок и вольер ћосковского зоопарка.

ј сама писательница после ухода из зоопарка и т€желой болезни с начала 1950-х годов жила все более замкнуто. „аплину не волновала мишура публичных выступлений, она не стремилась пролезть в «литературное начальство», а отношение к ней со стороны начальства зоопарковского было на удивление прохладным. «ато ¬ера ¬асильевна сделалась общественным инспектором охраны природы, научилась водить машину (после того, как почти год была парализована из-за энцефалита)... ¬ыросли ее дети, по€вились внучки, прибавилось семейных забот. —о стороны казалось ― „аплина все глубже погружаетс€ в пучину обыденности. ¬озможно, так оно и было. Ќо ¬ера ¬асильевна привыкла быть лидером – основной груз ответственности в семье она всегда несла на своих плечах. ј вот обыденность вр€д ли обремен€ла, потому как ¬ера ¬асильевна с детства имела счастливый талант в самых обыкновенных обсто€тельствах и ситуаци€х обращать внимание на что-то очень интересное дл€ себ€ и неожиданное дл€ других.

— возрастом этот талант не только помогал писательнице находить новые сюжеты дл€ рассказов, но и в какой-то мере преобразил ее произведени€. Ќа смену крупным планам и €рким краскам, создававшим приподн€тые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приход€т образы вроде бы меньшего масштаба. Ќо теперь они приход€т как будто из собственной жизни читател€.  ажетс€, что ¬ера „аплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разгл€деть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. » как увлекательно и забавно следить за проказами прожорливого семейства воробушка ѕика!  ак захватывают перемены, происход€щие в жизни дворн€ги ћухтара – как будто они происход€т с нашим собственным участием. ƒаже с виду малосимпатична€ жаба оказываетс€ зан€тной и узнаваемой ’ромкой. » вот уже мир рассказа в чем-то мен€ет реальную жизнь читател€ – ему теперь легче стать чуть наблюдательнее, немного добрее. », быть может, не только к звер€м, но и к люд€м.

875_019.jpg_max (600x440, 84Kb)

¬ера „аплина на даче с дворн€жкой  апиком.  онец 1960-х годов

Ёти новые черты творчества „аплиной, впервые отчетливо проступившие в сборнике «ƒруг чабана» в 1961 году, полностью раскрылись в цикле ее поздних рассказов «—лучайные встречи» в 1976 году. ћногие из них – ««абавный медвежонок», «»спорченный отпуск», «ѕуська», « ак хорошо!» – полны комических ситуаций, которые порой случаютс€ с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» звер€тами. “о, что вытвор€ют при этом звер€та, может легко вывести из себ€ даже очень спокойного человека, и ¬ера „аплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом.

«наменитые питомцы ћосковского зоопарка и звери, которых „аплина воспитала сама, случайно встреченные четвероногие друзь€ – все они предстают перед нами на страницах ее книг. » может, не столь заметен, но очень значим в каждом рассказе и сам человек. ќт его доброты и ответственности подчас полностью завис€т судьбы зверей. Ќо звери не остаютс€ в долгу – забота о них как-то легко помогает человеку стать лучше, а их преданность и любовь делают его жизнь счастливее. »менно об этом - замечательные произведени€ ¬еры ¬асильевны „аплиной.

875_020.jpg_max (676x473, 187Kb)

„аплина с шотландской овчаркой –адой.  онец 1970-х годов

¬ера „аплина скончалась 19 декабр€ 1994 года в ћоскве и была похоронена на ¬аганьковском кладбище.

875_172131750.jpg_max (404x526, 130Kb)

јвторы текста ћарина Ѕернацка€ и ћаксим “авьев

chtoby-pomnili.com

Ѕез названи€ (205x144, 5Kb)

–убрики:  ѕрошлое и насто€щее “ашкента
„“ќЅџ ѕќћЌ»Ћ»



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку