-Метки

aliexpress baan krating phuket resort bgoperator breathlessrose sonic friends КРИК ДУШИ Снегопад Царицыно Шерон Стоун александр балыков белки вера ворчание встреча в реале гороскоп дача дмитров золотое сечение зоопарк из истории русской орфографии изменить себя интерьер кактусы книги корпоратив кошки культура устной и письменной речи культурный досуг кухня лидерство личность любимый фильм любовь мама мелодии из кинофильмов метро мой кот москворечье мотивация музыка 2000-х музыка 80-х музыка 90-х мультфильмы мысль материальна нравственность опк бор острова пхи пхи память пароочиститель пасха периоды жизни поделки пожелание моим пч позитивное мышление пол уокер природно-ресурсный потенциал притча проект "новые голоса" психология успеха психотехнологии расход калорий рецепты речевой этикет салат слоеный самоменеджмент сапоги семья и брак септопластика сербы слоны случай из жизни смайлики смысл жизни совы сознание человека стас михайлов стихи о любви судьба течение времени типы мужчин удачный сезон улучшение памяти управление в русском языке флешмоб флэшмоб форсаж фото природы фудшоу хобби цель шутки этика юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Navied

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.01.2009
Записей: 478
Комментариев: 7813
Написано: 17412


Память. Принципы развития хорошей памяти.

Суббота, 31 Января 2009 г. 20:31 + в цитатник

В список моих интересов входит много позиций, относящихся к области психологии, да и сам дневник я изначально позиционировала как психодиагностический, с уклоном в самоанализ.
Одной из тем, особенно заинтересовавших меня в процессе обучения (я закончила факультет психологии), была память, ее виды и особенности, поэтому в свое время я и выбрала для изучения и развернутого анализа следующий аспект психодиагностики - исследование различных видов памяти школьников. Основной целью моей курсовой работы по этой проблематике являлось изучение произвольного и непроизвольного запоминания у детей младшего и среднего школьного возраста.

Надеюсь, что принципы, помогающие развить хорошую память, описанные в моей одноименной курсовой работе, помогут и старшим школьникам, и их родителям.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и неспособные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Развитие памяти школьника.
В младшем возрасте решающее знаение приобретает организация способов запоминания материала. Материал укладывается в систему связей, естественным образом направляющую извлечение его из памяти. Когда новый материал понят, связан со старым и включен в некоторую систему существующих знаний, его уже нетрудно запомнить и извлечь из памяти. Вместе с тем если память младшего школьника развита недостаточно, то она отличается теми особеностями, которые существенны для более младшего возраста, - например, неточностью: изменения, которые ребенок вносит в материал, имеют случайный характер, зависящий от образного и эмоционального воздействия текста. Изложение дается ребенком фрагментарно, наблюдаются ошибки, характерен небольшой объем воспроизведения прочитанного материала, насыщенного несущественными деталями и привнесениями.
Развитие памяти связано с диалогом. Исследования показали, что младшие школьники значительно лучше запоминают материал в ситуациях общения. Для этих детей важен этап работы со взрослыми, которые не только осуществляют контролирующую функцию, но и стимулируют ребенка проговаривать запоминаемое вслух. Сформированные речедвигательные умения позволяют легче перейти к самостоятельной работе и самоконтролю.
 
При переходе от младшего школьного возраста к среднему происходит значительный сдвиг в развитии памяти.
Средний школьный возраст в целом характеризурется возрастанием произвольности, которая выражается в том, что дети начинают различать два вида деятельности: мыслительную и мнемическую. Однако если у детей специально не развивали способы смыслового запоминания, то их мнемические особенности характеризуются теми ж особенностями, что и у младшего школьника - механическим заучиванием, фрагментарностью, буквальностью воспроизведения. В этом возрасте буквальность выполняет отрицательную роль, так как не позволяет школьнику самостоятельно творчески отнестись к запоминаемому материалу.
Происходит усложнение мнемической деятельности и все большая обусловленность ее мышлением. Для памяти подростков характерно наличие смысловой точности. Для них также характерно разделение двух задач: запомнить и понять. Это хорошо видно на использовании правил по русскому языку: правильно применяя правило после объяснения и дома в этот же день, через три дня ребенок может его не вспомнить и не использовать.
 
Память школьников старшего возраста отличается уже достаточно высокой произвольностью, причем запоминание становится при прочих равных условиях гораздо более эффективным, чем непроизвольное. Развитие личности старшеклассника, его интересы и мотивы делают память избирательной и направленной. Особенно ярко это проявляется у школьников, уже выбравших профессию. Их знания более глубоки и прочны по тем предметам, которые будут необходимы им в будущем. Подчиняясь целям личности, память делается объектом самовоспитания.

Принципы, помогающие развить хорошую память.
Долгое время в психологии считалось, что память связана только с прошлым опытом. Между тем мнемическая деятельность представляет собой активное приспособление к будущему, ведь ни одна информация и действия не запоминаются иначе, как для исполнения в будущем. В ряде исследований показано, что в качестве мотивирующего фактора в памяти всегда выступает оринтация на будущее. Эта ориентация выражается в мотивах нашей деятельности, а мотивы - это то, ради чего действует человек. Игнорирование их дает неправильную картину организации памяти человека. Всем хорошо известна ситуация, когда учащийся, успешно сдав экзамен, скоро забывает выученный материал. Это и понятно, ведь ученик и учил материал только для сдачи экзамена, у него не было мотива запомнить его надолго.
Этот факт подтвержден экспериментально. Однажды в двух классах учитель прочитал один и тот же рассказ. В одном классе он сказал, что спросит его содержание на следующем уроке, а в другом - через неделю. Проверка проводилась в обоих классах через месяц. Оказалось, что в том классе, где ставилась цель запомнить надолго, текст воспроизводился в несколько раз лучше. Таким образом, отчетливая, осознанная ориентация памяти на будущее повышает прочность запоминания.
Следующим важным принципом организации памяти является понимание запоминаемого материала.
Многочисленные опыты по памяти убедительно показали преимущество смыслового запоминания над механическим. Умение выделять главное, связывать новое с уже известным харатеризует понимание.  
Все мы помним отвращение к составлению планов школьных сочинений. Чаще всего это делалось уже после того, как что-то выучено или написано. Такие формальные планы только мешали работе и запоминанию. План же, отражающий основную структуру материала, служит действительной опорой и повышает эффективность запоминания. Однако навык составления планов должен формироваться очень рано, то есть в начальной школе, когда школьник овладевает мнемическими приемами и его учебные действия еще не стали стереотипными. В дальнейшем, став навыком, прием перестает быть отдельным способом работы над текстом и автоматически вплетается в интеллектуальную деятельность. Это достигается далеко не сразу. Часто дети к пятому классу владеют приемами работы над текстом как умственными действиями (смысловая группировка, смысловое соотнесение), однако они еще не применяют этих действий в качестве приемов запоминания. Это и понятно, так как развитие мышления и памяти идет как бы параллельно, причем овладение мнемическими приемами следует за овладением умственными приемами.
Весьма важно, чтобы умения расчленять материал на смысловые группы и составлять план читаемых текстов закреплялись у школьников в процессе самостоятельной работы. Формирование умений мыслительной работы является необходимым условием дальнейшего их использования как приема запоминания. И в этих случаях (так же, как и в дошкольном возрасте) надо, следовательно, чтобы учащиеся сначала хорошо владели самими умственными операциями и лишь затем обучались применению таких операций, как средств запоминания. Умение составлять план прочитанного является хорошей диагностической методикой, которая может помочь учителю установить уровень понимания и степень овладения мнемическими приемами.


Исключительно важную роль играет повторение. Успех запоминания зависит не только только от количества повторений. Важное значение имеет правильная организация и прежде всего разнообразие при повторении. Основной путь разнообразия заключается в изменении способов повторения. Подобрать их надо так, чтобы они вынуждали возвращаться к тому, что повторяется. Например, сравнить новый материал с пройденным; сопоставить различные исторические события, географические зоны и т.д. Тому же могут служить задачи на обобщение материала, изученного в разное время. Важное значение при повторении имеет использование нового наглядного материала, составление схем, таблиц, диаграм, то есть при каждом повторении решается новая задача, совершается активная мыслительная работа.
Как это ни парадоксально, но еще одним важным принципом организации памяти является забывание, которое является не болезнью памяти, а условием ее здоровья. Но чаще всего мы жалуемся именно на забывание. Чтобы овладеть им, надо знать закономерность его работы. Забывание особенно сильно в первые 48 часов после восприятия любого материала. Наибольший процент забывания попадает на первые 24 часа, поэтому исключительно важную роль играют повторение, распределение повторений во времени, подготовка уроков "по горячим следам", чередование близких по содержанию предметов с предметами другого цикла. Когда же приходится учить предметы одного цикла, нужно начинать с более трудного для себя предмета, затем переходить к более легкому. При переходе одного материала к другому нужно делать небольшой перерыв.
При проведении уроков очень важная организация непроизвольного запоминания и использование разных видов памяти. Знание закономерностей работы памяти, умение организовывать свою мнемическую деятельность делает человека хозяином своей памяти.  
 

Рубрики:  Психология
Метки:  

Процитировано 1 раз

васильевич_виктор   обратиться по имени Пятница, 06 Февраля 2009 г. 17:36 (ссылка)
Тогда вам есть о чем поговорить с Люда_Никулина.
Ответить С цитатой В цитатник
Navied   обратиться по имени Пятница, 06 Февраля 2009 г. 23:22 (ссылка)
виктор, это хорошо. Я люблю говорить с Людой на любые темы!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Февраля 2009 г. 23:27ссылка
У вас профессии схожие.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку