Продолжение фразы: "Чем опозорить другого при всех".
Учим это у Тамар, невестки Йеуды. Но сначала три короткие истории.
Общий мотив такой. Вы думаете, что просто нельзя обижать человека при людях? Верно. Но иногда надо постараться не столько не обидеть (это само собой), а не дать человеку испытать стыд, который может прийти в силу ситуации, а не наших неких недопустимых (ндБ) Читать далее
С одной стороны, существует такой принцип (и я его сторонник): о еврейских традициях, в частности о праздниках, надо писать так, чтобы и детям было понятно. С другой стороны, что ни напишешь, жалоба какого-либо доброхота на несерьезность текста всегда поразит тебя, как стрела ахиллесову пятку. Ибо нашу публику хлебом не корми, но дай ей посмаковать что-нибудь из разряда философских обоснований, психологических конструкций и прочих украшений общекультурного дискурса[1]. Короче говоря, однажды у меня родилась идея одним ударом убить обоих зайцев: и детям предложить рассказ, и взрослых привлечь нестандартным взглядом, выраженным, как теперь модно Читать далее
Понедельник, 03 Декабря 2012 г. 00:58
+ в цитатник
Когда мы снимали кино в Польше и я на стенд-апе сказал в камеру, что вот, мы находимся в старинном еврейском городе Кракове (или Варшаве), на меня напали с зонтиком. Откуда мне было знать, что прохожие понимают по-русски? Причем несколько раз (синхронно с ударами) атакующей теткой была повторена фраза: "Зараза, наш Краков (или Варшава, теперь уже не помню) никогда не был еврейским". Читать далее
В страшные годы гражданской смуты в России пришла к раву Йехезкелю Аврамскому одна мать и попросила, чтобы рав помолился.
- За кого?
- За моего сына, – и женщина горько заплакала. И что-то начала говорить, но слезы ее душили, и рав не понял ни слова. Пока она, наконец, не отдышалась и сказала еле слышно: - Помолитесь, чтобы он умер.
Рав схватился за сердце: да что ты говоришь, сумасшедшая! Как можно желать такое сыну? Он у тебя что, злодей (ндБ)?Читать далее
Да-да, слава Всевышнему, мы только что закончили первый цикл видео-уроков по Гемаре. Последний урок, сорок четвертый, записан, хотя еще и не вывешен.
Финал главы – фантастический. До этого текст был несколько формальный, я бы сказал, отстраненный, временами даже суховатый и в то же время чрезмерно богатый на нюансы логики и обороты мысли во всех ее проявлениях – пища для гурманов интеллектуальных задач и Читать далее
Сообщили мне, что сообщество процветает. Это здорово! Но возникает, извините, вопрос – чем оно занимается? (Не подумайте, что кого-то подозреваю. Чистое любопытство.)
Вернее, чем вы занимаетесь как члены сообщества "Учим Талмуд"? Учим ли?:)
Посему позвольте задать вам ряд вопросов, отвечать на которые совсем необязательно, но почему бы не ответить, Читать далее
С детства я был знаком с одним праведным евреем. Мне он казался – да так оно и было на самом деле – очень умным человеком. Но иногда я замечал за ним странное поведение. К нему обращались с вопросом – и я видел, что он не мог не знать на него ответ. Но почему-то отвечал не сразу, а делал короткую паузу – и только после этого давал, допустим, совет. Я не понимал в чем дело – зачем ему лезть за словом в карман? И лишь с годами догадался, в чем дело. Он не хотел обидеть человека. Иногда ответ может задеть спрашивающего. И вот Читать далее
Стараюсь поступать согласно правилу: если для меня нет нового в теме урока (хидуш), то урок можно не давать. Неинтересно. Жалко убитое время. Лучше в тени поседеть, книгу почитать.
Иногда поиск хидуша затягивается. Например, ну что нового может быть в такой теме, как еврейская молитва? Уж тут все прочитано, пройдено, выучено и отмолено. Не первый год, чай, молимся ежедневно, ежесубботно и ежепразднично.
Ан нет, и здесь не все очевидно. Я проверял: задаю вопрос на уроках (который сейчас вам задам) – не все понимают, в чем дело. Я сам Читать далее