-Рубрики

 -

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в natali8

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2012
Записей: 28088
Комментариев: 4887
Написано: 39733


Астраханская пристрелка

Среда, 01 Октября 2014 г. 08:18 + в цитатник
Цитата сообщения ДежаВю57 Астраханская пристрелка

Почему Евросоюз оказался за бортом Каспийского саммита


29 сентября президент РФ Владимир Путин принял участие в работе четвертого Каспийского саммита в Астрахани. Вместе с ним проблемы вокруг Каспия обсуждали лидеры Азербайджана (Ильхам Алиев), Ирана (Хасан Роухани), Казахстана (Нурсултан Назарбаев) и Туркмении (Гурбангулы Бердымухамедов).



Владимир Путин, открывая мероприятие, назвал регион «оазисом мира и подлинного добрососедства».


- В основе этой стабильности бережные и взвешенные отношения прикаспийских государств между собой, их народов и руководителей ко всему, что связано Каспийским морем. Будь то вопросы безопасности, экономики или охраны окружающей среды, - отметил он.


Президент России заявил, что правовой статус Каспия будет закреплен уже на следующем саммите.


- Главное - нами согласовано политическое заявление, в котором впервые зафиксированы основные принципы пятистороннего сотрудничества на Каспии, - заявил Владимир Путин, поблагодарив участников и партнеров за «готовность находить необходимые и приемлемые компромиссы».


Говоря об успехах, стоит отметить, что еще 26 сентября стало известно, что «Каспийская пятерка» договорилась о том, что натовских военных в регионе не будет.


- В подготовленном к саммиту политическом заявлении зафиксировано положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил нерегиональных держав. Тоже по этому вопросу шли нелегкие консультации, но стороны условились об этом принципе, — заявил помощник президента Юрий Ушаков.


Отметим, что в повестку дня, помимо правового статуса, безопасности и экономики, были включены меры по развитию сотрудничества в сфере транспорта, по защите экосистемы, а также обмен мнениями по актуальным региональным и международным вопросам.


Напомним, переговоры о статусе Каспийского моря начались после 1992 года. Соглашения об урегулировании вопросов границ были подписаны между Казахстаном, Азербайджаном и РФ, однако разногласия в вопросах разграничения акватории, недр и шельфа между странами «пятерки» сохраняются до сих пор. Так, разработка конвенции о правовом статусе Каспия длится уже больше 18 лет.


Также «пятерке» пока не удалось договориться о принципах прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. РФ настаивает на том, чтобы такие проекты согласовывались со всеми прикаспийскими странами, однако Азербайджан и Казахстан считают это необязательным.


- Каспий включен в сферу интересов США и их попытки установить там свое влияние, к примеру, посредством размещения в регионе военных баз, предпринимались и предпринимается постоянно, замечает военный эксперт Виктор Мясников.


- В частности, Азербайджану уже десять лет поступают подобные предложения. Но появление натовских военнослужащих на Каспии - это вызов не только интересам России, но еще и Ирана. Для Азербайджана такое обострение ситуации ни к чему, поэтому все это время он активно сопротивлялся. Отрадно, что принято решение о недопущении присутствия здесь вооруженных сил нерегиональных держав. Это означает, что ситуация в регионе будет стабильной.


Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин замечает: каждая из стран «пятерки» региона считает, что она имеет полный суверенитет над своей долей Каспия (что, естественно), поэтому достигнуть договоренности по вопросу совместного использования инфраструктуры, прокладки трубопроводов - крайне сложно.


- По большому счету, примеров подобного масштабного сотрудничества в сфере ресурсов в мире не так уж и много. Усложняет задачу и то, что каждая страна из «пятерки» имеет разный уровень политического, экономического, социального развития. Вроде бы каждое государство считается демократическим, но, так или иначе, направления разнятся.


На мой взгляд, Каспийский саммит – это пока некий клуб, где встречаются лидеры стран региона. Но оттого, как они выстроят диалог, во многом будут зависеть общие правила работы. Вряд ли в ближайшее время стоит ждать прорывных решений, но сам факт существования такого саммита дает надежду, что в будущем сотрудничество может оказаться весьма плодотворным.


«СП»: - Не секрет, что и США хотели бы иметь большую долю влияния в этом регионе…


- Интересы Штатов на Каспии очевидны: иметь влияние и контроль над одним из самых перспективных в мире нефтегазовых регионов. Правда, в отличие от Ближнего Востока и Северной Африки здесь ситуация в политическом плане остается стабильной, поэтому есть определенные опасения, что Штаты попытаются внести некий «революционный» дух в этот регион и спровоцировать напряженность. Поэтому в нынешних геополитических условиях, наверное, основная задача саммита – выстроить сплоченный союз, который мог бы противостоять «ветрам перемен» с псевдодемократическим уклоном.


Сейчас самое главное, чтобы страны «пятерки» учитывали интересы друг друга, в том числе и при реализации амбициозных проектов. Ведь консолидация позиций означает усиление позиции каждой страны, потому что по отдельности Соединенным Штатам противостоять сложно, а вот формирование коалиции – другое дело. Но сделать это не так-то просто. Повторю, это крайне сложный по своим геополитическим раскладам регион, где сталкивается множество интересов, почти не стыкующихся между собой.


- Думаю, нынешняя встреча глав прикаспийских государств – это, скорее, некая пристрелка. Все указывает на то, что прорыв, более-менее приемлемый для всех участников торга, если и произойдет, то не ранее следующего года – на саммите «пятерки» в Казахстане, - считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. - С одной стороны, это должно льстить Астане, с другой – ясно, что сейчас никто не готов решительно сесть за стол и поставить подпись под окончательным вариантом документа по вопросам разделения Каспия.


Ни Россия, ни Иран, как страны, наиболее серьезно присутствующие в регионе, не готовы к тому, чтобы разом снять все противоречия. Для Хасана Роухани, с его и без того достаточно сложной репутацией в Иране, согласиться с теми принципами деления Каспия, которые предлагают или поддерживают остальные четыре государства, было бы непродуктивным. Тем более, на фоне идущих переговоров о снятии с Ирана санкций и о корректировке его ядерной программы.


С одной стороны, Иран заинтересован в том, чтобы выйти из изоляции, которую для него столько лет устраивали западные «партнеры», с другой – он, естественно, не хочет портить отношения с соседями, учитывая, что южная часть Каспийского моря - область, которая просто генерирует потенциальные территориальные конфликты. Иранские власти пока занимаются текущей работой: наращивают свою воинскую группировку, пытаются в меру сил проводить экономическое исследование своей части Каспия, однако в целом Иран не заинтересован в форсировании событий. Думаю, не заинтересована в этом и Россия.


Поэтому от программного заявления, принятого на этом саммите, было бы совершенно неоправданно ожидать чего-то большего, это – всего лишь первый шаг. Никто не готов разрубить «гордиев узел», который завязался больше 20 лет назад вокруг юридического статуса акватории. Знаете, по большому счету, всех устраивает нынешняя ситуация - все притерпелись к ней. Ну да, есть спорные месторождения, спорные вопросы, касающиеся Ирана и Азербайджана, Ирана и Туркмении, Азербайджана и Туркмении, но никто не горит желанием быстро решить все спорные вопросы.


Возможно, такое желание есть у Евросоюза.


«СП»: - Из-за энергоресурсов?


- Да, для того, чтобы урегулировать статус моря и, руководствуясь международными признанными актами, наконец, пустить транскаспийскую трубу, которая соединит Евросоюз с Туркменией – то есть с Центральной Азией вообще. Кстати, я не видел упоминания, чтобы саммит посетили представители ЕС. Возможно, они там есть в качестве наблюдателей, но понятно, что европейцы - самая заинтересованная сторона в том, чтобы вокруг Каспия были сняты все многочисленные вопросы. Однако, думаю, «Набукко», составной частью которого должен быть «Транскаспий», - это проект, который все задвинули на дальнюю полку и смирились с этим окончательно. Поэтому по этой причине на саммите нет стороны, которая интенсифицировала бы процесс разрешения спорных вопросов.


Кстати, достигнутое единодушное желание стран «пятерки» не допускать на Каспий нерегиональные вооруженные силы – это и есть своеобразный маркер. То есть нашим западным «партнерам» дали таким образом понять, что никаким внешним партнерам с оружием в руках на Каспии места нет. То есть все эти разговоры, которыми периодически пугали, в том числе и российскую общественность, о так называемой каспийской гвардии, о базах НАТО на Апшероне и т.д. – сейчас неактуальны, потому что Азербайджан, видимо, принял условия Ирана и России.


«СП»: - Однако 20 сентября в Баку прошла церемония закладки «Южного газового коридора», который активно продвигает Запад…


- «Южный коридор» - это, по большому счету, сильно усеченный вариант «Набукко», урезанный до такой степени, что те же люди еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эйтингера или западные СМИ стараются не проводить параллели с «Набукко».


«СП»: - Почему?


- Нет, не потому что боятся напугать Москву или раздразнить Тегеран, просто это действительно несколько другая вещь, инфраструктура которой ориентирована на решение гораздо менее амбициозных задач, чем одна из составных частей якобы потенциальной диверсификации энергопоставок в Европу или хотя бы даже в Южную Европу.


Понятно, что в данном случае Азербайджан решает свои экономические вопросы, что совершенно справедливо, ведь рассчитывать на то, что ЕС выделит ресурсы на объединение энергосистемы Кавказа и Центральной Азии - бессмысленно.


Европейцы сколько угодно могут создавать комиссии (а в Брюсселе любят плодить бюрократические структуры, вести отдельные переговоры со странами Каспия), но все прекрасно понимают, что нынешнего потенциала Евросоюза недостаточно для того, чтобы пробить такие серьезные экономические решения. А Азербайджану и Туркмении нужны не обещания, а реальные деньги.


Тем более что Туркмения свои вопросы, в общем-то, решила и без Европы, превратившись в кладовую КНР. Так, на прошлой неделе началось строительство четвертой ветки газопровода, которая пойдет из Туркмении в Китай. Причем, сколько бы Туркмения не говорила о своих безграничных запасах газа, ясно, что его на всех не хватит.


Пекин заинтересован в том, чтобы замкнуть на себя все сырьевые запасы Туркмении, поставки которых идут частично в Иран и в Россию. У Баку и Ашхабада уже сложились логистические и финансовые схемы поставок энергоресурсов, поэтому, зачем Алиеву и Бердымухамедову ставить эксперименты и участвовать в каких-то непонятных проектах? Оппозиция их хоть и ругает, однако на самом деле это здравомыслящие лидеры, которые в первую очередь думают о политической и экономической устойчивости своих государств.


Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Никольский


Антон Мардасов


Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения


29 сентября в Астрахани проходил саммит Каспийской Пятёрки, в которую помимо Российской Федерации входят такие страны как Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. Это четвёртый саммит государств, имеющих выход к Каспийскому морю, и именно этот саммит, учитывая известную международную обстановку, можно расценивать как встречу лидеров, направленную на решение весьма амбициозных задач. Одна из задач, к решению которой серьёзно подошли лидеры Каспийской Пятёрки, касается правового статуса Каспия. Это весьма острая проблема, которая все последние годы фактически выступала барьером для полноценного освоения ресурсов Каспийского моря и мешала прагматичному сотрудничеству между странами Пятёрки.

Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения


Свою характеристику результатам саммита дал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:

Шли очень тяжёлые переговоры. Я думаю, что сегодня по-настоящему был прорыв. В результате переговоров мы сблизили позиции по ключевым аспектам деятельности прибрежных стран Каспия, обсудили ряд региональных вопросов.Итоги астраханского саммита придадут новый импульс, чтобы идти к Конвенции по правовому статусу Каспийского моря.


Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения


Из слов казахстанского лидера понятно, что самой конвенции о статусе Каспия не подписали, однако в такое подписание вряд ли кто-то и верил. Но те шаги, о которых говорилось в ходе астраханского саммита, дают повод предположить, что до подписания Конвенции о статусе Каспия остаётся не так уж много времени. Откуда такой оптимизм?

Дело в том, что в ходе встречи в Астрахани лидерам пяти прикаспийских государств удалось достичь по-настоящему прорывных договорённостей, касающихся разграничения водного пространства, дна и недр Каспийского моря. Если ещё вчера этот весьма болезненный вопрос главы государств Пятёрки пытались либо обходить стороной, либо упоминали, при этом ожидая инициативы от коллег (а в данном случае получалось, что от оппонентов), то в Астрахани получилось достичь важного компромисса.

Как выяснилось, полностью делить Каспий не станут. Большая часть Каспийского моря останется общей для всех стран Пятёрки. Причём государства смогут проводить совместный мониторинг общей части и на основе этого теснее сотрудничать друг с другом. Разделение оставшейся части будет проходить так: за каждым из прикаспийских государств будет закреплена акватория (плюс недра, плюс дно), располагающаяся до определённой границы от береговой линии. Удалённость этой границы долгое время была предметом весьма жёстких споров, но теперь, по словам российского президента Владимира Путина, уже исключаются недоразумения между государствами региона, не позволяющие двигаться навстречу друг другу.

И движение друг навстречу другу состоялось: предварительно президенты договорились о том, что каждая страна Пятёрки получает исключительное право на морское пространство в пределах 15 морских миль от берега (был использован термин «пространство национального суверенитета») и плюс ещё 10 морских миль, которые государство также имеет право использовать для добычи ресурсов. А вот сразу за этими 25 морскими милями (46,3 км) и начинается упомянутая выше общая для всей пятёрки акватория Каспия, которую можно будет осваивать после проведения дополнительных консультаций.

Ещё одной важной договорённостью в ходе астраханского саммита стала договорённость о том, что на Каспийском море исключается возможность пребывания силовых структур государств, не входящих в Пятёрку. При этом Владимир Путин подчеркнул, что такое положение вещей на Каспии складывалось годами, и менять его никто не собирается, причём теперь это будет закреплено ещё в соответствующем документе.

В ходе саммита активно обсуждались и вопросы экономического взаимодействия России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. Нашли своё документальное выражение идеи о взаимодействии налоговых служб пяти государств. Это позволит упростить существующие варианты торговли прикаспийских стран друг с другом.

Протокол о взаимодействии налоговых служб и, кстати, пограничных структур пяти государств позволил президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву выступить с предложением о начале формирования на Каспии зоны свободной торговли. Назарбаев предложил всем странам Пятёрки использовать такой шанс и не терять времени в ожидании создания Конвенции о правовом статусе Каспия. По его мнению, такое решение может существенно расширить рынки и наладить мощную транспортную инфраструктуру с использованием каспийских портов.

Назарбаев:

Ещё до урегулирования правового статуса Каспия можно заложить основу для экономического взаимодействия. Предлагаю рассмотреть предложение о создании Каспийской зоны свободной торговли. Этот вопрос может стать одним из первых для предметного обсуждения на уровне правительств наших стран. На сегодняшний день в Казахстане действует развитая сеть транзитных маршрутов: «Север-Юг», ТРАСЕКА, «порт Ляньюнгань – Хоргос – порт Актау». Близится к завершению строительство автодорожного коридора «Западный Китай – Западная Европа». В этом году Казахстан, Туркменистан и Иран намерены окончательно состыковать соответствующую железную дорогу.


Назарбаев поприветствовал то, что представители бизнес-структур пяти стран уже начали работу по более активной торгово-экономической интеграции.

Идею о превращении Каспийского моря в своеобразный центр новой транспортной инфраструктуры, соединяющей Азию и Европу, участникам саммита пришлась по душе. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и президент Ирана Хасан Роухани отметили, что обозначенная казахстанским лидером железная дорога может стать частью большого каспийского железнодорожного кольца — своего рода варианта кругобайкальской (в данном случае, естественно, кругокаспийской) железной дороги.

Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения


Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения


Владимир Путин и Ильхам Алиев поддержали идею.

Саммит прикаспийских государств в Астрахани: задачи и их решения


Владимир Путин:
Задача — соединить основные каспийские порты, что существенно сократит время и стоимость перевозки грузов, а значит повысит конкурентоспособность наших экономик.


Ильхам Алиев:
Каспийское море должно оставаться и впредь зоной мира, дружбы, сотрудничества и добрососедства.


До астраханской встречи президенты прикаспийских государств в рамках саммитов Каспийской Пятёрки встречались: в 2002 году в Ашхабаде, в 2007 году в Тегеране, в 2010 году в Баку. Следующий саммит примет Казахстан.
Автор Володин Алексей

Источники - http://svpressa.ru/
Рубрики:  политика
идеология
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку