Скажи мне тайная и безвестная премудрости Твоея, на Тя бо уповаю, Боже, да Ты ми просветиши ум и мысль светом разума Твоего не только читать написанная, но и в жизни своей воплощать, да не в грех себе учения и жития святых прочитаю, но в обновление и просвещение и спасение души моей и в руководство в жизнь вечную
Еще одна ссылка. На сей раз на стихи, дневники и жизнеописание оптинского иеромонаха Василия (Рослякова), убиенного вместе с иноками Трофимом и Ферапонтом на Пасху 1993 года.
О радости Ты видишь, что все вокруг достойнее тебя, честнее, праведнее, смиреннее, чище. И радостно оттого, что они не презирают тебя, последнего, убогого, не гнушаются общением с тобой, но разговаривают с тобою как с равным, рядом с тобою садятся за стол, вместе с тобой ходят в храм и никогда ни делом, ни словом, ни взглядом не позволяют себе указать на твое недостоинство и нечистоту. Терпят тебя рядом с собою, покрывают недостатки, ошибки, грехи, милосердствуют и даже иногда просят исполнить какое-либо послушание, тем самым оказывая особую честь, оказывая внимание, и возводя в достоинство слуги и иногда даже друга.
Господи, они прощают мне скотство мое и обращаются ко мне с просьбой! Это ли не радость, это ли не рай?... Но это все только помыслы смиренномудрия, а само смирение не живет в окаянном сердце моем. Вижу, как должно быть, но стяжать этого не могу.
Господи, подай мне смирение и кротость Твою и наполни ими сердце мое и преисполни, дабы не осталось места ни для чего другого, но все - смирение Твое сладчайшее.
Жизнь в Духе - это все новое; прежнее по виду нынешнему, но настолько обновлено внутри, что становится воистину новым.
Вода, претворенная Господом в вино, не изменила своего внешнего вида, но изменила свое внутреннее свойство. Так и жизнь в Духе - по виду та же вода, а на вкус - вино, веселящее сердце. Из дневника иеромонаха Василия
Нашел в Сети сайт, посвященный болгарским подвижникам благочестия, а также их новомученикам и исповедникам. Раньше ни об одном из них даже и не слышал.
Часть материалов - на русском, часть - на болгарском. Интересно, что, помимо прочих, там имеется статья на болгарском языке о том, как десять лет назад в Оптиной пустыни "иноците Трофим и Терапонт, и йеромонах Василий бяха зверски убити".
Еще на сайте привлекает внимание статья "Положението на християните в мюсюлманската държава съгласно шариата", принадлежащая перу российского архимандрита Трифона (Туркестанова), который является автором известного акафиста "Слава Богу за все".
На репродукции фрески из кафедрального собора города Велико Тырново изображено, как высылаемый в заточение Терновский Патриарх Евфимий в последний раз благословляет свою паству.
2 января, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадского сподобил Господь побывать в расположенном недалеко от Донецка селе Никольском, где на одной территории находится две обители - женская Свято-Никольская и мужская Свято-Васильевская. По случаю этого праздника народу туда съехалось видимо-невидимо - Св.Иоанна Кронштадского в монастыре чтят особо, ибо его очень любил основавший эти обители схиархимандрит о.Зосима, скончавшийся полтора года назад. Где-то этот батюшка раздобыл шляпу, принадлежавшую праведному Иоанну. В монастыре установилась традиция - в день памяти святого одевать эту шляпу всем участвовавшим в литургии. В этом году мне тоже удалось ее примерять и сфотографировать. Как проявлю пленку, выложу сюда изображение сего головного убора. Шляпа черная, фетровая, с загнутыми полями - наподобие ковбойского стэтсона.
Сегодня, в самый канун Рождества Христова, Церковь совершает память священномученика Сергия Мечева, который был сыном замечательного московского батюшки Алексия Мечева, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках, на Маросейке, тоже причисленного к лику святых в чине праведного.
О.Сергий служил в этом храме вместе с отцом. А после кончины батюшки Алексия в июне 1923 года принял на своё пастырское попечение приход маросейского храма и окормлял его до самой своей мученической кончины 6 января 1942 года.
Решение принять священство у него было связано с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил на это благословение старцев Анатолия и Нектария. К слову, предвидя мученический подвиг отца Сергия, старец Нектарий Оптинский как-то сказал своей духовной дочери о нём: «Ты знала отца Алексея? Его знала вся Москва, а отца Сергия пока знает только пол-Москвы. Но он будет больше отца». В апреле 1928 г. (за год до своего ареста) о.Сергий еще раз увиделся со старцем Нектарием - съездил к нему в село Холмищи.
Интересно, что, уже будучи священником, о.Сергий до 1921 г. был одновременно руководителем районного детского сада и инструктором по дошкольному воспитанию Наркомпроса.
29 декабря - память священномученика Аркадия (Остальского), епископа Лубенского, викария Полтавского
Сегодня впервые прочитал житие этого новомученика и сразу полюбил его. Перескажу несколько пронзительных и трагических эпизодов из его жизни.
Революцию отец Аркадий встретил в качестве настоятеля храма в Житомире, при котором организовал православное братство. В тяжкие годы гражданской войны его члены помогали бедным и больным, обучали детей, хоронили умерших... О.Аркадий не только других побуждал прихожан к нищелюбию и жертвенности, но и сам показывал пример. Близкие, зная, что он нуждается, сшили ему шубу. Он надел ее всего раза два, а затем отдал бедной вдове, у которой было двое больных туберкулёзом детей. Однажды о.Аркадий вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришёл уже в лаптях. Оказалось, ему на дороге встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. В другой раз о.Аркадий отдал какому-то неимущему брюки и остался в нижнем белье, а чтобы этого не было видно, зашил спереди подрясник, чтобы полы не распахивались.
28 декабря Церковь чествовала Собор Крымских святых.
Эта древняя земля является колыбелью русского христианства. И не только потому, что здесь принял Крещение равноапостольный князь Владимир, крестивший затем Русь. Еще задолго до него христианская вера проникла в Крым, который тогда назывался Тавридой и был подвластен римским императорам.
Начало просвещения Тавриды верою Христовой, как известно, было положено в I веке святым апостолом Андреем Первозванным. После него, на рубеже I и II веков, там проповедовал ученик апостола Петра и спутник апостола Павла священномученик Климент, папа Римский, который был сослан в Инкерманские каменоломни, что на окраине нынешнего Севастополя. Там он нашел до двух тысяч христиан. Некоторые из них были тоже сосланы из Рима на тяжкие работы в каменоломнях, а другие, туземные жители полуострова, вероятно, были просвещены еще апостолом Андреем. Св. Климент тоже крестил там множество язычников (до 500 человек в день). За что был предан казни.
Понедельник, 29 Декабря 2003 г. 22:34
+ в цитатник
Вчера, 28 декабря, впервые праздновался Собор Кольских святых. Он был установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в день памяти преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей.
Об этих угодниках Божиих можно почитать еще и здесь.
Понедельник, 29 Декабря 2003 г. 05:47
+ в цитатник
28 декабря праздновалась память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Святитель был одним из самых выдающихся русских богословов XX века, блестящим проповедником и замечательным педагогом, которого очень любили студенты Московской Духовной академии, где он читал лекции до 1920 года, пока его не рукоположили в архиереи.
Там, в академии, о.Иларион впервые прочитал свою знаменитую лекцию «Нужно ли восстановление патриаршества в Русской Церкви?» А 23 октября 1917 года он выступил с этой лекцией проходившем тогда в Москве Поместном Соборе. Своей страстной убежденностью в необходимости восстановления патриаршества о.Иларион он сумел заразить многих сомневавшихся участников Собора (его трехчасовое выступление закончилась на такой высокой ноте: «Есть в Иерусалиме "стена плача"... В Москве, в Успенском соборе, также есть русская стена плача — пустое патриаршее место. Двести лет приходят сюда православные русские люди и плачут горькими слезами о погубленной Петром церковной свободе и былой церковной славе. Какое будет горе, если и впредь навеки останется эта наша русская стена плача! Да не будет!»). Спустя неделю, 30 октября, участники Поместного Собора, до этого радикально расходившиеся во мнениям по поводу патриаршества, единодушно проголосовали за его восстановление. Несомненно, немалая заслуга в этом была и профессора богословия о.Илариона (Троицкого).
Понедельник, 29 Декабря 2003 г. 03:50
+ в цитатник
На состоявшемся 26 декабря заседании Священного Синода Русской Православной Церкви решили включить в месяцеслов РПЦ мучеников и исповедников, которых недавно канонизировала Грузинская Православная Церковь.
К лику святых были причислены насильственно угнанные персами в 1616 году на чужбину в долину Ферейдан (территория нынешнего Ирана) грузины, которые мученическим подвигом засвидетельствовали верность Христу, а также мученики, "Христа и Грузии ради принявшие смерть" от мусульман в XVII-XVIII веках в горах Дудиквати и Папати (Турция).
Еще были канонизированы исповедники ХХ века игумен Евфимий Кереселидзе (за выдающийся вклад в сохранении древних грузинских церковных песнопений) и архимандриты Иоанн Майсурадзе и Георгий Мхеидзе (на снимке), подвизавшиеся во второй половине XX века в монастыре Бетания (Вифания). Официально числясь "сторожами памятника архитектуры", два последних подвижника были старцами, духовно окормлявшими притекавших к ним верующих. Долгие годы Бетания оставалась едва ли не единственной в Грузии монашеской общиной. Высота духовной жизни бетанийских старцев вызывала уважение даже среди атеистов.
Кроме этого, на заседании Св.Синода утвердили тексты служб "общей священномученику единому ХХ века", а также святителю Филарету Московскому и Собору Эстонских святых.
Понедельник, 29 Декабря 2003 г. 02:44
+ в цитатник
25 декабря в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы прославили в лике местночтимых святых Костромской епархии преподобного Тимона, старца Надеевского (1766-1840), который был учеником и духовным другом преподобного Серафима Саровского.
Память нового святого будет праздноваться в день его кончины 21 января / 3 февраля.
Сегодня, когда католики празднуют по своему календарю Рождество, мы, православные совершаем память замечательного чудотворца - святителя Спиридона Тримифунтского. Его почитают вместе со святителем Николаем, с которым они во многом схожи по жизни, а еще оба этих святителя отличились на первом Вселенском Соборе. Святитель Николай, как известно, дал в ухо еретику Арию, за что был разжалован из епископов. А святитель Спиридон на этом Соборе, как сказано в его житии, "явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, - так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино".
Сегодня, 23 декабря, -день памяти святителя Иоасафа Белгородского. Его имя неразрывно связано с чудотворной Песчанской иконой Божией Матери, которую именно он открыл миру.
Когда в год своей блаженной кончины (1754) святитель собрался объехать епархию, накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богоматери с младенцем, от которой исходило сияние и был глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Пораженный этим сновидением, епископ при осмотре каждой церкви обращал внимание: не похожа ли она на виденную во сне. И вот в Свято-Воскресенском храме города Изюма Харьковской губернии он обнаружил увиденную во сне икону. Она служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали кадильный уголь. По повелению святителя икону поместили в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трех дней прожил свт.Иоасаф в Изюме, ежедневно утром и вечером приходил он в церковь и молился перед найденным им образом Божией Матери.
20 декабря совершается память преподобного Нила Столобенского, который, помимо прочего, известен тем, что никогда не позволял себе прилечь или даже присесть для сна, но спал стоя, оперевшись на два деревянных крюка, вбитых в стены кельи.
27 лет преподобный прожил в живописнейшем месте - на острове Столобный, что на озере Селигер. Через несколько десятков лет после его блаженной кончины необыкновенная красота этого райского уголка очаровала и других подвижников, которые поселились на острове и основали обитель. Прекрасная архитектура Нилово-Столобенской пустыни очень органично вписалась с здешний великолепный пейзаж. В начале ХХ века она была наиболее посещаемой паломниками российской святыней и второй в мире, после Гроба Господня. Говорят, что Нилова пустынь была даже более популярной среди верующих, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры. Церковные архивы свидетельствуют, что за год здесь бывали до 100 тысяч паломников, а в день обретения мощей преподобного Нила Столобенского - 9 июня - стекались до 35 тысяч человек. Несмотря на то, что обитель пока еще до конца не восстановлена после разрухи, ее и сейчас можно причислить к лучшим обителям России.
Память святителя Максима, митрополита Киевского, совершается в один день со святителем Николаем, а потому он, к сожалению, оказался в тени этого великого чудотворца.
Очень мало кто знает, что до него на Руси из многодневных постов соблюдали только Великий, и именно грек Максим, став Киевским митрополитом, ввел и все остальные, известные доныне, - Апостольский, Успенский и Рождественский посты, а также определил, когда разрешается пост среды и пятка (до XIV века на Руси не соблюдали поста в Преполовение и Отдание Пасхи).
По случаю праздника этого святого решил дать ссылку на свой материал с таким названием, который полгода назад был напечатан в донецкой газете "Панорама", а сейчас находится на сайте "Донбасс Православный".
Речь в нем идет о том, что в самый канун праздника Николы вешнего в Александро-Невском храме Донецка замироточила икона этого чудотворца.
Завтра, 19 декабря, мы третий раз в году празднуем день памяти святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Это самый почитаемый русским народом святой - своей популярностью он затмил всех остальных. Например, у нас в Донбассе около двух третей (!) приходов носят имя Николая-чудотворца. Я сам являюсь прихожанином одного из храмов, носящих имя этого святого, и, естественно, тоже люблю его. Однако порой кажется, что мы перебарщиваем с почитанием святителя...
Вчера, 17 декабря, отмечалась память святой великомученицы Варвары. Жила она и пострадала за веру в финикийском городе Илиополе. Однако после ее мученической кончины мощи святой были перенесены сначала в Константинополь, а затем оказались в Киеве, где находятся и поныне. К большому сожалению православных, в годы церковной смуты они оказались в руках раскольничьего "Киевского патриархата", который возглавил отлученный от Церкви бывший митрополит Филарет (Денисенко).
Понедельник, 15 Декабря 2003 г. 23:06
+ в цитатник
Читая житие мученицы Миропии, память которой тоже отмечается сегодня, узнал, что для исцеления больных она брала миро от мощей мученицы Ермионии (память 17 сентября), которая, оказывается, была родной дочерью апостола Филиппа. Более того, у нее была сестра Евтихия. То есть у апостола было, как минимум, двое детей.
Интересно, еще у кого-то из 12-ти апостолов были родные дети?
Кстати, св.Ермиония подвергли мукам за то, что она отказывалась принести жертву богу Геркулесу. А мы с младенчества потчуем деток одноименной кашей, а потом читаем им книжки и показываем мультики про него.
Понедельник, 15 Декабря 2003 г. 22:46
+ в цитатник
Сегодня - день памяти пророка Аввакума. Сказать мне о нем нечего, а вот картинку помещу - уж очень она мне понравилась.
На этой греческой фреске XV века изображено, как Ангел переносит Аввакума из Аравийской земли в Вавилон, чтобы он накормил там обедом пророка Даниила, ввергнутого в львиный ров.
Вот уже пятый год пошел с тех пор, как были канонизированы больше тысячи новомучеников и исповедников Российских. Но много ли и о многих ли из них мы знаем? К глубокому сожалению, за исключением святых царственных страстотерпцев да патриарха Тихона, почти ни о ком и ничего.
Мало известен в широких православных кругах и священномученик митрополит Серафим (Чичагов), память которого отмечалась позавчера, 11 декабря. А между тем он занимает особое место в сонме новых Российских святых. Прежде всего потому, что его имя неразрывно связано с преподобным Серафимом Саровским - именно о.Серафим (Чичагов) добился канонизации этого всенародно любимого святого.
Но не только как церковный деятель и подвижник прославился митрополит. Помимо прочего, он был талантливым гомеопатом, создавшим самобытную лечебную систему и исцелившим множество людей.
Понедельник, 01 Декабря 2003 г. 23:46
+ в цитатник
2 декабря - день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Это был человек-эпоха - некоторые церковные историки даже само 19-е столетие называют веком Филарета, ибо он являлся едва ли не центральным деятелем истории Русской Православной Церкви того периода. И не только Церкви - например, ему принадлежит авторство Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, который был обнародован 19 февраля 1861 года.
Почти полвека управлял Филарет Московской епархией. Будучи образцовым администратором, он также успел блеснуть во многих других областях.
Прежде всего святитель прославился как замечательный проповедник - его при жизни называли "русским Златоустом" Речи и проповеди Филарета у многих исторгали слезы и вызывали восторг. Их стремились услышать, их читали, переписывали и выучивали наизусть. Особенно любил святителя простой народ - бывало, что когда он выходил из храма, люди бросались целовать полы его мантии. Купцы чтили его как святого. Он пользовался уважением и доверием трех императоров - Александра I, Николая I и Александра II.
К словам митрополита также прислушивались князья и министры, писатели и поэты, в том числе великий Пушкин, о котором я скажу ниже.
Понедельник, 01 Декабря 2003 г. 23:08
+ в цитатник
К мученикам первых веков христианства я отношусь не с меньшим почтением и любовью, чем к другим святым. Однако, честно признаюсь, многие из их житий, несмотря на описываемые там душераздирающие сцены, читать порой скучновато, ибо слишком уж они однообразны, как американские фильмы ужасов: святой отказался поклониться идолам, его увещевали, потом долго и жестоко мучали, закрывали в темницу, там он чудесным образом укреплялся и выздоравливал, потом его мучали еще сильнее и в конце концов убивали.
Понедельник, 01 Декабря 2003 г. 02:34
+ в цитатник
Сегодня побывал на сходке донецких неохаризматов из т.н. церкви "Новое поколение", которые, ничтоже сумняшеся, возомнили себя святыми. Собираюсь писать про них материал в местную газету, а заодно, возможно, выложу его и сюда.
Понедельник, 01 Декабря 2003 г. 00:48
+ в цитатник
Едва я завел дневник про святых, как сразу же стали попадаться в Сети материалы в тему. Причем специально их не искал. К примеру, захожу сегодня на страницу журнала "Фома", а там свежайшее интервью (от 24 ноября) Анны Ершовой с питерским батюшкой под названием "Святые - кто они":
Откуда берутся святые? Как они помогают людям? Действительно ли это возможно, и зачем нам нужны такие Божьи “проводники”, - обо всем этом я расспрашиваю священника Константина ПАРХОМЕНКО, клирика Санкт-Петербургской епархии, автора нескольких книг, выходящих сейчас в издательстве “Олма-пресс” и “Издательский дом “Нева”.
Часа два назад вернулся с вечерни в донецком кафедральном Свято-Николаевском соборе. Там сегодня престольный праздник по случаю дня памяти преподобного Никона Радонежского, в честь которого назван нижний храм собора. Вообще удивительно, что где-то на Украине есть церковь, названная именем этого святого, не очень широко известного и почитаемого даже в России. Интересно было бы узнать, почему ее назвали именно в честь него? По моей версии - потому что в 50-е или 60-е годы в этом храме служил будущий епископ по имени Никон. Возможно, преподобный был его святым покровителем.
Лично для меня преп.Никон дорог тем, что он был любимым и ближайшим учеником преподобного Сергия Радонежского - моего святого покровителя. Он даже взял его жить в свою келью, а затем поставил настоятелем обители. Правда, через некоторое время после того, как святой игумен преставился, преп.Никон, согласно житию, "любивший больше всего безмолвие и молитву в уединении... стал уклоняться от начальствования над своею паствою и, наконец, заключился в уединенную келлию", где шесть лет пребывал в безмолвии. Но потом, по настоянию паствы, снова принял ее под свое руководство. К сожалению, кроме преподобных Сергия и Никона Радонежских, не так уж найдется примеров того, когда бы игумены и архимандриты, тяготясь славой человеческой, добровольно отказывались бы от карьеры.
Не знаю, когда профессиональный праздник у российских налоговиков, а украинские его отмечают почему-то в конце октября. Я бы на их месте выбрал бы в качестве этой даты 29 ноября - день памяти апостола и евангелиста Матфея, который, как известно, до того, как пошел за Христом, был мытарем, то бишь сборщиком податей. Тем более, что сегодня очень многие (если не большинство) налоговиков называют себя православными. Правда, по моим наблюдениям, мало кто из них таковыми являются по сути. Во всяком случае, не слышал, чтоб кто-нибудь последовал примеру Матфея, который, как сказано в его житии, "осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим".
Этот дневник будет посвящен главным образом житиям святых (как канонизированным, так и пока непрославленным).
Итак, начну, помолясь.Господи, благослови!
Сегодня в очередной раз перечитал житие мучеников Гурия, Самона и Авива, память которых отмечается в этот день. Это же готовых сюжет для художественного фильма, которому банальных голливудские, индийские и прочие сценарии в подметки не годятся! Особенно мелодраматичен самый известный эпизод из посмертного деяния мучеников, благодаря которому этих святых стали считать покровителями замужних женщин и вообще супружества.