Причудливый аксессуар oorijzer является частью традиционного женского костюма Нидерландов, особенно в северных провинциях и юго-западной Зеландии. Oorijzer — «железные ушки» — изначально имели исключительно утилитарное назначение. В Низких землях ветрено: невесомый чепец так и норовит слететь с макушки. А оказаться на улице простоволосой для уважающей себя дамы стало бы настоящим позором.
С конца XVI века в моду вошло так называемое «железное ухо» – обруч для крепления шляпы или чепца. Изначально «ухо» было узким, со слегка расширенными концами, ближе всего к оригиналу его форма сохранилась в Зеландии. Концы с декорированной пуговицей упираются в слегка прижатую при этом щеку и чепец сидит как влитой.
«Уши» от века к веку становились все шире и постепенно закрыли почти всю голову целиком. Пластинки на концах в каждой местности имели разные названия и со временем выглядели все наряднее и богаче. В Зеландии из-за спиральной формы их называют «завитками».
![Р РёСЃСѓРЅРѕРє3 (500x116, 115Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/162/417/162417941_RRyoSSRRR3.png)
Эволюция oorijzer на протяжении веков
В альбоме «Изображения одежды, нравов и обычаев Батавской республики 1803–1807 годов», посвященного периоду французскому оккупации Нидерландов и прекрасно иллюстрированному Кристианом Лодевейком Портманом, нет упоминания об oorijzer. Нидерландские провинции утратили самостоятельность и у регионов возникла потребность в сохранении собственной идентичности. В Фрисландии это выразилось яростном увеличении и культивации традиционного аксессуара.
В 1870 году нидерландский пастор и писатель Йоост Хиддес Халбертсма даже заявил, что если так пойдет и дальше, то фризские женщины в своих oorijzer скоро будут неотличимы от солдат в касках.
Редкий золотой oorijzer ручной работы из Фрисландии, 1847 год. Украшение с тонкими золотыми боками и насадкой в форме лепестка на каждом виске. Секции заушников украшены тиснением в виде цветочных и плетеных узоров. Это третий элемент традиционного для Фрисландии женского головного убора из четырех частей. Его надевали поверх белой хлопчатобумажной шапочки и черной шелковой шапочки и под белым кружевным чепцом.
Головные уборы нидерландских женщин издавна украшали костюм, порой они сохраняли черты средневековых парусообразных чепцов. Старинная традиция, обязывающая полностью скрывать от глаз посторонних волосы не только женщин, но и девушек, привела к появлению чепцов очень сложных форм и конструкций. Кружевные чепцы женщин Маркена, напоминающие митры, состояли из 12 деталей и имели темную подкладку, которая служила контрастным фоном белым кружевам. Замысловатой формы кружевные колпачки с «крылышками» изящно обрамляли щеки жительниц Волендама, в профиль полностью скрывая их лица.
Волендам
На юго-западе страны, в провинции Зеландия, под чепцом носили старинное головное украшение — обруч в виде металлической пластинки, доходящей до середины лба. В провинции Фрисландия обруч имел форму подковки, идущей с затылка до ушей. А в местечке Стапхорст предпочитали носить плотно облегающие голову чепцы-шапочки из узорчатой ткани.
Стапхерст
На фото – несколько разных вариантов «железного уха» из разных регионов Нидерландов.
На голове у женщины надет обруч с прямоугольными пластинами на висках. Обручи были очень дорогим украшением, иногда их даже инкрустировали бриллиантами. У многих женщины таких обручей было два — для праздничного и для повседневного туалета. В середине XVIII века появились золотые булавки, которые крепились по обеим сторонам головы. Вдоль лба шла широкая пластина с рельефным узором, зауженные концы которой придавали форму капюшону. Это украшение было гордостью любой женщины. Те, кто мог себе это позволить, выбирали пластину из золота с драгоценными камнями. Низшие классы носили такие же украшения, что и богачи, но из серебра или меди.
Протестантка и католичка из городка Бевеланд в провинции Зеландия (юго-запад Нидерландов).
6.
Женщины носят чепец поверх нижнего колпачка и oorijzer. Мы видим двойные бантики (золотые серьги в форме трилистника) на «завитках» гвоздика.
В Гронингене такой головной убор называли Floddermuts. Под ним пристегивался золотой обруч с декоративными пуговицами, к которым на цепочках подвешивали различные украшения.
Традиционный костюм Гронингена, около 1850 года.
Традиционный костюм Гронингена, около 1850 года.
Костюм «Невеста», 1840, Гронинген.
После смерти своего мужа короля Виллема III королева-регент Эмма посчитала, что внешний вид королевской семьи следует улучшить. Она решила отправиться в путешествие по всем провинциям Нидерландов со своей дочерью, юной королевой Вильгельминой. Из всего путешествия самым продолжительным было пребывание в Фрисландии в 1892 году.
Во время визита молодой королеве предложили померить фризский костюм. Вильгельмина появилась в костюме на скачках, устроенных в ее честь, к удовольствию фризского населения. Была даже устроена специальная фотосессия в костюме. Снимки разошлись по стране, появились открытки и сувениры с этим изображением. Особенным является очень редкий бюст Вильгельмины во фризском костюме.
Мимо такого яркого аксессуар современные дизайнеры, конечно, не могут пройти.
Кэти Перри на балу Met Gala 2017. Наряд от модного дома Maison Margiela Artisanal, разработанный лично Джоном Гальяно, включал красное платье из тюля и шифона, красной шерстяной расшитой накидки, а на голове у поп-звезды красовалась красная вуаль. Поверх вуали надели сложную конструкцию с деталями, явно напоминающими oorijzer.
Сервиз Villeroy & Boch из квадратных тарелочек с изображениями региональных исторических костюмов Нидерландов был изготовлен в Люксембурге в городе Septfontaines в 1965 году по заказу голландской компании Nutricia – производителя детского и диетического питания. Его официальное название Burgherdragt. Это старое фламандское слово, которое можно перевести как «гражданская одежда».
Сервиз не продавался в магазинах: чтобы стать его обладателем нужно было собрать определенное количество марок, вклеить их в специальный буклет, а потом обменять комплект наклеек с дополнительной оплатой на сервиз. К сервизу прилагалась брошюра с описанием каждого изображенного на тарелках костюма. Ее заглавие «Van Hinderloopen tot Walcheren» («От Хиндерлопен до Валхерен») отсылает к названиям городов на севере и юге Нидерландов. Таким образом, сервиз является своего рода антологией традиционного голландского костюма.
https://yandex.ru/q/culture/10347813890/