-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19341
Комментариев: 1193
Написано: 20794


Ташкент. Детская железная дорога

Суббота, 26 Апреля 2014 г. 23:09 + в цитатник

ТАШКЕНТ

tash26 (633x452, 38Kb)

3 апреля 1936 года на первой полосе газеты Пионер Востока была опубликована статья юнкоров газеты с предложением построить первую в Средней Азии Детскую железную дорогу в Ташкенте. Идея получила поддержку на самом высоком уровне. По личному указанию председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева проектирование дороги было поручено проектно-изыскательским организациям Ташкентской железной дороги.

399px-Akhubabaev (399x600, 35Kb)

Юлдаш Ахунбабаев

Руководил работами Вениамин Ишимбаев (в последствии доцент ТашИИТ). Поиски подходящего подвижного состава поручили локомотивному депо Ташкент-товарный. Этим направлением руководил машинист-инструктор депо Анатолий Григорьев.

Из-за острого дефицита узкоколейных паровозов в Средней Азии самой сложной проблемой оказались именно поиски подходящего паровоза. К счастью, на станции Туркестан удалось найти несколько списанных трехосных узкоколейных танк-паровозов серии В американской постройки 1916 года фирмы Алко (Alco). Эти паровозы успели поучаствовать в боевых действиях на территории Турции, и пребывали в весьма плачевном состоянии. Лучший из них был отправлен на восстановление в Ташкент.

Восстановлением паровоза занялись комсомольцы локомотивного депо. Для большей схожести паровоза с магистральными было решено снять с паровоза водяные танки, и оснастить его самодельным тендером. Заново была изготовлена и будка паровоза. Существенному ремонту подвергся котел и экипажная часть. Восстановленный паровоз получил обозначение Уз15-16. По сложившейся на тот момент традиции, паровозу для ДЖД придумали новую серию Уз15 в честь 15-летия Узбекской ССР, а номер 16, вероятно, остался неизменным, от старой серии.

В вагонном цехе Ташкентского паровозоремонтного завода имени Октябрьской революции специально для ДЖД были капитально отремонтированы и покрашены в темно-синий цвет три четырехосных пассажирских вагона для ДЖД – два 8-метровых 22-местных и один 11-метровый 32-местный Коломенского завода, дореволюционной постройки.

1222 (467x700, 153Kb)

В вагончике Ташкентской детской железной дороги. Комсомольское озеро. 40-е гг.

К 1 мая 1940 года первая очередь ДЖД была готова. Она представляла собой S-образную линию протяженностью 1070 метров с двумя тупиковыми станциями Солнечная и Заозерная на концах, расположенную на берегу Комсомольского озера в Центральном парке культуры и отдыха имени Сталина (позже имени Ленинского комсомола, а теперь – Национальный парк Узбекистана). Ни на одной из станций не было никаких построек, но этого уже было вполне достаточно для открытия ДЖД. 5 августа 1940 года со станции Солнечная отправился первый поезд. На торжествах по этому поводу присутствовал даже председатель Президиума ВС УзССР Юлдаш Ахунбабаев.

tash-map40 (350x260, 8Kb)

В таком виде дорога проработала до 1949 года, когда на станции Солнечная был построен вокзал. А еще через три года вокзал построили и на станции Заозерная.

1955-й год ознаменовался для Ташкентской ДЖД вводом в строй второй очереди. В продолжение существующей линии, за станцией Заозерная был построен еще один перегон длиной 650 метров до новой станции Комсомольская. На новом участке был построен металлический мост через речку. А на станции Комсомольская – капитальное здание вокзала. С этого момента станция Заозерная, переименованная вскоре в Пионерскую, стала двухпутным разъездом, позволявшим организовать скрещение двух поездов. Но поскольку паровоз на ДЖД был всего один, эта возможность еще долго оставалась не востребованной.

tash-map55 (350x260, 8Kb)

Первое время движение поездов на перегоне Солнечная-Пионерская регулировалось электрожезловой системой, а на новом перегоне Пионерская-Комсомольская – самой совершенной на тот момент системой – автоблокировкой. В 1957 году вся дорога была переведена на автоблокировку.

В том же 1957 году, во исполнение решения партии и правительства о переводе отечественных железных дорог на перспективные виды тяги, из эксплуатации был выведен единственный паровоз Ташкентской ДЖД, а взамен выделен тепловоз ТУ1-002 – один из двух опытных образцов этой серии. (По стечению обстоятельств, сам факт существования этого тепловоза остался мало известен даже в кругах любителей узкоколейных железных дорог.)

Из-за несовместимости многих запасных частей опытного ТУ1 и серийно выпускавшегося вместо него тепловоза ТУ2, ТУ1-002 проработал на ДЖД не долго. В 1964 году на подкрепление был выделен тепловоз ТУ2-114. А уже в 1970 году ТУ1-002 был списан, и вместо него дорога получила тепловоз ТУ2-064.

В 1960 году обновился и вагонный парк дороги. Вместо дореволюционных пассажирских вагонов детской дороге выделили три новеньких пассажирских вагона Pafawag польской постройки. Эти вагоны прослужили на ДЖД до 1983-84 года, когда парк подвижного состава пополнился четырьмя вагонами ПВ51 постройки Демиховского машиностроительного завода. Еще некоторое время польские вагоны стояли на ДЖД в надежде на капитальный ремонт, но вскоре стало понятно, что произвести обточку бандажей колесных пар вагонов негде, и они были переданы в Ангрен, на узкоколейку.

В 1988 году Ташкентская ДЖД получила два новых тепловоза ТУ7А-3045 и ТУ7А-3048, и на дороге сложилась весьма парадоксальная ситуация, когда на четыре вагона приходилось четыре тепловоза. Впрочем, еще год новые тепловозы не использовались для вождения поездов.

В 1989 году в Ташкенте открылся музей железнодорожной техники, в котором, кроме всего прочего, был проложен и небольшой участок узкоколейного пути. По нему пустили поезд для катания посетителей музея. Фактически, он стал филиалом Ташкентской ДЖД. Для организации движения на нем, с детской дороги в музей был передан тепловоз ТУ2-064.

Вскоре после развала СССР станция Комсомольская была переименована в станцию Навои в честь великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои, именем которого теперь назван и парк. А летом 2003 года станция Солнечная была переименована в Ёшлик, что в переводе с узбекского означает «юность».

tash-map (350x260, 9Kb)

С распадом СССР для дороги начались далеко не лучшие времена. Пришлось забыть о планах строительства локомотивного депо на станции Солнечная, из-за регулярных ночных налетов вандалов пришлось закрыть станцию Пионерская. Все оборудование с нее было вывезено, станционные постройки разобраны, а стрелки зашиты для пропуска поездов только по главному пути. (Весной 2003 года из соображений безопасности стрелки были вообще демонтированы вместе со вторым путем.)

Ситуация начала меняться в лучшую сторону не так давно. В 2000 году, во время подготовки к 60-летию ДЖД, произведен ремонт пути, полностью восстановлены средства СЦБ (правда вместо автоблокировки теперь используется полуавтоблокировка), сделан ремонт вокзала на станции Солнечная. Весной 2002 года заменен дизель на тепловозе ТУ7А-3048, который в течение многих лет использовался лишь как донор запчастей для другого тепловоза. В планах руководства ДЖД восстановление остановочного пункта без путевого развития на месте станции Пионерская.

tash85 (700x525, 58Kb)

Праздник Навруз. Последний поезд на станции Ёшлик. Фото Никиты Клочкова. 21 марта 2007 года.

У Ташкентской ДЖД есть и некоторые интересные особенности. Два раза в год – 21 марта, в Навруз, и 1 сентября, в День независимости – детская железная дорога заканчивает работать лишь в 22 часа. В эти дни коллектив дороги успевает пропустить до 30 пар поездов.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

tash (700x315, 54Kb)

Филиал Ташкентской ДЖД

Создан в 1989 году на базе Ташкентского железнодорожного музея в качестве филиала Ташкентской ДЖД. Осенью того же года с Ташкентской ДЖД передан тепловоз ТУ2-064. Проработав примерно год, тепловоз был отставлен от работы и используется лишь в качестве музейного экспоната, стоящего на отдельных звеньях пути. Взамен получены новые тепловозы ТУ7А-3142 и ТУ7А-3143.

Кроме того, в музее экспонируется также паровоз Кч4-228, привезенный из Коканда, с ДЖД.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

tash62 (653x340, 31Kb)

Тепловоз ТУ2-064 в Ташкентском железнодорожном музее.
Фото из коллекции Н. Клочкова. 1989–1990 год.

tash11 (700x460, 55Kb)

Паровоз Кч-4-228 в музее жд-транспорта.
Фото Ю. Акимова. 20 июня 1993 года.

tash10 (700x460, 40Kb)

Тепловоз ТУ2-064 «Ешлик» («Юность») в Ташкентском музее жд-транспорта.
Фото Ю. Акимова. 28 июня 1993 года.

tash12 (700x458, 51Kb)

Тепловоз ТУ7-3142 в Ташкентском музее жд-транспорта.
Фото Ю. Акимова. 28 июня 1993 года.

tash13 (700x458, 50Kb)

Тепловозы ТУ7-3142, ТУ7-3143 в Ташкентском музее жд-транспорта.
Фото Ю. Акимова. 28 июня 1993 года.

tash46 (700x447, 52Kb)

Тепловоз ТУ2-064 в Ташкентском музее жд-транспорта.
Фото Н. Клочкова. 20 февраля 2004 года.

tash59 (700x466, 45Kb)

Тепловоз ТУ2-064 в Ташкентском музее жд-транспорта.
Фото Н. Клочкова. Май 2004 года.

tash47 (700x458, 49Kb)

Тепловозы ТУ7 и ТУ2-064 в Ташкентском музее жд-транспорта.
Фото Н. Клочкова. 20 февраля 2004 года.

tash58 (700x466, 47Kb)

Тепловозы ТУ7 и ТУ2-064 в Ташкентском музее жд-транспорта.
Фото Н. Клочкова. Май 2004 года.

tash45 (700x447, 49Kb)

Интерьер открытого пассажирского вагона.
Фото Н. Клочкова. 20 февраля 2004 года.

tash63 (602x374, 41Kb)

Тепловоз ТУ2-064 в новой окраске. (Ташкентский железнодорожный музей)
Фото Н. Клочкова. 11 декабря 2004 года.

tash76 (700x466, 56Kb)

Летом 2005 года паровоз Кч4-228 преобразился и переехал на новое место.
Фото Н. Клочкова. 29 августа 2005 года.

tash77 (700x466, 59Kb)

Изменилась и окраска тепловоза ТУ2-064.
Фото Н. Клочкова. 29 августа 2005 года.

tash78 (600x428, 38Kb)

Тепловоз ТУ2-064.
Фото А. Кисель. 21 октября 2005 года.

tash79 (700x466, 54Kb)

Тепловоз ТУ7А-3143.
Фото А. Кисель. 21 октября 2005 года.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Фотогалерея Ташкентской ДЖД

Часть 1. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

tash33 (700x486, 60Kb)

Паровоз Уз15-16 – переделанный для Ташкентской ДЖД паровоз серии В. Фото из фондов РГАКФД.
Фото Макса Пенсона. Июнь 1945 года.

tash34 (700x489, 60Kb)

Паровоз Уз15-16 – переделанный для Ташкентской ДЖД паровоз серии В. Фото из фондов РГАКФД.
Фото С. Безносова. Май 1950 года.

tash20 (389x282, 16Kb)tash35 (340x305, 15Kb)

- Паровоз Уз15-16 на ст. Солнечная.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1952 год.

- Поезд из трех вагонов Коломенского завода отправляется со ст. Солнечная.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1957 год.

tash36 (700x538, 73Kb)

Поезд из вагонов Коломенского завода на перегоне.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1957 год.

tash22 (700x545, 56Kb)

Тепловоз ТУ1-002 на станции Солнечная
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1957 год.

tash44 (430x600, 38Kb)

Открытие сезона 1957 года. Тепловоз ТУ1-002 на ст. Солнечная
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1957 год.

tash43 (700x418, 42Kb)

Поезд с тепловозом ТУ1-002 готов к отправлению со ст. Комсомольская
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1957 год.

tash61 (700x466, 56Kb)

Поезд с тепловозом ТУ1-002 прибывает на ст. Пионерская
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1957 год.

tash25 (649x453, 40Kb)

Тепловоз ТУ1-002 на станции Солнечная
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1959 год.

tash42 (700x450, 56Kb)

Поезд с тепловозом ТУ1-002 прибывает на ст. Солнечная
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1960 год.

tash40 (626x433, 33Kb)

Тепловоз ТУ1-002.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. Конец 1950-х – начало 1960-х годов.

tash19 (387x513, 36Kb)

Тепловоз ТУ1-002 на станции Солнечная.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. Конец 1960-х годов.

tash09 (700x512, 59Kb)

Тепловоз ТУ2-114 на мосту.
Фото 1960-х – 1970-х годов из личного архива Т. Алтбергса.

tash39 (587x421, 34Kb)

Тепловоз ТУ2-114 «Юность» на мосту.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1980 год.

tash21 (545x366, 30Kb)

Тепловозы ТУ2-064, ТУ2-114 и вагоны PAFAWAG на станции Солнечная.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. Конец 1970-х годов

tash30 (700x462, 50Kb)

Тепловозы ТУ2-064 и ТУ2-114 на станции Солнечная.
Фото Мехиса Хельме. 25 апреля 1980 года.

tash31 (700x464, 48Kb)

Тепловоз ТУ2-064 на станции Солнечная. Слева видны пассажирские вагоны PAFAWAG.
Фото Мехиса Хельме. 25 апреля 1980 года.

tash32 (700x463, 44Kb)

Тепловоз ТУ2-114 на станции Солнечная.
Фото Мехиса Хельме. 25 апреля 1980 года.

tash38 (700x595, 77Kb)

Тепловоз ТУ2-064 на ст. Пионерская
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1983 год.

tash04 (600x471, 41Kb)

Тепловоз ТУ2-064 на станции Комсомольская.
Фото из буклета Ташкентской ДЖД. Конец 1980-х годов.

tash01 (600x468, 39Kb)

Тепловоз ТУ2-064 на мосту.
Фото из буклета Ташкентской ДЖД. Конец 1980-х годов.

tash02 (600x468, 48Kb)

Тепловоз ТУ2-064 с поездом прибывает на станцию Солнечная.
Фото из буклета Ташкентской ДЖД. Конец 1980-х годов.

tash05 (700x470, 58Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048.
Фото Ильдара Басырова. Зима 1999 года.

tash06 (700x472, 66Kb)

Юные железнодорожники бригады № 1 у тепловозов ТУ7А-3045 и ТУ7А-3048.
Фото Ильдара Басырова. 27 июля 2003 года.

tash14 (700x455, 53Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048 с поездом на перегоне.
Фото Ильдара Басырова. 1 сентября 2003 года.

tash23 (587x369, 45Kb)

Поезд прибывает на станцию Солнечная.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. Июль 2001 года.

tash07 (700x470, 62Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048 с поездом отправляется со станции Ёшлик.
Фото Ильдара Басырова. 1 сентября 2003 года.

tash50 (700x451, 50Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048 на станции Ёшлик.
Фото Никиты Клочкова. 25 мая 2004 года.

tash53 (700x462, 61Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048 на мосту.
Фото Никиты Клочкова. 25 мая 2004 года.

tash56 (700x453, 66Kb)

Поезд с тепловозом ТУ7А-3048 на станции Навои.
Фото Никиты Клочкова. 1 июня 2004 года.

tash57 (700x448, 48Kb)

Поезд с тепловозом ТУ7А-3048 отправляется со станции Навои.
Фото Никиты Клочкова. 1 июня 2004 года.

tash28 (700x456, 48Kb)

Поезд из вагонов ПВ51 проследует без остановки бывшую станцию Пионерская.
Справа видны остатки второй платформы и следы от второго пути.
Фото Ильдара Басырова. 1 сентября 2003 года.

tash83 (700x466, 49Kb)

Погрузка вагонов ДЖД для отправки на капитальный ремонт.
Фото Ильдара Басырова. Май 2005 года.

tash64 (700x466, 50Kb)

Капитально отремонтированные на Ташкентском вагоноремонтном заводе вагоны ДЖД в процессе покраски. Высота крыши вставками над окнами увеличена на 200 мм.
Фото Ильдара Басырова. 2 августа 2005 года.

tash65 (700x466, 49Kb)

Интерьер мягкого вагона после капитального ремонта.
Фото Ильдара Басырова. 2 августа 2005 года.

tash66 (700x466, 52Kb)

Интерьер вагона «люкс» после капитального ремонта.
Фото Ильдара Басырова. 2 августа 2005 года.

tash70 (700x457, 55Kb)

Интерьер 22-местного вагона 1-го класса.
Фото Владимира Кошкина. 1 сентября 2005 года.

tash68 (700x466, 52Kb)

Капитально отремонтированные вагоны ДЖД на территории Ташкентского ВРЗ.
Фото Никиты Клочкова. 8 августа 2005 года.

tash69 (700x449, 59Kb)

Первый вагон прибыл на детскую дорогу после ремонта.
Фото Никиты Клочкова. 23 августа 2005 года.

tash89 (700x466, 47Kb)

22-местный вагон первого класса.
Фото Никиты Клочкова. 16 мая 2006 года.

tash67 (700x466, 57Kb)

Впервые за всю историю дороги поезд состоял из пяти вагонов.
Фото Никиты Клочкова. 25 августа 2005 года.

tash72 (700x466, 71Kb)

Поезд возвратился на станцию Ёшлик.
Фото Никиты Клочкова. 25 августа 2005 года.

tash82 (700x466, 77Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048 в тупике на станции Навои.
Фото Александра Киселя. 11 октября 2005 года.

tash87 (700x525, 49Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048 выполняет манёвры на станции Навои.
На заднем плане виден Олий Мажлис (Верховный Совет) Республики Узбекистан.
Фото Никиты Клочкова. 21 марта 2007 года.

tash88 (700x525, 75Kb)

Тепловоз ТУ7А-3048 с поездом на станции Ёшлик.
Фото Никиты Клочкова. 21 марта 2007 года.

tash95 (700x525, 76Kb)

ТУ7А-3048 выполняет манёвры на станции Ёшлик.
Фото Никиты Клочкова. 1 сентября 2007 года.

tash94 (700x466, 56Kb)

Поезд на перегоне.
Фото Никиты Клочкова. 1 сентября 2007 года.

tash92 (700x525, 51Kb)

День независимости. 19 часов 15 минут. Поезд отправляется со станции Ёшлик.
Фото Никиты Клочкова. 1 сентября 2007 года.

tash101 (700x466, 96Kb)

Тепловоз ТУ7А-3045 на станции Ёшлик.
Фото Юрия Бондаря. 20 августа 2011 года.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Часть 2. СТАНЦИИ И СООРУЖЕНИЯ

tash41 (700x524, 69Kb)

Стрелочный пост ст. Солнечная.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1989 год.

tash15 (437x290, 22Kb)

Вокзал станции Ёшлик.
Фото Антона Рычалова. 9 марта 2003 года.

tash49 (700x431, 45Kb)

Вокзал станции Ёшлик.
Фото Никиты Клочкова. 25 мая 2004 года.

tash73 (700x466, 84Kb)

Станция Ёшлик во время реконструкции.
Фото Никиты Клочкова. 5 августа 2005 года.

tash99 (700x466, 108Kb)

Бывшая станция Пионерская.
Фото Юрия Бондаря. 20 августа 2011 года.

tash24 (587x393, 31Kb)

Поезд отправляется со станции Навои.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. Июль 2001 года

tash29 (700x457, 62Kb)

Поезд на мосту.
Фото Ильдара Басырова. 1 сентября 2003 года.

tash52 (700x454, 62Kb)

Поезд на мосту.
Фото Никиты Клочкова. 25 мая 2004 года.

tash100 (700x466, 114Kb)

Мост.
Фото Юрия Бондаря. 20 августа 2011 года.

tash54 (700x457, 52Kb)

Поезд преодолевает подъем на перегоне Пионерская–Ёшлик.
Фото Никиты Клочкова. 1 июня 2004 года.

tash60 (700x466, 64Kb)

Станция Навои.
Фото Ильдара Басырова. Февраль 2004 года.

tash55 (700x453, 64Kb)

Поезд прибывает на станцию Навои.
Фото Никиты Клочкова. 1 июня 2004 года.

tash74 (700x466, 55Kb)

Строительство нового здания на станции Навои.
Фото Никиты Клочкова. 5 августа 2005 года.

tash98 (700x466, 102Kb)

Станция Навои.
Фото Юрия Бондаря. 20 августа 2011 года.

tash80 (700x466, 57Kb)

Станция Ёшлик.
Фото Александра Киселя. 11 октября 2005 года.

tash97 (700x466, 95Kb)

Станция Ёшлик.
Фото Юрия Бондаря. 20 августа 2011 года.

tash81 (700x466, 73Kb)

Юные железнодорожники у поезда на станции Ёшлик.
Фото Александра Киселя. 11 октября 2005 года.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Часть 3. ПРОЧЕЕ

tash37 (453x600, 32Kb)

Юные железнодорожники в кабине тепловоза ТУ1-002.
Фото из архива Ташкентской ДЖД. 1957 год.

tash03 (600x467, 42Kb)

Юные железнодорожники учатся пользоваться путевым шаблоном.
Фото из буклета Ташкентской ДЖД. Конец 1980-х годов.

tash08 (700x471, 60Kb)

Смена дизеля на тепловозе ТУ7А-3048.
Фото из коллекции Ильдара Басырова. Май 2002 года.

tash48 (700x466, 44Kb)

Интерьер вагона ПВ51, переоборудованного под вагон-буфет.
Фото из коллекции Никиты Клочкова. Май 2004 года.

tash75 (700x466, 63Kb)

Во время реконструкции дороги для хозяйственных перевозок использовались уцелевшие прицепы от мотодрезины ТДУ5.
Фото Никиты Клочкова. Август 2005 года.

tash90 (525x700, 26Kb)

Над станцией Ёшлик праздничный салют в честь Дня независимости.
Фото Никиты Клочкова. 1 сентября 2007 года.

tash96 (700x525, 79Kb)

Машинист-инструктор, стоящий на передней площадке тепловоза при движении поезда – обычное дело на Ташкентской ДЖД.
Фото Никиты Клочкова. 1 сентября 2007 года.

dzd-ussr.ru

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Рубрики:  Прошлое и настоящее Ташкента

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку