-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19342
Комментариев: 1193
Написано: 20795


ТЫ НЕ СИРОТА…

Воскресенье, 27 Апреля 2014 г. 13:31 + в цитатник

ПОДВИГ СЕМЬИ ШАМАХМУДОВЫХ

Здесь каждый клочок земли - живое сказание о былом, каждое старое дерево связано с какой-либо притчей, каждый квартал и махаля хранят свою легенду. Воистину неповторим город, где явь оказывается чудесней всяких сказок. Ташкент - город на границе земледельческих оазисов Средней Азии и бескрайних евразийских степей существует уже более двух тысяч лет. Размеренная жизнь улиц, стройные тополя и развесистые чинары, седобородые старики в халатах, женщины в шароварах, сидящие на остановках. Не на лавочках, а рядом на тротуаре. Тенистая прохлада аллей, зной площадей и новых районов, трущобы окраин, ослы, запряженные в повозки, сидящий в чайханах народ с утра до вечера, азиатский говор и национальная музыка. Бесконечные поля хлопчатника, глинобитные дома и ограды дворов, в которых всегда, несмотря на жару, прохладно и пахнет водой. Деревья абрикосов дающих хорошую тень. Ива, верба, склонившаяся над арыками и каналами оросительной системы. Сама же земля особая, Азиатская, выжженная, потресканная, сожженная солнцем. Именно эта земля взрастила таких великих людей, чьи имена теперь известны во всем мире - Улугбек, Алишер Навои, Бируни. Они по праву занимают самые высокие места в «лестнице истории Узбекистана». Но мало кому известна фамилия узбекского кузнеца Шамахмудова который сделал воистину героический подвиг во время Великой Отечественной Войны.

За годы войны можно было видеть на железнодорожных станциях, на рельсовых путях длинные цепи вагонов, из окон которых выглядывали только дети, - множество белокурых, темных и золотисто-красных головок в каждом окне. Издалека эти поезда казались веселыми. Дети - всегда дети. Детские вагоны полны шума и суеты, полны какого-то нетерпеливого ожидания. Маленькие пассажиры кого-то зовут, кому-то машут руками, выскакивают на площадки, высовываются из окон.

Но если приглядеться к каждому ребенку в отдельности, нельзя не заметить, что многие из этих шести - семилетних путешественников перестали быть детьми, оставили свое детство где-то далеко - там, где сгорели их дома, где у них на глазах были убиты их отцы и матери. С такими детьми нелегко заговорить. Страшно разбудить в них память, которая вновь заставит их пережить то, что не по силам перенести и взрослому.

6e9976739e55 (599x434, 67Kb)

Детей увозят от войны в края, куда не долетают самые мощные самолеты врага, где земля не вздрагивает от взрывов фугасных бомб и артиллерийских снарядов, где дома стоят совершенно целые и невредимые, со всеми стеклами в окошках и вечером за этими стеклами беспечно зажигается свет.

По нынешним временам даже трудно себе представить, что есть такие края. Дети едут туда, веря и не веря рассказам взрослых. А в этих сказочных краях их ждут. Освобождают для них, достраивают и приводят в порядок просторные дома. Тысячи детей найдут приют в этих домах. Но многие из ребят растекутся по городам и деревням, попадут в семьи врачей, учителей, кузнецов, колхозников. И эти семьи станут для них родными.

В Ташкенте нашли приют сотни тысяч детей-сирот, потерявших родителей во второй мировой воине. Яркий пример тому: семья кузнеца Шамахмудова - патронатная семья, усыновившая в годы войны 15 осиротевших детей. В начале войны Шаахмед (упрощенное – Ахмед) Шамахмудов (1890-1970) и его жена Бахри Акрамова (р. 1903) работали кузнецами в артели им. Тельмана.

04855923c9fd (700x474, 85Kb)

Шоахмед Шомахмудов с женой Бахри и детьми пьют чай. 1941 год

В городе было создано до 20 госпиталей (7650 коек). Шефство над раненными и больными воинами Советской Армии держали коллективы фабрик, заводов, учреждений, санитарные дружины, учащиеся школ и курсов медсестер, деятели литературы и искусства.

Городской Совет депутатов трудящихся проводил большую работу по оказанию помощи семьям военнослужащих. Для размещения прибывающих в Ташкент детских домов и групп детей предоставлялись лучшие помещения города. Дети – сироты брались на специальный учет, подростки направлялись в школы фабрично-заводского ученичества, ремесленные и железнодорожные училища с последующим направлением на работу. Комиссия Горисполкома по оказанию помощи детям вела среди населения города сбор денежных средств, детской одежды. По призыву женщин Ташкента началось массовое движение по усыновлению эвакуированных детей, тысячи жителей последовали этому призыву.

В плодоносном Советском Узбекистане, где почти круглый год что-нибудь цветет и зреет, семья Шамахмудовых взяла на воспитание детей – сирот разных национальностей. Среди них были русский, белорус, молдаванин, латыш, казах, татарин и др. Шамахмудовы окружили обездоленных ребят заботой и любовью, обучали, воспитывали и вырастили всех достойными гражданами нашей страны. За один 1943 год пожилой кузнец Шамахмудов стал отцом четверых детей. И дети у него все разных национальностей и разных фамилий: Рая Мальцева - белоруска, Малика Исламова - татарка, Володя Урусов - русский, а четвертый сын кузнеца - безымянный двухлетний мальчик неизвестного происхождения. Шамахмудов сам дал ему имя - Ногмат, что значит «дар».

q2 (314x512, 33Kb)

Маленький мальчик расставляет по порядку обувь всех членов большой семьи

2c167410b345 (700x481, 88Kb)

Семья ташкентского кузнеца за обеденным столом. 1943 г.

Весть о большой семье кузнеца Шамахмудова разнеслась по всему СССР дошла и до фронта. Ахмед получил письмо и денежный перевод с передовых позиций. Старший лейтенант Левицкий прислал ему несколько сот рублей - большую часть того, что получает в месяц командир его звания - и обещал посылать столько же ежемесячно до тех пор, пока будет жив. Ему хочется помочь Ахмеду хоть чем-нибудь в воспитании детей.

Ахмед не знал, как поступить с деньгами. Всех детей он уже привык считать своими, а брать у кого-то деньги на то, чтобы кормить и одевать свою семью, ему казалось странным. Отказать же хорошему человеку он тоже не хотел - зачем обижать его! Ахмед Шамахмудов подумал и взял на воспитание еще одного сына - украинца Саню Брынина. У Сани - два приемных отца: узбекский кузнец, которого он только что увидел, и русский лейтенант, которого он, может быть, не увидит никогда. У этого русского лейтенанта были и свои дети. Теперь их нет - их совсем недавно убили немцы.

Человек, так жестоко и бессмысленно ограбленный, сохраняет в душе только большие простые чувства. Эти чувства - любовь и ненависть. Они тесно переплетаются между собой и питают друг друга. Лейтенанту Левицкому не нужно было видеть своего маленького приемного сына, чтобы отдать ему нерастраченную нежность, чтобы по первому порыву взять на себя заботу о нем.

24402_320 (317x255, 15Kb)

После землетрясения 1966 года Шамахмудовы приняли семью оставшуюся без крова. Ахмед-ака призвал всех на хашар (Хашар - добровольная трудовая помощь людей.) – строить новый Ташкент. И таких семей тогда было немало.

q3 (512x329, 44Kb)

Мать-героиня Бахри Акрамова (четвертая справа) и кузнец Шаахмед Шамахмудов (справа)

b325312c7248 (579x700, 63Kb)

Шоахмед-ака (справа), его жена Бахри-апа (в центре) и дочь, одна из детей, которых супруги удочерили в годы ВОВ

99f5220e3e08 (700x474, 76Kb)

Кузнец Шоахмед Шамахмудов и его жена Бахрихон с усыновленными во время детьми и внуками

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Семья Шамахмудовых награждена орденом «Знак Почета», Б. Акрамова удостоена звания «Мать-героиня». Шамахмудовы явились прототипами главных героев романа Рахмата Файзи «Его величество Человек», художественного кинофильма «Ты не сирота». Фильм «Ты не сирота» в 1964 году в Ленинграде на кинофестивале получил премию за лучший сценарий (Р. Файзи). В 1972 году фильм «Ты не сирота» реж. АББАСОВ Ш. С. становится - лауреатом премии Ленинского комсомола Узбекистана. Спустя 2 года лауреатом Государственной премии Узбекской ССР им. Хамзы.

631056 (600x467, 25Kb)

Режиссёр-постановщик: Шухрат Аббасов
Автор сценария: Рахмат Файзи
Оператор: Хатам Файзиев
Художники: Эммануил Каланторов, Нариман Рахимбаев
Композитор: Икрам Акбаров
Звукооператор: Джамал Ахмедов

В ролях:

630032 (688x536, 34Kb)

Фатима-апа - Лютфиханум Сарымсакова

saryimsakova (250x327, 9Kb)

Сарымсакова Лютфи (26 апреля 1896 — 14 января 1991 Ташкент) — актриса театра и кино, народная артистка СССР (1967). Лютфи Сарымсакова родилась в кишлаке Ак-Ер, (ныне - Риштанский район Ферганской области Узбекистана) 8 мая 1896 года. Полное имя Лютфи-ханум. В 1925 году Лютфи начала выступать на профессиональной сцене в Коканде. С 1934 года по 1939 год состояла в труппе Узбекского музыкального театра в Ташкенте. С 1940 года по 1973 год актриса ташкентского театра музыкальной драмы и комедии имени Мукими. Творчество Лютфи Сарымсаковой связано с народной жизнью. Ею сыграно множество образов узбекских женщин - матерей. 

6 (1) (539x420, 12Kb)

Махкам-ака - Обид Джалилов

dzhalilov (250x327, 7Kb)

Джалилов Обид. Актёр Узбекского государственного академического драматического театра. В 1914 г. Обид впервые смотрит спектакли «Падаркуш» и «Лайли и Межнун». Мечта стать артистом не даёт ему покоя и в 1918 году Обид Джалилов поступает в труппу им. К. Маркса и начинает работать. В 1927 спектакле В. С. Иванова «Бронепоезд 14-69» Обид играет сложную роль Вершинина. В 1930 г. Обид едет с труппой в Москву, где посещает МХАТ, Малый театр, театр им. Вахтангова. Он ещё больше полюбил сцену, и с большим уважением стал относится к театру. Образ Салихбая в спектакле «Бай и батрак», заслуживает особого внимания. Обид Джалилов играл эту роль более 500 раз. В 1935 году после длительных репетиций на сцене театра играется трагедия Шекспира «Гамлет», где Обид играет роль Клавдия. В 1948 г. театр возвращается к спектаклю «Алишер Навои». Обид Джалилов за роль Маджиддина был удостоен Государственной премии. Успеху спектакля «Шёлковое сюзане», сопутствовала также удачно сыгранная роль Обидом Джалиловым. Актёр много и плодотворно работал в кино. Это были фильмы «Колодец смерти», «Азамат», «Тахир и Зухра», «Похождение Насреддина», «Алишер Навои», «Когда цветут розы», «Ты - не сирота» и другие. Обид Джалилов с 1920 по 1963 г. на сцене и на экране создал около ста пятидесяти разных характеров. 

176373 (600x377, 12Kb)

Ваня - Гена Ткаченко

160668 (600x378, 9Kb)

Абрам - Фима Каминер

160662 (600x378, 14Kb)

Дзидра - Лариса Луппиан (справа)

920 (350x500, 26Kb)

Луппиан Лариса — родилась 26 января 1953 года в Ташкенте. В 1974 окончила ЛГИТМиК (курс И. П. Владимирова). Работает в театре имени Ленсовета. 

160657 (600x377, 9Kb)

Ляна - Люда Поречина

2 (4) (600x377, 10Kb)

Коля - Роберт Атабеков

160666 (600x377, 10Kb)

Сарсанбай - Абиль Азизов

160672 (600x379, 15Kb)

Тарас - Женя Артишевский и Ганка - Наташа Никонова

160663 (600x377, 9Kb)

Ренат - Валерий Рожаев

176361 (600x378, 11Kb)

Леся - Лиля Пенькова

5 (2) (600x387, 14Kb)

Надя - Наташа Митрохина

160669 (600x380, 11Kb)

Марина - Нина Иванова

160654 (600x384, 14Kb)

Барно - Мохира Ахмедова

160678 (600x379, 10Kb)

Густав - Петя Колесников

"Разве ты сирота?.. Успокойся, родной!
Словно доброе солнце, склонясь над тобой,
Материнской, глубокой любовью полна,
Бережет твое детство большая страна."

Гафур Гулям в переводе Светланы Сомовой

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Именем Шамахмудова названа одна из улиц Ташкента. В 1982 году, 26 мая - установлен монумент Дружбы народов. Скульптор Д. Б. Рябичев, архитекторы Л. Т. Адамов, С. Р. Адылов. Монумент символизирует подвиг ташкентской семьи Шамахмудовых, усыновивших в годы Великой Отечественной войны 15 осиротевших детей из разных республик СССР. В центре монумента расположена скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова.

800px-Шамахмудов_M (600x399, 34Kb)

Памятник Шаахмеду Шамахмудову в Ташкенте на площади Дружбы народов

2-2 (1) (500x351, 28Kb)

3-3 (400x514, 37Kb)

5-5 (400x534, 31Kb)

7-7 (400x534, 42Kb)

11-11 (400x570, 36Kb)

13-13 (396x600, 45Kb)

27-27 (400x482, 25Kb)

29-29 (400x534, 26Kb)

Над скульптурной группой поднимаются 5 высоких стел, схваченных поверху кольцом, на которых отчеканены гербы союзных республик. Венчает сооружение Герб СССР:

0_9a7d1_147fe1b2_XL (600x409, 26Kb)

Завершает композицию Дворец Дружбы народов:

130 (600x450, 31Kb)

На протяжении многих десятилетий люди чуть ли не на всей нашей планете лишены самых простых и самых драгоценных своих прав. Им мешают любить, создавать семью, воспитывать детей, возводить дома и города, заниматься наукой, путешествовать, строить планы будущего. Люди перестали верить в прочность своего дома, своей семьи, своей собственной жизни. И чем дороже нам прелесть земного бытия во всем его разнообразии, чем сильнее мы любим жизнь, тем глубже ненавидим мы смертоносную машину, работающую день и ночь для ограбления, уничтожения и порабощения человека. В наши дни у нас нет и не может быть других желаний, кроме желания остановить и уничтожить эту машину, кромсающую жизнь.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

12 апреля 2008 года в Ташкенте по распоряжению президента Узбекистана Каримова был демонтирован самый известный памятник дружбе народов – скульптурная группа, установленная в 1982 году в честь большой семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, который вместе с женой Бахри Акрамовой в годы Великой Отечественной войны усыновил 15 детей-сирот разных национальностей. Подвиг добросердечного кузнеца стал олицетворением милосердия и гуманизма узбекского народа, а позже лег в основу романа Рахмата Файзи «Его величество Человек» и художественного фильма «Ты не сирота».

f_963631 (352x434, 37Kb)

Так памятник выглядел в советское время

Однако пребывание этого монумента в центре столицы почему-то вызвало раздражение у несменяемого лидера Узбекистана. Памятник разобрали и перетащили на дальнюю окраину города, где поставили подальше от людских глаз, возле ташкентской кольцевой дороги. На прежнем его месте разбили клумбу с цветами, а Дворец Дружбы народов, перед которым памятник простоял двадцать шесть лет, переименовали в Дворец «Истиклол» («Независимость»).

klumba2 (468x352, 27Kb)

Всего за один день на месте знаменитого монумента «Дружбы народов» был разбит цветник. Ташкент, 14 апреля 2008 года

После того, как его перенесли, вокруг скульптур разбили какое-то подобие маленького скверика – но очевидно, что с тех пор за сквером никто не ухаживал: все пространство возле памятника буйно заросло сорняками и бурьяном. Чтобы приблизиться к монументу вплотную, приходится продираться сквозь эти заросли то по колено, а то и по пояс. От скверика же не осталось ровным счетом ничего.

2c4254420d0f692c4535470e2754525f50412a550e45360f452b4f3229536e771001017f01700f432e41202c0e534947 (468x351, 24Kb)

Так выглядел памятник на новом месте в апреле 2008 года

2c4254420d0f692c4535470e2754525f50412a550e45360f452b4f3229536e771001017f01700f432e41202c1117535052 (468x351, 23Kb)

В последнее время ходили слухи, что какие-то вандалы отпилили от памятника две медные детские фигурки (цветной металл нынче дорог). Выяснилось, что это не так – пока на него никто не посягал, и вся многодетная семья Шамахмудовых пока находится в полном составе. Но нападение вандалов может произойти в любой момент: памятник находится вдали от пешеходных маршрутов и жилых строений, на безлюдном пустыре возле изгиба кольцевой дороги. Единственные, кто могут видеть его в течение нескольких секунд, – это водители и пассажиры автотранспорта, въезжающего в Ташкент со стороны Сырдарьинской области. Обидно признавать, но народная тропа к знаменитому монументу Дружбы народов окончательно заросла…

post-59106-1243269378 (500x382, 35Kb)

Так памятник, установленный на окраине Ташкента, выглядит сегодня 

Алексей Волосевич

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

6 августа, в преддверии празднования Независимости Узбекистана, станция ташкентского метро «Халклар Дустлиги» («Дружба Народов») была переименована в станцию «Бунёдкор», что в переводе означает «Созидатель» или «Творец».

132B5795-EF29-406D-881C-B59D8F1BF0A5_mw800_s (600x461, 36Kb)

Станция ташкентского метро «Дружба народов» переименована в «Творец»

«Указание переименовать станцию поступило «сверху» вчера, и хочешь - не хочешь, а приходится выполнять. Что тут сделаешь», - говорят работники станции.

Видимо, на смену наименования станции было отведено очень мало времени: внутри станции новые надписи сделаны пока как попало, разнокалиберными буквами, а некоторых букв вообще не хватает, потому что они, приклеенные наспех, уже отвалились от стены. Новые названия есть еще не на всех входах, так что не местный сразу и не поймет, какая это станция.

Слово «Бунёдкор» теперь выделяется по звучанию и во время воспроизведения объявлений в вагонах поездах: новое название станции произносит явно другой диктор.

Станция метро «Дружба Народов» была открыта 7 ноября 1977 года. Ее архитекторы – М. Галеева, В. Муратов, У. Рахимов. До середины 90-х на стенах станции красовались большие гербы СССР и союзных республик, выполненные в технике чеканки по меди:

drnarodov-1 (460x297, 18Kb)

Бывшая станция Дружбы народов:

9f79aba4dfe9 (600x399, 29Kb)

Прилегающую к метро площадь Дружбы Народов, возникшую в 70-е годы на месте махали Гулистан, украшала скульптурная группа - памятник семье кузнеца Шамахмудова. Над этим Монументом Дружбы Народов поднималась стела и возвышался герб СССР.

n1 (600x421, 51Kb)

Площадь Дружбы народов (была)

Стелы с гербами давно убрали, а на их месте была разбита клумба с газоном, окруженная, как и стелы, круглой мраморной площадкой. Весной с площади Дружбы народов монумент Дружбы Народов убрали. Он был вывезен за пределы Ташкента, а на его месте выросла небольшая клумба.

В это же самое время площадь Дружбы Народов, а также дворец Дружбы Народов были переименованы. Сейчас они носят одно имя – «Истиклол» («Независимость»), хотя площадь «Независимости» («Мустакиллик») в Ташкенте уже есть. Есть в Ташкенте и улица «Истиклол» - бывшая улица Пушкина.

0_52f46_cae75326_XL (600x306, 37Kb)

Площадь Истиклол, бывшая площадь Дружбы народов

Местные наблюдатели считают, что снос памятника Дружбе Народов и переименование площади и станции метрополитена были инициированы лично президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Гуманистическое словосочетание «Дружба Народов», вероятно, напоминало жителям страны о ее «колониальном прошлом». О каком «созидателе» будет отныне постоянно напоминать слово «Бунёдкор», в Ташкенте уже догадываются. На звание главного творца новой истории Узбекистана вот уже восемнадцать лет претендует единовластный лидер страны Ислам Каримов.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Рубрики:  Прошлое и настоящее Ташкента
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку