МАКС ПЕНСОН (1893-1959). Фотография |
Макс Захарович Пенсон
Среди главных имен в советском фотоискусстве первой половины 20 века имя Макса Захаровича Пенсона занимает особое почетное место. Уроженец Витебской губернии оказался вместе со своей семьей в Коканде (Туркестан), бежав от черносотенных преследований, еще в 1914 году.
Получив в Вильно художественное образование и обладая незаурядными навыками рисовальщика, Пенсон преподавал черчение в местной художественно-производственной школе. Время стремительно вносило в серую провинциальную повседневность дух новизны – первые опыты Пенсона в фотографии относятся к 1918 году. Уже в 1921-м «отцы» города премируют молодого фотографа новым фотоаппаратом, с которым он в следующем году переезжает в Ташкент, столицу Узбекистана. Пенсон ошеломлен древностью и величием столичного города, ему интересны люди, все еще пребывающие в патриархальном укладе и стремящиеся к освобождению от оков догматов религии и условностей.
С 1926 года – он фотокорреспондент главной в республике Узбекистан большевистской газеты «Правда Востока». С этих пор его репортажи становятся основными документами эпохи, фиксирующими молниеносно происходящие перемены. Они узнаваемы, талантливы и изобретательны в выборе тем, ракурсов, композиций. Снимки Пенсона все чаще появляются и в центральных печатных органах: «СССР на Стройке», «Советское Фото», в газете «Правда». Он успешно участвует во всесоюзных фотоконкурсах и выставках, а в 1938-м году был удостоен Гран-При Парижской Фото-Биеналле за фотографию «Узбекская Мадонна», которая произвела настоящий фурор среди западноевропейских экспертов.
Макс Пенсон. "Узбекская Мадонна"
В 1939-м Пенсон не остался в стороне от уникальной в мировой практике трудовой битвы – строительства Большого Ферганского Канала, осуществленного силами узбекистанского крестьянства за фантастически короткие сроки. Серия снимков со стройки вошла во все мировые учебники и пособия по истории развития фотоискусства.
Слова Сергея Эйзенштейна о значении пенсоновских репортажей отражают высокий уровень мастерства исполнения и особой духовной культуры их создателя: «Невозможно говорить о Фергане, не вспомнив вездесущего Пенсона, человека, исходившего с фотоаппаратом весь Узбекистан, чью славную историю страница за страницей можно воссоздать по необозримому фотоархиву Пенсона за многие и многие годы».
В военный период Пенсон активно работает – его работы неизменно появляются в местных и цен-тральных изданиях, в 1944 году состоялся его творческий отчет- персональная выставка «За Двадцать Лет» в Ташкенте. Однако в послевоенный период усилившаяся в стране антисемитская кампания затронула и его. Все это происходило на фоне резко обострившейся болезни, в 1949-м году он был уволен с работы. Длительная невостребованность привела Пенсона в перманентное состояние депрессии, из которой он так и не выбрался до своей кончины в 1959-м году.
Тамара Ханум
Композитор и дирижёр Мухтар Ашрафи, один из основоположников узбекской оперы. 30-е гг.
Художница Кашина Надежда Васильевна за работой в мастерской. 30-е гг.
Известная танцовщица Муккарам Тургунбаева
В 1966-м году во время Ташкентского землетрясения архив мастера чуть было не погиб. Из руин разрушенного дома его наследие спасли дочь Макса Захаровича – Дина и ее муж – кинодокументалист Файзулла Ходжаев. Благодаря их усилиям и многолетним трудам по реставрации и систематизации архива, а также его популяризации, сегодня стали возможны экспозиции незаурядного художника во многих городах мира. Сегодня имя Пенсона известно во многих городах Америки и Европы. Оно по праву принадлежит всей цивилизации. Совсем недавно в Музее Виктории и Альберта в Лондоне его работы участвовали в крупном международном проекте.
Дина Ходжаева — жизнь без дублей
Дина Ходжаева (Пенсон)
Человек жив, пока жива и хранима память о нем. Если следовать этому весьма спорному утверждению, то великого Макса Пенсона можно уверенно считать живым. Сохранить память об отце — задача, которую поставила перед собой и блестяще решила его верная дочь Дина.
Дина Максовна — яркий пример деятельной любви, не на пустых словах, а в реальных делах и поступках. Говорить с Диной Максовной о ней самой — пустое занятие: она ненавязчиво переведет разговор на любимых отца и мужа, жизнь и творчество которых стало самой главной частью и ее жизни.
«Для нас он был просто папа»
Без Дины и Файзуллы Ходжаевых не было бы всего, что мы знаем о Пенсоне: бесславно пропал бы архив, а имя, ставшее синонимом фотохроники 30-50 годов, так и осталось бы только на пожелтевших страницах газет. Но и без такого отца, как Макс Захарович, Дина Ходжаева была бы совсем другим человеком. «Мы просыпались, а вокруг были фотографии, везде, по всему дому». Именно отец подарил ей и братьям, Мирону и Эдуарду, по фотоаппарату, каждому индивидуальный, чтобы не было распрей в рядах юных фотокоров. Именно папа на своем примере показал детям все секреты искусства фотографии, а они органично их впитали, брал с собой на съемки, давал задания, которые дети беспрекословно и с удовольствием выполняли. При этом ничего специально не объяснял и ничему не обучал, — дети должны были дойти до всего своим умом, так же, как и он сам.
Тот факт, что при жизни Пенсон был простым фотокорреспондентом, и никто вокруг даже не догадывался, насколько ценны его работы, лишил нас важнейших информационных материалов. Никто и никогда не узнает, какими неведомыми путями Макс Захарович получал Kodak и Akfa, — об этом попросту не задумывались окружающие. Откуда такая техническая безупречность фотографий, фантастическая геометрия сюжетов? Макс Пенсон не читал лекций на тему «Почему я великий фотограф», не вел дневников, в которых делился бы секретами мастерства, даже детей не учил в привычном смысле этого слова. И мог запечатлеть сюжет, мимо которого все остальное человечество пройдет стройно строем. У Дины Максовны один ответ на эти вопросы: не всем премудростям фотографии можно научить, фотография — это взгляд, идущий изнутри. При этом слово «талант» логично витает в воздухе, но почему-то не произносится вслух.
«Некоторые критики упорно сравнивают Пенсона с Родченко, пишут, что, якобы, Пенсон — подражатель. Это так смешно… Ведь отец жил и работал здесь, а Родченко — в Москве. И такого количества изданий, как сейчас, в те времена не было, чтобы быть источником для подражания.
У отца был свой исключительный взгляд, которого не было ни у кого из современников, будь то Г. Зельма, Б. Кудояров, В. Тарасевич. Отец мог, живя внутри своей страны, варясь в одной с нами кухне, находить моменты, которые доступны только свежему и не замыленному взгляду туриста».
«Любовь — что солнце, не знаешь, на чем держится»
Дина Максовна и Файзулла Ходжаев прожили вместе 45 лет. Их многое объединяло — любовь к киноискусству, литературе и путешествиям, работа над спасением фотоархива Макса Пенсона. Еще в детстве Файзулла Ходжаев получил за победу в фотоконкурсе премию из рук Пенсона, — он занимался в кружке при Доме Пионеров. Именно Файзулла первым понял ценность его творчества — сначала он убедил себя, а затем и всех остальных, что работы Пенсона далеко выходят за рамки фоторепортажей для «Правды Востока».
Файзулла Ходжаев
Файзулла Ходжаев закончил сценарно-редакторский факультет ВГИКа, высшие режиссерские курсы под руководством М. Ромма и Л. Трауберга. За 30 лет работы на «Узбектелефильме» сделал 68 фильмов, самая любимая из них — конечно же, «Узбекская мадонна», целиком отснятая на основе снимков Макса Пенсона и удостоенная приза на 7-ом Всесоюзном фестивале телефильмов в Ленинграде в 1977 году. Сейчас эта картина, снятая в уникальной для того времени стилистике на основе фотографий, стала учебным пособием для студентов факультета журналистики МГУ.
Другие его картины — это рассказы о людях, которые представляли для него интерес, и — никакого следования официальной линии, принятой в жизни и в кинематографе. Среди них самыми удачными Дина Максовна называет фильмы «Когда в дом постучалась война» и «Выбирай», снятый после событий в Алма-Ате. Большой удачный фильм был создан с помощью интересных людей, которые, так же, как и автор фильма, не боялись высказывать свое мнение. В итоге получилась изумительная 45-минутная картина, очень серьезная, смелая и честная. Во времена, когда нельзя было о многом говорить, фильм говорил об очень многом...
Файзулла Ходжаев
Файзулла Ходжаев был честным правдивым человеком с собственной точкой зрения на все, что происходит вокруг. Он умер в 2002 году, отдав 30 лет «Узбектелефильму», а «Узбектелефильм» после его смерти даже не дал официального некролога, как, впрочем, не высказал и неофициальных соболезнований… В скором будущем знаменитая «Узбекская мадонна» будет оцифрована, поэтому есть надежда, что она станет доступна широкой публике.
Фотография — искусство женского рода
Дина Ходжаева — первая профессиональная женщина-фотограф Узбекистана. Кофр с тяжеленной аппаратурой на плече — это будни фотографов прошлого. А если съемки репортажные, возникает необходимость оказываться в разных неудобных местах: на лестницах, крышах домов. Для мужчин это норма — таскать тяжеленные кофры и покорять крыши. А как быть женщине, да еще — в брюках, да в самый разгар социализма в условиях консервативного Узбекистана? Однажды был казус: в 60-х годах пришлось снимать в зале заседаний ЦК КП Узбекистана на курултае хлопкоробов. Во время перерыва к Дине Максовне подошел ответственный работник ЦК, и говорит: «Мы просим Вас после перерыва в зале заседаний больше не снимать, потому что большинство участников заседания смотрят на Вас и не слушают докладчиков».
Дина Максовна Ходжаева
«Самое интересное для фото — это люди и лица. Сейчас я бы пошла на рынок Чор-су, и провела бы там много-много дней. Экзотика и колорит, который есть там, — они меня потрясают. Виды города и прочие пейзажи — это пустое, открытки и книжки с видами места, в котором пребываешь, есть в любом магазинчике. Надо снимать только людей и интересные эпизоды из жизни, которые могут встретиться на твоем пути. Например, около центрального купола базара — человек 40 сапожников сидят по кругу, должен получиться очень интересный кадр».
У фотографа Дины Ходжаевой была одна выставка — «Фотографии без дублей». За это событие она благодарна Ильдару Галееву, владельцу «Галлеев-Галерея». «Ильдар — первый, кто увидел «зернышки» в моей работе, сделал в Москве выставку и издал книгу. Я впервые в жизни услышала от людей слова благодарности за свое маленькое творчество — это очень ценно. Хотя состояние перед открытием было ужасное. Разные мысли: куда я лезу? ерунда все это! И страх — все-таки, выставка в центре Москвы, а московский зритель — избалованный. Ильдар сказал, что все зависит от мнения одной московской журналистки, оно — ключевое. Та дважды прошлась по выставке, подошла ко мне, поблагодарила за все, что увидела. И только тогда я успокоилась. Я совсем не ожидала такого успеха, и в этот вечер была на вершине блаженства. Есть книга отзывов, там очень теплые, приятные слова. И все-таки, я себя не считаю мастером…».
Душевный разговор
Пельмени
На минарете
Угощение
Дина Максовна не считает свои работы достойными выставок. И никогда не гналась за званиями и славой. Поэтому трижды спасибо Ильдару Галееву, который организовал для Дины Ходжаевой эту выставку-праздник. О выставке «Фотографии без дублей» были очень хорошие отзывы, работы Дины Максовны назвали «востребованными и уникальными», а ее саму — «талантливым фотографом с особым зрением и редким генотипом фоторепортера, восходящим к великому отцу». Так может быть не надо ждать, пока время расставит все по своим местам, а безоговорочно принять как подарок то, что Дина Максовна, единственная из детей Пенсона, живет с нами в одном городе, ходит по тем же, что и мы с вами, улицам? И не уезжает отсюда, вопреки постоянным приглашениям братьев из США и Германии, потому что именно здесь — все: архивы отца и архив Дины Максовны, который обязательно будет интересен, как современникам, так и потомкам.
Наталья Кричагина
Рубрики: | Прошлое и настоящее Ташкента ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |