"Поскольку средневековый читатель литургической книги должен был знать, какие молитвы соответствуют определённым дням, является ли тот или иной день церковным праздником или днём памяти святого, воскресным или рабочим, то каждый часослов начинался с календаря. В Роскошном часослове каждому из двенадцати месяцев года посвящён отдельный разворот. Соответственно всю левую (verso) страницу занимает миниатюра с изображением месяца, увенчанная полукружием (тимпаном), в котором приводятся астрономические исчисления, а на правой (recto) странице располагается собственно календарь.
В календарном разделе читатель получает практические указания к использованию часослова. В левом верхнем углу каждой из страниц всегда помещены богато украшенные инициалы «KL», обозначающие первый день месяца, по римскому календарю называемый «kalendae». Под монограммой располагается колонка остальных дней месяца в зависимости от солнечного и лунного циклов. Каждому из дней соответствуют надписи, разделённые на три столбца: один из них указывает продолжительность дня, а в других помещены так называемые новые золотые числа. Речь идёт о порядковых числах от 1 до 19, по которым исчислялся год метонова цикла, состоящий из 19 юлианских лет и 235 лунных месяцев. По истечении этого лунного цикла, рассчитанного афинянином Метаном в V веке до н. э., лунные фазы снова соответствуют тем же самым дням солнечного года. Золотые числа определяют место каждого календарного года внутри цикла. В отдельных колонках слева направо располагаются: традиционные золотые числа, обозначенные римскими цифрами, далее следуют семь латинских букв от «A» до «g», соответствующих семи дням недели, в третьей и четвертой колонке имена святых и общецерковные праздники, в последних колонках с цифрами обозначена продолжительность дней по часам (красные цифры) и минутам (синие цифры) и новые золотые числа.
Тимпан состоит четырёх концентрических полукружий. Поле внешнего полукружия занимают латинские названия знаков Зодиака, сменяющих друга в каждом месяце; каждому названию отводится сектор в 30°. Второе поле - усеянное звёздами кольцо Зодиака с двумя изображениями соответствующих знаков. Под ним астрономические таблицы с указанием названий месяцев и количества дней в них, лунных фаз, золотых чисел, которые обозначены буквами, и дней месяцев от 1 до 30 или 31, обозначенных арабскими цифрами. Во внутреннем полукруге изображён бог солнца Феб, который несётся по небу на колеснице с крылатыми конями и держит в руках солнце. Следует отметить, что подробные астрономические данные приводятся только в миниатюрах февраля, марта, июня, июля, сентября, октября, ноября и декабря. Можно поэтому предположить, что тимпаны со знаками Зодиака, исчислениями и солнечными колесницами для всех двенадцати месяцев были написаны отдельно от соответствующих миниатюр. Вполне вероятно, что их автор не идентичен художникам, создававшим сюжетные миниатюры."
"Большая миниатюра календаря показывает встречу нового года в замке герцога Беррийского. Хозяин изображён в тяжёлой голубой одежде и меховой шапке; он сидит за праздничным столом у пылающего камина, принимая от гостей поздравления и подарки. По правую руку герцога восседает прелат в пурпурной мантии. Придворная стража, дворецкий, виночерпий и стольник несут угощения и напитки, в то время как распорядитель праздника возгласами: «Арргосhе, арргосhе!» («Подходите ближе, подходите ближе!») - эти слова написаны золотыми буквами в центре изображения - призывает гостей представиться герцогу. Слова распорядителя означают, что герцог готов разделить праздник со всеми, кто пришёл его поздравить и подтвердить тем самым свою верность. Камин и плетёный экран перед ним накрыты неким подобием балдахина красного цвета с изображением герцогского герба - золотые лилии на синем диске с красной окантовкой, а также двух маленьких медведей и пяти раненых лебедей - эмблемы герцога. Рисунок ковра, украшающего зал, представляет сцены Троянской войны. Гости, теснящиеся у стола, сопоставлены с гобеленом таким образом, что они оптически сливаются с толпой греческих воинов; среди гостей, вероятно, присутствуют Поль Лимбург с братом. Под столом, полным яств, резвится без присмотра собачка герцога. Сен-Жан Бурден относил эту сцену к более раннему времени и утверждал, что события происходят в одном из залов дворца Жиак. По его мнению, здесь изображено отнюдь не празднование нового года, а завершение тайных переговоров герцога с английскими посланниками, состоявшихся в субботу, шестого января 1414 года. Поэтому, согласно предположению Бурдена, можно идентифицировать всех персонажей, участвующих в сцене. Так, человек, стоящий слева от герцога, вероятно, Симон Алигре; прелат, сидящий по правую сторону, - Гийом Буаратье, архиепископ Буржа. Далее Бурден выделяет графа д'Э и герцога Бурбонского, Людовика Бурбон-Вандомского, герцога Савойского, графа Арманьяка и братьев Лимбург, равно как и остальных представителей семейства герцога и его окружения. Большинство этих идентификаций не только спорно, но и невероятно. Вряд ли можно предположить, что столь высокопоставленные персоны могли стоять перед сидящим герцогом. Бурден также считает, что картина, украшающая дальнюю стену зала, - не гобелен, а фреска. Миллард Маисс приписывает миниатюру Январь Жану Лимбургу; Р. Казель считает автором этой работы мастера Лимбург В."
Продолжение