Спор Брахмы и Вишну
Однажды Брахма – Бог творец и Вишну – Бог равновесия затеяли между собой спор, чтобы выяснить, кто из них главнее. «Я – главный Бог,» – сказал Брахма, – «Я сотворил всю вселенную и являюсь патриархом и прародителем всех живых существ!» «Ошибаешься, Брахма, главный Бог – это я», — возразил Вишну. «Все держится на мне. Если бы не моя сила, ни ты, ни твои творения не смогли бы просуществовать и секунды». Для решения этого спора эти два Божества обратились к различным авторитетам, «пусть мол третья сторона нас рассудит».
Авторитеты признали Шиву
Однако все авторитеты один за одним сказали: «Главным Богом является Шива». Брахма и Вишну были очень раздосадованы. Они не поверили авторитетам и призвали в качестве судьи Божество, являющееся персонификацией всех священных писаний. Но и это Божество ответило: «Подлинным Богом является Шива».
Брахма протестует
«Как же так» — в конец разозлился Брахма. – «Не может этого быть. Взгляните на Шиву, на весь его неопрятный облик и сомнительный образ жизни. В то время, как я живу в небесах, в своем драгоценном дворце, Шива скитается по разным мирам, ночуя, где придется. Как неприкаянный бродит он по заледеневшим горам, дремучим лесам, полным диких зверей, скитается по бесплодным пустыням. Я благообразен, одет как царь, моя аура сияет ярче солнца. Шива нестрижен, небрит, ездит в голов виде на своем быке, и вся его одежда – пепел сожженных трупов, коим Шива посыпает свое тело. Я занимаюсь тем, что творю и устанавливаю законы мироздания, Шива же то предается аскетизму и медитациям, будто он чего-то не достиг, то пляшет и пирует на шмашанах и кладбищах с шайкой каннибалов, духов и демонов. Я вкушаю божественную амброзию, Шива жрет все, что попало, как чистое, так и нечистое, употребляет грибы, дурман и постоянно курит гашиш. Нет, такое существо никак не может быть истинным Богом.»
Явление Бхайравы
И вдруг, при этих словах в воздухе возникло сияние, превратившееся в крохотного младенца. Младенец заплакал, и Брахма сказал: «Вот доказательство того, что я истинный и главный Бог. Я разгневался, и гнев мой породил еще одно существо. Я назову этого младенца Бхайравой, так как тот так истошно орет». И вдруг, увеличиваясь в размерах, младенец превратился в ужасного монстра. Тело его стало черным, в пасти блестели страшные клыки, три глаза Бхайравы горели, красным адским огнем, а сияющая аура превратилась в пламя вселенской кремации.
Бхайрава наказывает Брахму
Чудовище подскочило к Брахме и когтем мизинца своей левой руки отрезало Брахме одну из его пяти голов, ту самую, что ругала Шиву. «Я – Бхайрава, гнев Шивы», – сказал ужасный Бог. «Я пришел покарать тебя за то, что ты осмелился поносить Верховного Владыку Мироздания. Твоя пятая голова гордо возвышалась над телом, но я укоротил твою гордыню. «Брахма в ужасе упал на колени. Тут небеса разверзлись, и Боги увидели Шиву, представшего в своем облике Махешвары – великого махараджи и Господа всех миров.
Речь Махешвары
«О, Бхайрава», – сказал Махешвара, – «с одной стороны, ты конечно поступил правильно, ибо показал Брахме подлинное положение вещей. Однако с другой стороны, ты нарушил священный закон и свершил грех. Брахма прародитель всех живых существ, их патриарх и первосвященник. Закон племен гласит – молодой не должен поднимать руку на старейшину рода, отрезать голову священнику-брахману – это вообще ужасное преступление. Поэтому ты не можешь не понести наказание. Ты непобедим и способен без труда уничтожить всех и все, тебя же никто не в силах уничтожить.
Создание Брахмастьи
Однако я сотворю волшебную Деву Брахмастью, она будет способна уничтожить тебя. Если хочешь уцелеть, – беги от нее без оглядки и бегай так до тех пор, пока не окажешься в особом священном месте и тем самым не искупишь свой грех».
Вопрос Бхайравы
«Как я узнаю, где это место? Как я распознаю его, когда туда попаду?» – спросил Бхайрава. «Голова Брахмы на века прилипла к твоей руке. Я не скажу тебе, где находится священное место, однако, когда до него доберешься, прилипшая к твоей руке голова отвалится от нее и упадет на землю». – Так ответил Шива.
Явление Брахмастьи
И в тот же миг из пространства манифестировалась дева Брахмастья, вооруженная огромными ножницами. Увидев Бхайраву, она ринулась к нему. Бхайрава бросился бежать. Так они бегали – он от нее, а она за ним по всей вселенной. Проходили века, а может тысячелетия, трудно сказать, но погоня не прекращалась не на секунду.
Вопрос Лакшми
Однажды Брахмастья и Бхайрава пробегали мимо дворца Вишну. Богиня удачи и процветания Лакшми, жена Вишну, узрела происходящее из окон волшебного дворца и, очень удивившись, пришла в полное недоумение. «Скажи, о дорогой,» – обратилась она к Вишну – «как понимать происходящее? Шива ругал Шиву, и за это явился Шива и отрезал Шиве голову. После этого явился Шива и наказал Шиву, сотворив Шиву. И вот теперь Шива бежит за Шивой по Шиве, в Шиве и во время Шивы, и вот Шива убегает, чтобы Шива его не догнал. Это все выглядит очень странно, я бы сказала абсурдно. Как же это все понимать? В чем же смысл происходящего?»
Ответ Вишну
«О, любимая» — ответил Вишну. — «В том, что ты видишь, как и во многом другом нет ни малейшего смысла. Недаром говорят, что Шива придумал этот мир на пьяную голову. Ведь он постоянно находится в экстазе наркотического опьянения, вызываемого сексом со своей возлюбленной Шакти – своей неисчерпаемой, безграничной, светоносной силой. Сознание Шивы не детерминировано кармическим законом причины и следствия, логикой, пространством и временем. Потому-то мироздание так причудливо и парадоксально, что отражает в себе облик самого творца, здесь тьма становится светом, а свет – тьмой, добро переходит в зло, а зло в добро. Чистота становится нечистотой, а нечистота – чистотой. Высочайшая красота переходит в уродство, а апогей уродства становится красотой. Мудрость переходит в безумие, а безумие в мудрость. Так все течет, меняется и переходит одно в другое. Эта пульсация, переливы – есть экстатическая любовь Шивы и Шакти, активность, жизнь святой Реальности.
Бенарес
Помимо этого, о любимая Лакшми, Шиве совершенно все равно, чем заниматься, ему все едино. Далее история рассказывает, что спустя какое-то время Бхайрава оказался в окрестностях священного города Варанаси (Бенарес), расположенного на берегу Ганги. Голова Брахмы отпала от руки Бхайравы, и тот понял, что его проблема решена. Место, где Бхайрава расстался с головой Брахмы, люди называют Капал Мочан. Оно до сих пор почитается индусами.