Все не может быть хорошо, не бывает.
Час дня. Мы толпимся у входа на кафедру речевой коммуникации. Неизвестность всегда страшит, но, мне кажется, смерти я боюсь меньше, чем вот таких ситуаций, когда надо открыть дверь, войти, преобразиться, презентовать себя, говорить, чтобы слушали какие-то люди...
Из-за двери периодически выходят мои однокурсники, у всех на лицах - недоумение. "Ну, я просто рассказала цели, задачи, сколько сделала, и все".
Ну, думала, может и меня пронесет...
Не пронесло бы по-любому: я слишком чувствительна энергетически, и на тот момент, когда я поднялась на седьмой этаж к кафедре, внутри меня уже шевелилась страшная неприязнь к научному руководителю, которая за день до этого ругала нас за свои же косяки. То есть, если пронесло бы внешне, внутри осталось бы напряжение. Потому что за день до этого нам активно вменялась наша же несостоятельность - мы "забыли", что она говорила нам о предзащите и требованиях к ней. Хотя о сем событии я узнала случайно через цепочку однокурсников в предпоследний день.
Я вошла и увидела ее сразу. Может, будь у нас с ней общение теплее, все обернулось бы иначе, но история не терпит сослагательного.
Я вошла в этот зоопарк: изо всех углов огромного кабинета на меня смотрели преподаватели - без интереса, с ленивой покорностью. Научрук справа от меня заерзала на стуле.
Не понимая, куда смотреть, я начала:
- Здравствуйте! Меня зовут...моя тема....цель исследования...
Все это не интересовало присутствующих, включая меня, но надо, надо было, чтобы я рассказала, а они послушали и вернулись к своим делам.
Справа от меня шел поток напряженной энергии от научрука ВВ. Мой неуверенный монолог прервался ее натянутым:
- Что? Как ты сказала?
- 1928, 1930 годы, - повторила я года выхода издания, с текстами которого собралась работать.
Со стороны ВВ - непонятное телодвижение. Я смотрю в потолок. В кабинете висит тишина.
ВВ начинает из затакта:
- Это моя студентка...работа идет ни шатко ни валко...
Я разглядываю потолок и мебель, сжимая в руках листки с аннотацией и введением.
- Тема заявлена как тема диссертации, но она же была взята добровольно? Без моего давления? - я встречаюсь взглядом с ВВ. Черт знает, что там взгляд ее показывал, был ли в нем нажим, была ли просьба?
Неужто она и это забыла - как тема моего диплома была придумана и утверждена без моего участия двумя преподавателями кафедры - ей самой и ТЮ. Причина тому простая - они хотели облегчить работу мне, чтобы курсовая вошла в диплом. А может, и себе, как бы поделив работу по руководству надо мной. ВВ говорила - вот, тема курсовой такая, но мы потом поменяем, а когда я спохватилась, тема была утверждена, да и на ВВ вроде кто-то оказал влияние, не ТЮ ли, часом. ВВ могла все это забыть - а могла и не. Но, в любом случае, было бы неэтично и дерзко напоминать ей об этом в присутствии всей кафедры.
- Я же не давила?...
И я кивнула.
Она неуверенно продолжила:
- Думаю, работа будет написана, ведь Света - человек здравый...
А то! И выбора-то нет. Спасибо, что так отзываетесь.
- ..но хуже, чем могла бы, если бы работа началась раньше... - и снова смотрит на меня. И я киваю.
- Надеюсь, будем видеться чаще? - и снова во взгляде темных глаз черт знает что.
И это она "забыла" - что с начала осени я дергала ее, потом это сала делать Катя. Мы писали ей, договаривались о встрече, посылали письма с кусками работы - она не отвечала, на встречах болтала о жизни, носилась по любым делам. Виделись-то мы достаточно часто. Вина за то, что она так и не видела моей работы, лежит и на мне, и на ней. И вообще: кажется, я невольно опять все усложнила.
Киваю.
Тишина.
- Может быть, есть вопросы к студентке? - уже и не помню, кто из преподов это произнес. - Может быть, мы что-то порекомендуем?
Подала голос ТЮ, выступил молодой человек в очках. Пауза.
- Я могу идти? - выдала наконец я.
- Да, можете.
Опять же из затакта я повернулась к двери и вышла.
Пару лет назад я бы заплакала, но - хохо! - опыт, умные книжки помогают сдержаться. Это же все нормально. Это нормально.
ВВ выдала себя с головой и дала мне повод сказать потом Насте:
- Полезный урок. Никогда, никогда не иметь дел с людьми, которыми вы очарованы.
Очарование должно остаться очарованием. Если ты не до конца отдаешь себе отчет в том, что за человек перед тобой, если рассматриваешь его однобоко и позволяешь восхищаться - держи дистанцию.
Я бы надолго, по привычке интроверта, ушла в себя, если бы часа через полтора не случилась одна встреча.
Мы с девочками после зачета вышли с факультета и направились к столовой. Путь по Первой линии нам преградил феерический Д.Е. - преподаватель все той же кафедры речевой коммуникации. Знаю, он был на предзащите, но где сидел - не вспомню.
Широко улыбаясь, он произносил:
- Вы, - указывая на Соню, - молодец. Вы, - на Настю, - тоже молодец. А вам, - на меня, - нужно быть смелее. Судя по всему, у вас какие-то непонятки с научным руководителем.
- Дааааааааа! - довольно протянула я. С души рухнул камень.
- Постарайтесь наладить с ним взаимопонимание. Будьте, как Будда.
- И тут без Будды не обошлось! - Соня засмеялась, Д.Е. улыбнулся в своем стиле - на одну сторону.
Д.Е. - человек умнейший, с классическим университетским образованием. Ведет довольно популярный на ЖЖ блог, преподает литературное редактирование и латынь, ходит на концерты БГ, воспитывает сына один и на первом же занятии представляет себя как алкоголика. И в этом нет никакого кокетства. Я как-то все больше убеждаюсь, что это чуть ли не единственный путь умных людей, понимающих жизнь...
Д.Е. - специалист по мертвым языкам и бабологии. В том году я ходила на его спецкурс по функционированию заимствований, где мы занимались тем, что переводили с русского языка на более русский, иначе не скажешь.
Может быть, там тоже были объяснения про Будду, но Соня знает лучше - она занималась у него дольше.
Д.Е.на Сонин смех не обиделся.
- Ну или как Христос. Помните? Он терпел, и нам велел.
Я теперь тоже киваю - но довольно, без обречения, напряжения, просто потому, что согласна.
- Никому ничего не доказывайте!
О да, да!!! Слова Д.Е. пролились бальзамом на душу - тот случай, когда внутренние соображения находят подтверждение вовне.
Я не собиралась доказывать, ведь это - признак незрелости и детскости. Бесполезно и неумно кому-то что-то доказывать.
А в случае с ВВ и нечего.
Лишь бы теперь обойти обоюдную рефлексию и просо работать дальше.