Новые лауреаты премии имени Сегаловича |
Мы во второй раз выбрали лауреатов научной премии имени Ильи Сегаловича. Яндекс отмечает этой наградой учёных, которые добились серьёзных достижений в компьютерных науках. Премия вручается раз в год в двух номинациях: "Молодые исследователи" и "Научные руководители". Первая номинация — для студентов, магистрантов и аспирантов, вторая — для их наставников.
Михаил Биленко,
руководитель управления машинного интеллекта и исследований в Яндексе
В основе сервисов и технологий Яндекса лежит наука. При этом нам интересны не только прикладные разработки, но и теоретические исследования. Они двигают вперёд всю отрасль и могут привести к впечатляющим результатам в будущем. Мы учредили премию Сегаловича, чтобы поддержать студентов и аспирантов, которые занимаются машинным обучением и другими перспективными направлениями компьютерных наук. Зачастую талантливые ребята ещё во время учёбы уходят работать в индустрию. Мы хотим, чтобы у них была возможность продолжать фундаментальные исследования — с нашей материальной поддержкой.
Лауреатов определяет совет премии. В него входят руководители Яндекса и сотрудничающие с компанией учёные, в том числе профессор Ратгерского университета в Нью-Джерси Илья Мучник, профессор Женевского университета и филдсовский лауреат Станислав Смирнов, профессор Калифорнийского университета в Беркли Алексей Эфрос. Размер премии для молодых исследователей составляет 350 тысяч, а для научных руководителей — 700 тысяч рублей.
Научная премия имени Ильи Сегаловича — часть Образовательной инициативы Яндекса. С 2019 по 2022 год компания вложит в образование более 5 млрд рублей. Подробнее об образовательных проектах и сервисах Яндекса можно узнать здесь.
В этом году лауреатами стали 12 человек: трое научных руководителей и девять молодых учёных. Выбирая лауреатов среди научруков, мы в первую очередь учитывали вклад в развитие сообщества и работу с молодёжью. Для молодых исследователей основной критерий — научные достижения.
Все лауреаты в номинации "Молодые исследователи" уже успели представить свои работы на престижных международных конференциях. Труды для таких конференций отбирают и рецензируют лучшие в мире эксперты по машинному обучению и искусственному интеллекту. Если работу приняли к публикации на конференции, это признание на международном уровне.
Лауреаты в номинации "Молодые исследователи":
Денис Волхонский, аспирант Сколтеха, проводит исследования в области трёхмерного компьютерного зрения и генерации видео. Результаты своей работы Денис демонстрировал на конференциях ICMV, VISIGRAPP и COPA.
Артём Гадецкий, магистрант совместной программы Сколтеха и НИУ ВШЭ, занимается градиентной оптимизацией — он создал общий метод снижения дисперсии для стохастической оптимизации по перестановкам. Артём выступал на AAAI, NeurIPS и ACL.
Ваге Егиазарян, аспирант Сколтеха, занимается проблемами глубинного обучения и применяет нейронные сети для задач компьютерного зрения. В 2019 году Ваге принял участие в конференциях NeurIPS и ICCV.
Дмитрий Иванов, аспирант НИУ ВШЭ в Петербурге, работает в области Positive-Unlabeled Learning и обучения с подкреплением, а также занимается применением ML-методов в экономике. Работы Дмитрия представлялись на конференции ACM.
Дмитрий Ковалев, магистрант МФТИ, занимается различными задачами оптимизации. Его в первую очередь интересует получение теоретических результатов. Дмитрий трижды выступал с постером на конференции NeurIPS.
Александр Лыжов, магистрант совместной программы Сколтеха и НИУ ВШЭ, проводит исследования в группе Байесовских методов — в частности, разрабатывает новые методы ансамблирования нейросетей. Александр представлял свои работы на ICLR.
Лариса Маркеева, аспирантка МФТИ, занимается теоретическими исследованиями — например, она получила солвер дифференциальных уравнений эллиптического типа на сверхмелких сетках. Её работы представлялись на конференции ICCV.
Вячеслав Шаламов, аспирант ИТМО, проводит исследования в области оптимизации производительности различных алгоритмов машинного обучения. Вячеслав участвовал в конференциях ICML, GECCO и AIAI.
Анастасия Янина, аспирантка МФТИ, занимается тематическим моделированием, а также вопросами интерпретируемости в обучении с подкреплением и дистилляцией нейронных сетей. Работы Анастасии принимали участие в конференциях CIKM и ICCV.
Лауреаты в номинации "Научные руководители":
Евгений Владимирович Бурнаев, Сколтех — кандидат физико-математических наук, доцент Сколтеха, руководитель научной группы Advanced Data Analytics in Science and Engineering (ADASE group).
Александр Владимирович Гасников, МФТИ — доктор физико-математических наук, доцент кафедры математических основ управления факультета управления и прикладной математики МФТИ.
Сергей Александрович Объедков, НИУ ВШЭ — кандидат технических наук, заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству на факультете компьютерных наук.
Яндекс учредил научную премию имени Ильи Сегаловича в 2019 году. Имя Ильи Сегаловича — сооснователя Яндекса и директора компании по технологиям — также носит стипендия, которая присуждается студентам и аспирантам факультета компьютерных наук в НИУ "Высшая школа экономики".
http://yandex.ru/blog/company/novye-laureaty-premii-imeni-segalovicha
Метки: наука и образование |
Посторонним вход разрешён: каким будет новый офис Яндекса |
Предыстория
"Дом, который построит Яндекс": почему мы решили переезжать и как выбирали место под новую штаб-квартиру.
У нас готов проект новой штаб-квартиры Яндекса. Она будет находиться в Гагаринском районе — одном из ключевых научных кластеров Москвы. Из окон нашего будущего офиса будут видны высотка МГУ, Дворец пионеров на Воробьёвых горах, президиум Академии наук. Каждое из этих зданий — не только важный научно-образовательный центр, но и памятник архитектуры своей эпохи. Мы много работали над тем, чтобы гармонично вписать наш новый дом в окружающий ландшафт, и надеемся, что он станет новой достопримечательностью района.
Новую штаб-квартиру спроектировало бюро PLP Architecture во главе с архитектором Ли Полисано. Здание разместится на месте гостиницы "Корстон" и будет сопоставимо с ней по высоте. Нам не хотелось возводить тяжеловесную громаду, поэтому у нашего офиса будет несколько крыльев разной этажности: чем ближе к жилым домам, тем ниже. Стены — из стекла и титановых панелей; за счёт сквозной внутренней планировки свет будет проходить через всё здание.
Офис спроектирован так, что сотрудники не привязаны к конкретному рабочему месту. Работать можно будет где угодно: например, под открытым небом, на большой террасе на крыше. Чтобы у яндексоидов была возможность отвлечься от дел и размяться, в здании предусмотрены несколько спортивных залов и бассейн.
Мы не хотим отгораживаться от мира заборами и шлагбаумами. Поэтому территория кампуса и нижние этажи здания будут открыты для всех. Возле офиса разместится общественное пространство — там можно будет позаниматься спортом или погулять с детьми, — а на нижних этажах заработают кафе, салоны красоты, аптеки и другие заведения. Кампус Яндекса и окрестности свяжет сквозной диагональный проход, а по соседству, между улицами Академика Зелинского и Академика Зельдовича, появится зелёный парк — его тоже благоустроит Яндекс.
Наш кампус будет не только рабочим и общественным пространством, но и большим образовательным центром. В офисе предусмотрены лекторий, библиотека и учебные аудитории, где будут проходить семинары, мастер-классы и занятия школ Яндекса. У нас есть образовательные проекты для людей разных возрастов — можно будет приходить на занятия самим и приводить детей. В новое здание также переедет Музей Яндекса. Он располагает огромной коллекцией старых компьютеров, которой тесно в нынешнем помещении на улице Льва Толстого.
Демонтаж гостиницы "Корстон" начнётся до конца этого года, а к стройке мы приступим, когда будут готовы все документы. О том, как наш новый дом будет устроен внутри — там тоже будет много интересного, — мы расскажем чуть позже.
http://yandex.ru/blog/company/postoronnim-vkhod-razreshen-kakim-budet-novyy-ofis-yandeksa
Метки: офис |
Совместный просмотр на Яндекс.Видео |
На Яндекс.Видео теперь можно смотреть кино с родственниками, знакомыми или коллегами, даже если вы находитесь в разных местах. Мы добавили режим совместного просмотра — чтобы включить его, выберите фильм, сериал или видеоролик и нажмите кнопку "Смотреть с друзьями".
Вы попадёте на специальную страницу — с плеером, в котором показывают кино, и чатом, в котором это кино можно обсуждать. Остаётся лишь пригласить остальных: пришлите друзьям ссылку на страницу, и они увидят то же самое. Когда все собрались, можно нажимать на "плей" и начинать киносеанс.
Воспроизведением управляют создатель странички и зрители, которых он назначил администраторами. Администраторы могут включить видео, поставить его на паузу — например, если кому-то из собравшихся нужно пополнить запасы попкорна — или перемотать, чтобы ещё раз посмотреть интересный момент.
Чат — для разговоров. В нём можно обсудить неожиданный поворот сюжета, попытаться угадать, какой будет концовка, или вместе вспоминать, в каких ещё фильмах снимался актёр, появившийся на экране. Чат поддерживает обмен не только сообщениями, но и стикерами — мы подготовили пару тематических паков.
Совместный просмотр доступен для любого видео из Яндекс.Эфира — это фильмы, телепередачи, ролики от блогеров, документальное кино и многое другое, — а также для нескольких тысяч фильмов и сериалов из каталога КиноПоиск HD. Чтобы все зрители могли попробовать новую возможность, КиноПоиск дарит 45 дней подписки тем, у кого её пока нет. Получить подписку можно по промокоду SMOTRIMVMESTE.
http://yandex.ru/blog/company/sovmestnyy-prosmotr-na-yandeks-video
Метки: Видео |
«Я так вижу»: Алиса рисует картины на заказ |
В начале весны мы открыли виртуальную художественную галерею. Все картины в ней созданы нейронной сетью, которую обучили на произведениях художников XX века. Машинная живопись нашла своих почитателей. Мы получили много откликов: нам предлагали добавить в галерею больше разных картин, запустить нейросетевой генератор мемов, научить нейронную сеть рисовать конкретных людей, котиков, обложки музыкальных альбомов, логотипы и так далее.
Чтобы у каждого была возможность получить то, что хочется, мы научили рисовать картины нашего голосового помощника Алису. Скажите ей: "Алиса, нарисуй кота" или "Алиса, нарисуй пионы" — и она покажет, что у неё получилось.
Алиса работает в разных жанрах: может нарисовать портрет, пейзаж, натюрморт или абстракцию. Она готова изобразить как конкретные вещи, например букет, машину или человека, так и нечто отвлечённое: любовь, космос, самоизоляцию.
Наконец, Алиса понимает не только простые, но и сложно сформулированные запросы. Если вас завораживают работы Дали "Мягкие часы в момент первого взрыва" и "Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", вы тоже можете попросить Алису создать что-нибудь подобное.
"Алиса, нарисуй крылолёт буеров" |
Один и тот же объект в вашем представлении и в представлении Алисы может выглядеть совершенно по-разному. Это нормально — она художник, она так видит мир. Если вы считаете, что Алиса всё же промахнулась, просто попросите: "Попробуй ещё раз". Готовую картину можно превратить в обои для телефона, распечатать и поставить в рамку или опубликовать у себя на сайте или в соцсети.
Как это работает
Алисе помогают две нейронные сети. Первая сеть — та самая, которую обучали на творчестве художников — генерирует множество картин. Вторая сеть анализирует содержание картин и выбирает из них ту, которая наиболее близка к запросу по смыслу. Эту картину Алиса и показывает в ответ. Со второй нейросетью имели дело все, кто хоть раз пользовался Яндекс.Картинками. В Картинках она занимается тем же самым: находит параллели между словами и изображениями.
Алиса не только рисует сама, но и хорошо разбирается в творчестве других мастеров. Например, она может подсказать название и автора понравившейся вам картины. А ещё она умеет сравнивать ваши фотографии с работами известных художников и сообщать, на какую картину похож снимок — как изоизоляция, только наоборот. Чтобы запустить навык, скажите: "Алиса, я художник".
http://yandex.ru/blog/company/ya-tak-vizhu-alisa-risuet-kartiny-na-zakaz
Метки: Алиса |
Как выглядят беспилотные автомобили Яндекса нового поколения |
В прошлом году Яндекс начал сотрудничать с компанией Hyundai Mobis, одним из крупнейших в мире производителей автомобильных компонентов. Мы договорились, что вместе займёмся разработкой платформы для беспилотных автомобилей. Сегодня мы готовы показать результат — беспилотный автомобиль Яндекса нового поколения на базе Hyundai Sonata.
Особенность новых машин — в том, что впервые наряду с Яндексом в их создании участвовала автомобильная компания. В Hyundai Mobis доработали электронные блоки управления автомобилем (ЭБУ), а Яндекс усовершенствовал сенсоры, которые в режиме реального времени собирают данные о дорожной обстановке.
ЭБУ, которые используются в новых автомобилях, изначально создавались для машин под управлением человека. Инженеры Hyundai Mobis модифицировали их так, чтобы они учитывали задачи и особенности автономного вождения. Благодаря доработкам электронные блоки более эффективно взаимодействуют с технологией беспилотного управления, разработанной в Яндексе.
Инженеры Яндекса уделили много внимания сенсорам, с помощью которых автомобиль ориентируется на дороге. Радары теперь расположены на крыше — так система различает больше машин спереди и сзади. Лидары на передних крыльях лучше "видят" пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора. У автомобиля стало больше камер, причём они имеют разное фокусное расстояние — это позволяет одинаково хорошо воспринимать как близкие, так и далёкие объекты.
Каждый объект вокруг машины теперь фиксируют ещё больше сенсоров, чем раньше. За счёт этого система получает максимально подробную информацию о других участниках движения в самых разных погодных и дорожных условиях.
Если вы живёте в Москве, вы, возможно, уже встречали наши новые беспилотные автомобили на дорогах. Они выехали на улицы столицы в начале марта, а скоро появятся в Иннополисе и в США, где Яндекс тоже проводит испытания. До конца года наш флот пополнит сотня автомобилей нового поколения.
http://yandex.ru/blog/company/kak-vyglyadyat-bespilotnye-avtomobili-yandeksa-novogo-pokole
Метки: беспилотники |
Пип, пип, тр-р-р-р: музей Яндекса оцифровал звуки старых компьютеров |
В музее Яндекса особая атмосфера, и её можно уловить даже с закрытыми глазами. Компьютеры на стендах издают звуки, которые ни с чем не перепутаешь: шуршат вентиляторы, жужжат электромоторы дисководов, пищат динамики, клацают клавиши механических клавиатур. В подобных звуках — часть прелести старых машин, которые работали медленно, но всем видом показывали, как они стараются.
Чтобы сохранить эту атмосферу, мы записали и опубликовали звуки, сопровождающие работу музейных компьютеров. Слушая их, можно вообразить себя сотрудником научной лаборатории или инженером из конструкторского бюро 1980-х годов — тогда домашние ЭВМ были лишь у редких счастливчиков, и люди взаимодействовали с компьютерами главным образом на работе.
Слушайте Первый сервер Яндекса на Яндекс.Музыке
Сейчас в нашей фонотеке тринадцать записей. На них — голоса устройств 1980-х и 1990-х годов: от гэдээровского ПК "Роботрон 1715" до советской "Искры-1030М", от машинки до считывания и пробивки перфолент до механической клавиатуры Model F, которая выпускалась целых тринадцать лет, с 1981 по 1994 год. Ещё один экспонат нашей виртуальной коллекции — звуки игры Paku Paku. Это клон того самого "Пакмана"; он распространялся на дискетах во времена MS-DOS.
Слушайте Тот самый Пакман на Яндекс.Музыке
Запись проводили прямо в помещении музея. Нам не хотелось лишний раз тревожить старые машины и перевозить их в студию. Выручили ребята из Гильдии разработчиков интерактивного аудио: они привезли в музей всё необходимое оборудование. Как проходила запись, мы рассказали в блоге Яндекса на "Хабре".
Звуки можно послушать на отдельной страничке "Мелодии и ритмы ЭВМ", в альбоме на Яндекс.Музыке и вживую — в зале музея. А пока музей закрыт, мы устраиваем встречи в онлайне. Они проходят в формате вебинаров: мы выбираем тему — например, чиптюн-музыка или пиксельная графика — и приглашаем экспертов, которые выступают с лекцией и отвечают на вопросы. Записаться на вебинары можно на сайте музея; участие в них бесплатное.
Метки: музей |
Три тысячи новых АЗС в Яндекс.Заправках |
У Яндекс.Заправок большое пополнение: к сервису подключатся АЗС "Роснефти". Это больше трёх тысяч заправок в разных регионах России, которые работают под брендами "Роснефть", BP, "Башнефть", ПТК и ТНК. Если вы заправляетесь на этих станциях, то скоро сможете оплачивать бензин, не выходя из машины.
Подключение новых заправок пройдёт в несколько этапов. Первыми с Яндекс.Заправками начнут работать АЗС "Роснефти" и BP в Москве и области. Они появятся в сервисе до конца мая. За ними подключатся другие регионы и другие сети. Для водителей такси всё произойдёт ещё быстрее: в Таксометре уже можно оплачивать бензин на 2748 станциях "Роснефти" в разных городах. Когда все станции подключатся, количество АЗС в Яндекс.Заправках увеличится почти вдвое.
Яндекс.Заправки — сервис для бесконтактной оплаты топлива. Чтобы заправить автомобиль, достаточно указать номер колонки и количество бензина, которое заправщик должен залить в бак. Оплатить покупку можно банковской картой или с помощью Apple Pay и Google Pay. Цена на бензин будет такой же, как и на табло АЗС, или даже ниже — станции вместе с Яндекс.Заправками часто устраивают промоакции. Учитываются и карты лояльности: если она у вас уже есть, её можно привязать к Яндекс.Заправкам, а если нет — выпустить прямо в приложении.
Как это работает
Яндекс.Заправки подключаются к АСУ — автоматической системе управления АЗС. Именно она включает насосы на колонках и определяет, сколько топлива отлить в каждом случае. Через наш сервис водители взаимодействуют с АСУ напрямую, без участия кассира.
Главное преимущество Яндекс.Заправок — в том, что водителю вообще не нужно выходить из машины. Эту возможность всегда ценили те, кто возит в автомобиле маленьких детей или животных, которых лучше не оставлять одних. Сейчас, в условиях пандемии, бесконтактная оплата актуальна для всех — чем меньше мы взаимодействуем с другими людьми, тем лучше. Наконец, такой способ заправки просто быстрее: весь процесс занимает в среднем около полутора минут.
Яндекс.Заправки доступны в Навигаторе, Яндекс.Картах и в виде отдельного приложения для iOS и Android. Они также есть в бортовом компьютере Яндекс.Авто и Таксометре — приложении для таксистов. Вы легко найдёте АЗС, которые работают с Яндекс.Заправками: они отмечены на карте зелёным кружком.
http://yandex.ru/blog/company/tri-tysyachi-novykh-azs-v-yandeks-zapravkakh
Метки: Заправки |
День Победы в музейных коллекциях |
Выставки ко Дню Победы проходят не только в музеях военной истории. Война затронула все сферы жизни — о ней могут рассказать картины в художественных галереях, фотографии и письма в краеведческих центрах, техника в музеях транспорта. Сейчас музеи закрыты, но искусствоведы и кураторы продолжают работу: устраивают онлайн-трансляции и собирают выставки в интернете.
Одной из выставочных площадок стал сервис Яндекс.Коллекции. Сейчас на нём проходит больше двадцати выставок, посвящённых Дню Победы. Их организовали музеи из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Александрова, Саратова, Торжка. Среди экспонатов — снимки, документы, афиши, плакаты, газетные вырезки, картины и предметы декоративно-прикладного искусства.
Третьяковка и ГМИИ имени А. С. Пушкина на Яндекс.Коллекциях рассказывают, как музейные работники спасали экспонаты во время войны. На архивных снимках — пострадавшая при бомбёжке стеклянная крыша Пушкинского музея, статуи в защитных каркасах, эвакуированные в Новосибирск картины в деревянных ящиках, афиши выставок и сцены работы художников-реставраторов.
Музей космонавтики подготовил выставку про участвовавших в войне космонавтов. Российский национальный музей музыки — про фронтовых музыкантов. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник собрал коллекцию, посвящённую "голосу Победы", диктору Юрию Борисовичу Левитану, а Радищевский музей оцифровал редкие плакаты военного времени.
Все коллекции, посвящённые Дню Победы, мы собрали на этой странице. Музеи регулярно дополняют свою электронную экспозицию. Подпишитесь на странички любимых музеев в Яндекс.Коллекциях, чтобы первым узнавать о новых выставках.
http://yandex.ru/blog/company/den-pobedy-v-muzeynykh-kollektsiyakh
Метки: спецпроекты |
Яндекс.Ровер на улицах Сколково |
Яндекс.Ровер, наш робот-курьер, получил первую работу за пределами Яндекса. Теперь его можно встретить в Сколково. Это микрорайон к западу от МКАД, где расположен одноимённый инновационный центр. Ровер помогает администрации Сколково: перевозит из здания в здание документы и посылки.
Сотрудники Сколково ставят задачи роботу со смартфонов. Например, Роверу могут поручить отвезти документы из одного офиса в другой или доставить посылку в почтовое отделение. Груз помещают в грузовой отсек, и после этого робот отправляется в дорогу. Следить за его перемещениями можно на карте.
Здания, в которые отправляют Ровера, находятся в разных частях Сколково. Расстояние между ними — до нескольких километров. В отличие от беспилотных автомобилей, которые ездят по дорогам, робот-курьер передвигается по тротуарам. Он едет со скоростью, примерно равной скорости пешехода.
Ровер оснащён набором датчиков и лидаром, благодаря которому робот уверенно ориентируется даже в темноте. Ровер сам строит себе маршрут, а в пути постоянно следит за обстановкой и мгновенно реагирует на любые изменения. Если наперерез ему двинется человек, Ровер притормозит и уступит дорогу, а если на пути встретится препятствие — объедет его.
Когда Ровер прибывает в место назначения, адресату остаётся лишь выйти к роботу, открыть с телефона замок отсека и забрать груз.
Яндекс.Ровер будет полезен в любых областях, где имеют дело с небольшими грузами. Например, он может забирать заказы из пунктов выдачи, доставлять пиццу, перевозить товары по складу или серверы по дата-центру. В будущем мы с командой Сколково планируем поручить роботу новые задачи.
http://yandex.ru/blog/company/yandeks-rover-na-ulitsakh-skolkovo
Метки: беспилотники Ровер |
Вкладка с обсуждаемым контентом: разбор полётов |
Что произошло
Недавно Яндекс начал показывать в результатах поиска вкладку с обсуждаемым контентом по запросам о фильмах, географических объектах и известных личностях. Некоторые пользователи заметили, что во вкладке не всегда отображался качественный контент. Мы внимательно изучили все отзывы, и мы признаём, что у нас не получилось создать хороший продукт. Поэтому мы приняли решение убрать эту вкладку из поисковой выдачи. Теперь мы хотим объяснить, что мы хотели сделать и какие ошибки совершили.
Чего мы хотели добиться и зачем мы это сделали
Многие запросы к Яндексу люди задают, чтобы получить справку, информацию о том или ином объекте. Мы даём эту справку прямо в результатах поиска и постоянно стремимся сделать её лучше, чтобы люди могли составить наиболее полное представление об объекте запроса.
Когда мы ищем информацию об известном человеке или какой-нибудь достопримечательности, одной Википедии недостаточно — хочется посмотреть картинки, видео или почитать свежие новости. Поэтому мы решили добавить в ответ поиска интересный и обсуждаемый контент, автоматически собранный с разных сервисов Яндекса: Кью, Коллекций, Новостей, Кинопоиска, Видео и так далее.
Например, по запросам об известных людях (актёрах, спортсменах, музыкантах) Поиск может предложить подборки фотографий из Коллекций, свежие публикации в прессе, видеоклипы. А для фильмов и игр — обзоры и рецензии из КиноПоиска, обсуждения в Кью, отзывы пользователей на Яндексе.
Так в результатах поиска появилась вкладка с обсуждаемым контентом. Вот примеры, которые отражают наш замысел:
Как это работало
Вкладка с дополнительным контентом формировалась автоматически, информация в ней отображалась в хронологическом порядке.
Наши алгоритмы включали в этот раздел контент с упоминанием объекта или ссылками на него в заголовке и в тексте. Кроме того, на отбор результатов влияли и другие факторы, например лайки и просмотры. Контент также проходил предварительную фильтрацию. Отсеивалось совсем неприемлемое, например контент для взрослых и тому подобное.
Для новостей были дополнительные критерии. Поскольку новости быстро устаревают, а мы стремились показать самую актуальную информацию, использовались только новости за последние 3 дня и хотя бы с одним комментарием.
Что пошло не так
Любая новая функциональность проходит предварительную проверку, прежде чем её увидит хотя бы один пользователь. В этом случае проверка включала выборочную оценку контента для нескольких сотен случайных объектов на релевантность и неприемлемость (контент для взрослых, шок-контент). Результаты проверки нас устроили, и мы запустили продукт.
К сожалению, после запуска в продукте стали появляться проблемы, и мы эти проблемы не заметили. После того как на этой неделе пользователи обратили на них внимание и появились жалобы, мы стали разбираться в ситуации и нашли много разных ответов, контент в которых оказался некачественным.
Для некоторых объектов показывались формально соответствующие запросу, но неинтересные, нишевые или некачественные документы. Это связано с тем, что плохо работал отбор топа документов — например, отдавалось предпочтение свежим или комментируемым документам в ущерб релевантности и не применялись ранжирующие алгоритмы, которые призваны обеспечить качество продукта. В некоторых случаях на страницу поисковой выдачи попадали случайные свежие публикации из-за того, что у них были комментарии. Именно это случилось с выдачей по запросу [Навальный], что стало темой широкого обсуждения.
Другие примеры показа случайных новостей:
Иногда мы показывали документы, которые не относятся к объекту:
Какие выводы мы сделали
Мы хотели бы извиниться перед всеми людьми, которых обидел или оскорбил наш неудачный продукт. Мы также хотим поблагодарить за обратную связь всех неравнодушных пользователей.
Попытка улучшить качество поиска может дать достаточно хорошие результаты в среднем, но отдельные неудачные примеры могут поставить под сомнение всю идею такого улучшения. Еще раз посмотрев на получившееся качество и получив массу негативных комментариев, мы приняли решение отключить вкладку с дополнительным контентом для всех пользователей. В будущем мы улучшим тестирование новых функций перед запуском, чтобы избежать подобной ситуации.
http://yandex.ru/blog/company/vkladka-s-obsuzhdaemym-kontentom-razbor-poletov
Метки: позиция Яндекса Поиск |
Просто Мессенджер |
Мы обновили Яндекс.Чаты. Теперь это полноценный мессенджер, в котором можно общаться с родными, друзьями, коллегами или соседями по даче. В Яндекс.Мессенджере есть всё, что вы ожидаете от мессенджера, и кое-что ещё.
Не нужно устанавливать
Даже если вы впервые слышите о Мессенджере, он, скорее всего, у вас уже есть. Он есть у всех, кто пользуется нашими продуктами и сервисами. Мессенджер встроен в десктопный Яндекс.Браузер и приложение Яндекс для смартфонов. Он имеется даже на yandex.ru — главной странице Яндекса. Впрочем, отдельное приложение Мессенджера мы тоже выпустили — для тех, кому так привычнее.
Все виды связи
Помимо сообщений, мессенджер поддерживает звонки и видеосвязь. Во время разговора можно продемонстрировать собеседнику то, что у вас на экране. Это удобно, если вам, скажем, нужно показать фотографии или объяснить, как настраивать программу. Трансляция экрана доступна в веб-версии Мессенджера.
Чаты и каналы
В Мессенджере есть групповые чаты и каналы. Чаты пригодятся для коллективных обсуждений: можно создать семейный чат или чат жителей вашего дачного посёлка. Чтобы добавить человека в чат, достаточно иметь его контакт в адресной книге.
Каналы — хороший способ быстро получать информацию. Вы сами выбираете, на кого подписаться: можно читать про сверхновые и усатых китов на канале N+1 или следить за последними новостями о коронавирусе.
Расшифровка голосовых сообщений
Мало кто любит голосовые сообщения — но почти у всех есть знакомые, которые их постоянно присылают. Больше не нужно разбирать, что вам наговорили: Мессенджер с помощью разработанной в Яндексе технологии распознавания речи расшифровывает голосовые сообщения и превращает их в обычный текст. Важная информация не потеряется — текст, в отличие от голоса, легко найти поиском.
Лайки и дизлайки
Некоторые сообщения не требуют пространных ответов, но как-то отреагировать на них хочется. В Мессенджере можно не писать "Ок", "+1" или "Огонь". Просто нажмите на рожицу под сообщением и выберите значок, который соответствует вашей реакции, а ваш собеседник увидит, что вы думаете о его реплике.
Яндекс.Мессенджер доступен на компьютерах и смартфонах, в веб-версии и в виде отдельного приложения для iOS и Android. Чтобы настроить всё так, как вам удобно, запустите Мессенджер и нажмите значок с шестерёнкой.
Метки: социальные сети Браузер главная страница |
Панорамы пустой Москвы на Яндекс.Картах |
На Яндекс.Картах появились панорамы пустой Москвы. Съёмки начались 1 апреля: в этот день свободно передвигаться по городу было уже нельзя. К середине месяца мы сфотографировали почти все улицы внутри Садового кольца. На панорамы не попали лишь пешеходные зоны вроде Никольской и Старого Арбата — чтобы не подвергать риску операторов, снимки делали только из автомобиля.
Новые панорамы показывают город таким, каким его никто не видел раньше. На улицах мало машин и совсем нет пробок, редкие пешеходы носят маски, закрыты кафе, магазины и бизнес-центры, а главные уличные персонажи — курьеры в цветной униформе. Чтобы контраст был нагляднее, мы взяли панорамы Москвы прошлых лет и сопоставили их с апрельскими снимками 2020 года.
Мы часто обновляем фотографии Москвы. Когда город вернётся к нормальной жизни, панорамомобили снова отправятся на улицы, и на смену этим фото придут новые. В Яндекс.Картах доступен архив панорам за разные годы, так что снимки пустой столицы навсегда сохранятся как память об этой странной весне.
Метки: панорамы |
Чему учат в Школе |
Метки: наука и образование |
«Помощь рядом»: помогаем тем, кто помогает другим |
Пандемия изменила привычный ход жизни. Всё больше людей остаётся дома. Всё больше людей нуждается в помощи. Чтобы поддержать тех, кто сейчас помогает заболевшим и оказавшимся на карантине, в первую очередь медиков и работников социальных служб, мы запустили проект "Помощь рядом".
В Яндексе нет врачей. Зато у нас есть технологии и инфраструктура, которые позволяют быстро решать самые разные задачи. В условиях пандемии мы готовы организовать перевозку медиков и доставку важных грузов: от лекарств и тестов на коронавирус до продуктов и товаров первой необходимости.
Как будет работать проект "Помощь рядом"
Яндекс договорится с таксопарками-партнёрами и сформирует отдельный парк машин. Они будут использоваться для транспортировки врачей, социальных работников и важных грузов. Поездки будут выполнять водители, подключённые к Яндекс.Такси. Подобные заказы они смогут брать по желанию.
Социально важные поездки и доставки оплачиваются из специального фонда. Яндекс уже перечислил в него 250 млн рублей и призывает присоединиться к этой инициативе другие компании. Мы позаботимся о безопасности: все водители, выполняющие такого рода заказы, будут проходить регулярное медицинское обследование, а автомобили — дезинфицироваться.
Аркадий Волож,
генеральный директор группы компаний Яндекса:
Сейчас нам всем важно быстро мобилизовать все имеющиеся ресурсы, чтобы дать возможность врачам и другим социальным работникам заботиться о тех, кто болеет на дому или сидит в карантине. Мы в Яндексе готовы помогать своими технологиями и инфраструктурой, а также финансировать оплату части таких поездок. Важной социальной частью этого проекта мы также считаем поддержку сотен тысяч водителей и курьеров, работа которых в сегодняшних условиях, как и работа врачей, становится настоящим подвигом.
Всё о коронавирусе — на главной Яндекса
На главной странице Яндекса есть отдельный блок с информацией о коронавирусе. Там собраны последние новости, данные о количестве заболевших по регионам, карта, рекомендации ВОЗ и ответы экспертов на популярные вопросы.
Первые проекты по перевозке медиков и доставке социальных продуктовых наборов стартуют в Москве и Казани. Похожие предложения о сотрудничестве мы разослали во все регионы России и на все рынки, где работают сервисы Яндекс.Такси, Еда и Лавка. Медицинские и социальные службы, которые нуждаются в помощи, могут отправить нам запрос на странице help.yandex.ru.
Мы приглашаем присоединиться к проекту другие компании, которые хотят помочь в борьбе с пандемией и готовы профинансировать часть поездок врачей. Чтобы договориться о сотрудничестве, нужно написать на covid@yandex-team.ru.
http://yandex.ru/blog/company/pomosch-ryadom-pomogaem-tem-kto-pomogaet-drugim
Метки: спецпроекты позиция Яндекса |
Галерея нейросетевого искусства |
Однажды разработчик из Яндекса Женя Кашин решил повесить у себя дома картину — такую, которая была бы только у него. Женя работает в лаборатории машинного интеллекта, поэтому подошёл к вопросу нетривиально. Он обучил нейронную сеть на подборке картин, которые ему нравились, и получил другие картины — созданные по их мотивам, но тем не менее единственные в своём роде.
Женя остался доволен. Одну нейросетевую картину он перенёс на холст и повесил дома. Другую — превратил в принт для футболки. Остальные картины Женя выложил в интернет, чтобы то же самое могли сделать и его друзья.
Мы вместе с Женей решили повторить его опыт и открыли галерею нейросетевого искусства. В ней четыре зала: "Город", "Природа", "Люди" и "Настроение". В каждом зале выставлено по тысяче картин, созданных нейронной сетью.
Как создавались картины
Для создания картин мы использовали нейронную сеть, которая повторяет архитектуру сети StyleGAN2. Эту сеть разработали в 2018 году исследователи из компании Nvidia, чтобы создавать фотореалистичные изображения лиц. Она хорошо подходит и для других задач, связанных с генерацией картинок. В 2019 году вышла вторая версия сети и был опубликован её исходный код. Для нашего проекта мы обучили нейросеть на сорока тысячах картин, написанных художниками в XX веке. Это произведения в разных жанрах, от фовизма и кубизма до минимализма и стрит-арта.
Один раз обучившись, нейросеть может создать сколь угодно много материала. Но настоящие музеи не размещают что попало: они тщательно отбирают произведения в экспозицию. Это отдельная — и тоже очень творческая — работа. Чтобы подобрать картины для галереи, мы призвали на помощь вторую нейросеть. Она выступила в роли куратора: отсмотрела материал, созданный первой сетью, и определила, какие картины наиболее точно соответствуют тематике каждого зала.
Как отбирались картины
"Куратором" в нашем проекте стала нейросеть, которая используется для поиска изображений в Яндекс.Картинках. Когда-то давно поиск по картинкам был, по сути, текстовым — он искал соответствия запросу в сопровождающем тексте. С развитием нейросетей стало возможным анализировать и содержание самих изображений. Нейросеть может "взглянуть" на картинку и вынести вердикт: например, на этой, с такой-то точностью, изображены облака, а на этой — лес.
Произведения, отобранные нейросетью-куратором, мы выставили в галерее. Вы можете не только посмотреть выставку, но и забрать понравившееся себе — скачать картину в исходном размере. Правда, есть одно условие. Поскольку количество произведений в галерее ограничено, завладеть можно только одним. Другие посетители по-прежнему будут видеть уменьшенную копию вашей картины в галерее, но скачать её не смогут: "оригинал" находится в вашей частной коллекции.
О размере изображений
"Оригиналы" картин имеют размер 1024 на 1024 пикселя. С одной стороны, в наше время гигантских экранов это совсем немного. С другой стороны, важно помнить, что все картины написаны нейронной сетью, которая пока не умеет творить в сверхвысоких разрешениях. Так, первая нейросеть для генерации изображений, созданная в 2014 году, выдавала картинки размером всего 64 на 64 пикселя. Картинку размером 1024 на 1024 пикселя вполне можно напечатать на холсте либо нанести на футболку или кружку. Результат будет выглядеть достойно — мы проверяли.
Галерея находится по адресу yandex.ru/lab/ganart. Если вы не успели забрать понравившуюся картину, не расстраивайтесь. Во-первых, превью картин остаются на месте — их можно рассматривать на сайте. Во-вторых, сейчас мы работаем над ещё одним схожим проектом и обязательно расскажем о нём чуть позже.
http://yandex.ru/blog/company/galereya-neyrosetevogo-iskusstva
Метки: музей спецпроекты |
И говорит Браузер человеческим голосом |
Яндекс.Браузер научился озвучивать тексты. В роли диктора выступает Алиса — она зачитывает вслух то, что написано на веб-страницах.
Озвучивание пригодится в разных ситуациях. Например, можно слушать статью о путешествиях и рассматривать в соседних вкладках карты и фотографии. Можно заниматься домашними делами, пока Алиса читает свежий материал из любимого интернет-издания. А можно использовать Браузер в качестве аудиогида в музее: у вас перед глазами — картина, а в наушниках — её описание из "Википедии".
Алиса умеет озвучивать страницы целиком или их фрагменты. Озвучивание целиком работает на страницах, для которых доступен режим чтения. В этом режиме Браузер убирает со страницы всё лишнее: баннеры, элементы навигации и так далее. Остаётся только текст — его и читает Алиса. Озвучивание фрагмента работает на любой странице: достаточно выделить нужную часть текста.
Как озвучить текст
Озвучивание есть в Яндекс.Браузере для Windows и для Android. Если Алиса может прочитать страницу целиком, вы увидите на экране кнопку с наушниками. На компьютере она отображается в адресной строке, а на смартфоне — поверх веб-страницы.
Чтобы сделать паузу, в мобильном Браузере ещё раз нажмите на ту же кнопку, а в десктопном — воспользуйтесь пультом на боковой панели. На компьютерах озвучивание также можно включить голосом. Просто скажите: "Слушай, Алиса, прочитай эту страницу".
Чтобы Алиса зачитала не весь текст, а его часть, выделите нужный фрагмент на странице и выберите пункт "Озвучить" или "Алиса, прочитай" в контекстном меню.
За озвучивание текста отвечает разработанная в Яндексе технология синтеза речи. Синтетический голос отличается от живого, но мы проделали большую работу, чтобы Алиса звучала как можно естественнее: правильно ставила ударения в словах, выдерживала интонации, делала паузы в нужных местах. Технология постоянно совершенствуется, поэтому со временем Алиса читает всё лучше и лучше.
Если вы пользуетесь функцией озвучивания, расскажите о своих впечатлениях. Мы читаем все отзывы и по возможности стараемся учесть пожелания.
http://yandex.ru/blog/company/i-govorit-brauzer-chelovecheskim-golosom
Метки: Браузер Алиса |
«Легко сказать»: представляем детский тренажёр для развития речи |
Метки: Алиса |
Видео: робот-курьер развозит посылки от Беру |
В ноябре 2019 года мы представили Яндекс.Ровера — робота-курьера для транспортировки небольших грузов. Всё это время мы тестируем Ровера в нашей штаб-квартире на улице Льва Толстого, где он перевозит документы между корпусами. Робот отлично справляется: сам планирует маршрут, распознаёт объекты вокруг и не боится темноты, дождя, снега и гололедицы.
Сегодня мы приступили к следующему этапу испытаний. Ровер получил новое задание: он доставляет сотрудникам Яндекса посылки от маркетплейса Беру. Мы решили провести испытания 14 февраля, так как в этот день заказов с доставкой в офис особенно много — люди выбирают подарки ко Дню всех влюблённых.
Робот-курьер на день стал одним из вариантов доставки, которые Беру предлагает сотрудникам Яндекса. Те, кому выпала такая возможность, сначала получают запрос о готовности принять заказ. Если человек свободен, он указывает номер подъезда, к которому нужно привезти посылку. После этого Ровер отправляется в путь, а получатель может следить за его перемещениями на странице заказа. Когда робот прибывает на место, адресат получает уведомление. Ему остаётся только выйти на улицу, открыть с телефона крышку грузового отсека и забрать посылку.
Доставка посылок — первый опыт сотрудничества Ровера с действующим бизнесом, маркетплейсом Беру. В дальнейшем робота-курьера можно будет использовать и для других задач: например, для доставки блюд в Яндекс.Еде и Яндекс.Лавке, в складской логистике и так далее.
Метки: беспилотники |