-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Nata-li2

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 2324


Елизавета Николаевна Водовозова (1844 - 1923)

Вторник, 15 Сентября 2015 г. 01:05 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Елизавета Николаевна Водовозова (1844 - 1923)

   Елизавета Николаевна Цевловская родилась в семье помещика в Поречье Смоленской губернии. Вместе с матерью переехала в Петербург, где по ходатайству дяди - генерала И.С. Ганецкого была зачислена в Смольный институт за казенный счет.

   Елизавета Николаевна окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у знаменитого педагога-реформатора К. Д. Ушинского, общение с которым сформировало ее жизненные и политические взгляды. В том же 1862 вышла замуж за преподавателя Смолного института Василия Ивановича Водовозова. Она и муж были в центре либерального движения шестидесятников, за что не раз подвергались гонениям со стороны правительства.

  После замужества вместе с мужем изучала школы и детские сады в Брюсселе, посетила всемирную выставку в Лондоне, побывала в Швейцарии и Париже. В конце января 1863 родилсяся сын Михаил.

   В 1863 Водовозова дебютировала статьёй «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?". В этой работе высказала свои взгляды на женскую эмансипацию.  

    "Наконец-то женщина явилась так, как ей должно быть, не рабой-труженицей, а независимой помощницей своего мужа." Главное место в статье было отведено резкой критики системы женского воспитания в России, которое "не только не приготовляет к самостоятельному труду, но и убивает и самую мысль о нем."

   В 1886 Водовозов был уволен из гимназии. С разгромом народнического движения Водовозовым было запрещено преподавать в государственных образовательных учреждениях. Семья очень нуждалась, второй сын был очень болезненным ребенком, и много денег уходило на врачей и лекарства. Елизавета Николаевна и Василий Иванович возложили свои надежды на литературно-педагогичеОна невесело засмеялась. - Я кино недавно смотрела про Елизавету - 22 Декабря 2013 - Blog - Softrusскую деятельность.   

  С 1870 Водовозова сотрудничает в педагогических изданиях "Детское чтение", "Народная школа", "Голос учителя". В 1871 вышел ее труд «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. Одна из основных педагогических идей Елизаветы Николаевны заключалась в том, что образовательные материалы должны быть максимально приближены к реальной жизни.   
 В первой части книги "На заре жизни" автор очень подробно и интересно рассказывает о жизни своей семьи и жизни других мелкопоместных дворян в глубокой российской провинции. В третьей части речь идет о ее увлечении либеральными идеями, знакомстве с шестидесятниками, воплощавшими их, и трудной жизни в условиях постоянного сопротивления властям.
  Муж Водовозовой с 1872 по 1875 постоянно был в разъездах, посещая страны Европы с целью изучения методов преподавания в школах и детских садах и педагогической литературы, а также руководил педагогическими курсами в Костраме, Оренбурге. Всеми своими проблемами, радостями, наблюдениями в поездках он делился со своей женой в письмах. Эти письма свидетельствуют о большой духовной близости между супругами на протяжении всей их совместной жизни.

  С 1875 выходит пользующаяся большой известностью работа  Елизавета Водовозовой "Жизнь европейских народов".
  С 1883 года муж Водовозовой перестает издавать отдельные книги, у него ухудшается здоровье. Выходят в свет его прежние произведения, редкие статьи и несколько сказок. Василий Иванович умер от рака желудка и пищевода 17 мая 1886 года. Похоронили его на Смоленском кладбище рядом со старшим сыном, умершим в 16 лет от туберкулеза в 1879.
   В 1887 году на писательницу обрушилось новое горе - арест и ссылка сына Василия. Через год подобная судьба постигла и младшего сына Николая. Оба они были участниками студенческого и революционного движения.
  Спустя два года после смерти мужа Елизавета Николаевна выходит замуж за его ученика и близкого друга историка Василия Ивановича Семевского - крупный ученый, профессиональный историк, общественный деятель, докторская диссертация по истории крестьянства, он первым проанализировал взгляды на крестьянский вопрос петрашевцев и других участников освободительного движения 19 века. Являлся основателем журнала и редактором журнала "Голос минувшего", один из создателей Трудовой народно-социалистической партии и член ее ЦК.
  В 1896 Елизавета Николаевна похоронила младшего сына, известного на то время публициста. 

  Елизавета  Водовозова пережила и второго мужа. Семевский умер в сентябре 1916 года, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

   Свою жизнь и воспоминания об Ушинском, Водовозове, Семевском Елизавета Николаевна описала в мемуарах. Она до конца своих дней сохраняла ясность мысли и творческие силы. В последние годы, прожитые ею уже при Советской власти, Елизавета Николаевна сокрушалась, что не может наблюдать в широком объеме современную жизнь, о которой необходимо все записать. Совсем незадолго до смерти она опубликовала последнюю главу своих воспоминаний "Житейские невзгоды".
  Публикация появилась в январской выпуске журнала "Голос минувшего" за 1923.
А уже в следующем номере этого журнала была напечатан некролог Елизаветы Николаевны Водовозовой.

Елизавета Водовозова



 
На заре жизни и другие воспоминания: Книга 1Книга 2История одного детства.

 

      Что дают человеку хвойные деревья

      От хвойных деревьев человеку так много удовольствия и выгоды, что их не мешало бы больше разводить и лучше предохранять от врагов.

      Когда идет рубка хвойных деревьев, множество работников толпится в лесу. Огромная куча этих деревьев уже свалена у опушки леса. Один крестьянин разрубает дерево, на короткие бревна, складывает их в телегу и отсылает продавать в город для топки печей. Другие работники кладут целые стволы на двуколки и отправляют к плотнику, который употребляет их на разные постройки или распиливает на доски, а потом стругает, чтобы сделать гладкими, для обшивки деревянных стен и домов. Зеленые хвои идут туда, где нужно что-нибудь предохранить от порчи. Несет ли торговка на рынок продавать дичь, она, если время жаркое, всунет в клюв тетерке целый пучок зеленых иголок; покойник ли в доме, — пол устилают ветвями ели. Сосновые иглы употребляют также для приготовления особой, так называемой, сосновой шерсти, из которой вяжут чулки, ткут материю для кофт, фуфаек и рубашек; доктора прописывают их тем, кто страдает устарелой простудой, колотьями, ревматизмом и другими болезнями. Ветви хвойных деревьев нередко служат для скота вместо соломы.

      В неурожайные годы, обыкновенно, не хватает соломы на подстилку рогатому скоту; тогда режут концы ветвей вместе с зелеными хвоями и устилают этим хлева и сараи. Но самая главная услуга, которую оказывают людям ель и сосна, состоит в том, что оба дерева дают много смолы. ...  Что дают человеку хвойные деревья

      Когда летом ласточка влетит к вам в открытое окно, поймайте ее и возьмите в руки на несколько минут, чтобы хорошенько ее разглядеть: ласточка никогда почти не может привыкнуть к неволе, и в клетке скоро умирает.

      Ласточка бодрая, красивая птичка, с длинными крыльями, с выемкой на конце хвоста, с синевато-черною, блестящею спинкою, с желтоватою грудью и буро-красным лбом и горлом. Перья у неё всегда прибраны, всегда она чиста, весела. Летает она так ловко и красиво, что в этом едва ли может сравниться с нею какая-нибудь другая птица. Она носится, как стрела, делает всевозможные повороты, огибает углы, пролетает чрез небольшие отверстия, поднимается так высоко, что совсем исчезает в облаках, спускается до самой земли, кувыркается в воздухе. Она может делать решительно всё во время своего полета и быстрых передвижений. На лету она схватывает мух, комаров, шмелей и разных мошек, на лету купается в воде, отряхивает перья и приводит их в порядок, на лету она поет и играет. Впрочем, иногда она садится на какой-нибудь забор, на крышу дома; сидит, греется на солнышке и поет. Ранним утром, на рассвете, когда в деревнях еще спит вся домашняя птица и ни откуда не слышно ни одного звука, ласточка первая начинает утреннюю песню. ...   Ласточка

В лошади для крестьянина всё его богатство; нет её у него, — он нищий, а у кого их две или три, того в деревне считают богачом. Лошадь — первая помощница крестьянина в тяжелых деревенских трудах, кормилица всей его семьи. Раннею весною, прежде чем начинаются полевые работы, крестьянин обстраивается или чинит свою старую постройку: лошадь возит доски, бревна, кирпичи, камни, колья и другие тяжести. Летом и осенью она помогает ему решительно во всем: вывозит навоз в поле, свозит хлеб на гумно; сено высохло — отвезет его в сарай. Зимою она возит дрова из лесу, хлеб на мельницу; покончены эти домашние работы, и крестьянин вместе с нею нанимается в город воду возить или перетаскивать какие-нибудь тяжести. Одним словом, лошадь вместе с крестьянином круглый год в постоянной работе.

      Лошадь такое смирное животное, так привязывается к хозяину и ко всей его семье, что в деревнях 6-7-ми летние мальчики смело управляют ею и часто сами работают с нею. Если ребенка прельстит показавшаяся на ветке векша или он, своими зоркими глазенками завидит в густой траве беленькие ушки зайчика и пустится его ловить, и то не беда. Конь идет, куда надо, сам завернет на свой двор, подойдет к хлеву и остановится там, где выгребают навоз. Распрягают ли лошадь, она понимает и это, и тут старается помочь хозяину: поворачивается то одной, то другой стороной подается вперед, пятится, вынимает голову из хомута; разнузданная, она сама идет в свое стойло. ...  Лошадь

 

    Нет у Насти больше удовольствия, как сидеть на дворе среди птиц и домашних животных.

      Родители Насти — простые крестьяне: летом, с раннего утра, отправляясь на работу в поле, они оставляют пятилетнюю девочку под присмотром Маши, своей одиннадцатилетней дочери. Но Маше некогда возиться с сестренкой: ей нужно дров натаскать, печку затопить, чтобы приготовить обед на всю семью, горшки да плошки перемыть, избу прибрать, полуторогодовалого братишку нянчить, которого ей приходится в люльке качать и на руках таскать. Где же ей тут еще с Настей возиться? Вся её забота о сестре ограничивается тем, что она, между делом, выбегает на крылечко, чтобы окликнуть девочку, посмотреть, не далеко ли та от избы отбежала, не затеяла ли игры близ колодца или канавы, а еще чаще, чтобы сунуть ей в руку ломоть хлеба или что-нибудь съестное.

      — Настя! Настя! Где ты? Бери скорее лепешку с картофелем, да смотри у меня, — сама ешь. Всем по одной лепешке сжарила. Птицам раздашь, так до вечера ничего не получишь.

      Настя прекрасно знала, что это не пустая угроза, но что же ей делать, когда, лишь только она уселась на крылечко, к ней наседка с цыплятами подбежала… Может ли она отказать крошечным, бесперым птенчикам? Как прогнать их в ту минуту, когда они так умильно на нее поглядывают, забегая то с той, то с другой стороны, теребят ее за рубашонку, за протянутые, босые ножки? Она очень экономно отщипывает от лепешки по маленькой, маленькой крошке и бросает то направо, то налево.

      — Будет, будет… всем дала… А тебе так и два раза! — отмахивалась она толстой ручонкой от цыпленка постарше, который продолжал назойливо теребить ее. ...

Настя

Рубрики:  просто интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку