-Рубрики

 -Метки

"опять метель" - играет флейта нежно "шоколадный заяц" - пьер нарцисс 7% chris rea бах восточный поворот 2.0. глобальный гитлеризм господа если гора не идет к магомету... живопись русских художников из «плотницких рассказов» василия белова иллюстрации гюстава доре к библии итак как изменились страны «арабской весны» за 10 лет как умер махатма ганди китайская живопись хуа-няо: зашифрованные смыслы крис ри - chris rea легенды в живописи гюстава моро мафиозная борьба за мир во всем мире мефистофель гёте мой арлекин. полина агуреева. моцарт нарушает их права и свободы нежное никколо макиавелли. гений или злодей? но вы не жмитесь новости с телеги одинокая флейта орфей и эвридика осень посидим потому что нельзя быть на свете красивой такой приговор европейскому райскому саду разговор по душам рахманинов революция как антропологическая катастрофа секатор для инагентов сказ о том скоро осень смех сквозь слезы (саша чёрный) (1809-1909) солнце мешающее пэрэмагать сша: «украинцы танго. астор пьяццолла. угледар освобожден российскими войсками финансовая мясорубка-48. разброд и шатания хильда за ум взялась чайковский человек шопен это было недавно. это было давно.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей: 30221
Комментариев: 23389
Написано: 57528


Саламандра

Вторник, 22 Августа 2023 г. 14:45 + в цитатник

"Саламандра ничего не подозревает о черном и желтом крапе на её спине. Ей невдомёк, что эти пятна располагаются двумя цепочками или же сливаются в одну сплошную дорожку, в зависимости от влажности песка, от жизнерадостной или траурной оклейки террария". (Осип Мандельштам)


Легенды о саламандре

Средневековые маги и алхимики считали саламандру духом огня. Было принято считать, что для поддержания равенства 4 стихий — огня, земли, воздуха и воды — должны существовать животные, которые могли жить в огне. Таковым животным и стала саламандра.

Вера людей в способность саламандры жить в пламени сохранялась до конца эпохи Возрождения, и многим виделись в огне пляшущие маленькие ящерицы. Под видом саламандровой кожи продавали ткани, изготовленные из асбеста, и они казались неоспоримым доказательством существования саламандры. Утверждали также, что саламандра настолько холодна, что, лишь только прикоснется к пламени, оно тотчас погаснет, словно бы в него положили кусок льда, и что ее ядом можно отравлять воду и фрукты. 


 

Образ саламандры широко использовался в символике. В средневековой алхимии саламандра была символом философского камня.

Саламандра - знак стихии огня, отображает сознание огня с его бесконечной подвижностью и непостоянством. Огонь может разрушать любые формы, а также своей потенцией нести очистительную функцию. В средневековых поверьях саламандра обитает в огненной реке, дает умные советы, живя в огне и олицетворяя его стихию. Ее символика использовалась в магии.

В качестве мужской, активной и невещественной стихии противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления.
Огонь считается персонифицированной, одушевленной, живой силой: он стремительно движется; пожирая все живое, остается голодным; он питается и растет, превращаясь в гигантское пламя; будучи красного цвета, он уподобляется человеческой крови; жар огня схож с теплом человеческого тела.

Огонь предстает и как небесный, и как земной по своему происхождению: он нисходит на землю вместе с молнией, и он же живет в вулканах под землей. В целом огонь наделяется амбивалентной символикой, подобно воде.

«Закон и истина родились из воспламенившегося жара. Отсюда родилась ночь. Отсюда — волнующийся океан».
Тушение огней перед Новым годом кладет конец существующим формам, которые износились за год, и готовит место для новых.
Огонь очага — это символ семейного благополучия и мира; он очищает и защищает, отвращает зло. Огонь противостоит воде, но и тесно связан с ней: он магическим образом отгоняет дождь, но также своим дымом привлекает дождевые облака во время засухи.

У Гераклита огонь — то, что лежит в основе всего сущего, и то, из чего все возникает. Как посредник между формами исчезающими и формами создающимися, огонь, подобно воде, является символом преобразования и перерождения.
 Душа по своей сути есть огненная субстанция, все лучшее в ней связано с огнем, тогда как худшее — пороки, чувственность — с водой («душам смерть — воде рожденье»).

Миф об обретении огня фиксирует выделение человека из мира природы. Особый статус закрепляется в этой связи за женщиной как хранительницей домашнего очага. Во многих традициях распространены мифы о первопредках, героях и животных, которые даровали людям огонь. Культурные герои приносят его с небес, нередко с другими благами.
Греческий культурный герой Прометей крадет огонь у кузнеца Гефеста. Персонаж мифологии догонов (Мали), первый кузнец Номмо, приносит на землю огонь и первые полевые плоды.
В вулканических областях огню приписывается подземное происхождение. Мауи, герой маори, похищает его у демонической прародительницы Махуик в глубине земли и помещает в дерево; с тех пор огонь получают из древесины (например, трением). В традициях с развитым культом предков огонь (как и другие блага) считается принесенным из загробного мира (как в Восточной Африке).
Долгое время добывание огня трением рассматривалось как сексуальный акт, особенно в Восточной и Южной Африке, Индии, Индонезии и Мексике.


В особенности часто огненосное начало связывается с женской природой. Так, например, в Новой Гвинее существует представление, согласно которому огонь, появившийся от прародительницы людей с тех пор присутствует в гениталиях всех женщин. С другой стороны, в некоторых архаичных цивилизациях священный вечный огонь (государственный огонь), помещавшийся в жилищах властителей и в храмах, вероятно, наделялся фаллической символикой. Его поддерживали девственницы, которые считались женами огня

Девы — служительницы культа огня имелись в Древнем Риме (весталки), в некоторых африканских культурах и в доколумбовой Америке. У майя (Центральная Америка) орден покровителей огня был основан божественной «девой огня».
Гашение прежнего и разжигание нового огня в ходе церемонии вступления на престол отражает представление о связи духовной и витальной силы правителя с государственным огнем и символизирует циклическое обновление государства в очистительном огне, таким образом знаменуя начало новой эпохи.
Существование в огне, и прохождение через огонь (в ритуальных практиках) являются образами трансгрессии и символизируют выход за пределы человеческих возможностей.

Загадочность огня породило огромное количество мифов и легенд, которые связаны с происхождением этой стихии, а также ее контролированием на земле.

Мифы про происхождение огня повествуют о многогранности этой стихии.
Каждый народ поклонялся огню. Об этом свидетельствуют не только многочисленные обряды, но и сложенные веками легенды и мифы об этой очищающей и неутомимой стихии...


Саламандра — по-настоящему легендарное земноводное. Практически во всех мифах любого народа встречается упоминание об этом существе. Какие только качества ей не приписывали: и то, что она бессмертна, и то, что ее шкурка способна лечить от всех болезней, и что это — маленький дракончик, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище. «Самый жуткий из всех зверей — это саламандра. Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми… Если саламандра дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым… Упав в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…» — так описывал это земноводное в 20 году до нашей эры древнегреческий ученый-натуралист Плиний.

В германской мифологии саламандра — дух огня; по греческому поверью, пришедшему из средневековья, она не горит в огне, а, проходя по нему, гасит. Разумеется, с точки зрения христианства, саламандра — это посланница ада.
Вымысел и реальность тесно переплетаются, когда речь идет о саламандрах. Сейчас, конечно, они изучены, но все равно некоторый суеверный страх присутствует, когда упоминаешь о саламандрах. Это еще и потому, что эти земноводные ядовиты, и страх весьма обоснован.


Желтые или оранжевые пятна, покрывающие черного цвета тело, Плиний Старший, Альберт Великий и другие связывали со светом звезд. Возможно, поэтому ей же приписывали участие в появлении метеоров и в огненных явлениях на Земле. Окраска саламандры даже современному человеку с определенной долей воображения может напомнить черные уголья и языки пламени. Не удивительно, что и самая распространенная из легенд о ней связана с огнем.
http://ab.fanrus.com/SMI/Pridira/UserFiles/Image/1240078109_salamandr.jpg
По-видимому, это поверье уходит корнями в мифологию древних греков и иудеев. И. П. Вурфбайн, автор первой монографии о хвостатых земноводных, приводит отрывок из древнееврейского произведения "Врата неба": "Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь даже является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет". Ее образ очень часто встречается в религиозной символике Европы: уже в "Физиологе" (восходящем прибл.к II-III вв. н.э.) - раннехристианской интерпретации античных зоологических сочинений - саламандра уподобляется трем праведникам, не сгоревшим в пещи огненной. Из "Физиолога" образ перекочевал в средневековые бестиарии.
http://www.e-reading.org.ua/illustrations/1003/1003422-i_065.png
Аристотель в "Истории животных" писал, что, "как передают", саламандра гасит огонь. Исходя из такого взгляда, в средние века из разных частей ее тела изготовляли амулеты, предохраняющие от огня. Тот же Вурфбвайн нашел описание одного амулета и способа его изготовления: на куске пергамента, под чтение заклинаний, кровью этого животного писалось слово salamandra в виде особого треугольника. Древние авторы считали, что гасить огонь саламандре позволяет ее "холод". И действительно, - на ощупь ее тело, как и любого холоднокровного животного, кажется холодным, однако не имеет никакого отношения к стойкости в огне. Но слизь, вырабатываемая кожными железами саламандры для защиты от высыхания на суше, вероятно, может ненадолго предохранить и от быстрой смерти, и от сгорания, – но лишь в слабом огне или на угольях и при условии, что она может быстро спастись бегством.






 

Рубрики:  Легенды и мифы
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям