-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19342
Комментариев: 1193
Написано: 20795


МАКС ПЕНСОН (1893-1959). Фотография

Пятница, 25 Апреля 2014 г. 18:42 + в цитатник

410Portrait-of-Penson-772x1024 (452x600, 26Kb)

Макс Захарович Пенсон

Среди главных имен в советском фотоискусстве первой половины 20 века имя Макса Захаровича Пенсона занимает особое почетное место. Уроженец Витебской губернии оказался вместе со своей семьей в Коканде (Туркестан), бежав от черносотенных преследований, еще в 1914 году.

Получив в Вильно художественное образование и обладая незаурядными навыками рисовальщика, Пенсон преподавал черчение в местной художественно-производственной школе. Время стремительно вносило в серую провинциальную повседневность дух новизны – первые опыты Пенсона в фотографии относятся к 1918 году. Уже в 1921-м «отцы» города премируют молодого фотографа новым фотоаппаратом, с которым он в следующем году переезжает в Ташкент, столицу Узбекистана. Пенсон ошеломлен древностью и величием столичного города, ему интересны люди, все еще пребывающие в патриархальном укладе и стремящиеся к освобождению от оков догматов религии и условностей.

С 1926 года – он фотокорреспондент главной в республике Узбекистан большевистской газеты «Правда Востока». С этих пор его репортажи становятся основными документами эпохи, фиксирующими молниеносно происходящие перемены. Они узнаваемы, талантливы и изобретательны в выборе тем, ракурсов, композиций. Снимки Пенсона все чаще появляются и в центральных печатных органах: «СССР на Стройке», «Советское Фото», в газете «Правда». Он успешно участвует во всесоюзных фотоконкурсах и выставках, а в 1938-м году был удостоен Гран-При Парижской Фото-Биеналле за фотографию «Узбекская Мадонна», которая произвела настоящий фурор среди западноевропейских экспертов. 

r015_02 (400x528, 31Kb)

Макс Пенсон. "Узбекская Мадонна"

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

В 1939-м Пенсон не остался в стороне от уникальной в мировой практике трудовой битвы – строительства Большого Ферганского Канала, осуществленного силами узбекистанского крестьянства за фантастически короткие сроки. Серия снимков со стройки вошла во все мировые учебники и пособия по истории развития фотоискусства.

Слова Сергея Эйзенштейна о значении пенсоновских репортажей отражают высокий уровень мастерства исполнения и особой духовной культуры их создателя: «Невозможно говорить о Фергане, не вспомнив вездесущего Пенсона, человека, исходившего с фотоаппаратом весь Узбекистан, чью славную историю страница за страницей можно воссоздать по необозримому фотоархиву Пенсона за многие и многие годы».

В военный период Пенсон активно работает – его работы неизменно появляются в местных и цен-тральных изданиях, в 1944 году состоялся его творческий отчет- персональная выставка «За Двадцать Лет» в Ташкенте. Однако в послевоенный период усилившаяся в стране антисемитская кампания затронула и его. Все это происходило на фоне резко обострившейся болезни, в 1949-м году он был уволен с работы. Длительная невостребованность привела Пенсона в перманентное состояние депрессии, из которой он так и не выбрался до своей кончины в 1959-м году.

60 (400x600, 32Kb)72 (400x600, 34Kb)

124 (400x600, 46Kb)134 (400x600, 35Kb)

145 (422x600, 42Kb)

150 (400x600, 30Kb)161 (399x600, 68Kb)

159 (600x400, 42Kb)

169 (393x600, 44Kb)174 (401x600, 35Kb)

214 (443x600, 39Kb)

231 (600x400, 24Kb)

251 (600x400, 55Kb)

Тамара Ханум

257 (600x400, 49Kb)

266 (396x600, 30Kb)275 (400x600, 39Kb)

397 (399x600, 46Kb)554 (398x600, 46Kb)

417 (435x600, 29Kb)

583 (600x400, 52Kb)

Композитор и дирижёр Мухтар Ашрафи, один из основоположников узбекской оперы. 30-е гг.

435 (445x600, 39Kb)

488 (417x600, 31Kb)

634 (400x600, 42Kb)562 (400x600, 40Kb)

526 (445x600, 54Kb)

674 (445x600, 31Kb)

677 (400x600, 38Kb)881 (397x600, 38Kb)

925 (397x600, 37Kb)1495 (397x600, 43Kb)

1025 (600x401, 42Kb)

Художница Кашина Надежда Васильевна за работой в мастерской. 30-е гг.

1073 (400x600, 31Kb)

Известная танцовщица Муккарам Тургунбаева

1256 (600x399, 31Kb)

2227 (400x600, 40Kb)1598 (400x600, 31Kb)

1649 (400x600, 41Kb)

В 1966-м году во время Ташкентского землетрясения архив мастера чуть было не погиб. Из руин разрушенного дома его наследие спасли дочь Макса Захаровича – Дина и ее муж – кинодокументалист Файзулла Ходжаев. Благодаря их усилиям и многолетним трудам по реставрации и систематизации архива, а также его популяризации, сегодня стали возможны экспозиции незаурядного художника во многих городах мира. Сегодня имя Пенсона известно во многих городах Америки и Европы. Оно по праву принадлежит всей цивилизации. Совсем недавно в Музее Виктории и Альберта в Лондоне его работы участвовали в крупном международном проекте.

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Дина Ходжаева — жизнь без дублей

Untitled-1(63) (372x600, 44Kb)

Дина Ходжаева (Пенсон)

Человек жив, пока жива и хранима память о нем. Если следовать этому весьма спорному утверждению, то великого Макса Пенсона можно уверенно считать живым. Сохранить память об отце — задача, которую поставила перед собой и блестяще решила его верная дочь Дина.

Дина Максовна — яркий пример деятельной любви, не на пустых словах, а в реальных делах и поступках. Говорить с Диной Максовной о ней самой — пустое занятие: она ненавязчиво переведет разговор на любимых отца и мужа, жизнь и творчество которых стало самой главной частью и ее жизни.

«Для нас он был просто папа»
Без Дины и Файзуллы Ходжаевых не было бы всего, что мы знаем о Пенсоне: бесславно пропал бы архив, а имя, ставшее синонимом фотохроники 30-50 годов, так и осталось бы только на пожелтевших страницах газет. Но и без такого отца, как Макс Захарович, Дина Ходжаева была бы совсем другим человеком. «Мы просыпались, а вокруг были фотографии, везде, по всему дому». Именно отец подарил ей и братьям, Мирону и Эдуарду, по фотоаппарату, каждому индивидуальный, чтобы не было распрей в рядах юных фотокоров. Именно папа на своем примере показал детям все секреты искусства фотографии, а они органично их впитали, брал с собой на съемки, давал задания, которые дети беспрекословно и с удовольствием выполняли. При этом ничего специально не объяснял и ничему не обучал, — дети должны были дойти до всего своим умом, так же, как и он сам.

Тот факт, что при жизни Пенсон был простым фотокорреспондентом, и никто вокруг даже не догадывался, насколько ценны его работы, лишил нас важнейших информационных материалов. Никто и никогда не узнает, какими неведомыми путями Макс Захарович получал Kodak и Akfa, — об этом попросту не задумывались окружающие. Откуда такая техническая безупречность фотографий, фантастическая геометрия сюжетов? Макс Пенсон не читал лекций на тему «Почему я великий фотограф», не вел дневников, в которых делился бы секретами мастерства, даже детей не учил в привычном смысле этого слова. И мог запечатлеть сюжет, мимо которого все остальное человечество пройдет стройно строем. У Дины Максовны один ответ на эти вопросы: не всем премудростям фотографии можно научить, фотография — это взгляд, идущий изнутри. При этом слово «талант» логично витает в воздухе, но почему-то не произносится вслух.

«Некоторые критики упорно сравнивают Пенсона с Родченко, пишут, что, якобы, Пенсон — подражатель. Это так смешно… Ведь отец жил и работал здесь, а Родченко — в Москве. И такого количества изданий, как сейчас, в те времена не было, чтобы быть источником для подражания.

У отца был свой исключительный взгляд, которого не было ни у кого из современников, будь то Г. Зельма, Б. Кудояров, В. Тарасевич. Отец мог, живя внутри своей страны, варясь в одной с нами кухне, находить моменты, которые доступны только свежему и не замыленному взгляду туриста».

«Любовь — что солнце, не знаешь, на чем держится»
Дина Максовна и Файзулла Ходжаев прожили вместе 45 лет. Их многое объединяло — любовь к киноискусству, литературе и путешествиям, работа над спасением фотоархива Макса Пенсона. Еще в детстве Файзулла Ходжаев получил за победу в фотоконкурсе премию из рук Пенсона, — он занимался в кружке при Доме Пионеров. Именно Файзулла первым понял ценность его творчества — сначала он убедил себя, а затем и всех остальных, что работы Пенсона далеко выходят за рамки фоторепортажей для «Правды Востока».

fh (600x441, 48Kb)

Файзулла Ходжаев

Файзулла Ходжаев закончил сценарно-редакторский факультет ВГИКа, высшие режиссерские курсы под руководством М. Ромма и Л. Трауберга. За 30 лет работы на «Узбектелефильме» сделал 68 фильмов, самая любимая из них — конечно же, «Узбекская мадонна», целиком отснятая на основе снимков Макса Пенсона и удостоенная приза на 7-ом Всесоюзном фестивале телефильмов в Ленинграде в 1977 году. Сейчас эта картина, снятая в уникальной для того времени стилистике на основе фотографий, стала учебным пособием для студентов факультета журналистики МГУ. 

Другие его картины — это рассказы о людях, которые представляли для него интерес, и — никакого следования официальной линии, принятой в жизни и в кинематографе. Среди них самыми удачными Дина Максовна называет фильмы «Когда в дом постучалась война» и «Выбирай», снятый после событий в Алма-Ате. Большой удачный фильм был создан с помощью интересных людей, которые, так же, как и автор фильма, не боялись высказывать свое мнение. В итоге получилась изумительная 45-минутная картина, очень серьезная, смелая и честная. Во времена, когда нельзя было о многом говорить, фильм говорил об очень многом... 

Untitled-1(62) (376x600, 43Kb)

Файзулла Ходжаев

Файзулла Ходжаев был честным правдивым человеком с собственной точкой зрения на все, что происходит вокруг. Он умер в 2002 году, отдав 30 лет «Узбектелефильму», а «Узбектелефильм» после его смерти даже не дал официального некролога, как, впрочем, не высказал и неофициальных соболезнований… В скором будущем знаменитая «Узбекская мадонна» будет оцифрована, поэтому есть надежда, что она станет доступна широкой публике.

Фотография — искусство женского рода
Дина Ходжаева — первая профессиональная женщина-фотограф Узбекистана. Кофр с тяжеленной аппаратурой на плече — это будни фотографов прошлого. А если съемки репортажные, возникает необходимость оказываться в разных неудобных местах: на лестницах, крышах домов. Для мужчин это норма — таскать тяжеленные кофры и покорять крыши. А как быть женщине, да еще — в брюках, да в самый разгар социализма в условиях консервативного Узбекистана? Однажды был казус: в 60-х годах пришлось снимать в зале заседаний ЦК КП Узбекистана на курултае хлопкоробов. Во время перерыва к Дине Максовне подошел ответственный работник ЦК, и говорит: «Мы просим Вас после перерыва в зале заседаний больше не снимать, потому что большинство участников заседания смотрят на Вас и не слушают докладчиков».

dina-500x398 (500x398, 20Kb)

Дина Максовна Ходжаева 

«Самое интересное для фото — это люди и лица. Сейчас я бы пошла на рынок Чор-су, и провела бы там много-много дней. Экзотика и колорит, который есть там, — они меня потрясают. Виды города и прочие пейзажи — это пустое, открытки и книжки с видами места, в котором пребываешь, есть в любом магазинчике. Надо снимать только людей и интересные эпизоды из жизни, которые могут встретиться на твоем пути. Например, около центрального купола базара — человек 40 сапожников сидят по кругу, должен получиться очень интересный кадр».

У фотографа Дины Ходжаевой была одна выставка — «Фотографии без дублей». За это событие она благодарна Ильдару Галееву, владельцу «Галлеев-Галерея». «Ильдар — первый, кто увидел «зернышки» в моей работе, сделал в Москве выставку и издал книгу. Я впервые в жизни услышала от людей слова благодарности за свое маленькое творчество — это очень ценно. Хотя состояние перед открытием было ужасное. Разные мысли: куда я лезу? ерунда все это! И страх — все-таки, выставка в центре Москвы, а московский зритель — избалованный. Ильдар сказал, что все зависит от мнения одной московской журналистки, оно — ключевое. Та дважды прошлась по выставке, подошла ко мне, поблагодарила за все, что увидела. И только тогда я успокоилась. Я совсем не ожидала такого успеха, и в этот вечер была на вершине блаженства. Есть книга отзывов, там очень теплые, приятные слова. И все-таки, я себя не считаю мастером…».

Untitled-28 (1) (494x600, 55Kb)

Душевный разговор

Untitled-29 (600x426, 59Kb)

Пельмени

Untitled-23(1) (600x502, 60Kb)

На минарете

Untitled-4(43) (600x444, 34Kb)

Угощение

Дина Максовна не считает свои работы достойными выставок. И никогда не гналась за званиями и славой. Поэтому трижды спасибо Ильдару Галееву, который организовал для Дины Ходжаевой эту выставку-праздник. О выставке «Фотографии без дублей» были очень хорошие отзывы, работы Дины Максовны назвали «востребованными и уникальными», а ее саму — «талантливым фотографом с особым зрением и редким генотипом фоторепортера, восходящим к великому отцу». Так может быть не надо ждать, пока время расставит все по своим местам, а безоговорочно принять как подарок то, что Дина Максовна, единственная из детей Пенсона, живет с нами в одном городе, ходит по тем же, что и мы с вами, улицам? И не уезжает отсюда, вопреки постоянным приглашениям братьев из США и Германии, потому что именно здесь — все: архивы отца и архив Дины Максовны, который обязательно будет интересен, как современникам, так и потомкам.

Наталья Кричагина

0_e741a_43da82bf_L (500x39, 4Kb)

Рубрики:  Прошлое и настоящее Ташкента
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА


Процитировано 1 раз

Аноним   обратиться по имени Вторник, 19 Мая 2015 г. 12:48 (ссылка)
Спасибо за все: зато, что так жили, что самоотверженно трудились, сохранили нам лики прошлого...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Вторник, 19 Мая 2015 г. 13:57ссылка
... а Вам спасибо, что Вы на одной волне со мной!!!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку