pamflet обратиться по имени
Пятница, 11 Июля 2008 г. 13:47 (ссылка)
Самое любопытное, что авторство до сих пор не доказано. Эксперты сузили до минимума круг возможных кандидатов и сошлись на имени Рублева. Процесс экспертизы это целая жизнь не одного поколения талантливых искусствоведов (Муратов, Пунин, Трубецкой, Флоренский, Олсуфьев, Щепкин, Щекотов, Тарабукин, Грабарь, Сычев, Малицкий, Пуришев, Успенский, Голубцов, Демина, Лазарев, Алпатов, Дунаев, Ильин, Ветелеев, Вздорнов), замечу, названы не все, которые работали над распознанием авторства, если учесть, что каждый был светилом. Выкладывалось наибольшее количество икон, схожих по стиллистике, и как отвечал Микельанджело на вопрос, - Как вы делаете свои работы? - Я отсекаю все лишнее! - убиралось все лишнее и оставалось главное Рублев или (?). И все же, прямых источников, утверждающих авторство Андрея Рублева в Троице не существует. В этом отношении русская культура не знает себе равных по тайнописи, которую нам оставила история. Пожары, моры, стихийные бедствия в отличии благополучных замков Европы, в которых хранились дошедшие до нас великие полотна европейских мастеров, не говоря о египетских хранилищах, было уничтожено 90 % великого наследия, которого мы не увидим никогда. Вспоминая знаменитый "иконный пожар", который случился в Москве в 1547 г. в год восшествия на престол 16-летнего царя Иоанна Васильевича ("Грозного"), остается благодарить бога, что это не произошло в Троице-Сергиевой лавре, где хранилась Троица А. Рублева. О уникальности иконографического извода этого шедевра говорит узаконенное мастером новшество. Если, вспомнить иконы-источники с Троицами, привозимыми из Византии, образцы, то в это время в Софии Константинопольской хранилась Святая Троица, написанная по заведенному тогда иконописцами приему «изокефалии» - равноголовие фигур. Трио посажено в ряд. Рублев включает их в круг и тем самым отождествляет главный скрытый символ христианской религии, догмат, суть которого заключается в камне, брошенном в воду, от которого отходят в сторону круги. Камень - Христос, круги на воде – молящаяся паства. В свое время мне довелось провести по известным обстоятельствам не мало времени у этой иконы, приблизиться к распознанию манеры письма, последовательности наложения красочных слоев, составу пигментов, которые использовал Рублев во время работы над Троицей, специфику его мазка, который влит в его лики подобием расплавленное воска, исполненного в тончайшей яичной манере живописи темперой. По правде говоря, я до сих пор убежден, что чем больше знаешь о древней живописи Руси, тем больше удаляешься от его первоисточника со скрытыми символами, знаками, аллегориями. Нет сомнения в том, что входивший в мастерскую отрок Рублев был поставлен в известность о наличии красок для исполнения ликов, позема, велума, горок, балясин, хитонов, гиматиев, не говоря о манере письма, специфике слияния красок, наложения лессировочных слоев. А значит, он имел возможность относиться творчески в силу данного богом таланта к написанию своих икон, или реплик, учитывая, что иконопись коллективный труд многих поколений. В известном фильме «Андрее Рублеве» А. Тарковского есть изумительный момент. Трое конников рыщут по деревне мастера-колокололетейщика. В таких достоинствах признается Бориска. Сажая на коня, оборванца отвозят во Владимир. В поисках глины, отрок попадает в ливневый дождь. Съезжая по скользкому обрыву, он летит в реку, на берегу которой, извалявшись в грязи, обнаруживает в ней ту самую искомую пропорцию. На освящении собирается народ, удалившись от которого, Бориска, утирая слезы, признается, что отец не оставил ему секрета колокола и унес с собой в могилу. Гениальность этой сцены заключается в том, что прозорливость русского духа неисповедима. Раздавать венцы налево и направо, которыми наделил господь в момент рождения, значит лишиться его же руками самих венцов, уподобляясь известной притче. Касательно гармонии цвета, боюсь, что я преследую такую же доктрину. По мере возможности я постараюсь в некоторых блогах пролить свет на эту интересную тему. Кажется, Humulus, вы подвигли меня на отдельную статью, относительно Троицы, которая начата выше. Еще раз спасибо, что проникли в "скрытые слезы", которые я проливал когда-то у этого великого произведения.
С-Ку.