История ТАШКЕНТА. Узбекистан. Часть 6 |
После окончания Гражданской войны ташкентцы приступили к восстановлению народного хозяйства. К концу 1925 из 94 предприятий действовало более 70. Наряду с восстановлением старых строились и новые. Объем нового строительства был связан с процессом развития хлопководства. Была организована контора Хлопстрой, которая занималась проектированием и строительством хлопковых заводов и др. До войны Ташкент стал значительным промышленным центром. Наибольший удельный вес занимала текстильная, легкая и пищевая промышленности (81%). Построены новые промышленные предприятия, в т. ч. первенец хлопковой индустрии - текстильный комбинат.
На фоне Дворца Культуры текстильного комбината в Ташкенте
Дворец Культуры "Текстильщик"
Ташкент. Дворец культуры текстильщиков. 1964 г. Фото И. Рубенчика
Появление промышленных районов определило реконструкцию Ташкента на принципиально новой основе. Началось строительство жилых домов с благоустроенными квартирами, общественных зданий, детских и медицинских учреждений. Была разработана схема транспортных магистралей, создавались парки, скверы, искусственные водоемы.
Первоначальное название Воронцовский проспект, затем Сталинская, Братская, Х. Сулеймановой. В настоящее время не существует.
mir-tash
Территория Ташкента в 1939 составляла 90 кв. км, население - 550 тыс. человек.
Девушки учатся стрелять из винтовки. В парке Ташкента. 30-е гг.
Рабочие на проходной завода сдают учётные пропуска вахтёру. Ташкент
Шеренга спортсменок с флажками. Ташкент. 30-е гг.
На демонстрации в Ташкенте. Конец 30-х гг.
Мастера паркового искусства в парке им. Пушкина. Ташкент
Строители - женщины у строящегося здания института химии в Ташкенте. 30-е гг.
Ташкент. Красновосточные железнодорожные мастерские
Мальчик на щите изображает знак ГТО - как элемент оформления демонстрации на Красной площади в Ташкенте. 30-е гг.
Ташкент. Дворец Великого князя Николая Константиновича, превращённый в 1934 году в Дом пионеров.
Ташкент, 1930 год. Митинг на сквере
Спортсмены на демонстрации на Красной Площади в Ташкенте. 30-е гг.
В чайхане под деревьями. Ташкент 30-е гг.
Лётчик со значком парашютиста СССР на лётном поле Ташкентского центрального аэроклуба. 30-е гг.
На митинге-демонстрации в Ташкенте в конце 30-х гг.
Заседание архитекторов. Ташкент. 30-е гг.
У стенгазеты на первом слёте ведущих хлопковых районов Средней Азии. Ташкент, 1934 г.
Группа учащихся на водителя на учебном трамвае. Ташкент. 30-е гг.
Ударницы ОСОАВИАХИМа в саду перед Дворцом пионеров в Ташкенте (бывший дворец Великого князя Николая Константиновича). Вторая половина 30-х гг.
Художница расписывает гипсовые скульптуры в мастерской. Ташкент. 30-е гг.
Демонстрация на стадионе в Ташкенте. 30-е гг.
Национальная музыка на стадионе 'Спартак' во время спартакиады. Ташкент. 30-е гг.
Девушки в национальных платьях с хлопковыми коробочками на демонстрации в Ташкенте. Красная Площадь. 30-е гг.
Дорожные работы Ташкентского трамвая на улице старого города.
Группа детей перед республиканским Дворцом пионеров в Ташкенте (бывший дворец Великого князя Николая Константиновича).
Улица Карла Маркса около центрального универмага в Ташкенте. 30-е гг.
Авиамоделисты-школьники у скульптуры Атланта перед республиканским дворцом пионеров в Ташкенте (бывший дворец Великого князя Николая Константиновича). 30-е гг.
Каменотёсы на улице Ташкента. 30-е гг.
Молодая девушка на ветке дерева в старом Ташкенте.
Девушки-спортсменки на стадионе 'Спартак'. ДСО "Печатник". Ташкент. 30-е гг.
Школьники-пионеры в полувоенной форме под флагом на демонстрации в Ташкенте. 30-е гг.
Пионеры во дворе бывшей мечети Баланд в старом Ташкенте. 30-е гг.
Девушки в саду перед Дворцом пионеров (бывший дворец Великого князя Николая Константиновича). Ташкент. Конец 30-х гг.
Офицеры - преподаватели ташкентского военного училища на парадной лестницы здания. 30-е гг.
Девушки-лётчицы в кабине самолёта-биплана. 30-е гг.
Колонна колёсных тракторов в Ташкенте. 30-е гг.
Начало строительства Комсомольского озера. Ташкент. 1939 г.
Лев Свердлин в роли Ходжи Насретдина. Ташкент. 1930-40 гг.
Гимнастка на брусьях. Ташкент. 1930-40 гг.
Рабочие-женщины за работой в цехе. Ташкент. 1930-40 гг.
Работницы швейной фабрики. Ташкент. 1930-40 гг.
Ташкент. 30-е года
Вечерний Ташкент. Центральный Универмаг. 1930-40 гг.
Контролёры - на заводе. Ташкент. 30-е гг.
Астроном за телескопом. Ташкент. 30-е гг.
За чтением газеты 'Сталинчи'. Ташкент. 1938 г.
Дети на празднике 1 мая 1936 г.
Агитационные лозунги на выборах в Верховный Совет 1937 г. Ташкент.
На праздничной демонстрации в Ташкенте.
Здание старого театра им. Хамзы ночью в Ташкенте.
Вид города Ташкента.
Фото и комментарии max penson
Национальный Академический Драматический Театр Узбекистана им. Хамзы
Театр был основан в 1914 году, когда Абдулла Авлоний создал труппу под названием «Турон».
Абдулла Авлоний - родился в 1874 году в Ташкенте. Учился в школе при медрессе. Был одним из лидеров джадитского движения, которое в конце XIX века распространилось в среде российских мусульман. Абдулла Авлоний был одним из зачинателей создания новометодных школ для узбекских детей. Писал учебники и пособия для этих школ. В 1907 году издавал на узбекском языке газету «Шухрат». В конце 1913 года А. Авлоний организовал в Ташкенте одну из первых узбекских театральных трупп, получившей название «Туркестан», которая просуществовала до февраля 1917 года. В советский период был одним из активных деятелей просвещения в Узбекистане. Он преподавал, писал книги и пьесы для узбекского театра. После организации в Ташкенте университета на организованном в университете «рабочем факультете» («рабфак») сразу была организована группу с обучением на узбекском языке, в которой занималось 20 человек. А. Авлоний вместе с группой других узбекских просветителей преподавал там. Умер Абдулла Авлоний 25 августа 1934 года в Ташкенте и похоронен на Боткинском кладбище. В Ташкенте в одной из квартир многоэтажного дома в районе метро «Хамид Олимджан» существует мемориальная комната Абдуллы Авлоний, в которую она переехала после слома дома, в котором жил Авлоний в районе Госпитального базара, в которой мемориальная квартира находилась ранее. 17 февраля 2013 года в Ташкенте была убита дочь Абдуллы Авлоний, предположительно с целью грабежа.
Здание старого театра им. Хамзы ночью в Ташкенте
Кинотеатр "Ватан"
Ташкент. Кинотеатр "Ватан" - «Родина».1964 г. Фото И. Рубенчика
Позже труппа стала профессиональным драматическим театром, получившим звание Академического театра в 1937 году по решению правительства.
В этом здании первоначально был кинотеатр Ватан (Родина), затем его отдали театру им. Хамзы
В настоящее время здание вновь поменяло облик и театр стал называться Национальным театром Узбекистана.
Хамза Хакимзаде Ниязи [22.2 (6.3).1889, г. Коканд, — 18.3.1929, кишлак Шахимардан, ныне г. Хамза Ферганской области], узбекский советский поэт, драматург и общественный деятель, народный поэт Узбекской ССР (1926). Член КПСС с 1920. Родился в семье лекаря. Учился в мектебе, затем в медресе. Организовав бесплатную школу для бедноты, преподавал в ней. Стихи начал писать с 1899 под влиянием творчества узбекских просветителей Мукими и Фурката. После Октябрьской революции 1917 Хамза учительствовал в Коканде и Фергане, организовал передвижную театральную труппу, обслуживавшую части Красной Армии на Туркестанском фронте, работал сотрудником Политотдела Туркфронта, а позже — Облполитпросвета. В 1918 он создал пьесу "Бай и батрак", ставшую первым произведением узбекской советской драматургии. Популярностью пользуются пьесы Хамзы "Проделки Майсары" (1926) и "Тайны паранджи" (1927), в которых говорится о тяжёлой доле узбекских женщин в дореволюционные годы. Ему принадлежит несколько десятков песен. Собирая в различных районах Узбекистана народные песни, исполнял их на национальных инструментах. Из музыкального наследия Хамзы уцелело не всё. Некоторые его мелодии вошли в сборник "Песни Ферганы, Бухары и Хивы" (1931); часть песен записана от известных узбекских певцов. Хамза вёл разнообразную общественную работу, боролся за раскрепощение женщин, разоблачал действия националистов и реакционного духовенства. Хамза был убит разъярённой толпой религиозных фанатиков.
Республиканский Театр Юного Зрителя имени Ю. Ахунбабаева
Один из старейших театров Узбекистана, основан 25 мая 1929 г. и назывался театром молодежи.
"Халк уйи" (Народный дом) в Старом городе. Тут позже был кинотеатр, затем театр, затем кукольный театр, затем ТЮЗ. 30 апреля 1928 года два энтузиаста — врач С. Этьен и художник С. Мальт — открыли театр спектаклем «Хижина дяди Тома». Без собственного помещения, декораций и костюмов, движимый огромным желанием донести до детей радость сценического творчества, коллектив нового театра начал свою славную биографию.
В здании Облисполкома расположился ТЮЗ.
Театр Юного Зрителя (ТЮЗ). Памятник Алишеру Навои.
С 1998 г. ТЮЗ стал называться Молодежный театр Узбекистана
Ахунбабаев Юлдаш [1(13).7.1885, кишлак Джой-Базар Маргиланского района Ферганской области, — 28.2.1943], советский государственный деятель. Член КПСС с 1921. Родился в семье бедного дехканина; учился в мектебе (начальной школе); с юных лет был батраком. В 1920—21 председатель Маргиланского союза бедноты. В 1921—25 председатель Маргиланского союза Кошчи (союз бедноты и батраков). Активный участник борьбы с басмачеством. В 1925— 1938 председатель ЦИК Советов Узбекской ССР, в 1938—43 председатель Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР. Награжден орденом Ленина и 2 другими орденами.
Русский Драматический Театр Узбекистана
Академический русский драматический театр Узбекистана – прямой наследник лучших традиций русской сцены, сложившихся в Туркестанском крае, в крупнейшем его городе Ташкенте в самом начале 20 века под сильным воздействием демократических идей. Эти традиции оказались прочными благодаря весьма последовательной опоре местных любительских и профессиональных коллективов на передовой опыт отечественного искусства, постоянным с начала 20 века гастролям в Ташкенте многих замечательных мастеров, энтузиазму местной интеллигенции, которая сумела создать в крае свою культурную среду. Все более заметным становилось здесь влияние представителей интеллигенции из числа сосланных в Туркестан.
Просветительские, демократические идеи руководили большинством русских антрепренеров, когда они стремились в эту далекую провинцию Российской империи. И дорога в Ташкент была открыта передовым театральным коллективам. С начала 80-х годов 19 века все более изменялся состав местного русского населения; на смену военно—чиновничьему обществу приходили интеллигенты из среднего сословия. Крупнейшая антреприза Туркестанского края – это деятельность труппы З. А. Малиновской, которая начиная с 1903 года и вплоть до 1918-го ежегодно работала в Ташкенте.
Зоя Александровна Малиновская
Таковы были местные традиции русской сцены, которые и явились твердой основой для успешного развития русского театра в Ташкенте. Очевидна преемственность этих традиций: актер и режиссер труппы З. А. Малиновской – Константин Шоршитейн в 1918 году принял главное участие в создании первого в Средней Азии «Русского театра», открывшегося в Ташкенте, и был его Художественным руководителем.
На протяжении 20-х- нач. 30-х гг. 20 века в Ташкенте работали разные русские коллективы. Их выступления бывали более и менее успешными, а в целом подтверждали одно: Ташкент нуждается в крепком постоянном русском театре, способном пропагандировать мировую культуру.
Открытие Ташкентского русского драматического театра состоялось 21 октября 1934 года спектаклем по пьесе Л. Славина «Интервенция». Основателями театра являлись – Художественный руководитель Василий Александрович Чиркин и директор Михаил Карлович Вулконский. Это были люди, которые много сделали для становления культуры театра, усиления его творческой и общественной активности на основе принципов сценического реализма.
В 1936 году театру присвоено имя А. М. Горького.
В годы Великой Отечественной войны немало сделано было актерами театра для обслуживания тружеников тыла, часто они выступали в госпиталях, на мобилизационных пунктах, перед эвакуированными в Узбекистан.
Поворот в творческой деятельности театра произошел в середине 50-х годов 20 века и определился он благодаря новой режиссуре, тяготевшей к самостоятельным поискам, к современной стилистике. С этого времени более заметным стало стремление коллектива к новым театральным формам.
60 — 70 годы 20 века отмечены яркой режиссурой и интересными актерскими работами. Этапными для театра стали постановки Михаила Львовича Спивака. Актер, в его спектаклях, становился первостепенным, а иногда и единственным объектом режиссерского внимания.
Театр им. Горького на улице Карла Маркса
В 1967 году театру присвоено звание «АКАДЕМИЧЕСКИЙ».
В разные годы, в русском Драматическом театре, работали артисты:
Ткачук Роман Денисович
Иргашев Шухрат Ибрагимович
Ледогоров Игорь Вадимович
Мансуров Максуд Нурумович
До 90-х годов в театре по приглашению работали режиссеры, которые ставили спектакли классической драматургии и не забывали про современность. С 90-х годов в театре работает режиссер Владимир Шапиро.
7 февраля 2001 года произошло открытие нового здания Русского Академического Театра Драмы (театр - а раньше здесь был Дом Знаний).
Шапиро Владимир Михайлович родился в 1948 году в Ташкенте. Закончил Ташкентский театральный художественный институт в 1971 году (актер драматического театра). С 1974 по 1979 год учился в Ленинградском государственном институте театра музыки и кинематографии на отделении режиссуры (Санкт-Петербургская академия искусств). Ставил спектакли в театрах Ставрополя, Ростова-на-Дону, Челябинска, Ленинграда. С 1984 года по 1990 год работал режиссером-постановщиком в Академическом театре комедии имени Н. П. Акимова в Санкт-Петербурге. В 1988 – 89 годах создал несколько постановок в Ташкентском русском Академическом театре драмы им. М. Горького и в 1990 году был назначен на должность художественного руководителя, а с 1991 года – и директора театра. Ученик замечательного педагога и режиссера Г. А. Товстоногова.
Музыкальный Театр имени Мукимий
Театр был основан в ноябре 1939 года, тогда ещё «Узбекский музыкально-драматический театр». Однако его деятельность началась ещё 1929 году, и назывался он «Узбекский оперный театр», объединявший в себе как оперное искусство, так и музыкальную драму.
Позднее, в 1939 году произошло разделение на оперный (ныне ГАБТ им. Навои) и музыкальный (ныне Государственный музыкальный театр имени Мукимий).
Мукимий Мухаммад Амин-ходжа (1850 или 1851, Коканд, - 25.5.1903, там же), узбекский поэт. Родился в семье пекаря. Учился в медресе. Возглавлял литературный кружок поэтов, которые обогатили лирику новым социальным содержанием - сочувствием к простым труженикам. Мукимий высоко ценил передовую русскую культуру. В сатирических стихах Мукимий отразилось демократическое мировосприятие поэта. Он обличал лихоимство чиновников, торговцев и заводчиков, представителей духовенства и создал галерею сатирических типов, имена которых стали нарицательными. Мукимий положил начало новому жанру узбекской литературы - путевому очерку. Его поэзия оказала воздействие на развитие узбекской литературы по пути к реализму. Умер в бедности.
Здание, в котором расположился театр, было построено в 1943 году, о чем на фронтоне здания имелась памятная надпись на узбекском языке: «Улуг ватан уруши йиллари курилган - 1943» - «Построено в годы Великой Отечественной войны - 1943». В свете неустанной борьбы узбекских властей с пережитками советского прошлого, Ташкентский театр им. Мукимий лишился памятной надписи в 2010 году.
Для работников театра это стало полной неожиданностью. До этого факта государственного вандализма все они безмерно радовались, что повсеместные уничтожения любых упоминаний о Великой Отечественной войне их родного театра не коснулись. Даже во время основательной реконструкции здания театра на заре независимости республики эта памятная надпись не пострадала. А больше всего актерам обидно, это произошло именно тогда, когда директором театра стал всенародный любимец – Народный артист Узбекистана Мурад Раджабов. Решение об уничтожении памятных слов было принято «наверху», вряд ли даже такой уважаемый в республике человек мог ему воспрепятствовать.
Раджабов Мурад Ядгарович. Родился 30 мая 1949 года в Ташкенте. Окончил актерский факультет Ташкентского театрально-художественного института (1971). С 1968 года - актер Узбекского драматического театра "Еш Гвардия" ("Молодая гвардия"). В кино с 1975 года.
Рубрики: | Прошлое и настоящее Ташкента |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |