30 красивейших городов планеты, которые обязательно следует посетить Есть в нашем мире го...
Таормина - волшебный город на Сицилии - (0)Таормина - волшебный город на Сицилии Таормина — один из самых известных ...
Путь самурая - японский стиль для спальни. Часть 2 - (0)Формула простоты. Аскетизм монаха, познавшего бренность телесных наслаждений, и воина, отточившег...
Имбирный сироп - (1)У нас завезли много имбиря. Огромная акция. Так как я люблю пить чай с имбирем и кофе с имбирем, ...
БАНАНОВЫЙ НАПИТОК ОТ КАШЛЯ. - (0)У меня был очень резкий кашель. И вот какой удивительный рецепт нашел мой папа: "Берете 1 ба...
Лилит .Часть 2. |
Лилит (ивр. לילית) — первая жена Адама в еврейской мифологии. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в Книге пророка Исайи .Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар.
Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами.
Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.
Лилит, Джон Коллиер (John Collier). 1892. Масло, холст
“Как предание говорит-
Прежде Евы была Лилит.
Прежде Евы Лилит была -
Та, что яблока не рвала.
Не женой была, не женой.
Стороной прошла, стороной.
Не из глины, не из ребра -
Из рассветного серебра...
Улыбнулась из тростника
И пропала на все века...”
Hugo van der Goes.1480
Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти. XVIII веке было распространено во многих культурах защищать молодых матерей и их младенцев амулетами против Лилит. Младенцы мужского пола были уязвимы в первую неделю жизни, девочки — в первые три недели. Иногда вокруг лежащего в постели рисовали магический круг с заклинанием, в которое были вписаны имена трех ангелов (Санви, Сансанви, Семангелоф), Адама и Евы и слова, «загораживающие Лилит» или «защищающие новорожденного младенца от всяческого вреда». Иногда амулеты с такими письменами помещали во все углы и по всей спальне.
Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. В еврейской демонологии Лилит — главная фигура, о ней упоминается в 700 году до н.э. в книге Исайи. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. В канонической Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит. Согласно Еврейской Традиции, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж есть и в арабских мифах). В Междуречье такое имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» (דממה לילית) — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).
В средневековой Европе она часто изображается как жена, любовница или бабка Сатаны. В конце XVII века ее описывали как зловещую сову, днем слепую, которая сосет кровь из груди или пупков маленьких детей или из козьего вымени.
Адам, Ева и Лилит. Миниатюра XV века
“...Кто там плачет в костре ночном,
Косы рыжие разметав?
Кто грустит в тростнике речном,
Шелестит в осенних кустах?
Кто из облака смотрит вниз,
Затмевая красой луну?
Кто из омута смотрит ввысь,
И заманивает в глубину?
Никого там, по правде, нет-
Только тени и лунный свет...
Не женой была, не женой, -
Стороной прошла, стороной...
Никогда не придет Лилит,
А забыть себя не велит...”
*****
Ева или Лилит
Ты не знаешь сказанья о деве Лилит,
С кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит
По душе окрыленной и вольным садам.
Ты об Еве слыхала, конечно, не раз,
О праматери Еве, хранящей очаг,
Но с какой-то тревогой… И этот рассказ
Для тебя был смешное безумье и мрак.
У Лилит — недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут:
А у Евы — и дети, и стадо овец,
В огороде картофель, и в доме уют.
Ты еще не узнала себя самоё.
Ева — ты иль Лилит? О, когда он придет,
Тот, кто робкое, жадное сердце твое
Без дорог унесет в зачарованный грот.
Он умеет блуждать под уступами гор
И умеет спускаться на дно пропастей,
Не цветок — его сердце, оно — метеор,
И в душе его звездно от дум и страстей.
Если надо, он царство тебе покорит,
Если надо, пойдет с воровскою сумой,
Но всегда и повсюду — от Евы Лилит, —
Он тебя сохранит от тебя же самой.
Николай Гумилёв
Meister Bertram von Minden
Легенды о происхождении Лилит
Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит.Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.
Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф .
Три ангела застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.
После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной.
Другая легенда гласила,что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наполнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.
Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорожденных, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зогар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»)
Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.
Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.
Данте Габриэль Россетти Леди Лилит
Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию» и противопоставляющийся привычному образу Евы, получил большую популярность у романтиков
France Paris Notre-Dame-Adam and Eve.
ПОПЫТКА РЕВНОСТИ
Как живется вам с другою,-
Проще ведь?- Удар весла!-
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове
(По небу - не по водам)!
Души, души!- быть вам сестрами,
Не любовницами - вам!
Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам - хлопочется -
Ежится? Встается - как ?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
"Судорог да перебоев -
Хватит! Дом себе найму".
Как живется вам с любою -
Избранному моему!
Свойственнее и сьедобнее -
Снедь? Приестся - не пеняй...
Как живется вам с подобием -
Вам, поправшему Синай!
Как живется вам с чужою,
Здешнею? Ребром - люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?
Как живется вам - здоровится -
Можется? Поется - как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?
Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин -
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?
19 ноября 1924
Марина Цветаева.
British Museum Queen of the Night.Вавилонская богиня Царица ночи
Еврейская легенда о Лилит.Часть 1.
Серия сообщений "Мифология":
Часть 1 - Лики славянских Богов
Часть 2 - Ощущайте себя БОГИНЕЙ и любите себя за это!
...
Часть 4 - Веста - женская ипостась огня
Часть 5 - Еврейская легенда о Лилит.Часть 1.
Часть 6 - Лилит .Часть 2.
Часть 7 - Золотые слёзы Солнца: Янтарные мифы
Часть 8 - Меркурий в натальной и прогрессивной карте. Циклы Меркурия.
Часть 9 - Миф Прометей и Зевс, Эпиметей и Пандора
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |