Шпаргалки. Новичкам ЛиРу от Veta-z. ...
Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... - (0)Сoхpaни, чтoбы нe пoтepять! Нужные медицинcкие пpепapaты нa вcе cлучaи жизни... Сoхpaни, чтoбы ...
У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница. - (0)"У каждого есть свой Ангел-хранитель и своя Икона-заступница" У каждого есть свой ангел-храни...
Онлайн Часовня - (0)Онлайн Часовня По замыслу создателей, онлайн часовня рассчитана на тех, у кого нет времени и...
Натюрморт со вкусом лета - (0)Натюрморт со вкусом лета Константин Мирошник Калинин Михаил ...
Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) и его семья |
Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) - третий сын императора Александра II, брат императора Александра III.
О Владимире Александровиче известно не так уж и много, в биографиях, опубликованных в энциклопедиях и в интернете, больше пишется о его общественной, а не государственной деятельности. Великий князь известен, прежде всего, тем, что был президентом Академии художеств, и что его старший сын Кирилл Владимирович в 1924 году провозгласил себя единственным законным наследником на Российский престол (но это отдельная история, которой я лишь коснусь в этом материале). Некоторые подробности жизни великого князя известны, благодаря воспоминаниям начальника дворцовой канцелярии, генерала А.А.Мосолова «При дворе последнего царя», вышедшим отдельной книгой в 2006 году, которые я также буду цитировать в этом посте.
Великий князь Владимир Александрович Романов (10(22) апреля 1847, Санкт-Петербург — 4 (17) февраля 1909, Санкт-Петербург)
Иван Крамской. Портрет великого князя Владимира Александровича. 1885 г.
Третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны родился в 1847. Владимир воспитывался и получил домашнее образование вместе со старшим братом, великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III). Между братьями всегда сохранялись теплые дружеские отношения. «Милый Владимир» или «Милый друг и брат» — так с детства привычно обращался император к великому князю.
Военную службу Владимир Александрович начал в 1864 году в Лейб-гвардии Преображенском полку. Десять лет спустя он уже генерал—лейтенант, начальник 1-й гвардейской пехотной дивизии. Участник русско-турецко войны 1877-1878, отличился в боях, награжден орденом Святого Георгия 3-й степени, золотой саблей с надписью «За храбрость». Почти четверть века - с 1881 до октября 1905 — командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа.
К своим служебным обязанностям великий князь относился довольно равнодушно. Он мало вмешивался в дела командования столичным военным округом, возложив это на начальника своего штаба. Впрочем, 9 января 1905 года именно Владимир Александрович отдал роковой приказ о пресечении беспорядков в Петербурге. «Кровавое воскресенье» стало началом Первой русской революции...
Великий князь Владимир занимался не только военной деятельностью! Знаток и любитель искусства, он с 1869 года стал товарищем президента, а с февраля 1876 президентом Императорской Академии художеств. Оказывал покровительство многим художникам, собрал замечательную коллекцию живописи, возглавлял Комитет по строительству храма Воскресения Христова («Спас па крови») в Петербурге.
В день своего рождения Владимир сразу был назначен шефом лейб-гвардейского Драгунского полка.
В 1855 году зачислен в лейб-гвардии Стрелковый батальон.
Кристина Робертсон (Christina Robertson). Великие князья Александр, Владимир и Николай Александровичи детьми. 1849 г.
Начал воинскую службу в чине прапорщика в 1864 году в рядах лейб-гвардии Преображенского полка, в 1867-1868 годах командовал 1-м батальоном полка, в 1869 году стал его командиром, а с 1872 года - начальником гвардейской стрелковой бригады.
Сергей Зарянко. Портрет великого князя Владимира Александровича. 1867 г.
Современники оставили многочисленные и довольно противоречивые отзывы о великом князе. «Красивый, хорошо сложенный, хотя ростом немного ниже своих братьев, с голосом, доносившемся до самых отдаленных комнат клубов, которые он посещал, большой любитель охота, исключительный знаток еды (он владел редкими коллекциями меню с собственными заметками, сделанными непосредственно после трапезы), Владимир Александрович обладал несомненным авторитетом, — вспоминал начальник канцелярии Министерства императорского двора генерал-лейтенант А.А.Мосолов. - Никто никогда не осмеливался ему возразить, и только в беседах наедине великий князь позволял себе перечить. Как президент Академии художеств он был просвещенным покровителем всех отраслей искусства и широко принимал в своем дворце талантливых людей».
Близкий друг великого князя статс-секретарь А. А. Половцов дает ему далёко не лестную характеристику: «Владимир — умный, сердечный, добрый, более других образованный <...> с самого детства был склонен к лени, рассеянности и обжорству».
Действительно, Владимир Александрович был знаменит своим гурманством. В Париже он придирчиво изучал меню и наводил страх на метрдотелей, поваров и официантов. Зато когда после обильной трапезы выходил из ресторана, прислуга получала неслыханно щедрые чаевые. «Суровый, но изящный великий князь Владимир <...> обладал несомненным художественным талантом, — свидетельствовал великий князь Александр Михайлович. — Он рисовал, интересовался балетом и первый финансировал заграничные балетные турне С.Дягилева. Собирал старинные иконы, посещал два раза в год Париж и очень любил давать сложные приемы в своем изумительном дворце в Царском Селе».
Великий князь Владимир Александрович, фото конца XIX века, автор неизвестен"
16 (29) августа 1874 года Владимир женился на принцессе Мекленбург-Шверинской Марии.
Бракосочетание прошло в Петербурге и молодые стали жить во Владимирском дворце на Дворцовой набережной.
Для справки:
Участок на Дворцовой набережной, где до 1839 года располагалось французское посольство, был выделен для строительства дворца Владимиру Александровичу в 1862 году. Проект дворца был поручен профессору Академии художеств А. И. Резанову, закупкой предметов декоративного убранства в Германии и Франции занимались академики И. С. Китнер и В. А. Шретер. Владимирский дворец был готов к лету 1873 года. Торжественное освящение дворца состоялось 10 августа 1874 года и было приурочено к бракосочетанию Владимира с принцессой Мекленбург-Шверинской.
Автор неизвестен. Портрет великого князя Владимира Александровича.
Забегая вперед, сообщу, что после революции во дворце жил старший сын князя – Кирилл, а в январе 1920 года дворец заняла Петроградская Комиссия по улучшению быта учёных, которую возглавлял А. М. Горький. С 31 января 1920 года дворец стал называться "Дом Учёных".
Великая княгиня Мария Павловна
урождённая Мария Александрина Элизабета Элеонора
(Marie Alexandrine Elisabeth Eleonore von Mecklenburg-Schwerin)
(2 мая (14) 1854, Людвигслюст, Макленбург-Шверин —
6 сентября 1920, Контрексвиль, департамент Вогезы, Франция)
Великая княгиня Мария Павловна
Принцесса, затем герцогиня Мекленбург-Шверинская, старшая дочь великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II (1823-1883) и его супруги, великой герцогини Мекленбург-Шверинской Августы фон Рейс-Кертриц родилась и провела детство и юность в городе Шверине на северо-востоке Германии. В августе 1872 в Берлине она познакомилась с сыном Александра II Владимиром, который писал о своей будущей супруге: «Принцесса Мария мне с первого раза чрезвычайно понравилась. Нельзя сказать, чтобы она была красавицей, но у нее чудные выразительные глаза, а что главное, она чрезвычайно умна, разговорчива и обходительна».
Брак с Владимиром стал возможен только спустя три года после их знакомства.
В апреле 1874 в Шверине состоялась помолвка, а в августе того же года в Петербурге — бракосочетание.
Принцесса получила имя великой княгини Марии Павловны и стала хозяйкой одного из самых великолепных дворцов российской столицы, построенного в 1867—1872 по Проекту архитектора А. И. Резанова (Дворцовая наб., 26; ныне Дом ученых).
Исповедующая лютеранство от рождения, Мария не хотела переходить в православие. Наконец, император Александр III дозволил сыну жениться на не православной, поскольку в 184-й статье Учреждения об Императорской Фамилии было написано: «По соизволению Царствующего императора, члены императорского Дома могут вступать в брак, как с особами православного вероисповедания, так и с инословными».
Впрочем, Мария Павловна приняла православие уже после рождения своих детей. Это произошло 10 апреля 1908 года, незадолго до смерти мужа, о чём император Николай II сообщил в Высочайшем Манифесте, повелевавшем «именовать Ея Императорское Высочество Благоверною Великою Княгинею».
Портрет Великой Княгини Марии Павловны Мекленбург-Шверинской, датированный 1891 годом.
По словам генерала А. А. Мосолова, великая княгиня Мария Павловна, «умная, образованная и любознательная женщина, представляла удивительно подходящую пару для Владимира Александровича. Их супружеская жизнь, несмотря на то, что и муж, и жена были натуры волевые и характера самостоятельного, протекала вполне благополучно. Великая княгиня окружала себя выдающимися людьми и в своем дворце в Петербурге, и в многократных заграничных поездках. Вела она и обширную переписку с многими видными деятелями Европы. Сходство ума её с императрицей Екатериной доходило до того, что Марию Павловну считали свободомыслящей. В действительности она была передовой женщиной и считалась с условиями времени».
Значительную часть года великокняжеская семья проводила в Царском Селе, где в 1875 году Александр II пожаловал Владимиру так называемый Запасной дворец, расположенный напротив ворот «Любезным моим сослуживцам». «В своих дворцах в Петербурге и в Царском Селе её императорское высочество имела свой большой собственный двор. Выражаясь светски, он являлся миниатюрной копией царского двора... "Grande dame" в лучшем смысле этого слома, но слишком требовательная в вопросах придворного этикета, великая княгиня великолепна в роли хозяйки, ведущей придворный прием», - вспоминал британский посол Дж. Бьюкенен.
По словам великого князя Александра Михайловича, Мария Павловна «была очаровательной хозяйкой, и ее приемы вполне заслужили репутацию блестящих, которой они пользовались при европейских дворах. Александр III не любил её за то, что она не приняла православия, что породило легенду о её «немецких симпатиях» (Мария Павловна приняла православие в 1908 году). «Должно сознаться, — писал А. А. Мосолов, — великая княгиня знала свое "ремесло" в совершенстве. Двор её первенствовал в Петербурге. Её рождественские базары в залах Дворянского собрания затмевали все другие благотворительные затеи. Ей удалось собрать значительные суммы, привлекая на свои приемы лиц богатых, которые по своему рождению и положению в общество не имели бы доступа в высшие его слои и охотно открывали свои кошельки, чтобы отблагодарить Марию Павловну за гостеприимство. Её высочество любила награждать своих помощников и любимцев придворными званиями... Двор великой княгини блистал фрейлинами, которые были одна краше другой, притом все умницы и веселого нрава. Мария Павловна требовала, чтобы вся прислуга имела элегантный и красивый вид. Из своих гостей она сближалась только с теми, кто умел разговаривать и не умел скучать».
С восшествием на престол в 1894 году Николая II положение Владимира Александровича и его семьи существенно изменилось. В первые годы нового царствования старший дядя императора оказывал на племянника большое влияние. По свидетельству Л.А.Мосолова «Николай II испытывал перед Владимиром Александровичем чувство исключительной робости, граничащей с боязнью. Великий князь, вероятно, заметив впечатление, производимое им на императора» стал держаться в стороне от государственных вопросов».
Великий князь Владимир Александрович с женой и детьми.
Первый сын, Александр (1875—1877), прожил всего два года.
Второй сын, Кирилл Владимирович (1876—1938), известен тем, что с началом революционных событий, по мнению многих историков, предал императорский Дом Романовых, перейдя на сторону Временного правительства.
Константин Маковский. Портрет великого князя Кирилла Владимировича, старшего сына великого князя Владимира Александровича. 1880-е г.
Барон П.Н.Врангель в своих воспоминаниях писал: «Государь еще царствует, а гвардия уже под красными знаменами спешит к Таврическому Дворцу заявить готовность служить Революции. До отречения Государя доблестные старые полки и их командиры, за исключением командира Гвардейского Экипажа, Великого князя Кирилла Владимировича, остались верны данной присяге, и изменников между ними не было».
В 1922 году Кирилл Владимирович уже за границей провозгласил себя Блюстителем Престола, а 31 августа 1924 года издал Манифест, в котором написал: «Я, старший в роде царском, единственный законный Правопреемник Российского императорского престола, принимаю принадлежащий мне непререкаемо титул Императора Всероссийского». Самозванство "императора" не признало большинство оставшихся в живых членов Дома Романовых. Возмущение выразили вдовствующая императрица Мария Федоровна (мать Николая II), Великие князья Николай Николаевич, Петр Николаевич, греческая королева Ольга Константиновна, принц Александр Петрович Ольденбургский и др.
Кирилл Владимирович Романов.
Но, тем не менее, сын Кирилла – Владимир, его супруга Леонида Георгиевна и их дочь Мария Владимировна продолжают считаться предками «последнего императора России».
Великий князь Борис Владимирович в годы первой мировой войны.
Его крестной матерью была королева Англии Виктория. После революции Борис находился под домашним арестом в Английском дворце в Царском Селе. В этом же году уехал к матери в Кисловодск, в 1918 году был арестован большевиками, затем освобожден отрядом генерала А. Г. Шкуро и бежал в горы Кабарды. В 1919 году эмигрировал через Константинополь в Париж, в этом же году в Генуе женился на дочери полковника С. Рашевского — Зинаиде (1896-1963). Умер в Париже 9 ноября 1943 года.
Альберт Эдельфельт (Albert Gustav Aristides Edelfelt). Портрет Великого князя Андрея Владимировича в детстве. 1881 г.
В 1919 году эмигрировал, в 1921 году в Каннах женился на знаменитой балерине Матильде Кшесинской, которая была на семь лет его старше. Кстати, Андрей Владимирович – один из немногих, кто поддержал своего старшего брата Кирилла, объявившего себя Императором Всероссийским в изгнании.
Великий князь Андрей Владимирович.
После смерти в 1943 году брата Бориса, Андрей считался последним великим князем дома Романовых, рожденным до февраля 1917 года.
Константин Маковский. Портрет великой княгини Елены Владимировны. ок. 1900 г.
В 1902 году она удачно вышла замуж за греческого принца Николая - сына короля Греции Георга I и его супруги Ольги Константиновны Романовой. Николай сватался к Елене еще в 1900 году, но мать княжны - Мария Павловна была против, потому что Николай был младшим сыном и не мог наследовать греческий трон. Мать Николая II Мария Федоровна писала, что «у Елены очень бесцеремонный и высокомерный тон, который отталкивает людей».
Великая княгиня Елены Владимировна
Эта надменность, может, и раздражала императорский двор, зато ее брак, в котором родились три дочери – красавицы, был счастливым.
Итак, продолжим рассказ о жизни самого Владимира Александровича.
Во время русско-турецкой войны великий князь Владимир с июля 1877 года командовал 12-м армейским корпусом, действовавшим в составе Рущукского отряда на фланге. Отрядом командовал его брат, наследник-цесаревич, будущий император Александр III. Дважды - 14 и 30 ноября 1877 года - корпус князя отразил нападения Сулеймана-паши на позиции у Мечки, между Ломом и Янтрою, за что был награжден орденом Святого Георгия 3 степени.
Михай Зичи (Mihaly Zichy). Портрет великого князя Владимира Александровича.
В память об участии великого князя в освободительной войне болгары в селе Горный Студень основали дом-музей его имени. Интересно, что сейчас с этим музеем?
С 1880 года Владимир Александрович был назначен командиром гвардейского корпуса.
Манифестом императора Александра III от 14 марта 1881 года Великий князь был назначен регентом («Правителем Государства») на случай кончины императора — до совершеннолетия наследника престола Николая Александровича или в случае его кончины.
2 марта 1881 года князь был назначен командующим войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, должность Главнокомандующего округа князь занимал с 1884 по 1905 год. Кстати, историки пишут, что во время массовых беспорядков 9 января 1905 года в Петербурге, чтобы запугать питерских рабочих и пресечь их стремление попасть с прошением к царю, именно Владимир Александрович отдал приказ стрелять по демонстрации, идущей к Зимнему дворцу. Теперь известно, кто стал инициатором «Кровавого воскресенья» 9 января.
В 1898 году Владимир Александрович стал почетным председателем Российского Императорского пожарного общества. Князь являлся членом Государственного совета (1872) и Комитета министров, в 1883—1889 годах он был председателем Комиссии по сооружению храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови), покровителем и почётным членом берлинского православного церковного Свято-Князь-Владимирского братства (с 29 марта 1890 года).
Илья Репин. Портрет члена Государственного Совета, Великого князя Владимира Александровича.
Владимир Александрович постоянно стремился к поднятию уровня военных знаний и их распространению. В 1898 году он принял под свое попечение учрежденное в Петербурге Общество ревнителей воинских знаний. В том же году по его инициативе было учреждено и открыто Общее офицерское собрание армии и флота и выделен участок на Суворовском проспекте для строительства нового здания Николаевской академии Генерального штаба.
Почетным членом Николаевской Инженерной академии князь стал 31 июля 1899 года.
IV. Отставка
26 октября 1905 года Владимир Александрович ушел в отставку с поста Главнокомандующего гвардией и Петербургским военным округом. И этому поспособствовала скандальная женитьба его старшего сына Кирилла.
25 сентября (8 октября) 1905 года Кирилл Владимирович женился в Баварии на своей двоюродной сестре.
Разведённая великая герцогиня Гессенская, принцесса Виктория-Мелита Саксен-Кобург-Готская была дочерью герцога Саксен-Кобург-Готского и Эдинбургского Альфреда Эрнеста (сына английской королевы Виктории) и Великой княгини Марии Александровны - родной сестры Владимира Александровича. К тому же, Виктория-Мелита была бывшей супругой родного брата императрицы Александры Федоровны, жены Николая II. Оставив мужа и детей, она стала любовницей своего кузена Кирилла.
Автор неизвестен. Портрет Великого князя Кирилла Владимировича.
Николай II не дал разрешения на брак. Между прочим, он переживал и даже 26 февраля 1903 года писал Кириллу:
«Милый Кирилл. Я уже давно слышал о твоем злосчастном увлечении и, признаюсь, надеялся, что за время двухлетнего плавания чувства твои улягутся. Ведь ты хорошо знаешь, что ни церковными установлениями, ни нашим фамильным законом браки между двоюродными братьями и сестрами не разрешаются. Ни в каком случае и ни для кого я не сделаю исключения из существующих правил, до членов Императорской Фамилии касающихся. Если же, тем не менее, ты настоял бы на своем и вступил бы в этот незаконный брак, то предупреждаю, что я лишу тебя всего - даже великокняжеского звания».
Через некоторое время Кирилл приехал в Санкт-Петербург. Его родители были уверены, что молодому князю придется извиняться перед Государем, и верили, что он будет прощен.
Подробности этого приезда описывает Мосолов в своих воспоминаниях: «Великий князь приехал в 9 часов вечера, прямо с вокзала во дворец своих родителей, а в 10 часов ему доложили, что явился министр двора, граф Фредерике и желает говорить с ним в соответствии с указаниями, полученными от царя. Фредерике объявил Кириллу Владимировичу, что Император повелевает ему немедля покинуть Россию и никогда больше не ступать ногой на ее землю, ожидая за границей сообщения о последующих наказаниях. В тот же вечер в полночь великий князь уехал из Санкт-Петербурга на поезде».
Владимир Александрович был глубоко оскорблен этой суровой мерой. Он был взбешен тем, что его сына выставили, даже не поговорив с ним. На следующий день князь явился к царю, он заявил Николаю о своей обиде и высказал, что при таких обстоятельствах он Государю больше служить не может и подал в отставку со всех должностей, которые занимал в армии. Император с пониманием отнесся к этому решению и вскоре назначил на его место Великого князя Николая Николаевича. Историки считают, что такое жесткое решение царь принял под влиянием императрицы, которая таким образом отомстила Кириллу за то, что он осмелился жениться на женщине, бросившей его родного брата.
V. Президент Академии художеств
Генерал А. А. Мосолов так описал внешность Владимира Александровича: «Красивый, хорошо сложённый, хотя ростом немного ниже своих братьев, с голосом, доносившимся до самых отдалённых комнат клубов, которые он посещал, большой любитель охоты, исключительный знаток еды, Владимир Александрович обладал неоспоримым авторитетом».
Владимир Александрович был известным меценатом, прославился благотворительной деятельностью, покровительствовал развитию науки и искусства. Он был поклонником живописи и литературы, окружал себя артистами, певцами и художниками, лично собрал ценную коллекцию живописи.
Одну из стен Бильярдной украшала картина И. Е. Репина "Бурлаки на Волге", за которую великий князь заплатил художнику 3 000 рублей.
Большую столовую украшало панно художника В. П. Верещагина: "Добрыня Никитич освобождает пленницу от Змея Горыныча", "Илья Муромец на пиру у князя Владимира", "Алёша Попович сражается с Тугариным Змеевичем", "Дева-заря" и "Солнечное божество". Для Танцевального зала Верещагин выполнил панно "Триумф Венеры".
В его дворце хранились картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, Н. И. Крамского, Ф. А. Васильева, К. Е. Маковского, И. К. Айвазовского - всего более 60 полотен. Будучи президентом Академии, князь позволял студентам копировать принадлежавшие ему картины.
Великий князь принимал активное участие в деятельности Императорской Академии художеств, с 1869 года он состоял товарищем (заместителем) президента Академии, в то время им была дочь Николая I, великая княгиня Мария Николаевна. После ее смерти в 1876 году Владимир Александрович возглавил Академию и был ее «Августейшим Президентом» до самой смерти.
Современники отзывались о нем как о человеке вспыльчивом, несдержанном и склонном к сибаритству, но отличавшемся при этом добротой и душевной отзывчивостью.
Владимир Александрович был заядлым коллекционером. Он собирал… меню, причем коллекция была с его собственными заметками, сделанными непосредственно после трапезы. Великий князь Александр Михайлович в своих воспоминаниях упоминает, что «с ним нельзя было говорить на другие темы, кроме искусства или тонкостей французской кухни. Его поездки в Париж (два раза в год) причиняли массу хлопот и неприятностей тамошним шеф-поварам и метрдотелям. Но после того, как он вдоволь отводил душу за критикой обеденного меню, его щедрые чаевые сыпались всем, кто только протягивал руку».
Тот же Александр Михайлович пишет о том, что Владимир Александрович обладал несомненным художественным талантом и даже рисовал. Он очень любил балет и первым финансировал заграничные балетные турне Дягилева. Заботясь о распространении художественного образования, Владимир Александрович открыл при Академии педагогические курсы для подготовки учителей рисования, добился выделения ежегодного пособия Одесской рисовальной школе и средств на постройку нового здания Казанской художественной школы.
Министр народного просвещения Российской империи в 1905-1906 годах, мэр Петербурга в 1912-1916, известный нумизмат и археолог, граф Иван Иванович Толстой (1858—1916) писал: "Академию художеств великий князь искренне любил, болел ее горестями, радовался и гордился ее, хотя бы самыми незначительными, успехами. Искусство он не считал забавою, а делом важным, имеющим государственное значение, и всегда был готов всюду защищать русское искусство".
Т.Руппрехт (T.Rupprecht) Портрет Великого князя Владимира Александровича. 1903 г.
Князь много сделал для знакомства Западной Европы с русским искусством. Еще в 1872 году Владимир Александрович устроил русский отдел на международной выставке в Лондоне, где участвовали художники В.П.Верещагин, К.Е.Маковский, М.М.Антокольский и др. В 1873 и 1874 годах русские художники с подачи князя экспонировались в Вене и в Риме. В 1878 году на Парижской международной выставке были представлены произведения из Академии художеств и его собственной коллекции. Он поддерживал также художников "Мира искусства", к которому весьма скептически относились другие члены царской фамилии, был попечителем Румянцевского музея.
VI. Смерть
Владимир Александрович умер 4 февраля 1909 года, о чем было официально возвещено Высочайшим манифестом. 8 февраля состоялось погребение князя в Петропавловском соборе, на котором присутствовала вся императорская семья, председатель Совета министров П. А. Столыпин и царь Болгарии Фердинанд.
До октябрьской революции, но уже после смерти великого князя, Владимиру Александровичу было установлено несколько памятников. Все они представляли собой бронзовые бюсты, отлитые по модели скульптора В. А. Беклемишева, и все они до настоящего времени не сохранились. Первый бюст был установлен 22 июня 1910 года рядом с его собственным дворцом на Садовой улице, затем 19 июля 1912 года памятник был открыт в Красном Селе под Санкт-Петербургом, и, наконец, 21 марта 1914 года бюст был открыт напротив здания офицерского собрания Лейб-гвардии Драгунского полка в Петергофе.
VII. Мария Павловна
После смерти Владимира Александровича президентом Императорской Академии художеств стала его супруга – Мария Павловна, она находилась на этом посту до 1917 года. Княгиня покровительствовала Обществу архитекторов-художников, патронировала выставку «Ломоносов и Елизаветинское время», состоявшуюся в Академии в 1911 году, председательствовала на Съезде зодчих в 1910-1911 годах и на I Всероссийском съезде художников в 1911-1912 годах.
В годы ее президентства разрабатывался план создания на первом этаже главного здания Академии небольшого самостоятельного музея. На ее средства на территории музея рядом с Кушелевской галереей был устроен зал памяти великого князя Владимира Александровича, выполненный по проекту архитектора В. А. Щуко (сейчас это «зал Щуко» на территории Научной библиотеки Академии художеств).
Великая княгиня была активным сторонником строительства специального выставочного помещения - «Дворца искусств» - и с этой целью добилась передачи Академии в 1912 году здания бывшей Государственной типографии. Сейчас это корпус Бенуа Русского музея.
Мария Павловна после мужа взяла на себя также покровительство над берлинским православным Свято-Князь-Владимирским братством (1909—1920).
Пьетро Каноника. Бюст Великой княгини Марии Павловны. 1909 г.
После смерти мужа Мария Павловна продолжала жить во Владимирским дворце. В 1911 году в центре главного двора установили фонтан, привезённый из Флоренции. Княгиня занимала исключительное положение в придворном обществе. Она была довольно амбициозна, говорили, что даже императрица Александра Федоровна опасалась интриг Марии Павловны и старалась держаться от нее подальше.
А.А.Мосолов писал: «Ее двор затмевал двор императрицы. Быть назначенной фрейлиной Марии Павловны означало получить шанс сделаться королевой красоты на всех конкурсах красоты, если бы таковые устраивались тогда в России. Событием сезона считались благотворительные базары, проводимые великой княгиней на Рождество в салонах Благородного собрания. В Санкт-Петербурге Мария Павловна была центром любого события в высшем обществе. Ее высказывания повторялись потом по всему городу».
Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.
Во время Первой мировой войны Мария Павловна активно занималась благотворительностью.
В 1917 году после падения монархии она уехала в Кисловодск, а в феврале 1920 года вместе с сыном на итальянском судне покинула Россию. Из Венеции Мария Павловна уехала во Францию на свою виллу в Контрексвиль, где и умерла через несколько месяцев, 6 сентября 1920 года.
VIII. История драгоценностей
Мария Павловна оказалась одним из немногих членов императорской семьи, кому удалось спасти личные драгоценности после революции. У Марии Павловны была страсть к коллекционированию дорогих украшений. Хроникеры начала ХХ века писали, что великая княгиня тратила свою пенсию на эти украшения, и что больше всего она любила изделия фирмы Фаберже и шведских мастеров семьи Болин.
А помог русской княгине спасти эти драгоценности агент британской разведки Берти Стопфорд. Мария Павловна, уехавшая летом 1917 года от столичных беспорядков в Кисловодск, рассказала британцу о потайной двери, ведущей в ее будуар во Владимирском дворце, и о месте, где спрятаны драгоценности и деньги. Опытный разведчик проник во дворец и вынес все ценное, деньги он доставил княгине в Кисловодск, а драгоценности по договоренности с ней переправил в Лондон.
Ее дети после смерти матери были вынуждены распродать эти «лондонские сокровища», так например, Владимирская тиара ныне принадлежит британской короне. Но Мария Павловна скончалась, не успев сообщить членам своей семьи об остальных семейных реликвиях, поскольку англичанин Берти Стопфорд вывез из России только половину драгоценностей Марии Павловны. Вторая часть оказалась в Швеции, правда об этом стало известно только два года назад – в 2009 году (!!!).
Представитель шведского МИДа Кристер Вальбек рассказал, что в 1918 году в шведской дипломатической миссии в Петрограде работал профессор живописи Ричард Бергольц, бывший хорошим другом княгини и ее поверенным лицом. Именно ему перед отъездом в Кисловодск Мария Павловна передала на хранение в двух наволочках часть своих драгоценностей, которые после разрыва дипломатических отношений Швеции с революционной Россией были вывезены в Швецию и хранились все эти долгие годы в архиве шведского МИДа. Только в январе 2009 года в хранилищах министерства были обнаружены эти ювелирные изделия - около 60 различных портсигаров и запонок из золота, серебра и ценных камней. В этом же 2009 году шведы передали ценности наследникам Марии Павловны, которые их сразу же выставили на аукцион «Сотбис». Но перед торгами в аукционном доме «Сотбис» в Лондоне эта коллекция на два дня была привезена в Москву и экспонировалась в выставочном зале Государственного исторического музея. Говорят, на торгах вырученная сумма превысила 7 миллионов фунтов стерлингов.
История на продажу! – печальный финал ветви Владимировичей из рода Романовых.
Серия сообщений "Великие Русские Князья и их потомки":
Часть 1 - Константин Павлович Романов (1779-1831) и княгиня Лович (1795-1831)
Часть 2 - Великий князь Михаил Павлович (1798-1849) и великая княгиня Елена Павловна (1806-1873).
...
Часть 12 - Великий Князь Григорий Михайлович (1863-1919), третий сын Великого князя Михаила Николаевича (1832-1909)
Часть 13 - Великий Князь Александр Михайлович (1866-1933), четвёртый сын Великого князя Михаила Николаевича (1832-1909)
Часть 14 - Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) и его семья
Часть 15 - Великий князь Алексей Александрович (1850-1908), четвертый сын императора Александра II. Часть 1.
Часть 16 - Великий князь Алексей Александрович (1850-1908), четвёртый сын императора Александра II.Часть 2.
...
Часть 22 - Великий князь Михаил Александрович Романов (1878-1918) - последний император
Часть 23 - Великий князь Михаил Романов (1878-1918) и Наталья Брасова (1880-1952)
Часть 24 - Расстрел Великого князя Михаила Романова (1878-1918)
Серия сообщений "6 - Александр II, его приближённые и потомки":
Часть 1 - Петергоф. Счастливое детство цесаревича Александра (1818-1881)
Часть 2 - Царское Село Александра II
...
Часть 11 - Николай Александрович (1843-1865), сын императора Александра II (1818-1881)
Часть 12 - "История одной помолвки"
Часть 13 - Великий князь Владимир Александрович (1847-1909) и его семья
Часть 14 - Великий князь Алексей Александрович (1850-1908), четвертый сын императора Александра II. Часть 1.
Часть 15 - Великий князь Алексей Александрович (1850-1908), четвёртый сын императора Александра II.Часть 2.
...
Часть 38 - Княгиня Ирина Павловна Палей (1903-1990)
Часть 39 - Святой Мученик Князь Владимир Палей (1896-1918)
Часть 40 - Стихи Владимира Палей (1896-1918).
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |