-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Настольные игры онлайнМы предлагаем Вам сразиться в любимые настольные игры со своими друзьями, не отходя от компьютера. У нас вы сможете поиграть в дурака, преферанс, тысячу, нарды, шахматы, шашки, крестики-нолики, точки,

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sekretar

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11629


История в художественных образах (Е.А.Шарэ и В.И.Суриков)

Пятница, 16 Декабря 2011 г. 11:02 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija История в художественных образах (Е.А.Шарэ и В.И.Суриков)

Василий Иванович Суриков вошел в историю русской живописи как мастер исторического жанра. В 1880 годы художник создает свои самые значительные  полотна: "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887). Главными действующимими лицами в его картинах становятся люди из народа, яркие образы и характеры. Одной из особенностей картин Сурикова является тщательная прорисовка костюмов и необыкновенные женские образы. Боярышни, казачки, просто портреты... и  среди них, конечно же, была та, которую современники называли добрым гением суриковского дома.

"...Суриков не только великий реалист-ученый, но по существу своему поэт, и, быть может, сам того не сознавая, этот художник обладает огромным мистическим дарованием. Как Менцель близок по духу мистику и реалисту Гофману, так точно Суриков близок по духу мистику и реалисту Достоевскому. Лучше всего это сходство заметно в его женских типах, как-то странно соединяющих в себе религиозную экстатичность и глубокую, почти сладострастную чувственность. Это те же "хозяйки", "Грушеньки", "Настасьи Филипповны"."
 
Александр Бенуа "В.И. Суриков" из книги "История русской живописи в XIX веке", 1901
 

Суриков В.И. Этюд для фигуры старшей дочери А.Д.Меншикова, написанный с жены художника Е.А.Суриковой 1882

Елизавета Августовна Шарэ была младшей дочерью из пяти детей француза Августа Шарэ и Марии Александровны Свистуновой, внучки декабриста корнета кавалергардского полка П.Н.Свистунова. Семейство проживало в Петербурге, имея небольшое предприятие по продаже бумаги. Детей часто вывозиди в театр и на балы, где они слушали изумительную музыку и танцевали под чудесные звуки вальса. Но не вальс соединил художника Василия Ивановича Сурикова и Елизавету Августовну Шарэ...

Василий Иванович Суриков только-только закончил Академию художеств и занимался росписью Храма Христа Спасителя. Случай и любовь к музыке привели его  в католическую церковь Святой Екатерины, где звучали знаменитые хоралы Баха. Здесь же волею судьбы в тот день оказалась и Елизавета Шарэ. Молодые люди понравились друг другу и стали встречаться, а спустя некоторое время художник сделал девушке предложение. Пугало лишь одно: как к этому отнесутся родители невесты, т.к. он был всего лишь сыном простой казачки из Сибири, а она потомственной дворянкой. Но отец невесты ничего не имел против. "Правда, Шарэ  и не смог бы дать за Елизаветой никакого состояния - ни движимого, ни недвижимого, дело ограничилось лишь одним сундуком  с белыми платьями" - так писала внучка Сурикова, Н.Н.Кончаловская, в своей книге.

 

Суриков В.И. Автопортрет и портрет А. Е. Шаре 1876

25 января 1878 года в Владимирской церкви состоялось венчание тридцатилетнего художника Василия Сурикова с двадцатилетней Елизаветой Шарэ. А этому предшествовали необыкновенно счастливые дни: театры, балы, катания на тройках, святочные гадания.  Но... но в многочисленных письмах домой, горячо любимой матери, Василий Суриков не писал даже о помолвке. Он боялся, что его мать не одобрит его желание связать свою судьбу с утонченной француженкой-дворянкой. Предчувствие его не обмануло.

В 1880 году Суриков тяжело заболевает: воспаление легких приковывает его к постели и он находится между жизнью и смертью. Рядом его "добрый гений": Елизавета Августовна не отходит от послети мужа, дежурит днями и ночами, выхаживая больного.  Наверно в этот период и родился у Сурикова замысел знаменитой картины "Меншиков в Березове". Марию Меншикову, старшую дочь, сидящую возле отца в холодном доме в Березове, художник писал с уже тоже больной жены. Елизавета Августовна страдала, как бы сейчас сказали,  ревматизмом и артритом.

Суриков В.И. Портреты Меншиковых 1882

Суриков В.И. Меншиков в Березове 1883

"...низкая, душная изба, в которой сидит огромный великан Меншиков, окруженный своими несчастными детьми, сильно напоминает "Баню с пауками" Свидригайлова. Страшное лицо бывшего герцога Ингерманландского прекрасно годилось бы для скованного Прометея. Глядя на лицо умирающей Меншиковой, вспоминается несчастная, тихая, милая, ни за что погубленная Лиза из "Подполья", исчезающая во мгле зимних безнадежных сумерек среди хлопьев мокрого снега. Одно замерзшее оконце в этой картине передает весь чарующий ужас зимы; чувствуются за этим окном белая мертвая гладь и безжалостный холод. Слова Священного писания, которыми искушенный бесом гордыни и ныне наказанный исполин пытается утешить свою истерзанную душу, звучат в этой обстановке торжественнее, значительнее, но и страшнее, нежели в самом величественном храме."
Александр Бенуа " В.И.Суриков" из книги "История русской живописи в XIX веке", 1901
 
Печальные глаза сидящей у ног отца старшей дочери, рука Меншикова, сжатая в кулак, - все эти детали  передают трагедию семьи, которая умирает.  В чертах Марии запечатлены черты двух женщин: знакомой Сурикова, Е.К. Дерягиной, и Елизаветы Августовны.

 

Суриков В.И. Портрет Е. К. Дерягиной 1879 

 

Суриков В.И. Портрет Е. А. Суриковой. Олоко 1888

Художник писал, писал много, создавая порой до сотни этюдов к своим будущим картинам. Среди них и женские образы, многие из которых неуловимо похожи на Елизавету Августовну. Суровые будни заставляли жену художника подстраиваться под его горячий характер и особенно горяч он был в периоды работы. Она не тревожила мужа, исполняя все его пожелания.  В это время на свет одна за другой появляются дочери: Ольга и Елена.

 

Суриков В.И. Натурщица в старинном русском костюме 1882

 

Суриков В.И. Боярышня 1886

 

Суриков В.И. Боярышня в синей шубке. Этюд для картины Боярыня Морозова 1887

Картины художника охотно покупались любителями живописи и коллекционерами, и это давало возможность семье путешествовать. В 1883 году они посетили Италию и Францию, а в 1888 году, после приобретения П.М.Третьяковым в коллекцию картины "Боярыня Морозова", наконец-то отправились в Сибирь к матери художника.

Суриков В.И. Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника. 1888

Елизавета Августовна не понравилась свекрови, теплого приема не получилось. Болезнь обострилась еще больше. "Недаром Лиля с таким недоверием относилась к Сибири, словно чуяла, что принесет она ей погибель, как ой самой княжне Марии Меншиковой, для которой она позировала" (Н.Кончаловская). После приезда Елизавета Августовна слегла окончательно... "8 апреля... в пятницу на пятой неделе великого поста, ее, голубки, не стало. Страдания были невыносимы, и скончалась, как праведница, с улыбкой на устах..." - так писал весной 1888 года в Сибирь В.И.Суриков.

Художника перестал писать... целых два года В.И.Суриков не брался за кисти и краски,  и не подходил к мольберту.  Он читал Библию, рассматривал свои старые этюды и... жег их, ничего не жалея. Отчаяние полностью захватило его душу. "Горе сломило этого человека... Скорбь прорвалась в нем неистово. Не мог он глядеть на прежний уют своего дома и в ярости переломал всю мебель... И вдруг приезжает из Сибири его брат Василия Ивановича и увез его в родной Красноярск. А через какое-то время вернулся Суриков к живописи и приступил к "Взятию снежного горордка" - к самому задорному, полному молодой удали произведению..." ( Н.Григорович)

Суриков В.И. Портрет Т. К. Доможиловой 1891

 

Суриков В.И. Анфиса 1900-е

Суриков В.И. Портрет Л. Т. Маториной. Казачка 1892

Суриков В.И. Портрет молодой женщины в кокошнике 1892

 

Суриков В.И. Портрет Е. Н. Сабашниковой 1907

Суриков Портрет Н. Ф. Матвеевой 1909

 

Суриков В.И. Портрет княгини П. И. Щербатовой 1910

Суриков В.И. Царевна 1911 

 

Суриков В.И. Портрет молодой женщины 1911 

 

Суриков В.И. Портрет неизвестной на желтом фоне 1911

 

Суриков В.И. Портрет боярышни

  

Суриков В.И. Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер 1902

Он овдовел в 40 лет и так и не женился более никогда до самой своей смерти, скончавшись 19 марта (6 марта по старому стилю) 1916 года, найдя свое последнее пристанище на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с могилой жены. 

Еще о В.И.Сурикове вот здесь: История в художественных образах (боярыня Морозова)

P.S. Все картины кликабельны и увеличиваются до большого размера.

Серия сообщений "Жены художников":
Часть 1 - История в художественных образах (Надежда Забела-Врубель)
Часть 2 - История в художественных образах (Юлия Кустодиева)
Часть 3 - История в художественных образах (Е.П.Нестерова)
Часть 4 - История в художественных образах (Н.Н.Ге и А.П.Забелло)
Часть 5 - История в художественных образах (Е.А.Шарэ и В.И.Суриков)
Часть 6 - История в художественных образах (Софья Крамская)
Часть 7 - История в художественных образах (Василий Верещагин и Лидия Андреевская)
Часть 8 - История в художественных образах (Мария Нестерова)
Часть 9 - История в художественных образах (Вера Алексеевна Репина)
Рубрики:  художники/Суриков

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку