-Цитатник

путешествие по Шпреевальду - (0)

Немецкая Венеция — Шпреевальд (Spreewald)   Немецкая Венеция — Шпреевальд...

наглый попугай Жако - (0)

Как попугай Наташке жениха выбирал.   ****~~~~****~~~~****~~~~**** У Наташк...

Барон Клодт. Укрощение диких лошадей - (0)

Петербургская история с неожиданной развязкой: бедный барон полюбил вздорную богачку, а по нему взды...

ускоренный обмен веществ - (0)

Диета для запуска обмена веществ   На этой диете отлично работает обмен веществ, ...

Турецкие лепешки - (2)

Вкусный постный турецкий хлеб базлама на кефире     Вкусный постный тур...

 -Метки

20 баксов ЖЗЛ автомобиль анекдот байка байки библиотека вершительницы судеб видео выпечка генерал скобелев говорящая собака голландия девушка диета домоводство достопримечательности ее величество женщина еще раз про красную шапочку женщина жизнь замечательных людей жэл закуски израиль интересно интересные факты история история древнего мира история женщины история любви история франции клара цеткин король генрих 4 короткие истории короткие фразы короткий рассказ косметика кот кофе красота и здоровье кулинария лечебник личность в истории лучшее время жизни магия маленькие хитрости маска для лица маска из льняного семени мечты минет мои любимые коты музыка народные рецепты народный лечебник нидерланды ностальгия одесса одесса и одесситы одесский трамвай одесский юмор омолаживающая маска персоналии пин-ап позитив полезные советы попугай похудение принц конде просто анекдот путешествия рассказ рецепт рецепты русский военный корабль русский язык самолет случай в элитной школе собака совершенно правдивая история совершенно правдивые истории совершенно првдивые истории советы доктора веры стихи такси тесто теща тонкости перевода фото фото одесский двориков шарлотта де монморанси эрудит юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в nonnchen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.05.2011
Записей: 2256
Комментариев: 425
Написано: 2788


Обманки как художественный феномен Один из типов европейского натюрморта - "trompel'oeil" ("обманка").

Четверг, 05 Октября 2017 г. 12:24 + в цитатник
Цитата сообщения Chandrra

Обманка как художественный феномен

Один из типов европейского натюрморта - "trompel'oeil" ("обманка"). 

Обманка - иллюзия или мистификация?


ГРАФИН

4432201_yayayayayayayayayayayayayayapicture (540x405, 45Kb)

Вода в графине - чудо из чудес,
Прозрачный шар, задержанный в паденье!
Откуда он? Как очутился здесь,
На столике, в огромном учрежденье?
Какие предрассветные сады
Забыли мы и помним до сих пор мы?
И счастлив я способностью воды
Покорно повторять чужие формы.
А сам графин плывет из пустоты,
Как призрак льдин, растаявших однажды,
Как воплощенье горестной мечты
Несчастных тех, что умерли от жажды.
Что делать мне?
Отпить один глоток,
Подняв стакан? И чувствовать при этом,
Как подступает к сердцу холодок
Невыносимой жалости к предметам?
Когда сотрудница заговорит со мной,
Вздохну, но это не ее заслуга.
Разделены невидимой стеной,
Вода и воздух смотрят друг на друга...

Александр Кушнер, 1962

Историю обманок открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов.

 

4432201_Yakopo_de_barbari_482478 (600x400, 154Kb)

 

А продолжил  итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо  (Giuseppe Arcimboldo)

 

4432201_ (300x425, 23Kb)

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayanature_morte_20_2 (300x425, 23Kb)
 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayacookbyGiuseppeArcimboldo034 (700x447, 64Kb)

Особенно популярны обманки стали в 17 и 18 вв.
В России 18 в. натюрмотра как "законного" жанра искусства не существовало, зато обманки пользовались спросом. Развлечение своего рода - наблюдать, как гость или прислуга пытается прогнать муху, ползущую по письменному столу с бумагами. потом оказывается,что и муха, и бумаги,и прочие мелочи вроде ключей, старых писем, затертых игральных карт - нарисованы

Лотман:

Крайним выражением этой тенденции могут считаться миниатюры Федора Толстого, воспроизводящие капли воды, упавшие на рисунок, и ползающих по нему мух, и натюрморты, выполненные в жанре «trompe l’oeil»*. Таковы прославленные «Шкафы для украшений» Георга Хинца,

4432201_yayayayayayayayayayayayayayahinz21 (568x700, 124Kb)

 

«Доска с рисунком и отпечатком» М. Эккардта,

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaya3_Salmigondistoile119x86cm800 (528x699, 102Kb)


натюрморты Г. Теплова, 

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayaGrigoriyTeplov_Natyurmort_1737 (589x700, 67Kb)

 

Т. Ульянова и др.

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaart_01_01_1 (563x700, 73Kb)

 



На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, «tour de force», демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого «Цветок, бабочка и мухи» (1817, ГРМ), то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок «как бы нарисованы», а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, «как бы настоящие». Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как не вещи, а вещи как не рисунка.

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayatolstoy (600x480, 67Kb)

Граф Федор Петрович ТолстойЦветок, бабочка и мухи. 1817. 

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayatolstoy2 (600x429, 85Kb)

Граф Федор Петрович ТолстойЯгоды красной и белой смородины. 1818. 

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayavan_Hogstraten_Samuel_van_Hoogstraten (700x539, 87Kb)

ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.

Я не люблю людей.
Внешность их не по мне…

Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них - и внутри нутра.

Преподнося сюрприз
суммой своих углов
вещь выпадает из
миропорядка слов.

Вещь не стоит. И не
движется. Это - бред.
Вещь есть пространство, вне
коего вещи нет.

из стихотворения И.Бродского "НАТЮРМОРТ "


4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaWOA_IMAGE_1 (563x700, 308Kb)
Себастьян Боннекруа 

Стена в мастерской художника


Здесь элементом обманки становится натянутый на подрамник натюрморт типа «Vanitas".
Это характерный джля многих натюрмортов приём "искусство в искусстве", усиленный эффектом иллюзии.

Лотман: 
Следует также отметить, что свойственное «trompe l’oeil» повышение меры иллюзорности сопровождается одновременно и повышением меры условности: увеличивается вещная реальность, но уменьшается реальность пространственная. Обманки стремятся к плоскостному, двухмерному миру, строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте является стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью. Взгляд зрителя направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayahoogstraten2 (269x350, 20Kb)

 

С. ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten 

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayaya_HommageaRedoutE9bois95x73cm800 (556x699, 92Kb)

Edward_Collier's_trompe_l'oeil_painting 

 


 


Современные художники теперь часто пишут обманки, поскольку они привлекают покупателей.

Мне нравятся картины художницы Жанин Делапорте

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaf3fb81bdba883_full (544x700, 114Kb)



А ещё бывают подобные росписи на стенах домов, которые ныне стали очень популярны...

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaya5b29_orig (499x700, 303Kb)

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaya7773490_original (700x528, 151Kb)

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaya38752_original (635x700, 155Kb)

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaya0cb15b11106cf32b32 (481x700, 216Kb)

 

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayarospisobmanka (640x412, 62Kb)

 

 

 

Серия сообщений "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО":
Часть 1 - Звезда любви
Часть 2 - Елена Базанова
Часть 3 - Секреты живописных полотен
Часть 4 - Обманки как художественный феномен Один из типов европейского натюрморта - "trompel'oeil" ("обманка").
Часть 5 - Девочка с персиками
Часть 6 - Женщины - художницы эпохи Возрождения
Часть 7 - Питер Брейгель Старший

Рубрики:  ЭРУДИТ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку