Во-первых, начнем с термина. Почему же сразу: любить, не любить.
Это только на ромашках гадают с замиранием сердца, да и то не в наш прагматичный век. Нет такой обязанности - любить, есть только право любить, не рассчитывая на взаимность. Кто-то до дрожи нервных волосков любит встретить восход на речке, значит ли это, что это дивное явление обязано ответить взаимностью? Не лучше ли оперировать словами более простого, и конкретного смысла - под стать грубой материй наших нравов?
Не первый раз случается конфликт подобного рода.
Впрыгиваешь едва ли не на ходу в маршрутку, не заглянув в кошелек, а там - тысячная купюра. Скандал.
Интеллигентный человек, генетически неспособный противостоять хамству, как правило, в этих стычках проигрывает, потому что не владеет чёрным сленгом рыцарей руля, вообще живет по совести и по логике. Когда такому человеку в автобусе кондуктор кричит в ответ на протянутую крупную купюру: «Ты что - обалдела?», он чувствует себя оплеванным. Чтобы как-то снивелировать ситуацию, другой интеллигентный человек приходит на выручку, заплатив за проезд сконфуженной дамы. Бывает, так, что в другой раз эти люди меняются местами, пострадавшая в прошлом приходит на выручку.
Это мило, конечно, но годится как исключение. Разговор же идет в принципе. Вчера как раз ситуация повторилась. Водитель "маршрутки" отказался трогаться с места пока двое пассажиров с "тысячной" не выйдут из салона. Те заупрямились было, но когда в салоне страсти стали накаляться взаимными упреками, мужики, пряча от стыда лица, что вынуждены подчиниться хамству и несправедливости, покинули занятые места. А дискуссия продолжалась почти всю дорогу.
В ход шли такие "козыри", что грешно было не среагировать...
Один скорее товарищ, нежели господин, поскольку вынужден ездить общественным транспортом, видимо побывал в «пригороде» Москвы - в Турции, а может, что-то слышал про заморские нравы, или по телеку смотрел, да что-то не понял. Но он с видом завсегдатая изрек: «Вот за что нас не любят там, так это за то, что мы не уважаем друг друга». Причем, сказано это было в адрес пострадавших и тех, кто возмутился действиями водителя.
И было, надо сказать, чем возмущаться. Понятно, в пажеских корпусах наши рыцари руля не обучались выучке, но все-таки отличить рабочее место от пивной компании не мешало бы. Отнюдь не в изысканных выражениях водитель той злополучной "маршрутки" стал читать нотацию незадачливым пассажирам. Дескать, готовиться надо к поездке, а не сломя голову ломиться в салон, развелись любители ездить на халяву - специально достают тысячу, зная, что не будет сдачи... И, наконец, аргумент эмоциональный - вздернут нервы с утра, а ты отвечай за их безопасность в пути...
Отвечаю по порядку.
Главная "подготовка" пассажира - быть при деньгах, хотя случаются и казусы. Что же, в каждом злоумышленника видеть - по себе меряем? Да уж, мы спим и видим, как обогатиться за счет халявного проезда. Я так и сказал водителю со "вздернутыми нервами". Ему бы их полечить, а потом за руль садиться, а еще лучше пройти тест на профпригодность. Класс вождения - не главное достоинство за рулем, но объяснять это, видимо, целесообразнее в детстве или при получении водительских прав. И вот по ходу пришла мысль - почему бы в изучение правил дорожного движения не ввести психологический тест - на совместимость?
Помнится, задержавшись допоздна на работе, вызвал такси и, закрывая дверь, хлопнул как обычно. Ну, и получил от водителя - эдакую унизительную инструкцию по правилам пользования дверью. Ожегшись на горячем, в другой раз уменьшаю прикладываемую силу - и опять нотация, но теперь по поводу слабосилия. А как-то раз кондуктор с размаху выбросила за окно мелочь, которую наскреб пассажир на билет.
На вас не угодишь, господа рулевые.
Да и ни к чему. Закрыть дверь, посмотреть, все ли в порядке, - это ваша профессиональная обязанность, а если мы облегчаем вам жизнь за рулем, то, по меньшей мере, за "спасибо". Кто все-таки кого должен обслужить и как?
Как готовиться к рабочему дню? Все смешалось в наших головах, равно как и в жизни. Мы несем: в маршрутку деньги, а нам грозят "умереть от монтировки", если невзначай не рассчитаешь силы, закрывая дверь. При этом блатная музыка закладывает уши не только пассажирам, но и самому водиле, и он проскакивает объявленную остановку, не извинившись.
Вернемся, однако, к инциденту. За то время, что наш "герой" распекал пассажиров с тысячной, он мог бы сбегать и разменять купюру и вообще выезжать в рейс подготовленным к возможной ситуации. Живя в стране с такими дензнаками, надо быть во всеоружии. В равной степени это относится к магазинам - там тоже бывают такие эксцессы. Вот на рынке, где продавец напрямую зависит от выручки - ничего подобного. Он обежит все точки, но покупателя не упустит.
Вообще, если человек занимается не своим делом, то ему, как плохому танцору и собственные причиндалы мешают. Но отыгрывается он, как правило, на невиновных. Репрессивный ген у нас в крови - что ли? Человеку без денег и так не по себе, а тут его взашей... Такого, пожалуй, "там" не встретишь.
Там - это за рубежом. Там говорить о нервах на рабочем месте - значит, это место потерять. Для нервов есть врачи и лекарства. Любители нотаций там за рулем не работают. Водитель общественного транспорта ограничен при общении с пассажирами тремя словами - "спасибо", "пожалуйста", "извините". Впрочем как и, вся сфера услуг. "Разговориться" там могут, если обратишься с каким-либо вопросом.
Помнится, в Италии мы перепутали улицы, а мимо проезжал почтальон на велосипеде. Остановился, жестами и самыми распространенными словами объяснил, куда идти. В той же Италии, подъехав к объекту экскурсии, водитель подал каждой женщине руку, выходящей из автобуса. А итальянцы народ темпераментный, поднять бучу им раз плюнуть, но в сфере услуг - табу. Кстати сказать, перед любым пешеходом машины останавливаются, если нет светофора. Более того, ты можешь "заказать" себе зеленый свет, нажав на специально вмонтированную в столб кнопку у "зебры". В гостинице мы запутались с мудреным освещением, тут же примчался работник с лампочкой, которая, кстати не понадобилась - все было в исправности.
Техническая оснащенность сферы услуг максимально позволяет избегать трений при общении. Там, где общения избежать невозможно, действует железный принцип: "Покупатель всегда прав". Потому что все мы покупатели, даже если пассажиры, клиенты, пациенты... Мы покупаем услугу, что автоматически дает нам право на эти три волшебных слова - "спасибо", "пожалуйста", "извините".
Так что, анонимный попутчик, если вас не уважали "там", то было за что.
"Новые русские" за границей подчас такое выкобенивают с жиру, что даже вышколенная сфера услуг презрительно ухмыляется...