Зелёный (Народный, Полицейский) мост
Мост расположен в створе Невского проспекта. Длина моста 39,8 м, ширина — 38,67 м. Современное название возвращено мосту в ноябре 1997 г., а до этого, с октября 1918 г., назывался Народным в честь народа, совершившего революцию.
Зелёный (Народный, Полицейский) мост
Первый деревянный разводной мост через Мойку в створе Невского проспекта был построен в 1717-1718 годах, который в течение XVIII века неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1735 году мост был выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему получил своё первое название - Зелёный. Подобные "цветные" названия получили тогда и другие мосты через Мойку: жёлтый, синий и красный.
Патерсен Б., Полицейский мост на Невском проспекте. 1810-е годы.
В 1770-х гг. на Невском проспекте был построен дом управления петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина, и мост стал называться Полицейским. В конце XVIII века он был заменен трехпролетным на каменных опорах с деревянными пролетными строениями балочной системы.
Vasily Semenovich Sadovnikov.Полицейский мост в 1830-е, ныне - Зелёный мост. Тот вид, в котором его построил Вильям Гесте.кликабельна
К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. В 1806 году здесь был построен первый В Санкт-Петербурге металлический чугунный мост. По предложению инженера В. И. Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики, уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными обелисками с золочёными шарами. Проект переправы оказался настолько удачен, что его сделали типовым проектом для всех мостов через Мойку.
В 1842 году в связи с возросшей интенсивностью движения на этом участке Невского проспекта Полицейский мост по проекту инженера А. Д. Готмана был расширен. К нему пристыковали тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами.
В 1844 году здесь впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее отлитые асфальтовые блоки. Газета "Северная Пчела" писала:
«Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту».
В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари.
"Мойка у Полицейского моста". Литография К. П. Беггрова с рис. В. Форлопа. 1823.
В связи с постройкой городских железных дорог в 1904— 1907 гг. мост расширили, с обеих сторон добавили по пять рядов коробчатых арок с соответствующим расширением опор. Авторами проекта перестройки стали инженеры В.А.Берс, А.Л.Становой и А.П.Пшеницкий.
Новое архитектурное оформление выполнено по проекту архитектора Л.А.Ильина. Фасадные арки моста были украшены орнаментами, а фонарные столбы заменены железными канделябрами с позолотой, с шестигранными стеклянными фонарями.
Мост обладает высокими архитектурными качествами — легкостью пролетного строения, пологостью свода и художественностью декора.
В день «Кровавого воскресенья» 9 января 1905 г. у перестраиваемого моста были построены войска, которые расстреливали петербуржцев, направлявшихся к Зимнему дворцу.
После 1917 года фонари с моста были сняты, мост получил новое название - "Народный".
В 1938 г. для предохранения от электрохимической коррозии блуждающими токами свод под трамвайными путями (трамвайное движение по Невскому осуществлялось до 1949—1950 гг.) был изолирован двумя слоями рубероида между рядами цементной смазки по 30 мм, а вся проезжая часть и тротуары покрыта асфальтом. В 1951 г. при ремонте моста восстановили утраченные к этому времени шестигранные фонари. В 1961 и 1967 гг. произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей.
В ноябре 1997 года мосту было возвращено историческое название - Зелёный.
Зеленый мост — единственное место на Невском проспекте, откуда виден шпиль Петропавловсого собора.