На сайте
http://www.menobr.ru/materials/370/5467/ нашла интересные и полезные памятки для учащихся.
Памятка учащемуся для подготовки опорного конспекта
Запомнить большое количество информации, например темы по истории или географии (включающей в себя не один параграф учебника), очень сложно.
Давай попробуем пофантазировать и представить автобус ранним утром, в который набивается огромная толпа. И вот двери закрываются и многие люди остаются на улице, но если бы они не толпились, а аккуратно распределились, кто и где будет стоять и сидеть, наверное, в автобус вошло бы гораздо большее количество человек.
Так и в твоей голове: огромное количество информации необходимо четко распределить, для того чтобы ничего не забыть, и в этом тебе поможет составление опорного конспекта.
Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала. Составляя такую "шпаргалку", ты еще раз прорабатываешь весь необходимый материал. Также ты имеешь возможность структурировать свои знания, "разложить все по полочкам". И, наконец, опорный конспект поможет тебе грамотно и точно воспроизвести изученный материал на уроке.
В основе такого конспекта лежит выделение главных, ключевых слов, дробление темы на мелкие фрагменты, а также использование системы условных обозначений, знаков, символов и т. д.
Не жалей времени для составления опорного конспекта, придумывай свои символы. Мы рекомендуем использовать большие листы бумаги, маркеры или фломастеры.
1. Опорный конспект в виде таблицы. Такой вид конспекта удобен при изучении различных событий, фактов, их последствий и причин.
2. Опорный конспект в виде схемы. С помощью схемы легко запомнить факты, события, действия, даты, исторических деятелей и т. д. Тебе предстоит дать волю своей фантазии и творческим способностям.
3. Тезисный план. Его можно составить, записывая основные мысли разделов большой темы.
4. Развернутый план.
5. Цитатный план. При составлении такого плана текст или целая тема разбивается на смысловые части, из которых выделяются ключевые фразы (цитаты). Эти фразы, записанные в необходимом порядке, помогут тебе при ответе на уроке.
6. Опорный конспект – карта памяти – имеет свою структуру, составляется по определенным правилам. При создании карты памяти используются маркеры различных цветов, рисунки, символы и выразительные слова и фразы. Составление и использование карты памяти помимо прочего доставляет эстетическое удовольствие, на нее приятно смотреть.
Памятка учащемуся "Как лучше усвоить изучаемый материал"
1. Заинтересуйся изучаемым материалом. Не ограничивайся только чтением. Подумай над тем, что тебе могут дать полученные знания. Поразмышляй над их практическим применением. Мотивируй себя.
2. Имей намерение запомнить изучаемый материал. Чтобы мочь, вначале нужно по-настоящему хотеть.
3. Удостоверься, что ты все хорошо понял. Не переходи к другому абзацу, пока не усвоишь смысл предыдущего.
4. Концентрируй свое внимание на том, что изучаешь. Вот один из приемов: если чувствуешь, что в какой-то момент чтения текста внимание ослабло, сделай пометку на полях и вернись к "потерянному" отрывку.
Памятка учащемуся "Как лучше запомнить изучаемый материал"
1. Готовь уроки в определенный час. В итоге выработается некий условный рефлекс, и мозг приучится лучше всего воспринимать информацию именно в данное время. Запоминание проходит быстрее и с меньшими усилиями. Вечерний час перед сном, равно как и утренний после пробуждения, – прекрасное для этого время.
2. При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который для тебя является ведущим. Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно "сфотографировать" стихотворение, зрительно представить образы, на которых оно построено. Для кинестетиков – сопровождать заучивание параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения). Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым). Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т. д.
3. Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри один и тот же текст три, четыре, пять раз. Через 24 ч после первого занятия забывается наибольшая часть выученного текста. Поэтому первое повторение необходимо сделать не позже чем через 24 ч, и не раньше чем через 5–6 ч после заучивания.
Памятка учащемуся "Приемы самоконтроля"
1. До начала работы:
представь, какой результат ты предполагаешь получить;
определи общий объем работы, время, которое потребует ее выполнение;
наметь основные этапы работы, с чего начнешь, что будешь выполнять потом;
подумай, что для тебя представляет наибольшую трудность, на чем придется задержаться;
определи, как и что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержание, оформление, отсутствие ошибок);
по каким образцам и нормам будешь оценивать результат работы.
2. В ходе работы:
старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат;
несколько раз спроси себя, соответствует ли то, что ты делаешь, результату, который ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки.
3. В конце работы:
если допустил ошибку, стремись не только исправить ее, но и найти причины; постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть ту же проблему.
Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока. Анализ ответов одноклассников поможет тебе не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать собственные ответы по форме и содержанию.
План рецензии на устный ответ
Пользуясь этим алгоритмом, ты сможешь оценить как свой ответ, так и ответ товарища:
1. Был ли использован при ответе план? Что в плане удачно, а что утеряно?
2. Можно ли назвать ответ логичным, полным?
3. Можно ли назвать ответ доказательным? Какие ответы не подтверждены примерами?
4. Проверь правильность формулировок, аксиом, теорем. Если были ошибки – поправь.
5. Получен ли ответ на поставленный вопрос? Как проведено сравнение, обобщение, сделан ли вывод?
6. Исправь ошибки, внеси дополнения, предложи более удачный вариант ответа.
7. Использовались ли, и насколько правильно, чертежи, модели, таблицы, наглядные пособия?
8. Были ли вопросы, которые остались непонятными тебе в ответе или не усвоенными при изучении?
Оцени ответ
Памятка учащемуся для подготовки доклада или реферата
Доклад – сообщение на определенную тему, а также текст такого сообщения.
Реферат – краткое изложение содержания книги, научной работы, подготовленное на основе изученных источников.
Необходимо определиться с темой доклада или реферата. В этом тебе может помочь учитель, по чьему предмету готовится выступление. Главное, чтобы тема была тебе понятной.
Как только ты определился с темой доклада или реферата, необходимо подумать об источниках информации. У учителя-предметника ты можешь узнать, кто занимался изучением интересующей тебя темы (обязательно запиши авторов). А дальше:
Можно пойти в библиотеку и по каталогу подобрать интересующие книги или журналы. Тебе могут предложить информацию и на других носителях: аудиокассетах, видеокассетах, дисках.
Для поиска интересующей информации ты можешь использовать Интернет. Но как не запутаться во всемирной паутине? Ты наверняка уже освоил все поисковые системы (Rambler, Google, Yandex и другие), если нет – попробуй найти для себя самую удобную.
Для успешного поиска информации необходимо сформулировать запрос: подбери ключевые слова, введи в строку поиска и по результатам изучай полученную информацию.
Но помни! Хороший доклад или реферат – это не только скачанная из Интернета информация, а структурированный и продуманный тобой материал.
Если не удается найти информацию в каталоге или в Интернете, обратись к сотрудникам библиотеки или центра информационной поддержки. Специалисты тебе обязательно помогут!
Ты собрал всю необходимую информацию, продумал структуру доклада или реферата. Возникает вопрос: как его оформить? Мы хотим предложить тебе несколько правил, которые могут пригодиться тебе и в институте!
Правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ
Общие требования
1. Объем работы – реферат 10–12 стр., курсовая работа 20–25 стр., дипломная работа 60–70 стр. компьютерного текста, шрифт Times New Roman, обычный, 14 фонт.
Счет страниц начинается с титульного листа. В число страниц входят оглавление, основное содержание работы и список использованных источников и литературы.
Приложения в виде карт, таблиц, схем, диаграмм и т. п., вынесенные за пределы работы, в расчет страниц не входят.
2. Структура работы – работа должна включать следующие разделы:
оглавление (содержание);
введение;
главы (I, II, III и т. д.);
заключение;
список использованных источников и литературы.
В оглавлении перечисляются разделы работы с указанием страниц.
Объем введения не должен превышать 5–7 стр. В нем рекомендуется отразить следующие положения:
обосновать необходимость разработки избранной темы;
показать ее актуальность, новизну;
кратко рассмотреть литературу, написанную по теме.
В главах излагается основное содержание дипломной работы. Рекомендуется написание трех глав, разбитых на параграфы.
В заключении кратко излагаются основные результаты проделанной работы, приводятся выводы и предложения, даются рекомендации по практическому использованию работы.
В список использованных источников и литературы включаются только те источники и литература, которые были использованы для подготовки дипломной работы.
К источникам относятся: законы, указы, манифесты и другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы, памятные записки, протоколы и другие архивные материалы, разрешенные к открытому использованию, исследуемые тексты.
К литературе относятся: монографии, книги (непериодическое издание объемом от 48 стр. и более), брошюры (непериодическое издание объемом от 5 до 48 стр.), периодические издания.
Порядок оформления использованных источников и литературы указывается ниже.
Требования к оформлению
1. Правила набора текста
Набор текста производится через 1,5 интервала из расчета примерно 30 строк на странице. В каждой строке должно быть примерно 60 знаков, включая пробелы.
Выравнивание – по ширине страницы.
Поля – не менее 2,5 см с каждой стороны.
Отступ (абзац) – 1,25 см.
Размер бумаги – А4, книжный формат.
2. Оформление названий глав и параграфов
Названия глав пишутся прописными буквами. Можно дополнительно выделять их жирным шрифтом.
Переносы в заголовках (названиях глав и параграфов) не допускаются. В конце заголовка знаки препинания, кроме восклицательного и вопросительного знаков, не ставятся.
Короткие заголовки (менее 15 знаков) не должны печататься вразрядку (т. е. когда после каждой буквы идет пробел).
Длинные заголовки (более 40 знаков) размещают в несколько строк, но каждая строка по возможности должна иметь смысловое значение. Текст большого заголовка набирают через один интервал и без разрядки.
Нельзя печатать заголовок в конце страницы. Если на странице умещается менее трех строк идущего за заголовком текста, то заголовок и текст следует перенести на другую страницу.
Подзаголовки (названия параграфа) печатают строчными буквами. Для большей наглядности их выделяют и отбивают от текста дополнительными интервалами. Подзаголовки можно выделять подчеркиванием или набирать жирным шрифтом.
3. Оформление сносок (ссылок)
Сноска (ссылка) – примечание к тексту, библиографическая справка, перевод, толкование, помещаемые в нижней части страницы дипломной работы.
Указание на сноску делается в тексте путем проставления порядкового номера или другого знака, например*, после соответствующего слова в тексте.
В конце страницы, на которой отмечена ссылка, проводится черта, длиной не менее одной трети страницы (20 ударов), под которой печатаются сноски в том порядке, как они указаны в тексте. Сноски могут печататься меньшим шрифтом и через минимальный междустрочный интервал.
Порядок оформления сноски (ссылки):
1. Автор (фамилия, инициалы); точка. Если произведение написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если произведение написано четырьмя авторами и более, то указывают лишь первого, а вместо фамилий остальных авторов ставят "и др.".
2. Название произведения – без сокращений и кавычек; точка.
3. Выходные данные (место издания, издательство, год издания).
3.1. Место издания – с прописной буквы. Москва, Ленинград, Санкт-Петербург сокращенно – М., Л., СПб., точка и запятая; другие города полностью (Харьков, Минск) и запятая.
3.2. Наименование издательства – без кавычек; запятая. Наименование издательства пишут так, как указано на титульном листе издания.
3.3. Том, часть – пишут с прописной или строчной буквы сокращенно (т., ч.); точка или запятая. Выпуск с прописной и строчной буквы, сокращенно (вып.); точка.
3.4. Год издания. – Например: 1995. Слово "год" не ставят (ни полностью, ни сокращенно). В конце ставится точка.
3.5. Страницы – со строчной буквы, сокращенно (с.); точка.
4. В конце библиографического описания ставят точку.
5. Если на одной и той же странице делают несколько ссылок, то при повторении библиографических сведений достаточно указать "там же", поставить запятую и привести номера страниц, на которые делается ссылка.
4. Правила оформления списка использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы содержит перечень источников, книг и периодических изданий, на которые ссылается автор, и приводится отдельно в конце работы.
При оформлении списка рекомендуется придерживаться следующего порядка:
-источники;
- монографии (книги);
- брошюры;
- периодические издания: журналы, газеты.
Сначала перечисляются источники и литература на русском языке, затем – на иностранном. Если источники и литература приводятся также и в конце глав, то порядок остается прежним.
Названия источников, книг и периодических изданий нужно писать полностью без сокращений – от нулевого положения табулятора.
Например: Корниенко Г.М. "Холодная война": свидетельство ее участника. Мемуары. М., Международные отношения, 1995.
Порядок оформления списка тот же, как и при оформлении сносок (ссылок) – автор, название, место издания, издательство, год.
Страницы не указываются.
Если в дипломной работе были использованы периодические издания, то обязательно указывается номер и год издания журнала или номер и дата выхода газеты.
Представлять список использованных в работе интернет-сайтов не обязательно. Ссылки на использование информации из Интернета можно давать в тексте работы с указанием в скобках точного адреса страницы, а не просто адреса сайта, на котором она была размещена.
Ниже представлены правила набора знаков препинания, цифр, чисел и некоторых сокращений, которые могут быть использованы при оформлении учебно-исследовательской работы.
Правила набора знаков препинания, цифр, чисел и некоторых сокращений
Точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки - Печатаются без пробела с предшествующим словом
Дефис - Печатается без пробела с предшествующим и последующим словом
Процент, градус - Пишутся без пробела с цифрой, к которой они относятся: 115%, 60о
Кавычки, скобки - Перед раскрытием скобок, кавычек и после их закрытия делается пробел. Слова, которые заключаются в кавычки, скобки, пишутся без пробела. Пример: журнал "Наука и жизнь"; (аплодисменты)
Тире - Пишется с пробелом до этого знака и после него. Этим тире отличается от дефиса. Пример: Москва – столица нашей родины. Интервал в цифрах фиксируется знаком тире без пробелов. Пример: 12–15%, 1993–1994 гг.
Параграф, номер - Отделяются пробелом от цифры, к которой они относятся: № 18; § 23; (§§ 5–6).
Написание некоторых цифр, чисел - 4256; 21 245 или 3.245.317; четырехзначные числа разделяют на группы только в таблицах: 6 245, 2-я линия; 2-мя сутками; 2-метровый; 3-этажный; 6-й день.
5 2/3 – целое число отделяется пробелом.
Между знаками арифметических действий делается пробел: 100 + 250 = 350;
(а + в) = а2 + 2 ав + в2
Римские цифры - Римские цифры употребляются для обозначения веков, кварталов года, съездов, конференций, конгрессов, глав учебников и др. В VII главе; ХХ век; VIII съезд
Некоторые сокращения- См, м, км, км/час, кг, 200 т, 25 кг, 32 см. После цифры – пробел
Серия сообщений "Педагогика":
Часть 1 - Памятки учащемуся
Часть 2 - Линейка-трансформер