-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Romchik

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 134

Аноним

Romchik: Апостольское преемство

30-04-2013 13:39 (ссылка)   Удалить
не чё путём
Romchik

Romchik: Рождество Твое Христе Боже наш

11-01-2009 22:13 (ссылка)   Удалить
Опыт перевода на русский язык задостойника праздника Рождества Христова

Ионафан (Елецких), архиеп.

В начале ХIХ столетия Константин Павлович Победоносцев, Обер-Прокурор Святейшего Синода Восточной Греко-Кафолической Российской Православной Церкви, утверждал, что принципиально невозможно передать смысл и красоту церковнославянского задостойника праздника Рождества Христова "Любити убо нам", как он выразился, "безобразной русской фразой", а, тем более, положить его на ноты. Автор сей заметки проверил опытно утверждение г-на Победоносцева, распел на гласовые мелодии сей задостойник, изложив его предварительно по-русски в нескольких версиях. Настолько ли беден русский язык для передачи смысла древнегреческого задостойника? - решат читатели, ознакомившись с образцами его новых переводов.

Неудобопонятный церковнославянский перевод задостойника праздника Рождества Христова

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобие молчание. Любовию же, Дево, песни ткати спротяженносложенныя неудобно есть. Но, и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

НОВЫЕ ОПЫТЫ СМЫСЛОВОГО ПЕРЕВОДА ЗАДОСТОЙНИКА ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Исполнять на мотив подобна гласа или на мелодию ирмосов праздничного канона, или стихирным напевом первого, второго или шестого гласов обихода.

Глас 1

А) Любезно нам удобное молчание, / не приносящее страхов, / но и любезно, Дево, нам песни ткати Ти стройносложенныя. / И Ты, о Мати, / дабы стремления сия к согласию привести, / Сама нам свыше вдохновение подаждь. /

Б) Любовь к Тебе велит, дабы без бед пребыти, / молчание достойное хранити пред Тобою в страсе, Дево, / но и любовь велит нам песни ткати Ти стройносложенныя./ И Ты, о Мати, / дабы стремления сия к согласию привести, / Сама нам свыше вдохновение подаждь./

В) Любезно нам удобное молчание, / яко не приносящее страхов, / но и любезно, Дево, нам песни ткати Ти стройносложенныя. / И Ты, о Мати, / дабы желания сия уравновесити, / Сама нам свыше вдохновение подаждь./

Г) Любезно нам удобное молчание, / яко не приносящее страхов, / любезно, Дево, нам и песни ткати Ти стройносложенныя. / И Ты, о Мати, / нам силу свыше, / желания сия уравновесити, подаждь./

Д) Нам любо и достойно, / дабы без бед пребыти, / молчание удобное хранити в страсе пред Тобою, Дево, / но любо нам и песнь Ти сложити достохвальную. / И Ты, (о) Мати, / нам силу свыше согласно воспевати Тя, / елико изволение имамы, подаждь./

ПОЭТИЧЕСКИЕ ВЕРСИИ РУССКОГО ПЕРЕВОДА ЗАДОСТОЙНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

1

Желали б мы, из-за страха бедствий,
Хранить достойное молчанье, Дево.
Но любовь влечет неодолимо
К сложению Тебе и песни стройной.
И Ты, о Мати, подай нам вдохновенье
Песнею воспеть Тебя!

2

Душе блаженное молчанье
Велит хранить, дабы без бед пребыть,
Священный трепет пред Тобой, о Дева!
Но и любовь к сложенью песен величальных
Влечёт к сему неодолимо…
О Мати! Ты Сама нас силой свыше укрепи
И песнь немолчную, достойную Тебя,
Воспеть рабам Твоим благослови.

3

О Дево! Благоговейный страх
Пред тайной Богоматеринства Твоего
Велит хранить устам всех песнотворцев
Блаженное и безопасное молчанье,
Хотя любовь к сложенью гимнов стройных
Влечёт неодолимо нарушить сей завет.

О Матерь! Ты Сама,
Любовь и трепет душ уравновесив,
Нас вдохновеньем свыше укрепи,
Дабы без страха осужденья
Достойную соткать нам песнь хвалы
И Девоматеринству Твоему,
И к нам Твоей любви.

4

Прекрасно вознести Тебе, о Дево,
Песнь несмолкаемую в честь
Тайны Богоматеринства Твоего,
Но сие для душ и страшно, и небезопасно,
Ибо всем следует молчать,
Дабы не погрешить противу истины святой.

Однако нам, любовью движимым к Тебе,
Сие с трудом даётся… Матерь Божья!
Ты Сама, воззрев на наше изволенье,
Всех песнословцев вдохнови
И гимном стройным, благозвучным
Воспеть Тебя рабам Твоим благослови.

5

Прилично нам, дабы без бед пребыть,
Хранить в молчанье страх перед Тобой.
Но, и любовью движимым к Тебе,
Не суждено, увы, сложить
Всех песен величальных.
Но Ты Сама нам, Мати, помогай
И силой свыше, Дево, укрепляй,
И песнь Тебе немолчную хвалы
Воспеть нам всем подай!

Сайт Тульчинской епархии
Miss_Milana

Romchik: УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

17-06-2008 15:11 (ссылка)   Удалить
В православных храмах, по русской традиции, в этот день пол устилается свежескошенной травой, иконы украшаются березовыми ветвями, а главные цвета Троицы – зеленый, белый, золотой.Читать дальше
Romchik

Romchik: Собор 70-ти апостолов

17-01-2008 13:30 (ссылка)   Удалить
Исходное сообщение Romchik
17 января православные празднуют память собора 70–ти святых апостолов. В ряде источников св. ап. Варнава называется главой Собора апостолов от семидесяти.

Апостол от 70–ти Аристарх

А. Ю. Никифорова

Статья из т. III «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Аристарх, ап. от 70, по происхождению иудей из Фессалоники (Деян 19. 2; 20. 4; 27. 2). Видимо, в 54 г. стал учеником ап. Павла (Деян 27. 1). В 56 г. вместе с ап. Павлом находился в Эфесе, где едва не пострадал вместе с др. учеником ап. Павла Гаем во время бунта язычников, поклонявшихся Артемиде Ефесской (Деян 19. 23–40). После успокоения бунта ап. Павел идет в Македонию (Деян 20. 1) и вплоть до Асии его кроме др. учеников сопровождает и Аристарх. В Деяниях святых апостолов не сообщается, кто был с ап. Павлом во время его возвращения в Иерусалим из 3-го миссионерского путешествия, однако свт. Иоанн Златоуст предполагает, что Аристарх не только был с апостолом в Иерусалиме, но вместе с ним был схвачен иудеями и сопровождал его до Кесарии и Рима (In ep. ad Col. XI), что отчасти подтверждается евангелистом Лукой, автором Деяний святых апостолов (Деян 20. 6, 13–14; 21. 1 и др.; 22. 7, 10 и др.); в числе узников, сопровождавших ап. Павла в Рим, упоминается и А., который, т. о., разделял с ап. Павлом все бедствия во время плавания по Средиземному м. (Деян 27; 28) до Рима (Деян 28. 16).

В Послании Колоссянам, которое было написано во время заключения, ап. Павел посылает приветствия и от имени Аристарха, называя его «заключенным вместе со мною» (4. 10). О пребывании Аристарха с ап. Павлом во время первых его уз содержится упоминание в Послании к Филимону, Аристарх назван среди др. учеников Павла (Флм 23), разделивших с ним узы. Из наименования Аристарха, как и др., «сотрудником» видно, что он помогал апостолу в христ. проповеди в Риме.

Церковное предание считает ап. Аристарха еп. Апамеи Сирийской, где ап. Павел находился по возвращении из Иерусалима. Поставление ап. Аристарха во епископа Апамеи подтверждает предположение, что ап. Аристарх был с ап. Павлом в Иерусалиме (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 7). Согласно рим. мартирологу, ап. Аристарх был еп. Фессалоники (MartRom. P. 349; ср.: Лепорский А. Б. История Фессалоникийского экзархата. СПб., 1901. С. 302). Мученическую кончину принял в Риме.

В списке 70 апостолов, приписываемом Дорофею Тирскому, упоминаются 2 апостола с именем А.: № 62 — «Аристарх, епископ Апамеи», и № 66 — «Аристарх другой». В списке Адона также 2 Аристарха (№ 63 и № 68). В службе святым апостолам 4 янв. в Служебной Минее прославляются 2 апостола с именем Аристарха, т. к. во 2-й стихире на Господи воззвах на вечере воспоминаются 2 Аристарха. Возможно, в основе такого разделения лежит тот факт, что, по церковному преданию, один был апостолом и епископом Апамейским (М. Азия), а др.— епископом Фессалоники (Македония). По причине значительной удаленности этих городов друг от друга автор списка Дорофея Тирского пришел к выводу о существовании 2 апостолов с именем А. и внес «другого Аристарха» в свой список апостолов (Собор святых 70 апостолов. С. 194).

Гимнография.

Память ап. Аристарха совершается 27 сент.— с апостолами от 70 Марком (Иоанном) и Зиной; 4 янв.— в Соборе святых 70-ти апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»); 15 апр.— с апостолами от 70 Пудом и Трофимом. Апрельская память со службой апостолов отмечена в большинстве месяцесловов под 14 или 15 апр. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 108). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитревский. Описание. Т. 1. С. 446) указывает пение последования апостолов в день их памяти. В южноиталийской редакции Студийского устава — Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 43–44) — предписано совершать службу с Аллилуия (см. Знаки праздников месяцеслова). Среди памятников Иерусалимского устава память апостолов содержится уже в ранних его списках (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.— Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 47). Типикон, используемый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 596), также предписывает совершение апостолам службы с Аллилуия.

Последование апостолов, состоящее из канона Иосифа 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа с акростихом — Божественным ученикам божественное воспеваю пение и стихир на Господи воззвах 1-го гласа, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, в целом не изменилось со времени действия Студийского устава и известно по описанию, данному в Евергетидском Типиконе и рукописных Минеях как студийского (РНБ. Греч. 553. Л. 86–88 об., XI в.; ГИМ. Син. № 165. Л. 113 об.–120, XII в.), так и иерусалимского типов (РНБ. Греч. 552. Л. 63–64, XIV в.; БАН. РАИК. 96. Л. 90–91, XVI в.). В тех же рукописях студийских Миней помещены седальны апостолов — 1-гоЯко утро боголепное возсиявши миру» и 4-го гласов — Виноградной лозы ростки, отличающиеся в греч. и рус. печатных Минеях. В совр. богослужебной практике РПЦ последование апостолов поется 15 апр., греч. Церквей — 14 апр.

В неизданных греч. рукописях сохранился канон Феодора 4-го гласа с акростихом — Славу вторых учеников благословляю. Разночтения и дополнения к канону Иосифа в печатных Минеях изданы по рукописям Венской Национальной б-ки К. Ханником (Hannick Chr. Studien zu liturgische Handshriften der Osterreichischen Nationalbibliothek. Wien, 1972. S. 54–55).

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 апостолов (4 янв). Тверь, 1900–1902. Каз., 1906; Собор святых 70 апостолов. Каз., 1907. С. 190–194; Redlich E. B. S. Paul and His Companions. L., 1913; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter. Neukirchen-Vluyn, 1979. (WMANT; 50).

Э. В. Шевченко

Иконография.

Ап. Аристарх изображается седовласым старцем, в хитоне, гиматии, с Евангелием в руках, с омофором или без него (в визант. памятниках); бывает представлен единолично (в рост), в мучении, в группе апостолов от 70, чья память празднуется в тот же день, а также в композиции «Собор святых апостолов». Изображен: в Минологии (Bodl. F. 1. Fol. 44v, 1327–1340 гг.— под 15 апр.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 110, XV в.— под 14 апр.) — единолично, в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.— в рост; на минейной иконе на апрель (15) кон. XVI в. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ВГИАХМЗ) — с Трофимом и Пудом, в подписи назван «Арист». В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., об облике ап. Аристарха сказано: «Старец кудрявый» (Ч. 3. § 7. № 30), под 15 апр. его также указано изображать с апостолами Пудом и Трофимом (Ч. 3. § 22). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 15 апр. изображены ап. Аристарх — «сед, аки Николае, риза вохра с белилом», Пудом и Трофим, о которых сказано: «Стоят три во амфорех, в руках кресты (в прориси без крестов.— Э. Ш.)». В Соборе апостолов представлен в нижнем поле иконы «Апостольская проповедь», 1660–1662 г., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ).
Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 157, 210; Евсеева. С. 296; Возрожденные шедевры русского Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58.

Апостол от 70–ти Аристовул

А. Ю. Никифорова

Статья из т. III «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Аристовул (I в. по Р. Х.), ап. от 70, упомянутый в Послании ап. Павла к Римлянам, где он приветствует христиан «из дома Аристовулова» (16. 10). В греч. Минеях об Аристовуле сообщается, что он был братом ап. Варнавы, постоянным спутником ап. Павла, проповедовал Евангелие в разных местах, поставлен им в епископы Британии, где претерпел мн. истязания от населявших тогда Британию язычников. Стойкое терпение Аристовула побудило многих из них обратиться и уверовать во Христа. Ап. Аристовул устраивал там церкви, рукополагал диаконов и пресвитеров и мирно скончался (Mhna‹on. M£rtioj. S. 117). Сохранились сообщения о том, что дочь Аристовула, по имени Мария, была женой св. ап. Петра (Собор св. 70 апостолов. С. 95). В слав. Минеях к этому добавляется, что ап. Аристовул был родом с о-ва Кипр. Согласно рим. мартирологу, ап. Аристовул принял мученическую кончину в Британии, однако это не подтверждается др. источниками.

Память ап. Аристовула совершается трижды в году: 31 окт.— с апостолами от 70 Стахием, Амплием, Урваном, Наркиссом и Апеллием; 4 янв.— в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»); 16 марта. Последняя память под 15 или 16 марта отмечена в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248), Минологии Василия II и др. памятниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 75–76). В совр. богослужебной практике правосл. Церквей отдельное последование ап. Аристовулу, известное по одной греч. рукописной Минее и состоящее из анонимного канона 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, без акростиха, и седальна 1-го гласа «Апостол Христов явился еси, Триблаженне», в этот день не поется (Crypt. D. a. XVII. F. 50–53 — AHG. Т. 7. Р. 187–194, 384–385). В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 15 марта, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной Синаксарь ап. Аристовулу. (Mhna‹on. M£rtioj. S. 117). Общее последование ап. Стахия, А. и пр. поется 31 окт.

Лит.: Собор св. 70 апостолов. Каз., 1907. С. 94–96; Agrain R. Aristobule (1) // DHGE. T. 4. Col. 194; Голубев В., прот. Спутники и сотрудники апостола Павла по книге Деяний и посланиям: Курс. соч. / ЛДА. Л., 1968.

Апостол от 70–ти Артема

О. В. Титова, О. В. Венцель

Статья из т. III «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Артема, ап. от 70. Ап. Павел в Послании к Титу (3. 12) упоминает Артема как одного из своих учеников и посылает его на Крит вместо св. Тита, пока последний находился при апостоле в Никополе, возможно чтобы временно возглавить общину в отсутствие Тита. О жизни и смерти ап. Артемы почти ничего не известно, но из послания ап. Павла видно, что Артема пользовался у него большим доверием. Имя ап. Артема встречается во всех апостольских списках. Константинопольский Синаксарь и слав. Четьи Минеи сообщают, что ап. Артема был епископом Листры в Исаврии, на границе с Ликаонией.

Память ап. Артема совершается 30 окт.— с апостолами от 70 Тертием, Марком и Иустом, 4 янв.— в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»). Память, закрепленная в наст. время за 30 окт., встречается в месяцесловах также и под др. числами года (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2 С. 337). Отдельное последование ап. Артеме неизвестно.

Лит.: Bardy G. Artemas // DHGE. T. 4. Col. 788; ActaSS. Iun. T. 5. P. 58–59;1907. Ñ. 200–202.

Апостол от 70–ти Асинкрит

О. Титова, О. В. Венцель

Статья из т. III «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Асинкрит, ап. от 70 (пам. 8 апр., 4 янв.— в Соборе 70 апостолов). Ап. Павел приветствует его вместе с др. рим. христианами в Послании к Римлянам (16. 14). Имя Асинкрита не было распространено в Риме (согласно эпиграфическим и лит. источникам Рима, оно встречается дважды (Р. Lampe)), возможно, Асинкрит прибыл в Рим с востока империи. О жизни ап. Асинкрита сообщается в греч. Минее: «Подобно другим, и Флегонт, и Асинкрит проповедовали Евангелие в разных странах мира, многих неверующих обратили в веру истинную, и, подвергнутые различным мукам от иудеев, скончались в один и тот же день, и таким образом от Господа получили царство небесное». Его иногда отождествляют со сщмч. Асинкритом (пам. 19 июня), о котором только известно, что мощи его, вероятно, находились в Константинополе, в ц. св. Ирины (R. Janin). По церковному Преданию, А. был первым епископом Гиркании в М. Азии (у Псевдо-Дорофея — в Урвании), служение его воспевается в тропаре 6-й песни канона утрени: «Обрете тя, Асинкрите, реку вод исполнену Духа, и честными напоении твоими напоившися, принесе краснейшая в лице прозябения». Отдельное последование ап. Асинкриту неизвестно.

Лит.: Janin R. Asynkritos // DHGE. Col. 1271. T. 4; ActaSS. Iun. T. 5. P. 6; Apr. T. 1. P. 738–739; Lampe P. Die stadtrömischen Christen in den ersten beiden Jh. Tüb., 1987. (WUNT; 2/18). S. 140–142, 148.

Апостол от 70–ти Ахаик

Статья из т. IV «Православной Энциклопедии», Москва. 2002 г.

Ахаик, ап. от 70. Ап. Павел упоминает его вместе с др. учениками — Стефаном и Фортунатом, которые пришли из Коринфа в Эфес: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше... Почитайте таковых» (1 Кор 16. 17–18). Ап. Ахаик не упоминается в списках 70 апостолов у Дорофея, Адона. В греч. Минеях он упоминается под 15 июня, в слав. Четьях-Минеях — под 4 янв. В службе 70 апостолам 4 янв., в 9-й песни канона утрени, также упоминается мученическая кончина ап. Ахаика. Память его совершается 4 янв., в соборе 70 апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»). Отдельное последование неизвестно.

Апостол от 70–ти Гаий

А. Е. Петров, О. В. Лосева

Статья из т. X «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г.

Гаий, ап. от 70 (пам. 5 нояб. и 4 янв.— в Соборе 70 апостолов), еп. Эфесский, ученик ап. Павла. Был крещен ап. Павлом вместе с Криспом, начальником синагоги, и «домом Стефановым» (1 Кор 1. 14, 16). Впосл. ап. Павел останавливался в доме Гаия, где собиралась и вся христ. община Коринфа (Рим 16. 23). В Свящ. Писании восхваляется «странноприимство» Г. (Рим 16. 23), свт. Иоанн Златоуст в комментарии подчеркивает его щедрость и аскетизм (Ad Rom. XXXII 2 // PG. 60. Col. 677). Лат. имя апостола, вероятно, указывает на то, что он был рим. гражданином.

В НЗ имя Гаий встречается в 1 Кор 1. 14, Рим 16. 23, Деян 19. 29; 20. 4, 3 Ин 1, но идентификация упомянутых лиц затруднительна. Традиционно, как в церковном предании, так и в большей части исследований, считается, что о Гаие говорится в 1 Кор 1. 14 и в Рим 16. 23 (Собор св. 70 апостолов. C. 113; Orbiso. P. 651–653; Gillman. P. 869). Более сомнительной представляется идентификация с ап. Гаием спутников ап. Павла Македонянина (Деян 19. 29) и Дервянина (Деян 20. 4). Несомненно, что др. лицом является Гаий из 3 Ин 1. 1 — ученик ап. Иоанна и адресат этого послания. Его неверно отождествил с ап. Гаием. Беда Достопочтенный (In III Epistolam Joannis // PL. 93. Col. 121 sq.). Некоторые исследователи считают ап. Гаий одним лицом с Титием Иустом, который также жил в Коринфе (Деян 18. 7) (Goodspeed E. J. Gaius Titius Justus // JBL. 1950. Vol. 69. P. 82–383).

Церковное предание не сохранило подробных сведений о жизни ап. Гаия. В апостольских списках Псевдо-Ипполита, Псевдо-Епифания (VI–VII вв.) и Псевдо-Дорофея (VIII–IX вв.) он упомянут среди 70 апостолов как еп. Эфеса, преемник ап. Тимофея на этой кафедре. По др. версии, отраженной у Оригена, ап. Гаий был 1-м епископом Фессалоники (Orig. Comm. in Epistolam ad Rom. X // PG. 14. Col. 1289). Эту версию поддержал Л. Пети, но ее отвергли болландисты, а также С. Тильмон и Г. Барди, считавшие, что здесь имеется в виду Гаий Македонянин.

В Римском Мартирологе память ап. Гаия празднуется 4 окт. вместе с Криспом, начальником коринфской синагоги.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 326–329; Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae, indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicate. Lpz., 1907. P. 122, 139; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d’apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée // AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1–2. P. 65.

Лит.: Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 113–115; Tillemont. Mémoires. Vol. 1. P. 240; Petit L. Les évêques de Thessalonique // EO. 1901. Vol. 4. P. 138; Orbiso T. G. de. Caio di Corinto // BiblSS. Vol. 3. Col. 651–652; Gillman J. Gaius // ABD. Vol. 2. P. 869.

Э. В. Шевченко

Иконография.

Ап. Гаий изображается человеком средних или преклонных лет с бородой средней длины, облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); в поздних памятниках представлен как епископ, с омофором, одетым поверх хитона и гиматия, обозначающих его апостольский чин. Единоличные изображения святого распространения не получили, как правило, изображается вместе с апостолами Патровом, Ермом, Лином, Филологом, чья память приходится на один день (5 нояб.), а также в композиции «Собор святых апостолов».

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) представлено описание 2 апостолов с именем Гай, оба старцы, один «с длинною бородою», другой «с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 7. № 23, 33). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память ап. Гаия не указана. В Филимоновском сводном иконописном подлиннике (XVIII в.) — память под 5 нояб., описание под 4 янв. (празд. Собора 70 апостолов) в числе др. апостолов: «Подобием сед, власы просты, брада аки Матфея Евангелиста и Иоанна Богослова, риза апостольская светло-зеленая, исподняя желтодикая, в омофоре, в руках книга».

Изображения с апостолами Патровом, Ермом, Лином, Филологом: на миниатюре Ватиканского минология (Vat. gr. 1613 — под 4 нояб.); в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58.— под 5 нояб.; изображения Патрова и ап. Гаия перенесены на Л. 86, Ерма, Лина, Филолога на Л. 85 об.) — все в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток.

Наличие образа ап. Гаия в рус. минейных циклах неустойчиво, обычно под 5 нояб. помещены изображения мч. Галактиона и мц. Епистимии.

Подписное изображение ап. Гаия в композиции «Собор святых апостолов» представлено на правом нижнем поле иконы «Апостольская проповедь» (1660–1662), письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ), а также на иконе «Спас Вседержитель с апостольскими страстями» (1652) из иконостаса придела во имя Трех святителей ц. Воскресения Христова на Дебре (Кострома).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 157; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 185, 238 (№ 43); Евсеева. Афонская книга. С. 250.
Romchik

Romchik: Западно-русская митрополия и Брестская уния.

14-11-2007 16:28 (ссылка)   Удалить
Уния: между Католичеством
и Православием

Вхождение Белоруссии в состав Российской империи в результате разделов Речи Посполитой повлекло за собой возвращение в Православие значительной части униатов, однако этот процесс почти прекратился со смертью имп. Екатерины II в 1796 г. Многие из вернувшихся тогда были насильственно обращены в унию в последние годы Речи Посполитой и поэтому живо помнили о своем православном прошлом. Но большая часть униатов белорусских и литовских губерний проживали в имениях польских помещиков или ополяченной белорусской шляхты, католиков по вере. Социальные гарантии, предоставленные этому классу российским правительством, только закрепляли власть пана-католика над крепостным-униатом. Новая администрация в первые годы сама вступила в зависимое положение от местного дворянства, которое сохранило не только свое самоуправление, но и влияние в крае. В верхах по-прежнему господствовали польский язык, польская культура и польские национальные идеи. Закон запрещал препятствовать частному обращению униатов в Православие, но на деле все зависело от воли помещика, который, будучи католиком, неприязненно смотрел на распространение «русской» веры в своем имении.

Имп. Павел (1796-1801) по несчастному свойству своего характера многое делал вопреки своей матери. Католичество при нем набирало силу в западных губерниях. Были амнистированы поляки, участники восстания 1795 г. (среди них и Т. Костюшко), их имения были возращены (в том числе и в Белоруссии). Учреждены 6 католических епархий во главе с Могилевской кафедрой. В 1798 г. для управления Католической церковью в России образован особый департамент (коллегия) из католических духовных в Санкт-Петербурге. Униатская церковь получила более четкую организацию, но при этом оказалась в очень неопределенном положении. Имп. Павел запретил обращение униатов в католичество и также запретил препятствовать им при переходе в Православие. Однако униаты были подчинены католическому департаменту без права иметь в нем особых представителей. Таким образом, во главе Униатской церкви стал католический митр. Богуш-Сестренцевич, глава этого департамента. Правление Сестренцевича, стремившегося к определенной независимости от римского папы и польского нунция, имело своих противников в лице иезуитского ордена в России и его главы Грубера. Когда борьба между ними закончилась торжеством последнего, отстранением Сестренцевича и выдвижением на его место Бениславского (выходца из иезуитского ордена), тогда в католическом департаменте восторжествовал такой взгляд, что униаты в Российской империи могут быть состоянием только временным, поэтому их необходимо как можно быстрее сблизить с латинским обрядом или, еще лучше, напрямую их туда перевести.
Такой взгляд на дело, подкрепленный разными устрашающими слухами и неофициальными посланиями, привел к тому, что в начале царствования имп. Александра I (1801-1825) ок. 200000 белорусских униатов перешли в латинский обряд. Соблазн стал распространяться даже среди православных. Подобное развитие событий внушало серьезные опасения за судьбу унии у старшего униатского архиерея, полоцкого архиеп. Ираклия Лисовского. По его представлениям правительство предприняло ряд мер, направленных на прекращение слухов о грядущей якобы ликвидации унии и переход униатов в латинство. В 1805 г. от католической коллегии была отделена особая коллегия по делам Униатской церкви во главе с митр. (с 1806) Ираклием Лисовским. В 1809 г. вся Униатская церковь была разделена на 4 епархии: Виленскую, Полоцкую, Брестскую и Луцкую. Предполагалось существование в каждой епархии семинарии для подготовки униатского духовенства. Разрешение этой задачи имело важные последствия для судьбы всей Брестской унии.

Низкий уровень образованности униатских клириков уже давно обращал на себя внимание. Сами римские папы неоднократно призывали юношей из духовного сословия обучаться в Риме. Известна попытка митр. Вельямина Рутского (1613-1637) создать семинарию в Минске, закончившаяся неудачей. Дело подготовки клириков, равно как и высшие иерархические должности в Униатской церкви постепенно оказались в руках монахов-базилиан. Значительные земельные имения (фундуши), пожертвованные разными ктиторами на содержание униатских духовных училищ и соборных храмов также отошли к базилианам. Однако обучение в базилианских школах было только начальное и среднее, для приобретения больших знаний необходимо было обучение в католических школах (преимущественно иезуитских). Воспитанники же этих школ чаще всего переходили в чистое латинство или искали карьерного роста в рядах все тех же монахов-базилиан. Поэтому белое униатское духовенство, за редкими исключениями, не поднималось выше умения читать и писать. Такая постановка дела еще во времена Речи Посполитой приводила к жалобам на базилиан. Известен, например, протест виленского свящ. Казимира Щигельского, поданный в митрополичью консисторию в 1776 г. В нач. XIX в. насчитывалось до 100 базилианских мужских и женских монастырей, которые владели земельными имениями и примерно 20000 крестьян. Причем большинство этих монастырей составляли бывшие приходские церкви, при которых жили 3-4 монаха. За базилианами числилось 14 школ для светского юношества и 12 школ для послушников (т.н. «новициаты»).

Униаты имели и свои семинарии для белого духовенства, но состояние их было самым затруднительным, а иногда даже плачевным. Согласно плану униатского митр. Ираклия Лисовского в каждой епархии должна была быть духовная семинария для подготовки будущих священников. В действительности же, учебная жизнь теплилась только в Полоцкой епархиальной семинарии, устроенной самим митр. Лисовским (в 1806-1807 г.). В Брестской епархии, в Лавришеве (возле Новогрудка), трое престарелых базилианских монаха воспитывали в условиях крайней бедности от 10 до 15 учеников (курс был рассчитан на два года), и даже науку церковного богослужения преподавали на польском языке. В Виленской епархии о Сверженской семинарии известно только, что три базилиана учили четырех, а то и менее учеников. В Луцкой епархии материальных условий даже для самого жалкого существования семинарии не было вообще.

Митр. Ираклий Лисовский и его преемник на полоцкой кафедре еп. Иоанн Красовский положили не мало сил к возрождению среди униатских клириков духовного образования. Вместе с тем, они заботились о восстановлении в унии восточной обрядности. Сам митр. Ираклий Лисовский служил по книгам московской печати, носил рясу и бороду, имел вид православного архиерея (в то время униатское духовенство уже имело облик католических ксендзов). Под их влиянием в некоторых храмах восстанавливались иконостасы и прочие принадлежности православной обрядности. Но самое главное, что эти униатские архиереи стали полагать ограничение базилианскому влиянию. Хотя интригами последних еп. Иоанн Красовский был в 1823 г. смещен с полоцкой кафедры, однако к этой борьбе подключилось белое униатское духовенство, что предопределило исход противостояния. Большую известность приобрел спор между брестской капитулой (священнического совета при кафедральном храме) во главе с прот. Антонием Сосновским и базилианами по поводу церковных имений. В 1824 г. появился проект прот. Антония «О средствах умножения в греко-униатском духовенстве просвещения», в котором автор предлагает сократить количество базилианских монастырей и употребить их имения на содержание униатских духовных семинарий, которые должны были учреждаться по примеру Главной Литовской семинарии в Вильно.

По обычаю европейских университетов Устав Виленского университета, открытого в 1803 г., предусматривал наличие богословского факультета. Этот факультет назывался еще Главной семинарией, поскольку готовил кандидатов на занятие высших должностей в местной католической иерархии после их обучения в епархиальных учебных заведениях. Униатские духовные также могли обучаться на этом богословском факультете, но их количество не должно было превосходить число католических студентов. Главная Литовская семинария функционировала с 1808 до закрытия университета в 1832 г. Тогда семинария была преобразована в католическую духовную академию и через некоторое время переведена в Петербург.

Обучение будущих униатских клириков на богословском факультете в Вильно принесло большую пользу делу просвещения. Виленский университет в целом проводил, как известно, полонизацию края, тот же дух должен был по-видимому господствовать и в семинарии, однако такое направление исключало непомерную ревность к славе католической религии. Фанатизм трактовался как вред национальному делу, в адрес особых полномочий римского папы можно было услышать нелестные отзывы на уроках догматики или канонического права, поэтому католические бискупы с неудовольствием смотрели на богословский факультет и посылали туда учиться только самых «верных» своих кандидатов. Униатские же студенты впервые, хоть и фрагментарно, знакомились на научном уровне со своей восточной традицией, а не только с западной, латинской, как это бывало прежде. Для богослужения они направлялись не в костел, а в свою Свято-Никольскую церковь. Среди преподавателей образовался кружок любителей церковнославянского языка и обряда. Самое почетное место здесь должно быть отведено известному слависту прот. Михаилу Бобровскому, знатоку древних восточных языков, преподавателю Ветхого завета и библейской археологии. Член правления семинарии прот. Антоний Сосновский часто совершал перед глазами униатских студентов богослужение по неискаженному восточному обряду. Духовник и преподаватель церковного пения свящ. Василий Лужинский организовал прекрасное хоровое пение на этих славянских службах.

Такая постановка дела в Главной семинарии имела значение в истории унии потому, что все искатели высших духовных должностей в униатской иерархии должны были пройти здесь обязательную аттестацию. По образцу Главной семинарии образовывались униатские епархиальные семинарии, и ее бывшие воспитанники становились ректорами и преподавателями для семинаристов, будущих униатских священников. В 1828 г. для Литовской епархии была открыта семинария в Жировицах. Ее первым ректором был назначен бывший преподаватель Полоцкой семинарии (и конечно, выпускник Главной семинарии) прот. Антоний Зубко. С этого времени прием униатских духовных на богословский факультет Виленского университета прекращается. Тот интерес к Православию, который возник в стенах этого учебного заведения, получил свое полное развитие в Жировицах и частично в Полоцке. В своих воспоминаниях, будучи уже Минским архиепископом, Антоний Зубко описывает случай, когда во время одной из острых бесед о судьбе унии между преподавателями поднялся вопрос о разнице в учении об исхождении Святого Духа. Библиотекарь Оленич, отстаивавший католическую точку зрения, представил латинский перевод древнего Символа веры, приписываемого св. Афанасию. Здесь стояла вставка «Филиокве» («и от Сына»). Однако при дальнейшей сверке с греческим оригиналом этого слова там не обнаружилось. Наконец, в предисловии переводчика нашлось признание, что он производил в творении святого отца поправки, устранявшие несогласие с католическим учением. Этот подлог произвел большое впечатление на преподавателей.

Так, с одной стороны, униатские духовные старшего поколения, воспитанные в базилианских школах и иезуитских коллегиумах, уже забывшие восточный обряд, тревожно волновались слухами о скорой ликвидации унии, которые распространяли чаще всего сами католики, и не удерживали свою паству от перехода в чистое латинство. С другой стороны, молодые униатские священники, получавшие образование в новооучрежденных семинариях в Полоцке, Вильно и Жировицах, учились служить славянскую литургию и освобождались от узости католической догматики. В стенах Главной Литовской семинарии получили свое образование будущие униатские пастыри-воссоединители Иосиф Семашко, Василий Лужинский, Антоний Зубко и др. Именно образование помогло развиться их внутреннему расположению к Православию.

Полоцкий собор 1839 года

Поглощение латинством, которое наблюдалось всю историю развития Брестской церковной унии, сыграло в ее судьбе роковую роль. Искажение православного обряда в богослужении, приниженность белого духовенства перед монашествующим (базилианами), престиж латинского обряда и католического вероисповедания в системе духовного образования поставили унию в положение только терпимого в католичестве придатка. Кроме того, насильственный метод обращения в унию православных делал их обращение условным, зависящим от обстоятельств. Все это определило внутреннюю слабость унии, ее неустойчивый, несамостоятельный характер. При сильном католичестве и польской государственности она имела видимое покровительство. Однако с вхождением белорусских земель в состав Российской империи уния как и католичество становилась уже не господствующим, а только терпимым исповеданием. Массовое возвращение в Православие бывших униатов в последние годы царствования Екатерины II стало для унии тяжелым ударом. Последующее подчинение униатской иерархии католической духовной коллегии в России привело к положению, которого местная католическая церковная власть не имела даже в Речи Посполитой: уже не Римскому папе, а непосредственно местной (теперь российской) католической иерархии подчинялась Униатская церковь. Это благоприятное обстоятельство для перевода униатов в чистое латинство было отчасти использовано иезуитами, которые добились было господствующего положения среди католической иерархии в России. Однако обращение униатов в латинство натолкнулось на препятствие внутри самой Униатской церкви. Ее старший архиерей, митр. Ираклий Лисовский, учредил в Полоцке униатскую духовную семинарию, его стараниями католическая коллегия в Петербурге был разделен на два департамента: католический и униатский. В среде униатского духовенства (белого) наметилось возрождение православного обряда. Католическая духовная семинария при Виленском университете, куда принимались и униаты, также способствовала этому возрождению (ученая деятельность прот. М. Бобровского и др.). Так в среде униатских священников постепенно рождался вопрос: что есть уния сама по себе? От разрешения этого вопроса зависела и будущая судьба Униатской церкви на белорусских землях.

Вступление на российский престол имп. Николая I, занимавшего определенную позицию в отношении к католичеству, положило конец колебаниям политического курса в западных губерниях России. Своим указом новый император запретил строительство католических часовен (каплиц) в местностях с преобладающим православным населением. Теперь российское правительство укрепляло свое влияние на землях, присоединенных от Речи Посполитой, не уступками господствующему в крае польскому или ополяченному дворянскому сословию, а стеснением здесь польской культурной и этнической силы. «Русские» в сознании того времени было собирательным названием для «великоросса», «малоросса» и «белоруса». Восстановление «русских начал» в западных губерниях, было в глазах российского правительства не подавлением местного (напр. белорусского) языка и культуры, а только освобождением их от польщизны.

Возрождение всего православного в унии вполне соответствовало видам правительства. Как уже говорилось, это возрождение началось в унии при перемене внешних политических условий (с присоединением белорусских земель к России), когда католичество потеряло свое привилегированное положение. Бывший воспитанник католической семинарии при Виленском университете, заседатель униатской духовной коллегии в Петербурге прот. Иосиф Семашко в частном разговоре с главой департамента иностранных исповеданий, к которому относилась униатская коллегия, Г. Карташевским описал беды униатской истории и недостатки современного положения. Карташевский предложил Семашко изложить свои мысли на бумаге. Так в 1827 г. появилась докладная записка прот. Иосифа Семашко о мерах к оживлению униатского исповедания. Здесь предлагалось вывести униатскую духовную коллегию из подчинения католической, упростить епархиальное управление Униатской церкви, учреждением двух епархий вместо четырех, отличить униатское духовенство от католического ношением православного наперстного креста, увеличить полномочия духовных консисторий (епархиальных управлений, помогающих епископу), отделить духовное образование униатского юношества от католического посредством основания двух епархиальных семинарий с достаточным для них содержанием, наконец, упорядочить имущественное положение монашествующего униатского (базилианского) ордена и его управление. Этот план получил одобрение правительства. В 1828 г. униатская коллегия получила свое независимое от католической правление во главе с униатским митр. Иосафатом Булгаком. В ее состав входили кроме митрополита 1 епископ, 1 архимандрит по назначению правительства и 4 протоиерея, направленных в коллегию по выбору местных архиереев и духовных консисторий. В том же году была открыта Жировицкая униатская семинария, и поступление униатских духовных в католическую семинарию при Виленском университете запрещено.

В 1830 – 1831 гг. произошло польское восстание, не получившее особенной поддержки на белорусских землях. Однако это восстание имело важные последствия. Был закрыт Виленский университет, рассадник полонизма. В 1829 г. образован Белорусский учебный округ, которому в 1832 г. были приписаны некоторые области бывшего Виленского учебного округа. Белорусский учебный округ впервые очертил белорусскую этническую границу. В его состав входили Витебская, Могилевская, Минская, Виленская, Гродненская губернии и Белостокская область. Активное участие в восстании базилианских монахов, которые не только словом проповеди поддерживали повстанцев, но иногда и сами возглавляли повстанческие отряды, после их поражения привело к закрытию более 60 базилианских монастырей. Конфискованные имения были отданы на содержание униатских духовных училищ и белого духовенства.

В 1831 – 1833 гг. четыре униатские епархии в западных губерниях России были сведены в две: Белорусскую (из Полоцкой и Луцкой) и Литовскую (из Брестской и Виленской). Белорусскую кафедру занимал старейший униатский архиерей митр. Иосафат Булгак, а литовскую – посвященный в 1829 г. в епископский сан Иосиф Семашко. В 1833 г. последний был командирован духовной коллегией из Петербурга для осмотра своей епархии и обеих униатских семинарий. Его отчет о визитации показал, что во многих униатских храмах не произведено изменений для совершения богослужения по греко-восточному чину: нет иконостасов, престолы приставлены к восточной стороне алтаря, не организовано пение и чтение, вместо этого звучат органы и проч. Состояние Жировицкой семинарии найдено лучшим, чем Полоцкой. Особенное влияние имела записка преосвящ. Иосифа о вреде частных присоединений к Православию, которые производил православный Полоцкий еп. Смарагд Крыжановский. Эти присоединения нередко имели принудительный характер с участием воинских команд и с успехом проходили только в имениях православных помещиков. Все это возбуждало ропот униатского духовенства и народа. Тогда вполне отчетливо прояснилась главная идея воссоединения: униаты не есть католики, которых нужно принимать в Православие, они есть православные, которые были в свое время отторгнуты насилием под власть римского первосвященника. Эта идея, ставшая основой для будущего шага к воссоединению лучше всего подкреплялась восстановлением в унии православного богослужения по греко-восточному чину, сохранение которого было важнейшим условием Брестской унии 1596 г. Восстановление обряда делало униатов мало чем отличающимися от православных. Таким образом воссоединение приготавливалось бы постепенным и мирным путем. Не только сам еп. Иосиф Семашко, который уже давно показывал свою приверженность к Православию, понимал дело таким образом. Среди молодого поколения униатских священников зрело такое же настроение. В 1834 г. для лучшего управления епархиями в качестве помощников правящих архиереев, которые большую часть времени проживали в Петербурге, были рукоположены викарные епископы: в Белорусскую епархию – Василий Лужинский, а в Литовскую – Антоний Зубко и Иосафат Жарский. Двое первых сочувствовали делу воссоединения униатов и были давними единомышленниками еп. Иосифа Семашко.

В том же 1834 г. была предпринята важная мера к упорядочению униатского богослужения: для совершения служб были приобретены служебники московской печати. На общем епископском совещании правящих и викарных архиереев было решено, что служебники должны быть доставлены во все униатские храмы, никто впредь не должен быть рукополагаем или назначаем на священническую должность без знания восточных обрядов и умения служить по православному чину. В течение года во всех униатских церквях предписывалось восстановить иконостасы. Для лучшего знания и практического исполнения обрядов священники Литовской епархии вызывались в Жировицкую семинарию и тренировались служить прямо здесь под руководством наставника. Эти меры привели к немалому движению среди униатского духовенства. Хотя примерно из 800 священников все той же Литовской епархии только около 20 выразили свой протест против служебников московской печати, а отказались их принять всего 3 или 4 священника, многие отнеслись к требованию епархиальной власти формально. В храме можно было увидеть с одной стороны престола униатский служебник почаевской, львовской или виленской печати (нередко разнившихся между собой), а с другой – московский служебник. Священники были насторожены упоминанием в московских служебниках Священного Синода. При посещении приходов епархиальному начальству должно было делать необходимые пояснения, что новые служебники предназначены только к руководству для совершения богослужения, не касаются поминовения римского папы. Нередко нужно было проявлять много такта и даже сноровки. В своих воспоминаниях преосвящ. Антоний Зубко описывает один случай с униатским священником, который привык совершать крестное знамение по католической традиции слева направо. Свое упорство он готов был защищать до смерти… Но еп. Антоний нашел простые слова убеждения: «Заметьте, что рука опускается на правое плечо в молитве при слове «Святой». На польском языке звучит «Во имя Отца – и Сына – и Духа – Святого», а на славянском – «Во имя Отца – и Сына – и Святаго – Духа». Положите свои персты на правое плечо при слове «Святой» и убедитесь в не важности различия».

В 1835 г. был образован Секретный комитет по делу униатского исповедания, который должен был подготовить общее воссоединение униатов мирным способом. В него вошли несколько старейших членов Российского Священного Синода, среди которых наибольшим авторитетом пользовался свт. Филарет Дроздов, униатский еп. Иосиф Семашко, обер-прокурор Синода Степан Нечаев, министр вн. дел Дмитрий Блудов (состав комитета был формально шире, включая напр. и униатского митр. Иосафата Булгака, который был противником воссоединения, поэтому фактически задействованы были только четыре названных лица). На совещаниях этого комитета был подготовлен план общего воссоединения униатов. Сущностью плана было составление Соборного акта от лица высшего духовенства Униатской церкви с приложением подписей большего числа священнослужителей с выражением желания подчиниться Российскому Священному Синоду. Допускалось сохранение некоторых местных обычаев, не противоречащих учению Православной Церкви. В 1837 г. униатская духовная коллегия была выведена из подчинения департаменту иностранных исповеданий и передана ведению графа Николая Протасова, обер-прокурора Священного Синода Русской Церкви. В это время Синод издал определение, которое разрешало православным священникам преподавать таинства униатам при их желании. В 1838 г. скончался униатский митр. Иосафат Булгак и его викарий Иосафат Жарский, противники готовящегося воссоединения.

Начался сбор подписей среди униатского духовенства. Обычно он происходил при посещении местного храма епископом, который в частной беседе выяснял настроение священника в отношении общего воссоединения. Чаще всего достаточно было слова убеждения. Из 1057 священников Литовской епархии свои подписки дали 760. В Белорусской епархии из 680 только 186 соответственно. Здесь был предпринят даже обратный сбор подписей. 111 униатских священников выразили свое несогласие с воссоединением и просили императора сохранить Униатскую церковь с проведением в ней ряда административных перемен или, в случае отклонения прошения предоставления права остаться в католической вере с принятием латинского обряда. Расследование дела показало, что большая часть этих священников не вполне сочувствовало поданному прошению, а действовало по принуждению своих помещиков-католиков. Меньшая часть подписавшихся продолжала настаивать на своей просьбе и испытала на себе административные меры воздействия со стороны епархиального начальства. 8 священников выдержали все давление, остались при своем и были отосланы во внутренние области России. Сбор подписок за воссоединение продолжился в обеих епархиях.

В 1839 г. в неделю Торжества Православия на совместном служении в Полоцке всех трех униатских епископов Иосифа Семашко, Василия Лужинского и Антония Зубко был составлен Соборный акт с прошением о подчинении Униатской церкви Священному Синоду Русской Церкви. К этому акту прилагалось 1305 священнических подписей. Прошение было принято Синодом и одобрено императором. Так произошло присоединение 1607 униатских приходов и более 1 млн. 600 тыс. человек. Уния на белорусских землях перестала существовать. Совместные богослужения бывшего униатского духовенства с православным, когда общее число священников доходило до 50, 80 и даже до 150 человек, соединили некогда разделенную белорусскую паству.

Воссоединение униатов с Православием, в значительной степени поддержанное правительством имп. Николая I, проведенное как бы «сверху», не встретило сопротивления «снизу», среди простого народа. Оно послужило его дальнейшему национальному сплочению, и это заслуживает доброй памяти для всех тех, кто его осуществил.

http://www.hramvsr.by
Romchik

Romchik: Начало нашего спасения, людие, днесь бысть...

21-09-2007 15:58 (ссылка)   Удалить
Всех Боголюбцев с праздником Рождества Девы Марии
И паки всех, иже во Христе, Господе нашем - с праздником!
miriam-2004

Romchik: Начало нашего спасения, людие, днесь бысть...

21-09-2007 14:53 (ссылка)   Удалить
С Праздником тебе Ромчик!
Romchik

Romchik: «ЕСЛИ Б ЛЮДИ ЗНАЛИ, КАК ОНИ ПРЕКРАСНЫ...»

11-09-2007 14:41 (ссылка)   Удалить
Как-то, когда владыка служил еще в Петропавловске[2], при благословении он немного задержал мою руку. Я такую ощутила благодать, что думаю: «Так и пошла бы всю жизнь за владыкой». Так оно и получилось. Я стала чаще бывать в храме, потом пришла уже в храм работать. Монашество по его благословению приняла, по его молитвам, хотя я и не помышляла об этом. Однажды, уже в Алма-Ате, сидели мы за столом: владыка, я и монахиня Ольга, которая находилась при владыке. Владыка говорит: «Мать Ольга, давайте пострижем Нину в монашество!» Я думаю: «Чего это владыка придумал?». А мать Ольга в ответ: «Да, да, владыченька». Владыка: «Сразу в мантию пострижем». Мать Ольга: «Да, да, владыченька». Владыка: «А какое мы имя ей дадим?.. Подумать надо». И не сказал. Но как-то выразился: «Премудрой будешь[3]». Этим уже все сказано.

***
Наша семья помогала владыке, поддерживала его. Мы делали уборку, мама готовила для владыки пищу. Корова у нас была, молоко ему всегда приносили. Папа рыбачил и свеженькую рыбку ему приносил.

Когда владыка приехал в Петропавловск, у него не было ни панагии, ни креста. Муж моей сестры был ювелиром и сделал для него крест и панагию. Облачение для него мы здесь новое пошили, у него после заключения ничего не было. Владыка приехал из Кокчетава в единственной ряске. Было у него только старое льняное облачение (это было первое его облачение, которое ему в 1932 году в Таганроге сшили. Его я храню сейчас, как святыню). И по его образцу мы сшили для владыки новое.

***
В Петропавловске жили две ссыльные монахини – старшая Мария и младшая Христина. У Марии как-то ночью случился сильный сердечный приступ, лежала уже полумертвая. Христина со слезами побежала к владыке Иосифу и просит помолиться за болящую монахиню Марию: мол, она умирает. А он ей: «Да она еще будет с нами в соборе молиться!». И действительно, прожила Мария еще 15 лет, а первой умерла Христина.

***
В августе 1970 года матушка Татиана из Петропавловска собралась съездить в Алма-Ату к владыке Иосифу. У отца Николая, ее супруга, как раз выпала неделя отдыха, и он ее отпустил. Она пригласила с собой матушку Евфросинию, и они поехали.

Приехали, владыка их радушно встретил, завязалась беседа. Владыка спрашивает об отце Николае, служит ли он. Матушка отвечает, что сейчас, в настоящую неделю, он отдыхающий и поэтому ее отпустил. А владыка отвечает матушке, что в настоящий момент отец Николай отслужил литургию и уже читает акафист Матери Божией. И пропел запев этого акафиста. Но матушка подумала, что владыка шутит.

Вечером за ужином владыка спрашивает у матушки: «А умеет ли отец Николай варить кашу?». Сам улыбается и тут же говорит: «Так много он наварил каши! Из одной кастрюли в другую перекладывает, вот так наварил каши!».

В день отъезда владыка интересуется, как матушки будут возвращаться домой – самолетом или поездом? Они отвечают, что самолетом. Владыка говорит: «А может поездом?». Но они уверенно говорят, что самолетом, так как им надо срочно быть дома. Владыка им опять: «А может и самолетом, и поездом?». Но они настаивают, что только самолетом.

Вот подошло время, надо уезжать. Владыка опять напомнил им, что «и самолетом, и поездом».

Когда матушки приехали в аэропорт, то оказалось, что рейс на Петропавловск по каким-то причинам отменен. Тогда у них возник между собой спор. Матушка Евфросиния говорит, что надо ехать поездом, а матушка Татьяна отвечает, что поездом ехать не хочет, потому что это долго. Здесь они услышали, что объявляют рейс на Омск и решили лететь в Омск. И, прилетев в Омск, они уже оттуда поехали поездом в Петропавловск. Тогда вспомнили слова владыки.

Рано утром матушки приехали домой в Петропавловск. И здесь матушка Татьяна узнала, что отец Николай действительно служил литургию и читал акафист Матери Божией, о котором говорил владыка. А когда решили позавтракать, отец Николай сказал, что он наварил много каши, ел ее всю неделю и даже сейчас еще есть эта каша: «В кастрюле варил кашу, она стала выпирать, решил во вторую кастрюлю переложить. Так что каши много, на всех хватит!».

***
Август 1972 год. За обедом владыка к нам обращается (человека четыре сидело за столом): «Матери, говорят: владыка прозорливый! Матери, говорят: владыка прозорливый!». Смотрит на нас, улыбается, продолжает: «Вот сейчас Вася позвонит владыке и скажет, что у него сын родился. А владыка спросит: “А как назовешь?” А он ответит: “Сережей”». Мы слушаем Владыку и тоже улыбаемся. И минут через 15–20 раздается телефонный звонок. Владыка смотрит на нас, улыбается, протягивает руку, снимает трубку: «Алло! Да, владыка слушает. Вася! Что такое? Сын родился!? Поздравляю, поздравляю! А как назовете? Сережей!? Хорошо, хорошо! Поздравляю, поздравляю! Ура!». И положил трубку.

***
 (240x323, 29Kb)
Как я знакомилась с Джерри. Сидим мы в столовой, владыка зовет: «Джерри!» Открывается лапой дверь и входит здоровенный пес. А я уже дрожу – сейчас на меня налетит! Владыка говорит: «Вы угостите Джерри. Джерри любит конфеты». Я беру конфеточку, еще больше дрожу – нужно в пасть этой собачке конфету положить. Джерри открывает пасть, высовывает язычок, я кладу конфетку, он – ам! Проглотил. И еще просит. Потом уже и прянички в ход пошли, и все. Владыка: «Ну, Джерри, это уже не хорошо. Вас угостили, идите на место» – так на «вы» к нему обращается.

***
Владыка говорит однажды: «Мать! Я обидел двоих. Вышел я погулять по улице (уже в Алма-Ате на Минина), бежит маленькая девочка, школьница лет восьми, подбежала: “Дедушка, Вы знаете, что человек от обезьяны произошел?” А я удивился: “Да?! А я же не знал! Это правда?”. – “Да, да, это правда! Нам учительница говорила, что человек от обезьяны произошел!” – “Да?! – я еще раз удивился, – ну, тогда передай привет своей мамочке-обезьяночке!”. – “Как?! Моя мамочка не обезьяночка!” И убежала с плачем». Вот такие вот вещи.

***
Владыка часто сам готовил обеды для гостей. Однажды нас с матерью Ольгой отправил на службу в собор, а когда мы вернулись – стол накрыт, все на нем парит – и супы, и каши. И такой кисель сварил ароматный! Мы сели за стол, думаем: «Кто же готовил?». А он, радостный, говорит: «Владыка сам готовил! Матери, владыка сам готовил обед для вас!». Так умел угощать.

***
Еще владыка часто баловал почтальонов. У него такое секретное место было в заборе, он каждый день туда рубчик клал. Те приходили, оставляли почту и рубчик доставали. Это была его тайная милостыня.

***
Вспоминая однажды на проповеди сорок мучеников Севастийских, мучимых холодом, владыка говорил: «Я знаю одного архиерея, который муки холода на себе перенес. Его забрали из дома зимой в одном подряснике и посадили в холодную камеру, в которой продержали 66 суток. И вот в какой-то момент он понял, что замерзает. Встал на коленочки и так молился, что почувствовал теплоту. Он согрелся и остался жив».

***
Владыка очень почитал преподобную Пелагию и великомученицу Анастасию Узорешительницу. Бывало, в проповеди он говорил о том, что ему знакомо, что значит сидеть в тюрьме и ждать, когда тебе принесут кусочек хлеба и глоток воды. При этом у владыки всегда выступали на глазах слезы. Он очень горячо молился великомученице Анастасии. В дальнейшем, когда он был назначен на Алма-Атинскую кафедру, в своей домашней церкви владыка всегда служил в день памяти этих святых.

***
Еще он рассказывал один сон, который видел в заключении: «Я нахожусь в каком-то незнакомом городе. Сажусь на автобус, он спускается под гору. Под горой стоит белый высокий собор. Я захожу в него и начинаю богослужение». И когда владыка получил назначение в Петропавловск, он, приехав сюда, сел в автобус, поехал по городу, а когда спустился в подгорную часть, увидел тот самый собор! Это был собор апостолов Петра и Павла, который впоследствии стал кафедральным собором.
***
В 1973 году я приехала к владыке в Алма-Ату. Он говорит: «Вот, не знаю я жития блаженной Ксении Петербургской». Я говорю: «Владыка, у меня есть книга». – «Вы мне ее привезите, я хочу ее почитать». В следующий приезд я привезла ему эту книгу. Он прочитал ее и мне вернул. В эту книгу он вписал своей рукой: «В 1919 году, в Страстную неделю, я так прострадал, но, будучи иеродиаконом, служил в архиерейской церкви г. Таганрога. Владыка Арсений уехал к Светлой заутрене на Пасху, мне сказал: «Умри у Престола Божия». Во время Херувимской на Пасху нарыв прорвался и эмульсия, т. е. гной, потек по стихарю». Это чудное исцеление во время литургии владыка записал на листке бумаги и вклеил в книгу в том месте, где описывается чудо, происшедшее по молитвам блаженной Ксении с девочкой, страдавшей от такой же болезни.

***
Мачеха владыки была очень религиозная и строгая. От нее Ване[4] часто доставалось, потому что он в детстве много шалил. Мать всегда возила в корзине белье на речку[5] стирать. Ваня ей помогал. Там на мостике женщины (и еврейские в том числе) белье стирали и полоскали. И дети еврейские бегали здесь же. «Я подбегу, – рассказывал владыка, – и – шлеп! В воду столкну еврейского мальчика и давай его “Во имя Отца! И Сына! И Святого Духа!” крестить! Мать подбежит и меня шлепнет мокрым бельем по спине. А еврейские матери кричат: «Что твой Ваня делает! Наших детей крестит!» И впоследствии – продолжал владыка Иосиф – мне приходилось на Урале, в Челябинске, крестить еврейские семьи».

***
В Алма-Ате к владыке пришла р. Б. Александра. У ее родственника, который живет за границей, врачи обнаружили злокачественную опухоль и объявили, что его состояние безнадежное. Он написал Александре в Алма-Ату, а она пришла с этим письмом к владыке, плачет, просит помолиться. Владыка ей говорит: «Будем молиться вместе». И потом получает Александра от родственника другое письмо. Он пишет, что болезнь исчезла и он здоров. Александра пришла с письмом к владыке и принесла также посылочку, которую родственник для владыки послал.

***
Владыка говорил: «Пока я жив, все будет по-хорошему, матери, все будет по-хорошему, пока я жив!».

***
Когда я приехала в 1974 году, владыка стал уже слабеть и часто недомогал. И вот подходит суббота, надо ко всенощной ехать, а он не может, говорит: «Матери, идите, а я не могу служить». Мы с матерью Ольгой собираемся, идем. Не успели еще дойти до собора, смотрим: по улице Космонавтов машина владыкина проехала, поворачивает и – прямо к собору! Владыка приехал!
В 1957 году в Петропавловске мы шили для владыки облачение вместе с портнихой Александрой Васильевной. В 1974 году Александру Васильевну парализовало. Она жила одна, ее посещали верующие. Я тоже приходила к ней. Она мне говорит: «Нина, напиши владыке письмо, пусть он помолится, чтобы я выздоровела». Я написала, и владыка ответил ей: «Будем умирать вместе. Доброй, многоплачевной Александре Васильевне… Пасха, 74 год». И что вы думаете? 26 августа 1975 года Александра Васильевна умирает. Владыке дали телеграмму: «Умерла Александра Васильевна». 28 августа на Успение Божией Матери ее отпевают в храме и хоронят. В этот день владыка Иосиф служит свою последнюю литургию. 3 сентября ей отмечают 9-й день, а 4-го – умирает владыка. Так сбылось его пророчество.

Владыка знал о приближении своей смерти. Когда он дарил свою фотографию архимандриту Кириллу, он надписал ее: «Отцу Кириллу Целиноградскому. Митрополит Иосиф. Снимался месяц тому назад. Последняя! 1975 г., май».



--------------------------------------------------------------------------------

[1] Игумения София (Любых) – настоятельница Верхотурского Покровского женского монастыря.
[2] Петропавловск – основанный в 1752 г. город в Казахстане.
[3] София – от греч. «мастерство», «мудрость».
[4] В миру владыку звали Иван Михайлович Чернов.
[5] Свое детство Иван Чернов провел в г. Могилеве.


Игумения София (Любых)
Подготовлено по материалам книги «Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф», Москва, Паломник, 2004
miriam-2004

Romchik: К празднику Успения Пресвятой Богородицы

29-08-2007 11:22 (ссылка)   Удалить
Romchik,
Согласна, ретко в чат заходим.У нас все Слава Богу хорошо, собирамс. в Грецию на отдых
Romchik

Romchik: К празднику Успения Пресвятой Богородицы

29-08-2007 11:17 (ссылка)   Удалить
Прувет :)
Чат уже не то что прежде, дохленький... заходишь и видишь только одни записи "входит-выходит" ... А Вы как поживаете?
miriam-2004

Romchik: К празднику Успения Пресвятой Богородицы

29-08-2007 11:04 (ссылка)   Удалить
С Праздником тебе Ромчик! Как дела, на чат заходишь?
Аноним

Romchik: Великая Суббота

21-04-2006 19:09 (ссылка)   Удалить
А автор кто?
Romchik

Romchik: 15 років на архієрейській кафедрі

07-03-2006 16:57 (ссылка)   Удалить
А это мы, с Владыкой!
1.jpg (699x575, 111Kb)
Romchik

Romchik: О дне св. Валентина

06-03-2006 11:09 (ссылка)   Удалить
Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев призвал наполнить Валентинов день христианским содержанием и отказаться от его празднования в школах "по законам тоталитаризма". "Я не думаю, что нужно отказываться именно от памяти святого Валентина: это наш святой, и мощи его с 2003 года находятся в храме Христа Спасителя. Пусть сохранится это имя, просто нужно наполнить эту форму христианским содержанием", - сказал отец Андрей. Он назвал "полным безобразием" то, как сегодня празднуется этот день. "Это отрыжка тоталитаризма, когда детей в шеренгу строят и требуют, чтобы они срочно свои, может быть, еще нерожденные чувства вытаскивали из сердца и демонстрировали, причем к строго определенной дате и по списку классного журнала. А если юный человек еще не влюбился, почему он должен фальсифицировать свои чувства или же ощущать себя неполноценным изгоем? Это издевательство над детской психологией", - убежден отец Андрей. Он подчеркнул, что выступает резко против нынешнего формата отмечаемого праздника, хотя сама идея обращаться к христианскому святому-покровителю любви ему нравится.
А.Кураев также выразил сомнение в том, что удастся создать альтернативный, российский, вариант празднования Дня всех влюбленных, беря за основу день святых Петра и Февронии, который приходится на 8 июля. "Это время, когда молодежь находится на каникулах, школы закрыты, поэтому едва ли из этого что-то получится", - считает миссионер.
"Если есть возможность, то давайте просто по-христиански отмечать память Валентина: днем, по окончании занятий в школах служить в храмах молебны об умножении любви с призыванием имени этого святого", - предложил отец Андрей. По его мнению, в конце такого молебна можно напоминать о 15 февраля, на которое приходится День православной молодежи, учрежденный в прошлом году.
Интерфакс-Религия
miriam-2004

Romchik: 15 років на архієрейській кафедрі

21-02-2006 19:34 (ссылка)   Удалить
Жаль не по русск.((((((
Romchik

Romchik: О дне св. Валентина

09-02-2006 12:41 (ссылка)   Удалить
Ага, клевый отче ! :)
Аноним

Romchik: О дне св. Валентина

09-02-2006 10:18 (ссылка)   Удалить
Я читала уже раньше, но теперь заметила кое-что новое. Весело - о непогрешимости папы словами Тигера. Люблю читать Кураева!
Аноним

Romchik: ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ ПЕЧЕРСКИЙ СТАРЕЦ АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН)

06-02-2006 12:23 (ссылка)   Удалить
Помяни, Господи, во царствии твоем
Romchik

Romchik: Житие Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

26-12-2005 10:31 (ссылка)   Удалить
Вот так ты считаешь, а чего будущий святитель делал в купели 3 часа? Таинство Крещения длится примерно час. А чего взрослые делали пока он в купели стоял? У меня вопрос... мучаюсь... ИрДым
_______________________________________

Не мучайся ....
Вопрос, от части, к церковным историкам... это же ранее христианство, еще до первого вселенского собора (314 г.) ... Тогда все совсем по другому было, чин богослужений, управление и т.д.
Например, таинство венчания, как таковое совершалось по совсем иному чину, прямо во время Литургии, супруги вместе Причащались, пару молитв! В более поздний перриод, уже появился новый чин, вне литургии и длился он часа 2.

**А чего взрослые делали пока он в купели стоял?**

Че, че... ниче, где нить возле купели стояли, маму наверняка в притвор выставили
И вообще, че ты так переживаешь, дети, особенно мальчики, должны привыкать к самостоятельности, еще в раннем возрасте... и нечего носится с ним как курица с яйцом
Аноним

Romchik: Житие Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

24-12-2005 00:05 (ссылка)   Удалить
"Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов."
_________________________________________
Вот так ты считаешь, а чего будущий святитель делал в купели 3 часа? Таинство Крещения длится примерно час. А чего взрослые делали пока он в купели стоял? У меня вопрос... мучаюсь... ИрДым
Orthodox

Romchik: Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, Владимиру - 70 лет!

22-11-2005 22:15 (ссылка)   Удалить
Romchik, у Вас замечательный дневник, однако у него один крупный недостаток - Вы все сообщения и снимки выкладываете полностью на главной странице, что затрудняет просматривание дневника. На первой странице лучше давать лишь начало постингов, а остальное "топить" в теле сообщения - как это делает большинство пользователей Ли.Ру.
Для этого перед тем текстом, который собираетесь "утопить" напишите слово more, заключив его в квадратные скобки, вот в такие - []. Результат увидите сами.
Таким образом можно отредактировать все Ваши сообщения, уже помещенные в дневник.
Lena_Ru

Romchik: Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, Владимиру - 70 лет!

22-11-2005 19:25 (ссылка)   Удалить
поздравляем!
Lena_Ru

Romchik: Киево-Печерская Лавра

30-10-2005 16:00 (ссылка)   Удалить
красивенно как!!!!!! почему-то живо представилась Троице-Сергиева.....
miriam-2004

Romchik: Киево-Печерская Лавра

25-10-2005 18:25 (ссылка)   Удалить
Romchik,
Kонешно.....))))
Romchik

Romchik: Киево-Печерская Лавра

25-10-2005 15:24 (ссылка)   Удалить
Нестор переслал :) ?!
Аноним

Romchik: Киево-Печерская Лавра

25-10-2005 12:52 (ссылка)   Удалить
ЧТО ЭТО?ГДЕ ЭТО?
miriam-2004

Romchik: Киево-Печерская Лавра

25-10-2005 12:47 (ссылка)   Удалить
Romchik,
Вот....
manas.Kitaevo.jpg (699x466, 71Kb)
miriam-2004

Romchik: Киево-Печерская Лавра

25-10-2005 12:40 (ссылка)   Удалить
Romchik,
У меня есть)))
Аноним

Romchik: Киево-Печерская Лавра

25-10-2005 11:34 (ссылка)   Удалить
слов нет. одни эмоции
Страницы: [1] 2 3 ..
.. 10
»